Июня /11 июля 1909. Воскресенье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Июня /11 июля 1909. Воскресенье



До Литургии было крещение..Служил Литургию Преосвященный Сер­гий. После службы снимались в группе — Семинария и мы с Преосвященным


Сергием. Днем Bishop Cecil принес мне в подарок акварель нашего Со­бора, обделанную в рамку; нарисовал турист — довольно известный в Англии живописец.

Во время всенощной на литию и величание выходили со мною 8 иере­ев. После всенощной 7 из них исповедались у меня в Крестовой Церкви.

Июня /12 июля 1909. Понедельник.

Праздник Святых Апостолов Петра и Павла

Служили мы вместе с Преосвященным Сергием и 8-ю иереями. После Литургии — Молебен Святым Апостолам Петру и Павлу.

Весь день потом — чтение писем и предложений Собору. В послед­них почти ничего дельного. Некоторые навыкли делать каждый год предложения Собору, и делают, измышляя разные нелепости.

Июня /13 июля 1909. Вторник

Утром приходит Иов Яхаги, один из деятелей на христианском «дай- квай»’е, и говорит:

— Не рассердитесь. Японцы имеют дело с японцами. Нам хочется, чтоб священники и катихизаторы трудились; и мы требуем это в нашем «сицумон» (запросах) — тогда и содержать их будем.

— За что же тут сердиться? Это и мое самое искреннее желание, и я всегда этого требовал от священников и катихизаторов.

В «дайквай» представил свои «сицумон» священника.м. Они не при­няли, говоря, что это должно быть сделано официально, то есть чрез меня.

Христиане принесли изложение «сицумон»’ов ко мне. Я прочитал. Не без основания Яхаги просил не сердиться. В запросах много грубого, относящегося ко мне. Христиане хотят распоряжаться суммами, прихо­дящими из России на Миссию, предлагают вопросы об управлении Цер­кви. Я сказал, что «на все эти запросы я сам отвечу христианам на Собо­ре; на запросы же, обращенные к священникам касательно их самих и катихизаторов, пусть священники отвечают», и отослал тетрадь с сицу- монами к ним. Они устроили «найквай» (закрытое собрание), который и завтра будет у них, так как сегодня не успели все рассмотреть и решить.

Утром сегодня 16 учеников Семинарии отправились в Тоносава про­водить там каникулы. Ученицы почти все разъехались по домам.

Июля 1909. Среда

У иереев был «найквай». У христиан «дайквай». Те и другие имели между собою какие-то переговоры, мне не сообщенные. Я готовил раз­ные бумаги к Собору.

Июля 1909. Четверг

1-й день Собора. До 12-ти часов уяснили состояние Церкви и число служащих ей; и перечитали письма и прошения о священниках и кати- хизаторах.

После обеда священники имели совещаться с депутатами, и потому заседания не было. Ая перевел из «Дзидзи-симпо», напечатанные кем-то из христиан 8 «сицумон»’ов о содержании и управлении Церкви.

О. Иоанн Катакура прислал к Собору прошение о назначении его опять на службу: «выздоровел-де», и назначен Собором в Кокура. Но на телеграмму мою, чтоб прибыл в Токио, ответил: «Болен, не могу»; поэто­му и я ему телеграфировал: его прошение остается недействительным.

Об Елене Сенума, отправившейся во Владивосток, напечатано в газе­тах, что она бежала от мужа с русским. Я советовал Ивану Акимовичу послать опровержение, но он почему-то не сделал этого.

Июля 1909. Пятница

С 8 часов утра заседание Собора. Нужно было выслушать «дайквай», но избранный ими оратор (сецумейся) Ал. Сугияма заставил долго ждать себя. Истощили разные темы, пока он явился. Заговорил; при одном возражении невежливо обратился спиной к Собору, чтоб спросить раз­решения у христиан, а не у Собора. Преосвященный Сергий сделал ему выговор за это. Опять заговорил, но так пусто, что я не вытерпел, ушел из Церкви, будто для прочтения некоторых бумаг. Внизу наткнулся на двух русских воспитанниц из Владивостока, просивших переводчика. Дал им Василия Ощенкова — в переводчики и провожатые по Токио. Прочитавши галиматью новых предложений Собору, пошел на Собор слушать другую от Сугияма. Оказалось, что меня ждали, а между делом Преосвященный Сергий наставлял Сугияма. До 12-ти была логомахия, потом с 3-х — и опять Сугияма. Прослушавши часа полтора голое пусто­словие, я не выдержал и отстранил его. Емельян Хигуци стал излагать решения христиан, но почти так же плохо. До половины 6-го часа тол­кли воду. Доложили, что дочь посла с гувернанткой приехала ко мне; я встал, чтоб идти к ним; но и Собор закончился на сегодня.

