Проверка организации бухгалтерского и налогового учета расчетов с поставщиками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проверка организации бухгалтерского и налогового учета расчетов с поставщиками



 

Для проверки правильности и полноты отражения в учете и отчетности операций по расчетам с поставщиками аудитором применяются процедуры:

Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженностей.

Целью данной процедуры является достижение уверенности в том, что задолженности контрагентов и задолженности перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Наиболее эффективным способом проведения данной процедуры является инвентаризация расчетов. С учетом того, что на некоторых предприятиях инвентаризация расчетов проводится некачественно или не проводится совсем, аудитор вправе настоять на проведении данной процедуры. В процессе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской задолженностей, а также предъявлены ли иски на взыскание просроченной дебиторской задолженности. Инвентаризацию лучше проводить с помощью запросов к контрагентам аудируемой организации о состоянии расчетов на определенную дату с приложением к запросу расшифровки задолженности. Запросы-подтверждения или акты сверок могут быть оформлены на бланке предприятия. Такой запрос отправляется поставщику или подрядчику в двух экземплярах, один из которых с подтвержденной или не подтвержденной суммой возвращается аудитору. Это одна из важнейших процедур аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений данных финансовой отчетности. Важно принимать данный факт во внимание и знать типичные методы совершения и сокрытия подобных действий[18,с. 348].

В ООО «Спецстрой-7» можно отметить тенденцию увеличения показателей кредиторской и дебиторской задолженности, так,например, в 2009 году по сравнению с 2008 кредиторская задолженность увеличилась на 29510 тыс. руб., а в 2010 по сравнению с 2009 на 6588 тыс. руб.

Аудитор, просматривает регистры бухгалтерского учета, выписывает наименование поставщиков, дату возникновения задолженности и сальдо задолженности на определенный момент, затем сверяет все эти данные с ответами на запросы. Вся эта информация группируется в таблице 8.

 

Таблица 8 - Реальность дебиторской, кредиторской задолженности в ООО «Спецстрой-7»

№ п/п Наименование поставщика Дата возникновения задолженности Сальдо задолженности на 1 января 2010 г. Соответствие сальдо выпискам и запросам  

 

      Дебет Кредит Сумма Примечание  
1 2 3 4 5 6 7  
1 ООО «Автотрейдинг» 12.01.10 - 2133,00 2133,00 -  
  Итого   - 2133,00 2133,00    

 

При выявлении реальности дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Спецстрой-7» аудитор выявил с помощью источников информации, что нарушений при получении товара и его оплаты в сроки не обнаружены, искажения данных финансовой отчетности также отсутствуют, отраженная кредиторская задолженность является реальной.

Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам.

Целью данной процедуры является проверка отражения на счетах учета операций по получению товарно-материальных ценностей, работ, услуг от сторонних организаций, не подтвержденных в течении определенного срока первичными документами. Отсутствие таких документов выявляется в ходе проведения аудита системы первичного учета по данному разделу. При проверке необходимо учитывать:

аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» должен обеспечивать получение данных по неотфактурованным поставкам;

материальные ценности, работы, услуги по неотфактурованным поставкам должны быть учтены по ценам и на условиях, предусмотренным договором.

Аудитору надлежит убедиться в том, что затребуются документы по неотфактурованным поставкам на предприятии в разумные сроки. Если подтверждающие документы поступили и имеются расхождения в ценах и номенклатуре, аудитор должен проверить правильность корректировки сумм по соответствующим им позициям на счетах бухгалтерского учета. Особое внимание в таких случаях уделяется товарно-материальным ценностям, работам, услугам, которые к моменту поступления документов уже были списаны на затраты проверяемого периода. Если подтверждающие документы поступают в следующем отчетном периоде, суммы корректировки относятся на счета внереализационных доходов или расходов [14].

В ходе проверки аудитор выявил, что в ООО «Спецстрой -7» документы по неотфактурованным поставкам поступают в надлежащие сроки и правильно отражены в учете.

Проверка расчетов по претензиям.

