Апреля 1909. Воскресенье Фомино 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Апреля 1909. Воскресенье Фомино



Я совершал Литургию с 4 иереями. После нее, в 1-м часу, открылось общее собрание христиан. На подмостки позвали меня, Преосвященно­го Сергия и священников. О. Роман в епитрахили и с крестом благосло­вил; певчие пропели три раза «Христос Воскресе»; потом малая екте- ния, за ней отпуст предоставили сказать мне. Сказав отпуст, я в коротких словах приветствовал собрание и пожелал христианам, применительно к церковным обстоятельствам нынешнего дня, единения, мира и укреп­ления в вере. Затем снята была фотография. Потом началось представ­ление с мячиками, палками, тарелками; детей, одетых самураями, с саб­лями; двое паяцев много спешили своими кривляньями и выходками. Все было невинного свойства, так что и вперед можно допустить подоб­ное. Двор полон был христиан, христианок и детей; все много смеялись и аплодировали. По ограде двор был завешен красно-белыми полот­нищами, так что проходящим по улице не видно было внутренности. Развешенные флаги и фонари составляли украшение двора. По другую сторону дома было угощение разными яствами. Для почетных гостей была палатка у стены дома, снабженная стульями и скамейками; там сидели о. Петр Булгаков с семейством, японки с детьми, там же посади­ли и нас с Преосвященным Сергием. Скучновато было вынести все представление, но такт велел сидеть до конца. В начале 4-го часа был сделан перерыв, и мы ушли в Собор служить молебен по случаю откры­тия сегодня «Общества молодых людей» (Сейненквай). В 2 часа предположен был этот молебен, но распорядители оттянули до 4-го часа. Члены «Общества молодых людей» и певчие со священнослужа­щими собрались в Церковь, и отслужен был молебен, по окончании которого опять было снятие фотографий — огромной группы, устано­вившейся на крыльце Собора, после чего пошли в большую комнату

2- го этажа малого дома, и началась церемония «открытия „Общества"» (квайкай-сики). Арсений Ивасава, председатель общества, рассказал, как оно образовалось; Тит Косияма — что в обществе ныне больше 150 человек; Павел Аоки — чем общество будет заниматься, и прочее. Лучше всех сказал студент Университета по медицине, сын благочести­вого доктора Якова Такахаси из Отака. Преосвященный Сергий гово­рил назидательно и с одушевлением, но перевод значительно ослабил эти качества. Поскорей нужно ему самому заговорить по-японски. В за­ключение заставили меня сказать назидание. Потом пропели «Ангел вопияше», прокричали «банзай», и дело кончилось. Был уже 7-й час; шла всенощная, служить которую ушли с собрания священники и диаконы. Мы с Преосвященным Сергием пошли ко всенощной, которую пели семинаристы, стоя на клиросе.

6 /19 апреля 1909. Понедельник

С 7 часов Литургия, после которой общую панихиду служил я с иерея­ми. Чаш с кутьею было множество, и христиан в Церкви весьма много. После панихиды иереи отправились с христианами на кладбища, слу­жить литию на могилах умерших.

Полковник Владимир Константинович Самойлов, военный агент, прислал за иконою «Благовещение», принадлежащею 12-му Восточно­Сибирскому Стрелковому полку, и я выдал ее для доставления полку, расположенному во Владивостоке. Икона прислана была сюда вместе с другими церковными вещами из Порт-Артура; икона — великолепный металлический складень; совсем целая, кроме того, что какой-то японец оторвал голубя, изображавшего Святого Духа вверху Благовещения.

Вечером мы с Моисеем Кавамура сделали окончательную смету на постройку Церкви и двух церковных домов со сторожкой в Оосака. Будут стоить: Церковь 16 000 ен, 3 дома и ограда около 6000 ен, всего 22 ты­сячи; значит, к собранным деньгам еще двух тысяч недостает. Но, конеч­но, нужно еще больше. Помоги, Боже, добыть!