Приехал и посол; говорил о Нагасаки и о склепе, пока дочь и гувер­нантка ушли в библиотеку выбирать себе книги. Потом: «Какие ужасти у вас!» и вынимает вырезки из английских газет перевода вышеозначен­ных «сицумон»’ов, перепечатанных в разных японских газетах. Я про­читал ему переведенные мною все 8 пунктов запросов и составленные на них мои ответы; он успокоился.

А поздно вечером еще оо. Мии и Сибаяма крайне рассердили меня. «Обидел-де я избранного всеми Сугияма, нужно загладить это». С гневом я прогнал их из комнаты. Вместо того, чтоб объяснить христианам непри­личие и негодность их оратора, они делают обратное сему! Особенно невыносим этот «чёосисай» Мии — совершенная тряпка!

Преосвященный Сергий сегодня при всех случаях отлично говорил — умно и красноречиво.

Июля 1909. Суббота

С 8-ми часов заседание Собора. Христиане не пришли; но мы и без них обсудили их предложения. Дельного — почти ничего. Но что было дельного, Собором принято и утверждено. Вот самый начальный и са­мый дельный пункт: «давать по 3 сен в месяц на Хонквай (Миссию)». И это все, чем ответили христиане на вопиющую нужду — содержать своих священников и катихизаторов!

— Зачем на «Хонквай»? — стал я было возражать,— Пусть это идет на содержание местных служащих Церкви.

Но столько возражений на это посыпалось, что я замолчал. Все равно ничего не выйдет, да и жертвовать не станут, а если начнут, то переста­нут.

Потом я ответил на «сицумон»’ы, напечатанные в «Дзидзи-симпо». Результатом — моя горячая реплика, а Преосвященный Сергий распла­кался, в обиде на христиан, и ушел в комнату. Дальше, болтая (особенно Иов Яхаги) до 12-ти часов, кончили со всем, что дало собрание христи­ан. Бесплодный и безобразный первый опыт собрания христиан в по­мощь Собору! Обещали оживление Церкви. Не вышло ничего. И это оттого, что верховодство взяли плохие христиане, как А. Сугияма, ни­когда и в Церкви не бывающий; Ем. Хигуци, изменник своих обещаний служить Церкви, и потому озлобленный; Сергий Ооцука, бывший кати- хизатор, теперь пустой бахвал. Сказал я на Соборе: желательно, чтобы ежегодно христиане собирались также, как ныне, и еще в большем коли­честве, по возможности, представители всех Церквей; но «кандзи» (де­лопроизводитель) будет даваться им от Миссии; тогда рассуждения бу­дут вести в порядке, «гичёо» (председатель) пусть избирается самими христианами, но утверждается Архиепископом, который имеет право устранить лицо нежелательное и утвердить только такое, которое заве­домо не даст рассуждениям на заседаниях быть бесплодными и бесполез­ными.

Вот, кстати, и вышеупоминаемые «сицумон»’ы, с моими ответами. 1-й. христиан считается 30 тысяч, но налицо их не видно и половины... Ответ: По статистике Миссии православных христиан ныне в Японии: 31 175 человек. Это и есть подлинное число наших христиан. Но они так рассеяны по разным местам Японии и разным частям света, что нет возможности определить, где и сколько человек находится. Конечно, в статистических листах (кейкёо-хёо) местных Церквей должно быть показываемо число наличных христиан, на которых, между прочим, лежит обязанность заботиться о содержании служащих местной Церкви.

2- й сицумон. Наша Японская Церковь составляет ли ветвь Русской Церкви или Вселенской? Ответ: С тех пор, как поставлен Архиепископ Японской Церкви, можно сказать, что Японская Церковь есть ветвь Церкви Вселенской. Если бы созван был Вселенский Собор, то, конеч­но, на нем был бы и самостоятельный представитель Японской Церкви.

3- й сицумон. Православная Церковь из Греции перешла в Россию, отсюда в Японию. Церковное управление Японской Церкви независимо ли от Русской власти? Ответ: Православная Церковь как в Греции, так и в России, а равно и в Японии, управляется каноническими правилами Св. Апостолов и Св. Вселенских и Поместных Соборов. Японская Цер­ковь в этом отношении совершенно независима от России. Предстоя­тель Японской Церкви в продолжении 40 лет ни разу не спросил Рус­ский Синод по делам церковного управления, а Книгу Канонических правил он часто развертывает и по ней поступает.

4- й сицумон. Если Японская Церковь не находится под властью Рус­ской, то получаемые от Синода и от русских братьев деньги жертвуются ли всей Японской Церкви? Ответ. Деньги эти жертвуются на нужды Миссии и присылается в распоряжение начальника Миссии.