Если счет поставщика оплачен и акцептован до поступления товарно-материальных ценностей (оказания работ, выполненных услуг), а при приемке на склад обнаружилась недостача товарно-материальных ценностей относительно отфактурованного количества или несоответствие принятых товарно-материальных ценностей (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин, поставщикам предъявляется претензия. На неудовлетворенные претензии поставщику должен быть предъявлен иск. При проверке таких операций аудитор обращает внимание на следующие моменты:

все претензии учитываются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям»;

отправлялся ли запрос поставщику и, что отраженные на счете 76 субсчет «Расчеты по претензиям» суммы соответствуют значениям, указанным в коммерческом акте;

претензия была предъявлена своевременно (в противном случае суд может отказать в удовлетворении иска);

пакет документов, приложенных к претензии и исковым заявлениям, должен быть доказательным. В частности, здесь должны присутствовать, как минимум, претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приеме ТМЦ (в качестве при приемке выполненных работ, оказанных услуг), претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика.

Учет налога на добавленную стоимость.

Суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычету из общей суммы исчисленного к уплате налога на добавленную стоимость и отражаются на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Предприятие вправе произвести налоговые вычеты если: товар, работа или услуга приняты к учету; товар, работа или услуга фактически оплачен, что подтверждается первичными документами; на приобретенный товар, работу либо услугу имеется выписанный в установленном порядке счет-фактура.

Для осуществления аудиторской проверки НДС, необходимо составить «Программу аудита расчётов по НДС», которая представлена в таблице № 9.


 

Таблица 9 - Программа аудита расчёта по НДС в ООО «Спецстрой-7»

Аудируемое лицо: ООО «Спецстрой-7»

Аудируемый период: 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г.

Состав аудиторской группы: 2 аудитора

Перечень аудиторских процедур Исполнитель Рабочие документы аудитора
1. Установление сроков уплаты налога Абросимов С.А. Первичная учётная документация, регистры бухгалтерского учёта, книги-покупок, журналы регистрации счетов-фактур, платёжные поручения, расчёты аудитора Отчёт аудитора
2. Проверка возможности применения налоговых льгот Захаров Ю.В.  
3. Проверка правильности формирования налогооблагаемой базы Захаров Ю.В.  
4. Проверка правомерности применения налоговых вычетов Абросимов С.А.  
5. Проверка правильности и своевременности уплаты налога Абросимов С.А.  
6. Обобщение и оформление результатов Захаров Ю.В., Абросимов С.А.  

 

Руководитель аудиторской организации: Абросимов С.А.

Руководитель аудиторской группы: Захаров Ю.В.

При проверке учета НДС по приобретенным ценностям, работам либо услугам аудитор должен учесть:

счет-фактуры, составленные и выставленные с нарушениями не могут служить основанием для принятия НДС к возмещению;

составление счетов-фактур и ведение книги покупок обязательно для всех налогоплательщиков как в случае осуществления операций, подлежащих налогообложению, так и освобождаемых от налогообложения (исключение составляют освобожденные от налогообложения операции, осуществляемые банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами, а также операции по реализации ценных бумаг);

если обязательство по условиям сделки выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счетах-фактурах, также могут быть выражены в иностранной валюте.

Так же аудитор разрабатывает рабочий документ, в котором представлен анализ элементов системы налогообложения и определены факторы, влияющих на налоговые показатели, он представлен в таблице 10.

 

Таблица 10 - Оценка организации системы исчисления НДС в ООО «Спецстрой-7»

Вопрос Да Нет
1. определён ли порядок исчисления НДС в учётной политике для целей налогообложения +  
2. организована ли работа по исчислению НДС +  
3. определён ли порядок подготовки, оборота и хранения документов налогового учета и налоговой отчетности +  
4. ведется ли аналитический учет товаров, облагаемых НДС по разным ставкам, имеется ли в организации перечень товаров, облагаемых по пониженным ставкам +  
5. осуществляются ли операции, освобождаемые от налогообложения   +
6. производится ли сверка статей налоговых деклараций с данными синтетического учета и налоговыми регистрами,должностными лицами в конце отчетного периода +  

 

Аудиторская проверка показала, что в ООО «Спецстрой-7» соблюдены все правила организации системы исчисления НДС и соответствуют действующему законодательству РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.48.62 (0.009 с.)