ТОП 10:

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению интеграционных процессов



Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению интеграционных процессов

1.1 Понятие и сущность теории интеграции

1.2 Характерные особенности интеграционных теорий в подходах разных научных школ

Глава 2. Интеграционные объединения на постсоветском пространстве

2.1 Общие характеристики Постсоветского пространства

2.2 Механизмы политической интеграции на постсоветском пространстве

2.3 Механизмы экономической интеграции на постсоветском пространстве

Глава 3. Эволюция внешнеполитической позиции российской федерации в отношении интеграции на постсоветском пространстве

3.1 Внешнеполитическая позиция Российской Федерации в отношении интеграции в регионе бывшего СССР в первое постсоветское десятилетие (1991 - 2000 гг.)

3.2 Внешнеполитическая позиция Российской Федерации в отношении интеграции в регионе бывшего СССР во второе постсоветское десятилетие (2000 - 2010 гг.)

Заключение

Список литературы


Введение

 

Советский Союз - наше неотъемлемое прошлое, постсоветское пространство - наше неотъемлемое настоящее и будущее. Мы имеем особое отношение к событиям, происходящим на постсоветском пространстве, поскольку в нашем сознании еще живет память о единой стране.

В свое время Октябрьская Революция положила конец Российской Империи - огромной полиэтнической стране, соединившей в себе множество народов и государств. Однако прошло 5 лет и раздробленные части страны, еще недавно искавшие независимости, создали новое великое государство - СССР.

Вдумываясь в этот исторический экскурс, приходишь к осознанию наличия особых законов геополитического пространства, которые собирают воедино раздробленные части некогда целого геополитического субъекта.

Как говорил А.С. Панарин: "Существует один объективный закон, который явно не учитывается сторонниками центробежных тенденций в пространстве СНГ. Это закон региональной общности, указывающий на то, что у наций, живущих в одной части мира, имеются объективные общие интересы, связанные с поддержанием добрососедских отношений, с экономической кооперацией, отношений с третьими странами, с решением глобальных проблем современности".

Под действием этого закона не происходит полного размывания связей внутри региона, и после апатии, связанной с распадом СССР, бывшие республики вновь вступают на тропу сотрудничества.

Феномен под названием "интеграция" - это следствие действия закона региональной общности.

Целью данной курсовой работы является исследование феномена интеграции, его форм на постсоветском пространстве, и участия в них России, как крупнейшего и наиболее влиятельного геополитического субъекта региона.

Актуальность исследования обусловлена, сложившимися в мире, политическими и экономическими реалиями, которые указывают на необходимость создания мощного геостратегического поля на постсоветском пространстве, которое в трансформирующемся мире должно гарантировать полноценное, безопасное развитие общества и каждого его индивида.

Тема интеграции на постсоветском пространстве имеет довольно высокую степень разработанности. Не составляет труда найти как статистические данные и аналитические статьи, так и полноценные монографии, посвященные данной проблематике. Среди видных исследователей интеграции в постсоветском регионе можно выделить Р. Евзерова, Л. Косикову, Р. Гринберга, Р. Бугрова, Е. Пивовара, А. Панаринаи других.

При довольно большом объеме источников на тему региональной интеграции, поражает слабая разработанность тематики, связанной с анализом подходов каждой отдельной страны к сотрудничеству в рамках разных интеграционных механизмов. Такое положение дел делает необходимым глубокий анализ официальных документов государства, определяющих его внешнюю политику, с последующей их интерпретацией согласно заданной теме.

интеграция политическая российская советский


Федерализм/неофедерализм

Федерализм (или конституционализм) как теоретический подход к интеграции утвердился после Второй мировой войны и с тех пор является одной из ключевых теорий интеграции.

В основу теории лег один из базовых принципов федерализма, выделенный К. Уиэром: "принцип, в соответствии с которым суверенитет законодательно распределен между двумя территориально разделенными уровнями управления".

В федералистском подходе государство - фактор политической разъединенности мира. Интеграция, избавляет мир от этой проблемы, трансформируя государство в ступеньку организации власти в человеческом сообществе. "Интеграция, по федерализму, требует создания двух уровней правительства - разделенных, но работающих скоординировано - правительство, стоящее над целым (федеральный уровень) и правительство, регулирующее части (государственный уровень)".

Интеграция в рамках данного подхода - это создание союза без стремления к единству. Государства, оставаясь в целом автономными, отдают часть полномочий в пользу общих институтов.

