ТОП 10:

Внешнеполитическая позиция Российской Федерации в отношении интеграции в регионе бывшего СССР во второе постсоветское десятилетие (2000 - 2010 гг.)



 

мая 2000 года в должность Президента Российской Федерации вступил В.В. Путин. Приход нового президента ознаменовал собой начало новой эры во внешней и внутренней политике современной России.

Новое видение внешней политики страны было изложено в новой Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом 28 июня 2000 года.

Уже в разделе "Общие положения" говорится, что "международная обстановка, сложившаяся к началу XXI века, потребовала переосмысления общей ситуации вокруг Российской Федерации, приоритетов российской внешней политики и возможностей ее ресурсного обеспечения".

Сменились приоритеты России и в вопросах интеграции на постсоветском пространстве. Региональная интеграция теперь стоит за приоритетами РФ в решении глобальных проблем.

Сходство с предыдущей Концепцией заканчивается на первом абзаце: "Приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) задачам национальной безопасности страны".

Далее описываются новые принципы сотрудничества в рамках Содружества, которое к тому времени по-прежнему оставалось наиболее крупной и влиятельной формой интеграции. На вооружение принимается новый принцип "разноскоростной и разноуровневой интеграции". При этом Россия по собственному желанию будет определять "параметры и характер своего взаимодействия с государствами - участниками СНГ как в целом в СНГ, так и в более узких объединениях, в первую очередь в Таможенном союзе, Договоре о коллективной безопасности".

Первостепенной же задачей концепция определяет укрепление Союза Беларуси и России, поскольку считает его высшей на тот момент формой интеграции двух суверенных государств.

Отдельно упоминается о борьбе с терроризмом в рамках интеграционных объединений региона.

Серьезный акцент должны были приобрести экономические формы интеграции с перспективой создания ЗСТ.

Фактически новая Концепция внешней политики констатировала отказ от концентрации всех усилий на интеграции в рамках стагнирующего СНГ. Предлагая принцип разноуровневой и разноскоростной интеграции, она открывает дорогу возникновению нескольких других форм сотрудничества, в которых данный принцип будет реализован. Речь здесь идет о возникшей в течение этого десятилетия "троице": ЕврАзЭС, ЕЭП и Таможенный союз.

В рамках нового видения интеграционных объединений на постсоветском пространстве, новая Концепция делает еще один шаг в сторону рационализации сотрудничества, основанного на экономической взаимовыгоде.

С одной стороны, в перспективе реализация идеи ЕЭП и единого таможенного пространства в рамках ЕврАзЭС может принести серьезные экономические выгоды странам-участницам. С другой, такой подход не имеет никаких гарантий долгосрочного сотрудничества, которое скреплено чем-то большим, чем рациональная выгода.

Наметив новые ориентиры в интеграции на постсоветском пространстве, новая позиция РФ не решила проблемы реформирования СНГ. Содружество, таким образом, продолжая существовать, все больше приобретало форму политического междусобойчика, где на фоне громких заявлений отсутствует реальная деятельность.

За два срока президентства В.В. Путина в мире произошли новые глобальные сдвиги, которые нанесли серьезный удар по доминированию Западных стран и США в мировой политике и экономике. Данные сдвиги обозначали новые центры силы, такие как Китай и Индия, способные бросить вызов лидерам старым.

Эти события были учтены новым Президентом РФ Д.А. Медведевым, вступившим в должность в мае 2008 года, при утверждении новой Концепции внешней политики РФ.

Данная Концепция, как и ее предшественницы, содержит ряд публичных акцентов, которые должны определять внешнюю политику РФ на постсоветском пространстве.

Если предыдущие концепции постсоветское пространство ограничивали регионом СНГ, т.е. вообще не относя к нему Прибалтийские страны (Эстония, Латвия, Литва), то новая обращает на них внимание. Внешняя политика в отношении стран Прибалтики больше не погружается полностью в рамки отношений с Европейским Союзом. Безусловно, до реального включения в существующие в регионе процессы Прибалтийских стран, учитывая глубину противоречий, еще очень далеко. Однако сам факт выделения трех этих стран из поля "новая Европа" в отдельную группу свидетельствует о серьезных сдвигах во внешней политике РФ на постсоветском пространстве. На данный момент Концепция ограничивается требованием от этих стран соблюдения прав русскоязычных граждан.

Концепция трансформирует философию СНГ. Теперь оно представляется как неполитическая организация, форум для политического диалога (а не принятия практических решений), и как "механизм сотрудничества с приоритетами в сферах экономики, гуманитарного взаимодействия и т.п.".

Концепция окончательно переводит отношения со странами СНГ на рыночные основы: "Россия подходит к торгово-экономическим связям с государствами - участниками СНГ…придерживаясь рыночных принципов в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений…"

Отныне СНГ концептуально рассматривается как поле для новой избирательной интеграции с теми странами, кто "проявляет готовность к стратегическому партнерству и союзничеству". Это касается таких стран как Белоруссия и Казахстан, и сотрудничеству с ними в рамках ЕврАзЭС.

