Глава 1. Общая характеристика института гражданства в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Общая характеристика института гражданства в РФ



Введение

 

Одним из неотъемлемых признаков государства является объединение людей на основе гражданства. Гражданство, или подданство в монархических государствах, – это устойчивая правовая связь физического лица и государства, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Для человека статус гражданина того или иного государства означает предоставление ему наибольшего объема прав на территории этого государства, а также ту или иную степень государственной защиты (покровительства) за ее пределами.

Конституция РФ 1993г. закрепила институт гражданства РФ в первой главе, устанавливающей основы конституционного строя. Это указывает на значимость данного института для государства и его граждан.

Новый Закон о гражданстве внес изменения в определение понятия гражданства; также существенные коррективы внесены в порядок приобретения российского гражданства по рождению, в институт двойного гражданства. Новым в законодательстве о гражданстве является введение понятий общего и упрощенного порядка рассмотрения вопросов гражданства. Претерпел изменения и институт восстановления в гражданстве РФ. Выход из гражданства, так же как и прием в гражданство, осуществляется, в общем, и упрощенном порядке.

Таким образом, объектом исследования данной курсовой работы является институт гражданства в РФ. Предметом – непосредственно правовое регулирование приобретения, прекращения гражданства, статуса иностранных лиц и лиц без гражданства на территории РФ.

Цель работы состоит в сравнительно-правовом анализе положений нового Федерального закона “О гражданстве РФ” 2002г., с изменениями, внесенными Федеральным законом от 11 ноября 2003г. с положениями утратившего силу закона о гражданстве 1991г.

 

 

Задачи, решаемые в ходе работы:

1) рассмотреть новое определение понятия гражданства в Законе о гражданстве;

2) кратко рассмотреть основные этапы становления института гражданства в России;

3) охарактеризовать принципы российского гражданства, подчеркнуть изменения, внесенные новым ФЗ;

4) дать сравнительно-правовой анализ положений о порядке приобретения, прекращения гражданства РФ в рамках курсовой работы;

5) охарактеризовать правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства.

Для написания данной работы использовались нормативно-правовые акты: Конституция РФ 1993г., Конституция РСФСР 1918г., Конституции СССР 1924, 1937, 1977гг., Декреты ВЦИК и СНК РСФСР, Законы “О гражданстве СССР” 1938г., 1977г., “О гражданстве РФ” 1991г., 2002г. и др. акты, учебные материалы, периодика.

 

 

Глава 1. Общая характеристика института гражданства в РФ

Заключение

 

Необходимо отметить, что законодательство в сфере гражданства за десятилетний период претерпело существенные изменения, учитывающие как внутренние политико-правовые, социально-экономические, так и международные реалии. Принятие в 2002 году Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” свидетельствует о стремлении к укреплению российской государственности и сбалансированном сочетании интересов государства с правами и свободами человека. Вместе с тем новый Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” не решил всех проблем в сфере гражданства. Например, спорным представляется положение п. “в” ст. 20, дающее право отказать в прекращении гражданства России, если лицо не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения[33]. Понятно стремление авторов Федерального закона соблюсти Конвенцию ООН 1981 г. “О сокращении без гражданства”. Эта норма противоречит ст. 2 Конституции РФ, устанавливающей приоритет прав и свобод человека, ведь на нем и основано конституционное право на российское и любое другое гражданство[34].

Проблемным моментом является и то, что помимо пятилетнего срока проживания, необходимым условием приема в гражданство является наличие “законного источника средств к существованию”. Однако это понятие в Законе не определено. Является ли таким источником, например, пенсия, алименты, материальная помощь со стороны родственников и т.п.? Каков должен быть минимальный размер “средств к существованию”? При отсутствии четкой регламентации решение этого вопроса зависит исключительно от усмотрения чиновника, принимающего документы. Требование о наличии источника средств к существованию распространяется на беженцев и лиц, получивших политическое убежище в РФ (для этих лиц Закон не устанавливает исключения), хотя по отношению к ним такое требование негуманно и противоречит смыслу Закона о беженцах. Не оговорено в Законе и то обстоятельство, что срок предварительного проживания для таких лиц должен отсчитываться с момента получения соответствующего статуса, а не с момента получения вида на жительство. Само по себе это очевидно: беженец не должен получать вид на жительство, более того, получение вида на жительство влечет для него утрату статуса. Но вряд ли можно положиться на то, что это понимают все чиновники, работающие на местах.

Новый Закон вводит в качестве обязательного условия приема в гражданство подачу лицом заявления об отказе от имеющегося гражданства в полномочный орган соответствующего государства. Отказ от прежнего гражданства – широко распространенное в мировой практике условие приобретения нового гражданства, которое само по себе не вызывает возражений. Однако сама формулировка этой нормы порождает проблему, которая в Законе игнорируется. Заявление об отказе от гражданства должно подаваться одновременно с подачей остальных документов. А если будет принято отрицательное решение и в приеме в гражданство будет отказано? Тогда бывший иностранный гражданин рискует остаться лицом без гражданства. Кроме того, следует учитывать, что, согласно ст.8 Конвенции о гражданстве, государство не должно допускать выход из гражданства, если лицо не имеет гарантий приобретения иного гражданства (аналогичная норма содержится и в Законе). Таким образом, заявитель попадает в замкнутый круг: он не сможет отказаться от прежнего гражданства, пока не представит доказательство того, что ему будет предоставлено российское гражданство. Об этом авторы Закона явно не думали. Тот же пункт об отказе от иного гражданства содержит неопределенную формулировку об освобождении лица от отказа, “если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин”[35]. Она допускает произвольное толкование, вследствие чего вопрос об освобождении от отказа решается по усмотрению чиновника, который принимает документы.