Современные представители неофедерализма разделились на сторонников коммунитаризма и космополитизма. С точки зрения космополитизма, человеческие ценности имеют универсальный характер, по отношению к которым государство является ненужным ограничителем. Проблема, которую пытаются решить сторонники этого направления, заключается в попытке вместить универсализм в рамки региональной политической интеграции. Сторонники коммунитаризма пытаются наоборот защитить государство, как институт, наиболее эффективно представляющий человеческие сообщества.

Необходимо отметить, что в практическом плане идеи федерализма оказывают существенное влияние на процессы региональной интеграции. Например, первоначальный вариант Маастрихтского договора 1992 года, объявлявший о создании Европейского Союза, ставил задачу создания "федеральной Европы".

Межгосударственный подход

Данный подход сформировался в 60-е годы 20 века и являлся главным соперником функциональной теории интеграции. Под его флагами объединились сторонники государство-центристских взглядов на процессы международного сотрудничества, такие как С. Хоффманн, Э. Хаас, Э. Моравчик.

Основные принципы, на которых строится интеграционная теория сторонников данного подхода, следующие:

)   Национальные интересы, понимаемые как "переплетение идей и идеалов, прецедентов и опыта, личных и групповых интересов", имеют решающее значение для реализации процесса интеграции.

2) Принцип самоопределения наций - источник различий между государствами.

)   Формальная интеграция имеет большее значение, чем неформальная.

)   Формальная интеграция создает условия для неформального взаимодействия.

Государство - ключевой центр принятия решений. Так как национальные интересы определяются в рамках борьбы между элитами и группами интересов внутри страны, то, чтобы "понять позицию государства по отношению к интеграционным процессам, необходимо проследить динамику внутриполитического процесса".

По мнению государство-центристов: "Создание интеграционных объединений - настоятельная необходимость для поддержания конкурентоспособности государств на мировом уровне в глобализирующейся экономике и политике".

Заключение

 

Подводя итоги проведенному исследованию, можно с уверенностью сказать, что как каждая форма интеграции в регионе имеет набор противоречий, так и внешнеполитические подходы России к участию в этих формах тоже весьма противоречивы.

Перед автором данное исследование отчетливо поставило вопрос о философских и рационально-обывательских основаниях интеграции. Собственно, те противоречия, о которых упомянуто выше, есть следствие данной дихотомии.

С философской, а, следовательно, цивилизационной и, в определенной степени, геополитической точки зрения не существует альтернативы "реинтеграции" постсоветского пространства в новую наднациональную общность.

С рационально-обывательской - любая форма интеграции хороша настолько, насколько она приносит сиюминутную выгоду.

Автор не скрывает того, что он приверженец философской точки зрения. Поэтому современная внешнеполитическая позиция РФ в отношении интеграции на постсоветском пространстве, с его точки зрения, должна быть подвергнута критическому анализу и переосмыслению. Такой подход не может служить надежным проводником в современном "глобализующемся" мире, который ставит перед человечеством новые сверхзадачи, решить которые представляется возможным только путем тесного регионального сотрудничества.


Список литературы

 

1. Бугров Р.В. Интеграция в теории международных отношений: обзор современных подходов. - статья найдена через поисковую систему www.google.com <http://www.google.com>

.   Жильцов С.С. Эволюция политики России на постсоветском пространстве. - М.: Восток-Запад, 2010.

.   Косикова Л.С. Интеграционные проекты России на постсоветском пространстве: идеи и практика / Научный доклад. - М.: Ин-т экономики РАН, 2008.

.   Панарин А.С. Философия политики. - М.: Новая школа, 1996.

.   Пивовар Е.И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. - СПб.: Алетейя, 2008.

.   Шишков Ю.В., Указ. Соч.

.   Чистилин Д.К. Самоорганизация мировой экономики: Еврзайский аспект. М.: ЗАО Экономика, 2004.

.   Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. 1983.

.   Hoffmann S., The European Sisyphus: Essays on Europe, 1964-1994. - Boulder, 1995.

.   Marks G., Hooghe L., Blank K., Integration Theory, Subsidiarity and the Internationalisation of Issues: The Implication for Legitimacy / EUI Working Paper RSC No.

.   Moravscik, A., Preferences and Power in the European Community: A Liberal Intergovernmental Approach. // Journal of Common Market Studies, Vol.31, 1993.

.   Taylor P., International Organization in the Modern World: The Regional and the Global Process. - L., 1993.

.   Wheare K., Federal Government. - Oxford, 1963, Ch., 1.

.   Российская газета. 2004.20 февр.