Задачи строительства Союзного государства Белоруссии и России также переводятся на рыночные основания. Это должно осуществиться путем поэтапного перевода отношений между странами на рыночные принципы в процессе формирования единого экономического пространства.

ОДКБ Концепция впервые отводит роль полноценной интеграционной структуры. Утверждается ее приоритет в Евразии перед лицом экспансии НАТО. ОДКБ должна стать стержневым институтом обеспечения безопасности в регионе. Такое внимание к ОДКБ объясняется абсолютно объективным недовольством России по поводу расширения НАТО за счет бывших республик СССР - Грузии и Украины.

В целом можно сказать, что во втором постсоветском десятилетии во внешнеполитической позиции РФ в отношении интеграции в регионе утвердился подход, представляющий интеграцию как процессы разноуровневого экономического сотрудничества на основе рыночных принципов, взамен подходу 1-ого десятилетия, предлагавшего полноценную политико-экономическую интеграцию, или даже "реинтеграцию" стран бывшего СССР.


Заключение

 

Подводя итоги проведенному исследованию, можно с уверенностью сказать, что как каждая форма интеграции в регионе имеет набор противоречий, так и внешнеполитические подходы России к участию в этих формах тоже весьма противоречивы.

Перед автором данное исследование отчетливо поставило вопрос о философских и рационально-обывательских основаниях интеграции. Собственно, те противоречия, о которых упомянуто выше, есть следствие данной дихотомии.

С философской, а, следовательно, цивилизационной и, в определенной степени, геополитической точки зрения не существует альтернативы "реинтеграции" постсоветского пространства в новую наднациональную общность.

С рационально-обывательской - любая форма интеграции хороша настолько, насколько она приносит сиюминутную выгоду.

Автор не скрывает того, что он приверженец философской точки зрения. Поэтому современная внешнеполитическая позиция РФ в отношении интеграции на постсоветском пространстве, с его точки зрения, должна быть подвергнута критическому анализу и переосмыслению. Такой подход не может служить надежным проводником в современном "глобализующемся" мире, который ставит перед человечеством новые сверхзадачи, решить которые представляется возможным только путем тесного регионального сотрудничества.


Список литературы

 

1. Бугров Р.В. Интеграция в теории международных отношений: обзор современных подходов. - статья найдена через поисковую систему www.google.com <http://www.google.com>

.   Жильцов С.С. Эволюция политики России на постсоветском пространстве. - М.: Восток-Запад, 2010.

.   Косикова Л.С. Интеграционные проекты России на постсоветском пространстве: идеи и практика / Научный доклад. - М.: Ин-т экономики РАН, 2008.

.   Панарин А.С. Философия политики. - М.: Новая школа, 1996.

.   Пивовар Е.И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. - СПб.: Алетейя, 2008.

.   Шишков Ю.В., Указ. Соч.

.   Чистилин Д.К. Самоорганизация мировой экономики: Еврзайский аспект. М.: ЗАО Экономика, 2004.

.   Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. 1983.

.   Hoffmann S., The European Sisyphus: Essays on Europe, 1964-1994. - Boulder, 1995.

.   Marks G., Hooghe L., Blank K., Integration Theory, Subsidiarity and the Internationalisation of Issues: The Implication for Legitimacy / EUI Working Paper RSC No.

.   Moravscik, A., Preferences and Power in the European Community: A Liberal Intergovernmental Approach. // Journal of Common Market Studies, Vol.31, 1993.

.   Taylor P., International Organization in the Modern World: The Regional and the Global Process. - L., 1993.

.   Wheare K., Federal Government. - Oxford, 1963, Ch., 1.

.   Российская газета. 2004.20 февр.

.   Договор о Создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года - взят с Информационно-аналитического портала Союзного государства - http://www.soyuz. by/ru/? guid=10447

.   Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года с последующими изменениями от 25 января 2006 и 6 октября 2007 годов - взят с официального сайта ЕврАзЭС - http://www.evrazes.com/docs/view/3

.   Концепция ЕЭП - найдена через поисковую систему www.google.ru

.   Концепция внешней политики РФ от 23 апреля 1993 года - Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в четырех томах. Т.4 - М.: МГИМО МИД России, 2002 г.

.   Концепция внешней политики РФ от 28 июня 2000 года - Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в четырех томах. Т.4 - М.: МГИМО МИД России, 2002 г.

.   Концепция внешней политики РФ от 15 июля 2008 - взята с официального сайта Президента РФ - <http://www.kremlin.ru/acts/785>

.   Устав ОДКБ от 7 октября 2002 года - взят с официального сайта ОДКБ http://www.dkb.gov.ru/start/index. htm

.   Устав СНГ от 22 января 1993 года - взят с сайта Исполнительного комитета СНГ - http://www.cis. minsk. by/page. php? id=180







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.005 с.)