Апреля 1909. Вторник

В школах началось ученье. Мы с Накаем начали исправление Октоиха со среды 6-го гласа.

Моисей Кавамура привел плотника Фому Обаяси, подрядчика на по­стройки в Оосака, и он подписал контракт на постройку Церкви и дру­гой — на постройку двух домов и сторожки. Срок — восемь месяцев, но, конечно, протянут дольше. Вечером Кавамура простился со мною и взял дорожные, чтоб завтра рано утром отправиться в Оосака, где сначала сделает опись всему церковному движимому имуществу, сдаст старый иконостас в Церковь в Вакаяма, перенесет остальное в нанятый на время дом, что все займет 4-5 дней, после чего телеграммой вызовет отсюда Фому Обаяси, который с плотниками отсюда отправится туда, и начнет­ся сломка старых домов, причем все годное дерево будет отложено для употребления на новые дома. За труд присмотра и заведывания по­стройкой Моисею Кавамура обещано 3%, как при постройке в Мацуяма.

Заявился чиновник Министерства иностранных дел Михаил Петро­вич Матвеев, приехавший временно побыть здесь при Посольстве, и спросил: получил ли я в прошлом году 700 рублей и письмо от берлин­ского протоиерея Ал. Петровича Мальцева? Он 17 марта 1908 послал это мне, и, не имея от меня уведомления о получении, беспокоится. Матвеев ехал с ним на пароходе (Мальцев направлялся в Иерусалим к Пасхе) и получил поручение спросить у меня. Я ответил, что не получил, и в первый раз слышу об этой посылке, и сказал, что напишу о. прото­иерею Мальцеву о сем.

Апреля 1909. Среда

Вставши в 3 часа, написал несколько писем, в том числе о. Мальцеву о вышеозначенном предмете. В письме намеренно и от души расхвалил Преосвященного Сергия на всякий случай, чтобы смягчить казус, если он причиною неполучения здесь 700 рублей и письма от о. Мальцева. Когда я вчера стал рассказывать Преосвященному Сергию о речах Матвее­ва, он перебил меня словами: «Да ведь я эти 700 рублей отдал академи­ческому эконому для отсылки сюда». Стало быть, деньги были переданы ему, так как он в то время собирался сюда. Но Мальцеву я не упомянул о сем.

Утром в 8 часу получена телеграмма из Петербурга, очевидно, от И. И. Демкина об иконах для иконостаса в Оосакскую Церковь, с одним только словом «есть», значит, будут пожертвованы и иконы. Так я про­сил его телеграфировать, если мое письмо будет иметь успех.

Апреля 1909. Четверг

Был из Сидзуока Тимофей Кондо, богатый сапожник, лучший из христиан тамошней Церкви, говорил, что Церковь в оживленном состоянии, катихизатор Кирилл Хасаба трудится, о. Матфей Кагета здо­ров и оправился от недавней болезни.

Анатолий Одаки, бывший когда-то катихизатором, привез из госпи­таля гроб с своею умершею там дочерью в Церковь, чтоб завтра отпеть ее; девица 19 лет, служила на табачной фабрике, простудилась и умерла, вероятно, с ослабевшим организмом от табачной атмосферы; а служила, как видно, усердно, уже 18 ен получала в месяц. Жаль бедного отца!

Иван Акимович Сенума принес журнал, в котором Ямада, неизвестно который, Павел или Василий, поносит меня. Говорит:

— Опровергать нужно.

— Не нужно. Пусть поносит, сколько хочет. Хорошо, что вас оставили в покое; а меня можно. Ведь Церкви нет вреда от этого злословия?

— Есть. Злословится, между прочим, то, что содержание Церкви получается из России.

— Пока сами, ничего не делая или вред принося, содержались рус­скими деньгами, тогда это хорошо было, а теперь худо стало; стоит ли отвечать таким людям? Впрочем, действуйте, как знаете.

