ТОП 10:

Внешнеполитическая позиция Российской Федерации в отношении интеграции в регионе бывшего СССР в первое постсоветское десятилетие (1991 - 2000 гг.)



 

Базовым документом для анализа внешнеполитической позиции РФ служит Концепция внешней политики Российской Федерации. Первая концепция была утверждена Распоряжением Президента Российской Федерации Б.Н. Ельциным от 23 апреля 1993 года.

К этому времени на постсоветском пространстве существовало одно большое интеграционное объединение - СНГ. В Концепции внешней политики в главе "Основные направления внешнеполитической деятельности" Содружеству посвящен 1-ый параграф. Согласно ему, отношения со странами-членами этой организации и в рамках этой организации должны получить приоритетное значение во внешней политике РФ. Сотрудничество в рамках организации должно быть выведено "на уровень полномасштабных межгосударственных отношений, обеспечивающих полнокровное сотрудничество с ними во всех областях на основе взаимности".

По мнению, выраженному в Концепции, политическая интеграция бывших советских республик - это единственная возможная форма обеспечения стабильности прав и свобод человека, выполнения норм международного права на постсоветском пространстве.

Приоритетными признаются многосторонние формы взаимодействия в регионе, взамен двухсторонним соглашениям.

Согласно Концепции, Россия выделяет следующие цели интеграции страны в рамках СНГ:

.   Превращение Содружества в действенное межгосударственное формирование суверенных субъектов международного общения. При этом интересам России отвечал бы максимально достижимый охват взаимными обязательствами участников СНГ различных сфер межгосударственного общения.

2. СНГ должно стать главным механизмом взаимодействия формирующих его государств.

.   Укрепление единого военно-стратегического пространства. При этом, Россия считает необходимым обеспечение ею единого централизованного административного и оперативного контроля над ядерным оружием. Вопросы дислокации Российских войск в регионе бывшего СССР должны рассматриваться в связке с положениями о контроле над ядерным оружием.

.   Сохранение жизнеспособной структуры хозяйственных взаимоотношений, решение проблем денежного обращения, правого упорядочения экономических связей между странами-участниками.

.   Обеспечение защиты прав граждан России, проживающих за пределами Федерации, в других странах-членах Содружества.

.   Сохранение и упрочнение научно-технического и культурного сотрудничества. "Россия может и должна стать притягательным центром для других участников СНГ, при условии задействования этого потенциала в гражданских областях".

.   Взаимодействие в вопросах поддержания правопорядка, борьбы с преступностью, наркобизнесом, оказания правовой помощи в уголовных и гражданских делах.

При установке на вовлечение в интеграцию как можно большего числа сфер жизнедеятельности общества и при том, что Россия являлась сильнейшим геополитическим субъектом региона, в рамках официальной Концепции, она отказывается от бремени лидерства, делая упор на равноправное сотрудничество в рамках Содружества: "Было бы ошибкой считать, что за этим скрывается претензия на роль нового "центра" Содружества, либо что российский интерес настолько велик, что его реализация может быть оплачена любой ценой. Объективность такова, что интерес здесь взаимный, и, соглашаясь на компромиссные развязки возникающих проблем, Россия, вместе с тем, не будет оплачивать развитие отношений односторонними уступками в ущерб своим государственным интересам, ущемлением прав выходцев из России".

Подход РФ к интеграции на постсоветском пространстве в период с 1991 по 2000 года Л. Косикова называет попыткой реализации модели "политико-экономического союза типа Евросоюза".

Целью развития такого союза, которым должно было стать Содружество Независимых Государств, является формирование общего экономического пространства (ОЭП) и общей системы безопасности государств - участников альянса.

Основной предпосылкой формирования ОЭП является наличие однородной экономической среды. Экономическая интеграция протекает в несколько этапов: Зона свободной торговли (ЗСТ); Таможенный союз (ТС); Общий рынок (ОР); Экономический союз (ЭС); Валютный союз (ВС). В первой главе мы рассмотрели основные характеристики каждого из этих этапов.

Реализация данной модели интеграции Россией и странами СНГ нашла отражение в основных документах по интеграции Содружества - в Договоре о создании Экономического союза стран СНГ (1993 г.), Договоре о Таможенном союзе и ЕЭП России, Казахстана, Беларуси, Киргизии и Таджикистана (1997 г.). Чуть позже, попытка реализации этой модели привела к возникновению ЕврАзЭС и Союзного Государства России и Беларуси.

За формирование общей системы безопасности в рамках подхода должен был отвечать ДКБ.

Данная модель экономической интеграции, согласно федералистскому подходу, плодом деятельности которого она является, должна вести к формированию федерации или конфедерации сотрудничающих государств. Такая структура требует целенаправленной работы по укреплению ее геополитической и геоэкономической конструкции, постоянных капитальных вложений.

На практике, такой подход России к интеграции на постсоветском пространстве оказался провальным. Главной объективной причиной этого провала стало несоблюдение принципиального положения модели об однородности экономического пространства. Рыночные реформы протекали в странах-участницах СНГ с разной степенью интенсивности, и при условии разрыва хозяйственных связей ранее единой экономической системы в регионе бывшего СССР не сформировалось однородного экономического поля. Данные негативные последствия распада СССР и рыночных реформ, последовавших в бывших союзных республиках, привели к неэффективному экономическому сотрудничеству.

При этом, все большее усиливающееся политическое влияние США и стран Запада в регионе помноженное на центробежные силы в кругах суверенных элит привели к расшатыванию политической целостности интеграционного объединения СНГ.

К моменту президентства В.В. Путина большинство участников Содружества Независимых Государств осознали необходимость фундаментального реформирования организации.

Российское руководство осознало, что необходимо не только реформирование существующего интеграционного проекта, но и общего подхода сотрудничества со странами региона.

Данные обстоятельства привели к тому, что в 2000 году, в рамках новой Концепции внешней политики Российской Федерации, позиция РФ в отношении интеграции на постсоветском пространстве была поставлена на новую концептуальную основу.

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.006 с.)