Гражданство детей и недееспособных лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданство детей и недееспособных лиц



 

В Законе о гражданстве РФ специальная глава посвящена регулированию гражданства детей и водителей, опекунов и попечителей; гражданства недееспособных лиц. Изменение гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве максимально полно учитывает интересы ребенка. Следует принять во внимание желание детей, могущих в соответствующем возрасте делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства у детей, и в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их интересах.

В Законе установлено, что ребенок приобретает гражданство РФ, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство РФ. И гражданство РФ ребенка прекращается при прекращении гражданства РФ обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Перечислены положения гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства РФ одним из его родителей, а также при усыновлении (удочерении).

Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина РФ, приобретают гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.

Ребенок или недееспособное лицо, находящиеся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении РФ, приобретает гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо.

Ребенок или недееспособное лицо, которые являются гражданами РФ и над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство РФ.

Споры между родителями, опекунами или попечителями о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка недееспособного.

 

 

Заключение

 

Необходимо отметить, что законодательство в сфере гражданства за десятилетний период претерпело существенные изменения, учитывающие как внутренние политико-правовые, социально-экономические, так и международные реалии. Принятие в 2002 году Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” свидетельствует о стремлении к укреплению российской государственности и сбалансированном сочетании интересов государства с правами и свободами человека. Вместе с тем новый Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” не решил всех проблем в сфере гражданства. Например, спорным представляется положение п. “в” ст. 20, дающее право отказать в прекращении гражданства России, если лицо не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения[33]. Понятно стремление авторов Федерального закона соблюсти Конвенцию ООН 1981 г. “О сокращении без гражданства”. Эта норма противоречит ст. 2 Конституции РФ, устанавливающей приоритет прав и свобод человека, ведь на нем и основано конституционное право на российское и любое другое гражданство[34].

Проблемным моментом является и то, что помимо пятилетнего срока проживания, необходимым условием приема в гражданство является наличие “законного источника средств к существованию”. Однако это понятие в Законе не определено. Является ли таким источником, например, пенсия, алименты, материальная помощь со стороны родственников и т.п.? Каков должен быть минимальный размер “средств к существованию”? При отсутствии четкой регламентации решение этого вопроса зависит исключительно от усмотрения чиновника, принимающего документы. Требование о наличии источника средств к существованию распространяется на беженцев и лиц, получивших политическое убежище в РФ (для этих лиц Закон не устанавливает исключения), хотя по отношению к ним такое требование негуманно и противоречит смыслу Закона о беженцах. Не оговорено в Законе и то обстоятельство, что срок предварительного проживания для таких лиц должен отсчитываться с момента получения соответствующего статуса, а не с момента получения вида на жительство. Само по себе это очевидно: беженец не должен получать вид на жительство, более того, получение вида на жительство влечет для него утрату статуса. Но вряд ли можно положиться на то, что это понимают все чиновники, работающие на местах.

Новый Закон вводит в качестве обязательного условия приема в гражданство подачу лицом заявления об отказе от имеющегося гражданства в полномочный орган соответствующего государства. Отказ от прежнего гражданства – широко распространенное в мировой практике условие приобретения нового гражданства, которое само по себе не вызывает возражений. Однако сама формулировка этой нормы порождает проблему, которая в Законе игнорируется. Заявление об отказе от гражданства должно подаваться одновременно с подачей остальных документов. А если будет принято отрицательное решение и в приеме в гражданство будет отказано? Тогда бывший иностранный гражданин рискует остаться лицом без гражданства. Кроме того, следует учитывать, что, согласно ст.8 Конвенции о гражданстве, государство не должно допускать выход из гражданства, если лицо не имеет гарантий приобретения иного гражданства (аналогичная норма содержится и в Законе). Таким образом, заявитель попадает в замкнутый круг: он не сможет отказаться от прежнего гражданства, пока не представит доказательство того, что ему будет предоставлено российское гражданство. Об этом авторы Закона явно не думали. Тот же пункт об отказе от иного гражданства содержит неопределенную формулировку об освобождении лица от отказа, “если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин”[35]. Она допускает произвольное толкование, вследствие чего вопрос об освобождении от отказа решается по усмотрению чиновника, который принимает документы.

Еще одно новое требование приема в гражданство – владение русским языком. Не говоря о политической бестактности самой формулировки (следовало бы написать “государственным языком РФ”), в условиях федеративного многонационального, а, следовательно, многоязыкового государства, это требование представляется сомнительным с точки зрения Конституции и принципов гражданства, изложенных в самом же новом Законе о гражданстве. Если говорить о гражданах – коренных жителях национальных республик, то некоторые из них владеют русским языком весьма поверхностно, а кое-кто не владеет вовсе, но это никоим образом не ущемляет их гражданства. Гражданство РФ является равным независимо от оснований его приобретения. Если лицо, ходатайствующее о приеме в российское гражданство, в силу происхождения или иных обстоятельств в достаточной мере владеет одним из национальных языков РФ, то почему к нему должно предъявляться требование владеть еще и русским языком, если к гражданину такое требование предъявлено быть не может?[36]

Таким образом, несмотря на то, что новый Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” и изменения к нему от 11 ноября 2003г. решили многие проблемы и фактически вывели на новый уровень законодательное решение вопросов, многое еще предстоит сделать для разрешения рассмотренных выше проблем. Так, представляется необходимой оптимизация процесса реализации заключенных в рамках СНГ договоров и соглашений, регулирующих вопросы правового статуса граждан государств-участников, а также вопросы приобретения гражданами гражданства других государств, участников соглашений. Некоторые подписанные Российской Федерацией конвенции в рамках СНГ носят декларативный характер, в том числе и по причине недостаточно отработанных механизмов ответственности и контроля над их исполнением. Не способствуют реализации на практике международных норм, регулирующих вопросы гражданства, и большие задержки в сроках ратификации международных соглашений Государственной Думой Российской Федерации.

Изменения в государственно-правовой природе института российского гражданства, его правовом регулировании затрагивают вопросы, тесно связанные с институтом гражданства: соотечественники, беженцы, переселенцы, иностранные рабочие, – обусловливая необходимость и их правового изменения.

Важнейшей задачей в настоящее время является приведение законодательства о гражданстве в соответствие с Конституцией РФ, а также решение вопросов о гражданстве республик в составе России на законодательном уровне и о двойном гражданстве.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.007 с.)