Еще одно новое требование приема в гражданство – владение русским языком. Не говоря о политической бестактности самой формулировки (следовало бы написать “государственным языком РФ”), в условиях федеративного многонационального, а, следовательно, многоязыкового государства, это требование представляется сомнительным с точки зрения Конституции и принципов гражданства, изложенных в самом же новом Законе о гражданстве. Если говорить о гражданах – коренных жителях национальных республик, то некоторые из них владеют русским языком весьма поверхностно, а кое-кто не владеет вовсе, но это никоим образом не ущемляет их гражданства. Гражданство РФ является равным независимо от оснований его приобретения. Если лицо, ходатайствующее о приеме в российское гражданство, в силу происхождения или иных обстоятельств в достаточной мере владеет одним из национальных языков РФ, то почему к нему должно предъявляться требование владеть еще и русским языком, если к гражданину такое требование предъявлено быть не может?[36]

Таким образом, несмотря на то, что новый Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” и изменения к нему от 11 ноября 2003г. решили многие проблемы и фактически вывели на новый уровень законодательное решение вопросов, многое еще предстоит сделать для разрешения рассмотренных выше проблем. Так, представляется необходимой оптимизация процесса реализации заключенных в рамках СНГ договоров и соглашений, регулирующих вопросы правового статуса граждан государств-участников, а также вопросы приобретения гражданами гражданства других государств, участников соглашений. Некоторые подписанные Российской Федерацией конвенции в рамках СНГ носят декларативный характер, в том числе и по причине недостаточно отработанных механизмов ответственности и контроля над их исполнением. Не способствуют реализации на практике международных норм, регулирующих вопросы гражданства, и большие задержки в сроках ратификации международных соглашений Государственной Думой Российской Федерации.

Изменения в государственно-правовой природе института российского гражданства, его правовом регулировании затрагивают вопросы, тесно связанные с институтом гражданства: соотечественники, беженцы, переселенцы, иностранные рабочие, – обусловливая необходимость и их правового изменения.

Важнейшей задачей в настоящее время является приведение законодательства о гражданстве в соответствие с Конституцией РФ, а также решение вопросов о гражданстве республик в составе России на законодательном уровне и о двойном гражданстве.

 

Введение

 

Одним из неотъемлемых признаков государства является объединение людей на основе гражданства. Гражданство, или подданство в монархических государствах, – это устойчивая правовая связь физического лица и государства, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Для человека статус гражданина того или иного государства означает предоставление ему наибольшего объема прав на территории этого государства, а также ту или иную степень государственной защиты (покровительства) за ее пределами.

Конституция РФ 1993г. закрепила институт гражданства РФ в первой главе, устанавливающей основы конституционного строя. Это указывает на значимость данного института для государства и его граждан.

Новый Закон о гражданстве внес изменения в определение понятия гражданства; также существенные коррективы внесены в порядок приобретения российского гражданства по рождению, в институт двойного гражданства. Новым в законодательстве о гражданстве является введение понятий общего и упрощенного порядка рассмотрения вопросов гражданства. Претерпел изменения и институт восстановления в гражданстве РФ. Выход из гражданства, так же как и прием в гражданство, осуществляется, в общем, и упрощенном порядке.

Таким образом, объектом исследования данной курсовой работы является институт гражданства в РФ. Предметом – непосредственно правовое регулирование приобретения, прекращения гражданства, статуса иностранных лиц и лиц без гражданства на территории РФ.

Цель работы состоит в сравнительно-правовом анализе положений нового Федерального закона “О гражданстве РФ” 2002г., с изменениями, внесенными Федеральным законом от 11 ноября 2003г. с положениями утратившего силу закона о гражданстве 1991г.

 

 

Задачи, решаемые в ходе работы:

1) рассмотреть новое определение понятия гражданства в Законе о гражданстве;

2) кратко рассмотреть основные этапы становления института гражданства в России;

3) охарактеризовать принципы российского гражданства, подчеркнуть изменения, внесенные новым ФЗ;

4) дать сравнительно-правовой анализ положений о порядке приобретения, прекращения гражданства РФ в рамках курсовой работы;

5) охарактеризовать правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства.

Для написания данной работы использовались нормативно-правовые акты: Конституция РФ 1993г., Конституция РСФСР 1918г., Конституции СССР 1924, 1937, 1977гг., Декреты ВЦИК и СНК РСФСР, Законы “О гражданстве СССР” 1938г., 1977г., “О гражданстве РФ” 1991г., 2002г. и др. акты, учебные материалы, периодика.

 

 

Глава 1. Общая характеристика института гражданства в РФ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.011 с.)