5- й сицумон. Имеет ли право Японская Церковь распределять эти деньги сообразно с нуждами — например, на ненужное уменьшить, на более нужное прибавить? Ответ. Японская Церковь этого права не имеет. Деньги приходят, как выше сказано, в распоряжение начальника Мис­сии, который знает, как лучше распределить их.

6- й сицумон. Японская Церковь, получая содержание из России, имеет ли право управляться сама собою, на основании правил, установленных Господом, или должна во всем подчиняться Русской Церкви? Ответ. Русские деньги нисколько не обязывают Японскую Церковь подчинять­ся Русской Церкви. Как в 3-м ответе сказано, Японская Церковь управля­ется ныне и будет всегда управляться на основании канонических пра­вил только.

7- й сицумон. Жертвователи дают деньги на известные цели. Но мы до сих пор не знаем намерений жертвующих нам. Просим ежегодно давать нам знать, на что они жертвуют? Ответ. Начальник Миссии испросил деньги от Святейшего Синода и от Миссионерского Общества на нужды Миссии, то есть на содержание священников и проповедников, на школы, на печать, на здания. На это деньги и идут. Это всем ясно. Как бы еще яснее давать знать? А частные люди всегда присылают с коротким указанием: «на нужды Миссии» или «в распоряжение начальника Мис­сии».

8- й сицумон. Распределять жертвуемые из России деньги право при­надлежит ли только Архиепископу или Японскому Собору? Ответ. Выше сказано, что это право принадлежит Начальнику Миссии, то есть Архиепископу. Но он делится им с Собором священников, когда совету­ется с ними о назначении содержания служащим Церкви.

Июля. 1909. Воскресенье

У меня вчера после всенощной было 11 исповедников-иереев, сегод­ня утром еще один, Литургию совершал Преосвященный Сергий с сими иереями. Пели в 4 голоса отлично учителя пения и оставшиеся учащиеся.

После обедни многие христиане прощались, отходя домой.

В 2 часа в Крестовой Церкви было собрание, начавшееся молитвою, для разъяснения христианам правил Церковного имущественного об­щества (сайдан) и для побуждения местных Церквей передавать свои церковные недвижимые имущества сему обществу, как то сделала Мис­сия, передав ему свои земельные участки и здания Семинарии и Женско­го училища. Теперь уже Церковь имеет право юридического лица (хоо- нин), и потому это безопасно.

Июля 1909. Понедельник

С 8-ми часов утра было сделано нами в комнате распределение кати- хизаторов, причем я очень выбранил иереев за небрежение о крещении младенцев.

После полдня отдыхали, ибо сделалось очень жарко.

Кое-кто приходил прощаться.

7 / 20 июля 1909. Вторник

Последний день соборных заседаний. Утверждено распределение катехизаторов. Прочитаны и обсуждены предложения (гиан) Собору; кое-что из них одобрено, особенно из гиан’ов бывшего катихизатора Григория Ито. К 1-ому часу пополудни все рассуждения были истощены, и потому пропета молитва, сказана краткая прощальная речь, дано бла­гословение, и Собор объявлен закрытым.

После обеда некоторые иереи уже приходили прощаться, чтоб от­правиться по домам.

Катехизатор в Уцуми Моисей Минато поспешно вызывается, чтоб, согласно его прошению, постричь его в монахи, и, согласно определе­нию Собора, посвятить и иеродиакона для Хоккайдо, в приход о. Романа Фукуи.

Июля 1909. Среда

Согласно желанию иереев, вчера выраженному на Соборе, с 8-ми часов утра была панихида в Соборе по всем усопшим священнослужителям, проповедникам и другим служителям Японской Церкви. Отслужена мною, Преосвященным Сергием и 6-ю иереями. Ныне это в первый раз. С сего времени обычаем надо установить делать тоже ежегодно по окончании Собора.

Июля 1909. Четверг

Вчера и сегодня иереи один за одним приходили прощаться и, запа­саясь крестиками, иконами и другим, что кому нужно, уходили восвояси.

С 5-ти часов кончившие Семинарию 11 человек приходили за настав­лениями и иконами в благословение. Был чай, и снабжены они чем должно.

