Понятие, основные правовые нормы при становлении института гражданства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, основные правовые нормы при становлении института гражданства



 

Характерным признаком государства является установление института гражданства (подданства). Наличие гражданства влечет за собой многочисленные правовые последствия для данного человека, и в частности – определяет объем прав и свобод, которыми он пользуется в государстве.

Под гражданством в науке конституционного права понимают устойчивую правовую связь физического лица с определенным государством, в силу которой на данное лицо распространяется суверенная государственная власть, как в пределах данного государства, так и вне его границ.

Правовая принадлежность человека к тому или иному государству это – юридическое состояние лица, в силу которого оно обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного государства и может пользоваться его защитой и покровительством[1].

Основные положения, регулирующие вопросы гражданства, содержатся в Конституции РФ[2]. Конституционные основы института гражданства развиваются и конкретизируются в Законе “О гражданстве РФ” от 1 июля 2002г., с изменениями от 11 ноября 2003г.

Рассмотрим основные этапы развития института гражданства в России.

В царской России понятия гражданства не существовало. Первым актом советской власти о вопросах гражданства был Декрет ВЦИК РСФСР “Об уничтожении сословий и гражданских чинов” от 23 ноября 1917 г., упразднивший все существовавшие в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно все гражданские чины. Декрет установил единый правовой статус для всего населения России – “граждан Российской Республики”[3]. Среди правовых актов РСФСР о вопросах гражданства особое место занимают Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 г. “О приобретении прав Российского гражданства”[4], Декрет СНК РСФСР от 22 августа 1921 г. “О принятии иностранцев в российское гражданство”[5], Декрет СНК РСФСР от 28 октября 1921 г. “О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей”[6].

Конституция РСФСР 1918 г. отнесла к полномочиям Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики[7]. Первая союзная Конституции 1924 г., как и все последующие конституции СССР, установила единое союзное гражданство для граждан союзных республик[8]. Следует отметить, что, несмотря на существование в конституциях союзных и автономных республик нормы о республиканском гражданстве (что обусловлено признанием государственной природы союзных и автономных республик, входивших в состав СССР), юридического оформления гражданства союзных, а тем более автономных, республик не было, поскольку все граждане получали единый паспорт гражданина СССР, без указания его принадлежности к гражданству союзной или автономной республики. К тому же союзные республики не имели своих законов о гражданстве, действовали лишь указы Президиумов Верховных Советов о порядке принятия в республиканское гражданство. Решение же вопросов о выходе из гражданства и лишение его входило в компетенцию Президиума Верховного Совета СССР. Таким образом, основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определялись законодательством о гражданстве СССР.

Конституция 1924 г. закрепила нормы, в соответствии с которыми именно Союзу ССР предоставлялось право устанавливать отправные положения и принципы этой отрасли законодательства. Издание союзных актов о вопросах гражданства, носивших основополагающий характер, создавало соответствующую базу для законодательства союзных республик. В развитие указанных конституционных норм в СССР последовательно были приняты и действовали следующие союзные акты: Положение о союзном гражданстве от 29 октября 1924 г.[9], Положение о гражданстве Союза ССР от 13 июня 1930 г., Положение о гражданстве СССР от 22 апреля 1931 г.[10]

В 1938 г. был принят первый Закон “О гражданстве СССР”[11]. Он устанавливал правовую норму, регламентирующую признание советского гражданства. Тем самым был конкретно определен и уточнен круг лиц, являющихся советскими гражданами.

Закон 1938 г. установил, что иностранцы независимо от их национальности и расы принимаются в советское гражданство по их ходатайству Президиумом Верховного Совета СССР или Президиумом Верховного Совета союзной республики, в пределах которой эти иностранцы проживают[12]. Существовавший ранее так называемый упрощенный порядок приобретения советского гражданства был отменен. Выход из советского гражданства стал разрешаться исключительно Президиумом Верховного Совета СССР. Лишение советского гражданства производилось по особому в каждом конкретном случае Указу Президиума Верховного Совета СССР.

Впервые в истории советской законодательной практики было установлено правовое понятие “лицо без гражданства”[13]. Таковым стало признаваться всякое проживающее на территории СССР лицо, не являющееся советским гражданином, но и не имеющее доказательств своей принадлежности к иностранному гражданству.

В последующие годы возникла необходимость издания указов Президиума Верховного Совета СССР, регламентирующих порядок приобретения и восстановления советского гражданства, а также выхода из него[14]. Принятие этих указов было вызвано расширением территории СССР, вхождением в состав Союза новых союзных республик.

За лицом, являвшимся гражданином СССР, не признавалась принадлежность к гражданству иностранного государства. Принцип непризнания двойного гражданства также нашел закрепление в международно-правовых соглашениях (конвенциях), заключенных Советским Союзом с рядом социалистических стран по поводу предотвращения и сокращения случаев двойного гражданства.

Через 40 лет после принятия первого закона о гражданстве был принят второй – Закон СССР “О гражданстве СССР” 1978 г., основанный на Конституции СССР 1977 г. В Законе говорилось, что “гражданство СССР является равным для всех советских граждан независимо от оснований его приобретения”[15]. В отличие от Закона 1938 г., выделялись несколько способов сохранения гражданства СССР (при заключении и расторжении брака, проживании за границей), а также устанавливалась защита граждан государством. В Законе 1978 г. обнаруживается более детальное структурирование, были выделены конкретные части, в которых рассматривались приобретение и утрата гражданства СССР, его восстановление, шесть статей было уделено гражданству детей при изменении гражданства родителей и при усыновлении. Также было уделено внимание рассмотрению заявлений и представлений по вопросам гражданства, в том числе международным договорам.

Произошедшие в СССР в 1990-х годах политико-правовые изменения обусловили изменение союзного законодательства о гражданстве. Принятый в мае 1990 г. Закон “О гражданстве СССР” можно характеризовать как начало демократизации правового регулирования института гражданства, в частности, было введено запрещение лишения человека гражданства.

Российское законодательство о гражданстве начало свое развитие с Закона РФ № 1948-1 от 28 ноября 1991 г. “О гражданстве Российской Федерации”[16]. Принятый сразу после распада СССР, в условиях становления российской государственности, Закон РФ “О гражданстве Российской Федерации” 1991 г. обеспечил решение основной проблемы переходного периода – закрепил правовой статус бывших граждан СССР, проживающих на территории РФ, как граждан суверенной России, учел возникшие новые взаимоотношения с независимыми государствами бывшего СССР и предоставил возможность бывшим гражданам СССР реализовать свои права на гражданство в Российской Федерации.

Законом РФ “О гражданстве Российской Федерации” 1991 г. были установлены следующие принципы гражданства: единое гражданство, открытое и свободное гражданство, равное гражданство независимо от оснований его приобретения, невозможность выдачи гражданина РФ другому государству, возможность иметь двойное гражданство, сохранение гражданства за лицами, проживающими за пределами РФ, защита и покровительство граждан РФ, находящихся за пределами РФ, недопустимость лишения человека гражданства[17].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.69 (0.009 с.)