Апреля 1909. Пятница

Петра Исикава, редактора, вызвали в департамент религий Минис­терства внутренних дел и спросили об отношении Японской Православ­ной Церкви к Русской. Я дал ему для руководства в ответе следующую записку:

Указом Российского Святейшего Синода:

1. В 1870 году учреждена Японская Миссия для проповедывания Христова учения в Японии, в исполнение повеления Спасителя пропо- ведывать Евангелие всем народам (Матфей 28; 19, 20).

2. В 1880 году, в марте, начальник Миссии сделан Епископом, для удобства Японской Церкви, так как до сего времени избранные Япон­скою церковию для поставления во священники должны были отправ­ляться в русские пределы для рукоположения.

3. 28 марта (10 апреля) 1906 года управляющий Японскою Церковию Епископ возведен в сан Архиепископа и наименован Японским. Это значит, что Святейший Синод признал Японскую Церковь уже самосто­ятельною. А до сего времени она управляема была Епископом, который временно был отправлен для сего из России и назывался Епископом Ревельским, викарием самостоятельного Епископа Рижского.

Управляется Японская Православная Церковь на основании «Пра­вил Святых Апостолов и Святых Вселенских и Поместных Соборов». Книга правил давно уже переведена на японский язык.

К частным Правилам Русской Церкви Японская Церковь не имеет никакого отношения совершенно так же, как Русская Церковь не имеет отношения к частным правилам Греческой Церкви, Иерусалимской и прочим.

Содержание Японской Церкви, пока сама не будет в состоянии со­держать своих служащих, получается: половина от Святейшего Синода, половина от Совета Миссионерского общества в Москве.

Апреля 1909. Суббота

В 1 час пополудни семинаристы пригласили посмотреть их успехи в «дзюудоо» (или дзюудзюцу) — борьбе, которая преподается им пригла­шенным для того учителем, в гигиенических видах, как и гимнастика. Боролись сначала русские ученики, потом японские. Для зрителей мало занимательного, но для них очень полезно; действительно, такое упраж­нение для всех членов тела, что лучше быть не может. И есть приемы замечательные; например, один был задушен на несколько минут про­тивником чрез стискивание живота ногами, точно клещами; но это не опасно; задушенного слегка поколотят по спине, и он оправляется.

Вечером, после всенощной, Преосвященный Сергий сказал на па­мять приготовленную им назидательную речь собравшимся молодым людям (сейненквай). Приготовил он ее с помощью учителя и Петра Исикава; сказал так правильно, что все поняли, и все остались в восхи­щении от речи и от его успехов в японском языке. Я также в восхище­нии. А он все больше и больше одушевляется к одолению языка и к службе в Японии.

Апреля 1909. Воскресенье

На Литургию приносили о. Павла Сато, параличного, в кресле, и я ему поднес для целования крест на средину Церкви.

Был после полудня о. Иоанн Оно, из Такасаки, говорил, что катихи- затор Самуил Акуцу полюбил девицу, сговоренную за другого, и что от этого соблазн в Церкви. Наказал о. Иоанну непременно уговорить Са­муила бросить свою затею; готов я тотчас же вывести его в другую Церковь до Собора; а во время Собора пусть приедет в Токио, выберет себе одну из молодых учительниц и повенчается с ней. Крайне жаль будет, если из-за сего увлечения пропадет один из наших катихизаторов, подающий добрые надежды.

Пришло письмо от Преосвященного Трифона из Москвы. Пишет, что «по получении моего первого письма тотчас был у Ее Императорско­го Высочества, Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, и обратился к ней с просьбою о пожертвовании; она ответила: „Охотно пошлю Архи­епископу Николаю свою лепту“». Но 6 ли тысяч, которые я просил, пришлет, не сказано. А по его телеграмме я принял, что моя просьба целостно исполнена. И вот уже сегодня первое письмо от Моисея Кавамура из Оосака, отправленного для начатия постройки, именно вследствие той телеграммы, давшей уверенность, что потребная сумма вся налицо.

Апреля 1909. Понедельник

Утром Преосвященный Сергий с 16-ю русскими воспитанниками от­правился в Нарасино, чтоб отслужить панихиду на кладбище погребен­ных там русских военнопленных. Вернулись около 9-ти часов вечера. Я уже стал тревожиться, не случилось ли с ними чего; но все оказалось благополучно; воспитанники провели день после панихиды в полном удовольствии; гуляли, играли в мячик, резвились в лесу, пили чай из взятого самовара, и все бодрыми вернулись.

Днем был Дмитрий Матвеевич Позднеев, рассказывал о своей новой книге, которую готовит к печати. Будет напечатано много новых сведе­ний о сношениях России с Японией. Например, при Анне Иоанновне, в засилье Бирона, один немец послан был для исследования Японии; он, добравшись до Нагасаки, подал доклад голландцам для передачи Сёогун- скому Правительству, что «Россия собирается завоевать Японию, так чтобы японцы, в предупреждение этого, разрушили все поселения Рос­сии в Камчатке и по Охотскому морю». Вернувшись в Европу, он в Россию не поехал, а из Германии вновь писал голландцам в Нагасаки о том же. Документы эти напечатаны на японском, но об них еще никаких сведений не было на других языках. И много подобного нового появится в книге Позднеева.

Апреля 1909. Вторник

Пересмотрел с Давидом Фудзисава поздравления Пасхальные из Церквей; телеграмм было 33, писем 76, открыток 41; всего 150, кроме того, что приходило прямо ко мне.

Был из Уцуномия офицер И. Оно, христианин усердный; рассказы­вал о Церкви и о том, что трое (Найто, Ханда и Акуцу) неудержимо мутят христиан. Во всяком случае, до Собора для Уцуномия катихизатора нет; пусть разве Василий Окуяма из Канума временно посещает. А Стефан Тадзима, по-видимому, чувствует себя счастливым, что перемещен в Нагано; восторженное письмо прислал оттуда, хвалебное Церкви и о. Мои­сею Касай. И о. Тита Комацу в Уцуномия христиане все любят, кроме тех трех мутителей, так что на Соборе нет необходимости совещаться о передаче Церкви Уцуномия другому священнику.

Был из Гундо старик Курибара, продолжающий быть усердным к Церкви, несмотря на свое исключение из числа катихизаторов. Гово­рил, что христиане Гундо, которых 11 домов, крепко хранят веру и собираются на общую молитву, кроме некоторых охладевших; охладели же именно те, которые мало знают веру и таковыми крестились, не будучи достаточно наставленными. Из этого подтверждение урока, ко­торый я постоянно твержу катихизаторам: не допускать к крещению недостаточно наученных.

Чиновники из города осматривали помещения Семинарии и Жен­ского училища, чтоб определить, какие еще комнаты можно освободить от взноса налога (кроме прежде освобожденных классных), и освободили в Семинарии столовую и комнаты, служащие для помещения учителей, а в Женской школе — для помещения учительниц. Говорили, что следовало бы освободить и помещения учащихся, так как все не своекоштные, а на содержании Церкви; быть может, и сделают это.

Апреля 1909. Среда

Получена от Архиепископа Тихона, из Иркутска, «Программа вопро­сов, подлежащих обсуждению на предстоящем Миссионерском съезде в Иркутске», имеющем быть с 15 по 30 июня сего года. В числе этих во­просов прямо Японии касаются только следующие: В I «Отделе истори­ческом»: «Современное состояние язычества в...Японии»; В отделе II: «Вопросы, относящиеся к постановке и организации Миссии», «и о назначении в Японскую Миссию двух молодых иеромонахов с академи­ческим образованием» (то, о чем я прежде писал Высокопреосвященному Тихону); В отделе V: «Содержание Миссии и управление ею» и «хода­тайство Японской Миссии об изыскании 20 тысяч для издания богослу­жебных книг, переведенных на японский язык» (тоже из моего письма к Высокопреосвященному Тихону). Прочие вопросы, почти все, такие специальноместные, что по ним, отсюда приехавши, с незнанием тех местных условий, ничего нельзя сказать.

Иеромонах Нестор, из Гижиги, Приморской области, на Камчатке, пишет о своем служении там у тунгусов, которых хвалит, у коряков и чукчей, и о трудностях сего служения. Главными затруднителями служат русское пьяное и бесконтрольное начальство и свои же — тоже пьяные, псаломщики и учитель. Просит советов. Но что же утешительного я могу сказать ему? Впрочем, отвечу.

Из Лондона Miss Palmer, бывшая здесь англиканская миссионерка, пишет, благодарит за иконку, которую я послал ей по ее просьбе и пред которою она теперь творит свои молитвы, как упоминает. При письме вырезка из английской газеты о том, как там принимали и чествовали Преосвященного Иннокентия, нашего Епископа в Ситке, при остановке его в Лондоне.

Апреля 1909. Четверг

Петр Исикава и Иов Яхаги пришли показать, какие комнаты в Семи­нарии и Женской школе освобождены от налога. Осталась только третья часть, за которую придется платить; прочее все обведено на плане крас­ною чертою и освобождено.

И. А. Сенума привел всех учителей Семинарии с изъявлением, что все настаивают на его выселении из Семинарии. Я попросил Преосвя­щенного Сергия выслушать их и переговорить с ними. Оказалось совсем не то: никто не настаивает, кроме жены его Елены Лукичны, которая рвется на квартиру, говоря, что ей невыносимо жить в Семинарии после всего, что было писано об ней в газетах — как будто это писанное может быть изглажено выходом на квартиру! Пока Иван Акимович остался по-преж­нему, потому что его некем заменить. Но положили мы с Преосвящен­ным Сергием просить человека из России для управления Семинарией.

Была у меня жена о. Петра Кавано, прибывшая из Ямагава, на Киу- сиу, чтобы посетить своих родных в Мито, а на обратном пути она увезет с собою из Семинарии сына своего и еще одного семинариста родом из Киусиу же, которых пришла очередь идти на два года в воен­ную службу. А в продолжение этих двух лет сохранят ли они желание служить Церкви, с которым учатся в Семинарии, Бог весть! Немалая поме­ха это для нас!

Апреля 1909. Пятница

Прочитал книгу о русском замечательном филантропе Н. И. Неплюеве, основателе «Трудового Братства» в Черниговской губернии, в котором ныне до 500 членов. Это не менее удивительный человек из светского мира, чем о. Иоанн Кронштадский из духовного. Даруй, Господи, по­больше таких людей России!

Апреля /1 мая 1909. Суббота

О. Павел Морита пишет из Маебаси, что отправляет дочь свою в Америку, чтоб повенчаться браком с Фотием Фуказава, сыном Спиридо­на, живущим там, и просит книг, напечатанных Миссиею для нее. Книги будут даны ей.

О. Роман Фукуи, из Немуро, просит оставить его дочь при школе, когда она кончит курс к каникулам ныне. Дочь его будет оставлена здесь учительницей.

Из Ооцу пишут, что церковный дом сгорел, остались только иконы. Послано 5 ен на погорелье катихизатору Якову Сугимото.

Перед всенощной пришел англиканский Bishop Cecil, советовался кое о чем по церковным делам и остался на всенощную, для чего запасся из дома и епископским платьем. Стоял на клиросе вместе с Преосвящен­ным Сергием, молился, прикладывался к Евангелию, вышел из Церкви во время чтения 1-го Часа вместе с Преосвященным Сергием, который


отправился потом на «сейненквай», где собралось до 70 человек, и ска­зал приготовленную речь; перевести ее предварительно помог ему П. Исикава.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.32.226 (0.029 с.)