Эмоциональна выразительность, масштабность и насыщенность движением, сложность композиционных решений - все это призвано создавать особый духовный настрой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональна выразительность, масштабность и насыщенность движением, сложность композиционных решений - все это призвано создавать особый духовный настрой.



Само название стиля барокко (от итал. странный, причудливый) появилось позже и совершенно не отражает глубинного смысла.

               грандиозность;

преувеличенная пышность и вычурность;

динамика, напряженность;

              яркость, изящество;

              декоративность, зрелищность, театральность;

              излишество причудливых элементов;

              эмоциональный накал страстей;

              совмещение иллюзорного и реального;

              сильные контрасты;

             (масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени);

             синтез искусств (скульптура и живопись словно сливались с архитектурой).              

 

 Первым образцом стиля барокко можно считать церковь Иль - Джезу, возведенную к 1575 г. архитекторами Джакомо Бароцци и Джакомаделла Порта для монашеского ордена иезуитов.  

Фасад церкви разделен на верхнюю и нижнюю части, более узкий верхний ярус обрамлен по краям спиралевидными соединительными деталями - волютами. Такое оформление в дальнейшем стало типичным для церквей в стиле барокко.

 Нижняя часть удивительно напоминает архитектуру Палладио, колонны и пилястры которой гармонируют с линиями древних греческих и римских храмов. В стене есть две статуи святого Игнатия. Торжественно выглядит интерьер храма, оформленный мощными колоннами и пилястрами, многочисленным скульптурными украшениями. Обилие деталей притягивает к себе внимание вошедшего в церковь, как бы затрудняя движение к области купола, где его ждет пространственный прорыв вверх. Одной из основных художественных особенностей церкви является уникальная фреска на плафоне церкви. Написанные особым образом фигуры создают иллюзию, что они парят под потолком, тогда как на самом деле они написаны в одной плоскости.

 

 

Билет №13Образное своеобразия архитектуры классицизма

Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве конца XVII - начала XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, идущие из философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

В зодчестве под классицизмом понимают архитектурный стиль, распространённый в Европе в XVIII - начале XIX вв., главной чертой которого было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.

Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образца­ми ордерная система, четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, выделяющиеся на глади стен портики, колонны, симметрия, статуи, рельефы. Выдающимся шедевром архитектуры, соединившим классицизм и барокко в единый торже­ственный стиль, был дворцово-парковый ансамбль в Версале - резиденция француз­ских королей (вторая половина XVII в.). Представители:

-Мансар предложил изломанную форму крыши с использованием чердака под жильё (мансарда).

-Иниго Джонс - инициатор и творец первых крупномасштабных композиций.

-Клод Перро - простота и равновесие частей, чёткость линий, спокойной и вели­чественной статичностью отличается «колоннада Лувра».

Обычно разделяют два периода в развитии классицизма. Сложился он в XVII в. во Франции, отразив подъем абсолютизма. XVШ век считают новым этапом в его развитии, поскольку в это время он отражал иные гражданские идеалы, основанные на идеях философского рационализма Просвещения. Объединяет же оба периода представление о разумной закономерности мира, о прекрасной, облагороженной природе, стремление к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов.

Архитектуре классицизма свойственна строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений. В отличие от построек барокко, мастера классицизма никогда не воздавали пространственных иллюзий, искажавших пропорции здания. И в парковой архитектуре складывается так называемый регулярный стиль, где все газоны и клумбы имеют правильную форму, а зеленые насаждения размещены строго по прямой и тщательно подстрижены. (Садово–парковый ансамбль Версаля.)

 

Билет №14

Сложение стиля рококо как ответвления угасающего барокко

Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. В наследство от предыдущего столетия XVIII век получает особое эстетическое сознание, в котором высокоразвитый художественный вкус становится важнее многих других человеческих качеств. Вкус предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением. Если для барокко необходима вся гамма эмоций - от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо - лишь изысканно тонких, изящных.

"Изящный " - ключевое слово данной эпохи. Именно тогда наблюдается уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов с обязательным налётом эротизма. Поэтому даже у выдающихся мастеров изделия хотя и декоративны, грациозны, но несколько поверхностны.

Не случайно именно в эту эпоху приходит мода на "китайщину " или шинуазри (chinoiserie). В интерьерах появляются передвижные ширмы, зрительно изменяющие пространство; гобелены с изображениями цветов, пагод, людей в китайской одежде; знаменитый китайский фарфор, изысканные орхидеи, тонкоствольные деревья, аквариумные рыбки, а также изящная лакированная мебель китайских мастеров, будто созданная для рококо.

Вдохновителем стиля рококо стал итальянец Ж.О. Месонье, в произведениях которого впервые появляются причудливые ассиметричные формы, в частности - мотив капризно изогнутой раковины (rocaile - откуда и франц. rococo).

Хотя этот стиль называют "стилем Людовика XV", но, в отличие, от барокко он не был чисто придворным искусством. Большинство построек рококо - это частные дома французской знати и загородные дворцы. Комнаты в них не располагались анфиладой (как в XVII в.), а образовывали ассиметричные композиции. В центре обычно располагался парадный зал (салон). Углы комнат закругляются, все стены украшаются резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределённость. Комнаты становятся поменьше и пониже, создавая атмосферу интимности, характерную для будуаров.

Оформление салонов и будуаров слегка перенасыщено предметами в отличие от более сдержанной эпохи барокко.

В колорите преобладают нежные пастельные тона. Наиболее популярные цветовые сочетания - белое в с голубым, зелёным или розовым и непременное золото.

Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т.д. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни.

В светских домах мебель стала расставляться определёнными группками (обычно - стол, диван и несколько стульев), создавая этакие "центры тяготения" для собравшегося общества.

Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций (архитектоничности), симметрии и прямых линий. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы.

В декоративном убранстве мебели стиля рококо резьба по дереву занимает очень скромное место. Её заменяют бронзовые накладки, преимущество которых ещё и в том, что ими удобно обрабатывать уже готовые, отшлифованные и отполированные поверхности предметов. Иногда вместо фанеровки вся поверхность предметов обрабатывалась цветными лаками и тоже декорировалась накладками или золочёной резьбой.

Беззаботная жизнь светских салонов была сосредоточена вокруг женщины, и капризы великосветских жеманниц (особенно фавориток короля) задают основной тон: изящно-декоративный и легкомысленный. Появляются чисто женские предметы мебели. Это и стоящий на высоких ножках секретер с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных отделений; картоньерка (шкафчик для бумаг); туалет с откидным зеркалом и разнообразные тумбочки.

Секретер, по сути дела, представлял собой практичную комбинацию комода, письменного стола и кабинета. Потайные ящички секретеров обычно заполнялись различной эпистолярной и мемуарной продукцией, весьма распространённой в это время "грёз, мечтаний и интриг". Именно секретеры и коммоды с двумя ящиками (кстати, commode по франц. - "удобный") - основной вид корпусной мебели в то время.

Главный же мотив комнаты рококо - безусловно камин: невысокий, покрытый мраморной плитой и заставленный канделябрами, часами, фарфоровыми "безделушками" и прочими украшениями. Над ним обычно вешалось зеркало в роскошной раме.

 

Билет №15

Болонская академия. Академизм

Болонский академизм - направление, возникшее в конце XVI в. и занявшее в XVII столетии значительное место в итальянской живописи. Отношение к его представителям менялось с течением времени. Современники считали академистов выдающимися мастерами, однако спустя столетие их совсем забыли, а в XIX в. обвинили в подражании слабым сторонам живописи Возрождения.

 

Академия вступивших на правильный путь» - так называлась небольшая частная мастерская, созданная в Болонье в 1585 г. художниками двоюродными братьями Лодовико (1555-1619), Агостино (1557-1602) и Аннибале (1560-1609) Карраччи. Они хотели воспитать мастеров, которые имели бы истинное представление о красоте и были способны возродить искусство живописи, по их мнению, пришедшее в упадок.

 В академии основное внимание уделялось постоянным упражнениям в техническом мастерстве. Его уровень зависел, по мнению братьев Карраччи, не только от ловкости кисти, но и от образования и остроты интеллекта, поэтому в их программе появились теоретические курсы: история, мифология и анатомия.

 

Такая точка зрения имела под собой серьёзные основания. Во второй половине

XVI в. большое влияние на живописцев оказывали теоретики маньеризма- направления, возникшего в искусстве Италии ещё в 20-30-е гг.

 Они утверждали:

Что нет, и не может быть художественных идеалов, общих для всех. Художник создаёт свои произведения на основе Божественного вдохновения, по природе своей стихийного, непредсказуемого и не ограниченного ремесленными правилами. Краски не могут передать всей полноты и тонкости замысла, вложенного Богом в душу художника, и поэтому нельзя судить о ценности картины по её техническому исполнению.

Обучение мастерству не считалось столь уж важным делом.

Академия противостояла этим взглядам. Есть вечный идеал красоты, заявляли братья Карраччи, он воплощён в искусстве античности, Возрождения, и прежде всего в творчестве Рафаэля.

Одна из первых работ болонских академистов - выполненные Аннибале и Агостино Карраччи и несколькими учениками в 1597- 1604 гг. фрески на сюжеты «Метаморфоз» Овидия в палаццо Фарнезе в Риме. В их оформлении чувствуется сильное влияние монументальной живописи Микеланджело.

  Однако в отличие от него у братьев Карраччи на первом месте:

1. Абстрактная красота живописи

2. Правильность рисунка, пропорции

3. Уравновешенность цветовых пятен

4. Ясная композиция

5. Идеализация образов

6. Пышная декоративность

7. Театральные жесты, позы

8. Совершенство формы занимало их гораздо больше, чем содержание

9. Мифические и библейски сюжеты далекие от реальности

 

 

Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать:

 

1. Острыми колористическими и светотеневыми диссонансами,

2. Усложнённостью и преувеличенной экспрессивностью поз и мотивов движения.

3. Виртуозным рисунком, где линия, очерчивающая объём, обретает         самостоятельное значение.

4. