Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля



 

Порядок изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля отражен как в Международном стандарте аудита МСА 400, так и в российском Федеральном правиле (стандарте) № 8 «Оценка рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

Аудитору необходимо понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, достаточное для планирования аудита и разработки эффективного подхода к проведению аудита. Для этого аудитором составляется рабочий документ «Анкета экономического субъекта» (приложение 9).

Для оценки учётной политики ООО «Спецстрой-7» составим документ «Анкета оценки учётной политики» (Приложение 10).

Система бухгалтерского учета - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном и (или) количественном выражении об имуществе, обязательствах организаций их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций и других событий [19.с. 154].

Таким образом, в ООО «Спецстрой-7» перед планированием и разработкой подхода к проведению аудита необходимо оценить состояние бухгалтерского учета по расчетам с поставщиками и существующую систему внутреннего контроля на предприятии.

При проверке организации системы бухгалтерского учета в ООО «Спецстрой-7» аудитору необходимо установить:

форму ведения бухгалтерского учета;

степень автоматизации бухгалтерского учета;

состав, структуру и организацию работы бухгалтерской службы;

лицо ответственное за составление бухгалтерской отчетности;

качество организации, подготовки и хранения документации и др.

Результаты данной проверки представим в виде рабочего документа аудитора «Оценка системы бухгалтерского учёта» (приложение 11).

Система внутреннего контроля - это совокупность организационных мер, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок искажений информации, а также своевременной подготовки достоверной бухгалтерской отчетности.

Система внутреннего контроля организации позволяет совершенствовать организацию службы внутреннего аудита, а так же добиться действенности результатов контрольно-аудиторской деятельности при принятии решений [19,с. 190].

Средства внутреннего контроля, имеющие отношение к системе бухгалтерского учета, содействуют достижению таких целей, как:

осуществление операций по общему или специальному разрешению руководства;

своевременный учет всех операций и прочих событий в точных величинах, на надлежащих счетах и в должные отчетные периоды с тем, чтобы сделать возможной подготовку бухгалтерской отчетности в соответствии с установленными принципами подготовки бухгалтерской отчетности;

возможность доступа к активам и записям только по разрешению руководства;

сопоставление учтенных активов с активами, имеющимися в наличии, через разумные промежутки времени и принятие надлежащих мер в отношении любых расхождений.

При проверке организации системы внутреннего контроля в ООО «Спецстрой-7» аудитору необходимо установить:

приоритетность для руководства системы внутреннего контроля;

кадровую политику экономического субъекта;

распределение ответственности между сотрудниками;

организацию рабочих процессов;

соблюдение требований, установленных законодательными и нормативными актами и др.

Результаты данной проверки представим в виде рабочего документа аудитора «Оценка системы внутреннего контроля» (приложение 12).

После проведенной аудиторской проверки в ООО «Спецстрой-7» можно сделать следующие выводы: в данной организации хозяйственные операции верно и своевременно отражены на счетах, что обеспечивает наименьшую возможность ошибок и нарушений в учете. Аудитор отметил правильность организации бухгалтерского учета на данном предприятии и компетентность бухгалтерской службы. В целом системе бухгалтерского учета ООО «Спецстрой-7» можно дать высокую оценку.

Так же после проверки аудитор отметил надежность системы внутреннего контроля. Действия организации соответствуют требованиям законодательных и нормативных актов. Это говорит о том, что оценка данной системы высокая.

 

1.3 Разработка плана и программы аудита расчетов с поставщиками

 

Эффективность проведения аудита зависит от того, насколько тщательно были разработаны и спланированы процедуры аудиторской проверки. Поэтому начальным этапом аудита является его планирование.

Для начала необходимо выбрать аудиторскую фирму, которая будет заниматься проверкой ведения учета и составления отчетности в ООО «Спецстрой-7», для этого необходимо заключить договор на оказание данного рода услуг (приложение 13). После заключения договора аудиторская фирма должна прислать аудируемой организации документ Письмо аудитора (приложение 14), в котором будут оговорены обязанности сторон, риски связанные с проведением аудита и т.д.

План и программа аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля учетов с поставщиками.

Разработка общего плана и программы аудита основывается на предварительных данных об экономическом субъекте, а так же на результатах проведенных аналитических процедур.

Аудиторская организация может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана, если сочтет это целесообразным. При этом она независима в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом.

В ходе планирования аудитор должен составить финансовое предложение аудита и техническое предложение аудита, в которых будут указаны примерная почасовая работы аудиторов и наименование аудиторских процедур, которые необходимо выполнить в ходе проведения аудиторской проверки.

Финансовое предложение аудита БФО ООО «Спецстрой-7» (приложение 15).

Техническое предложение аудита БФО ООО «Спецстрой-7» (приложение 16).

Целью планирования аудита является определение тактики и стратегии аудита, разработка аудиторской программы.

План аудита охватывает четыре основные направления проверки по учету расчетов с поставщиками:

правовую оценку договоров с поставщиками с позиций действующего законодательства;

организацию первичного учета операций по расчетам с поставщиками;

организацию бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками;

организацию налогового учета операций по расчетам с поставщиками [21].

Планирование аудиторской проверки в ООО «Спецстрой-7» должно обеспечить:

получение необходимой информации о состоянии бухгалтерского учета организации, отчетности и эффективности внутреннего контроля

определение содержания, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению.

Составим “План аудита расчетов с поставщиками ООО «Спецстрой -7» (приложение 17).

На базе плана аудита разрабатывается программа аудита расчетов с поставщиками. Программа аудита организации является боле детальным развитием плана аудита для полного сбора информации, достаточной для составления обоснованного и объективного заключения о проверяемых субъектах в соответствии с договором. Программа аудита составляется в виде производственного задания и утверждается руководителем аудиторской фирмы. Программу аудита определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита [21].

Основные процедуры, которые должны быть включены в программу аудита:

правовую оценку договоров;

проверку достоверности, полноты и точности фактов оприходования ТМЦ, принятия к учёту работ, услуг;

проверку документального оформления;

анализ и обобщения результатов аудита.

Составим “Программу аудита операций по учету труда и его оплаты” ООО «Спецстрой-7» (приложение 18).

Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы.

В процессе подготовки программы аудита необходимо принимать во внимание полученную оценку риска, а также требуемый уровень существенности, который должен быть обеспечен при проверке.

Аудиторский риск (Ра) состоит из трех компонентов: внутрихозяйственного риска (Рв), риска средств контроля (Рк) и риска необнаружения (Рн). Вероятностью аудиторского риска будет вероятность сложного события, заключающегося в одновременном осуществлении трех простых событий: есть существенные искажения в отчетности, система контроля их не заметила, аудиторская организация их также не обнаружила. Совместное появление нескольких случайных событий может быть представлено в виде произведения их вероятностей:

 

Ра = Рв х Рк х Рн

 

Риск присутствия ошибки определяют обычно на стадии планирования аудиторских работ исходя из степени доверия к системе учета и внутреннего контроля аудируемого лица. Для расчета данного показателя аудитору необходимо составить рабочий документ «Оценка ведения бухгалтерского учёта» который представлен в таблице № 2.

 

Таблица 2 - Оценка ведения бухгалтерского учета

Показатель Оценка (0-10)
1. Оценка образования, опыта и квалификации персонала бухгалтерии 5
2. Весь персонал имеет достаточный опыт работы 7
3. Порядок подготовки к сдачи в архив первичных документов, учётных регистров, бухгалтерской отчётности 6
4. Отсутствие текучести персонала бухгалтерии 6
5. Наличие системы обучения, повышения квалификации кадров 9
6. Обеспечен учёт и сохранность бланков строгой отчётности 8
7. Оценка надежности программного обеспечения 8
ИТОГО 49

 

Вероятность внутрихозяйственного риска рассчитываем по формуле:

 

Рв = 1 - Ов / Овmax

 

гдe Рв - вероятность внутрихозяйственного риска;

Ов - фактическое количество баллов по результатам теста учетной системы;

Овmax - максимальное количество баллов теста учетной системы (70 баллов).

Рв = 1 - 49 / 70

 

Вероятность внутрихозяйственного риска составила 0,3.

Для оценки внутреннего контроля аудитор составляет рабочий документ представленный в таблице № 3.

 

Таблица 3 - Оценка средств внутреннего контроля

Показатель Оценка (0-10)
1. Наличие службы внутреннего контроля 4
2. Приоритетность для руководства системы внутреннего контроля 8
3. Независимость должностных лиц, ответственных за проведение внутреннего контроля 6
4. Достаточность количества должностных лиц, ответственных за проведение внутреннего контроля, предварительная оценка их профессионального уровня 6
5. Осуществление постоянного контроля за отражением в учете нетипичных операций 9
6. Наличие документального оформления планирования и выполнения контрольных процедур 3
7. Регулярность и детальность составления отчетов по выявленным нарушениям 5
8. Готовность руководства к исправлению ошибок и нарушений 10
9. Выполнение рекомендаций аудитора 10
ИТОГО 61

 

Вероятность риска средств контроля определяем по формуле:

 

Рк = 1 - Ок / Окmax

 

где Рк - вероятность риска внутреннего контроля;

Ок - фактическое количество баллов по результатам теста системы внутреннего контроля;

Окmax - максимальное количество баллов теста системы внутреннего контроля (90 баллов).

 

Рк = 1 - 61 / 90

Вероятность риска системы внутреннего контроля составила 0,3.

Вероятность риска необнаружения - это вероятность необнаружения аудитором существенных ошибок после необнаружения их системами внутреннего контроля. Аудитор может определить риск необнаружения с помощью рабочего документа «Оценка риска необнаружения» представленного в таблице № 4.

 

Таблица 4 - Оценка риска необнаружения

Показатель Оценка (0-10)
1. Информированность аудиторской организации об аудируемом лице 6
2. Наличие проверок контролирующих органов за предыдущие периоды 3
3. Опыт и квалификация аудиторов, принимающих участие в проверке 7
4. Планируемый объём проверяемой документации (планируемый объём выборки) 8
5. Применение аналитических процедур в качестве процедур проверки по существу 7
ИТОГО 31

 

Вероятность риска необнаружения определяем по формуле:

 

Рн = 1 - Он / Онmax

 

где Рк - вероятность риска необнаружения;

Ок - фактическое количество баллов по результатам теста;

Окmax - максимальное количество баллов теста (50 баллов).

 

Рн = 1 - 31 / 50

 

Вероятность риска необнаружения составила 0,38.

Оценив величины внутрихозяйственного риска, риска средств контроля и риска необнаружения аудитор рассчитывает приемлемый аудиторский риск:

Ра = 0,3 х 0,3 х 0,38 = 0,0342

Мировая практика показывает, что допустимое значение совокупного аудиторского риска не должно превышать 5%. В нашем случае аудиторский риск составил 3,42%, следовательно, мы можем считать разработанные план и программу приемлемыми.

Необходимо установить приемлемый для данной проверки уровень существенности. Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большей степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

В соответствии с действующими стандартами Российской Федерации предлагаемая величина допустимой погрешности бухгалтерской отчетности для исчисления уровня существенности составляет: 3% от выручки от реализации; 2% от валюты баланса; 10% от собственного капитала; 2% от общих затрат предприятия.

Рассчитаем уровень существенности на основе данных таблицы №5.

 

Таблица 5 - Исходные данные для определения уровня существенности

Наименование базового показателя Значение базового показателя (тыс. руб.) Допустимая доля отклонений от базового показателя, % Значения, применяемые для нахождения уровня существенности (тыс руб)
1Выручка от реализации  180517  3 %  5415,51
2Валюта баланса  140463  2 %  2809,26
3 Общие затраты организации  179926  3 %  5397,78
4Собственный капитал 818  10 %  81,8

 

Для нахождения уровня существенности необходимо вычислить среднее арифметическое исходя их сумм значения для нахождения существенности:

(5415,51+2809,26+5397,78+81,8):4=3426

 

,8- минимальное значение

,51- максимальное значение

Исчислим различие между минимальным и максимальным значениями для нахождения уровня существенности от среднего значения.

 

(3426 - 81,8) / 3426 * 100% = 97,61 %

(5415,51 - 3426) / 3426 * 100% = 58,07 %

 

Отбросим значения, отличающиеся от среднего арифметического существенно. Новое среднее арифметическое будет равно:

 

(5415,51 + 2809,26 + 5397,78) / 3 = 4541 тыс руб

 

Можно округлить полученное значение до 5 000 тыс руб. Тогда рассчитаем, является ли округление значения допустимым:

 

(5000-4541):4541*100=10%

 

Исходя из того, что в результате округления показатель изменился менее, чем на 20 %, следует принять сумму 5000 тысячи рублей за базовый уровень существенности.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.32 (0.044 с.)