.   Договор о Создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года - взят с Информационно-аналитического портала Союзного государства - http://www.soyuz. by/ru/? guid=10447

.   Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года с последующими изменениями от 25 января 2006 и 6 октября 2007 годов - взят с официального сайта ЕврАзЭС - http://www.evrazes.com/docs/view/3

.   Концепция ЕЭП - найдена через поисковую систему www.google.ru

.   Концепция внешней политики РФ от 23 апреля 1993 года - Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в четырех томах. Т.4 - М.: МГИМО МИД России, 2002 г.

.   Концепция внешней политики РФ от 28 июня 2000 года - Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в четырех томах. Т.4 - М.: МГИМО МИД России, 2002 г.

.   Концепция внешней политики РФ от 15 июля 2008 - взята с официального сайта Президента РФ - <http://www.kremlin.ru/acts/785>

.   Устав ОДКБ от 7 октября 2002 года - взят с официального сайта ОДКБ http://www.dkb.gov.ru/start/index. htm

.   Устав СНГ от 22 января 1993 года - взят с сайта Исполнительного комитета СНГ - http://www.cis. minsk. by/page. php? id=180

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению интеграционных процессов

1.1 Понятие и сущность теории интеграции

1.2 Характерные особенности интеграционных теорий в подходах разных научных школ

Глава 2. Интеграционные объединения на постсоветском пространстве

2.1 Общие характеристики Постсоветского пространства

2.2 Механизмы политической интеграции на постсоветском пространстве

2.3 Механизмы экономической интеграции на постсоветском пространстве

Глава 3. Эволюция внешнеполитической позиции российской федерации в отношении интеграции на постсоветском пространстве

3.1 Внешнеполитическая позиция Российской Федерации в отношении интеграции в регионе бывшего СССР в первое постсоветское десятилетие (1991 - 2000 гг.)

3.2 Внешнеполитическая позиция Российской Федерации в отношении интеграции в регионе бывшего СССР во второе постсоветское десятилетие (2000 - 2010 гг.)

Заключение

Список литературы


Введение

 

Советский Союз - наше неотъемлемое прошлое, постсоветское пространство - наше неотъемлемое настоящее и будущее. Мы имеем особое отношение к событиям, происходящим на постсоветском пространстве, поскольку в нашем сознании еще живет память о единой стране.

В свое время Октябрьская Революция положила конец Российской Империи - огромной полиэтнической стране, соединившей в себе множество народов и государств. Однако прошло 5 лет и раздробленные части страны, еще недавно искавшие независимости, создали новое великое государство - СССР.

Вдумываясь в этот исторический экскурс, приходишь к осознанию наличия особых законов геополитического пространства, которые собирают воедино раздробленные части некогда целого геополитического субъекта.

Как говорил А.С. Панарин: "Существует один объективный закон, который явно не учитывается сторонниками центробежных тенденций в пространстве СНГ. Это закон региональной общности, указывающий на то, что у наций, живущих в одной части мира, имеются объективные общие интересы, связанные с поддержанием добрососедских отношений, с экономической кооперацией, отношений с третьими странами, с решением глобальных проблем современности".

Под действием этого закона не происходит полного размывания связей внутри региона, и после апатии, связанной с распадом СССР, бывшие республики вновь вступают на тропу сотрудничества.

Феномен под названием "интеграция" - это следствие действия закона региональной общности.

Целью данной курсовой работы является исследование феномена интеграции, его форм на постсоветском пространстве, и участия в них России, как крупнейшего и наиболее влиятельного геополитического субъекта региона.

Актуальность исследования обусловлена, сложившимися в мире, политическими и экономическими реалиями, которые указывают на необходимость создания мощного геостратегического поля на постсоветском пространстве, которое в трансформирующемся мире должно гарантировать полноценное, безопасное развитие общества и каждого его индивида.

Тема интеграции на постсоветском пространстве имеет довольно высокую степень разработанности. Не составляет труда найти как статистические данные и аналитические статьи, так и полноценные монографии, посвященные данной проблематике. Среди видных исследователей интеграции в постсоветском регионе можно выделить Р. Евзерова, Л. Косикову, Р. Гринберга, Р. Бугрова, Е. Пивовара, А. Панаринаи других.

При довольно большом объеме источников на тему региональной интеграции, поражает слабая разработанность тематики, связанной с анализом подходов каждой отдельной страны к сотрудничеству в рамках разных интеграционных механизмов. Такое положение дел делает необходимым глубокий анализ официальных документов государства, определяющих его внешнюю политику, с последующей их интерпретацией согласно заданной теме.

интеграция политическая российская советский


Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению интеграционных процессов

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.012 с.)