Июля 1909. Пятница

Дочь о. Петра Сибаяма страстно желает учиться живописи и способ­на к тому. Ныне она, Мария, состоя учительницей в нашей Женской школе, где в прошлом годы кончила курс, пользуясь досугами, рисует, но этого для нее мало — хотела бы вполне отдаться этому занятию. Я при­помнил, что в прошлом году, во время экзаменов в Женской школе пред каникулами, барон Гото, только что вернувшийся из России, присылал ко мне своего чиновника, по имени Тацуи, с такой речью: «Я увидел, что в России нам следует поучиться искусству живописи. Но это дело гораз­до лучше возложить на женщин, чем на мужчин. Нет ли в вашей школе или не знаете ли девиц, способных на сие?» Я отозвался незнанием таких девиц. Да и опасно было бы рекомендовать; я затруднился бы, если бы и знал. Теперь же я рассказал все это о. Петру. Он — отец, может распоряжаться своею дочерию. Пусть повидается с бароном Гото и переговорит с ним; быть может, Гото даст средства Марии отправиться в Россию и изучить там живопись. О. Петр возымел намерение сделать это.

Был секретарь Русско-Японской Ассоциации, г. Таката, извиняться, что худо приняли недавних русских экскурсантов из Владивостока, то есть напрашиваться на комплименты, потому что лучше и нельзя при­нять. И болтун же! Полтора часа отнял у меня времени, развивая разные торговые прожекты, до которых мне нет никакого дела.

В протодиаконы к Собору длиннейшим прошением просится некто Соболев (или Зозуля) из Нагасаки. Родом из духовных; в России был певчим, потом несколько лет актером; в Нагасаки торговал водкой; же­нат на японке. «Басом обладаю»,— говорит; это верно. «Соборное бого­служение ваше украшу»,— уверяет. Едва ли, если бы стал протодиаконст- вовать наподобие того, как делают в России; японцы диву давались бы только, а не назидались. Голоса у японских дьяконов, правда, плохие, но служат натурально, не кричат. Не надо! Отказать.

Июля 1909. Суббота

Священники все разъехались по домам.

О. Петр Сибаяма не нашел барона Гото, чтоб говорить с ним насчет своей дочки. Но виделся с чиновником Тацуи и хвалит его.

Будет ждать от него известий в Нагоя.

Июля 1909. Воскресенье

Я служил Литургию. При облачении читали Часы. Но пение Литургии было обычное, четырехголосное, хотя и малым хором. Жара тягостная.

Июля 1909. Понедельник

Рано вставши, перевел «Последование Малой Схимы» из Большого требника. В 6-ом часу утра явился Моисей Минато, для которого это делалось; вчера ночью он прибыл в Токио. Сказал ему готовиться к принятию желаемого им иноческого чина. Лет ему уже 56; заслуживает уважения всех добрым своим поведением. Можно надеяться, что будет беззазорным монахом. Дал служебник, чтоб он изучал и диаконское служение.

Июля 1909. Вторник

Зозуля, живущий здесь же в доме у Д. К. Львовского, опять прислал прошение сделать его протодиаконом. Но из него явствует, что он не только пройдоха, а и дурного, придирчивого нрава. Наотрез отказал.

Пришел Моисей Минато, и я ему прочитал и объяснил «Последование Схимы». Имя ему в монашестве наречем Серафим, в честь Св. Серафима Саровского, память которого будет в следующее воскресенье, 19 июля, когда предположено рукоположить его в диакона.

Июля 1909. Среда

Целый день писал письма в Россию, что давно пора было начать.

Июля 1909. Четверг

Тоже письма в Россию. И с П. Исикава проверял составленные им для печати протоколы Собора (гидзироку).

Июля 1909. Пятница

Письма в Россию и в Берлин. Последнее — протоиерею А. П. Мальце­ву, касательно 700 рублей, посланных им чрез Преосвященного Сергия, при отъезде его в прошлом году из Петербурга сюда, на нужды Миссии. Деньги эти истрачены Преосвященным Сергием, но он выплатит их. Он превосходный миссионер и так далее. Письмо это, прежде чем по­слать, я прочитал Преосвященному Сергию, и он остался им вполне довольным.

Была русская путешественница, московская классная дама; спраши­вает меня, между прочим: «А где же ваше семейство?» Полагаю, англи­чанки равных по невежеству сему вопросов своим миссионерам не задают.

Июля 1909. Суббота

Приготовление к обряду пострижения, и после всенощной катихиза- тор Моисей Минато пострижен был мною в монахи с именем Серафим. Преосвященный Сергий исполнял обязанность восприемного отца его: подводил, облекал; причем брат наш Серафим облечен был по уставу, во все монашеские одежды, не исключая клобука, для которого предвари­тельно у Преосвященного Сергия нашлась камилавка, а у меня карапа. При вводе «объятья Отче» так трогательно пели, что я чуть не заплакал. Д. К. Львовский положил на ноты и пропел со своими подрегентами и с участием о. П. Булгакова. По окончании пострижения Преосвященный Сергий отвел брата Серафима в Крестовую Церковь, где он провел ночь в молитве и богомыслии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.027 с.)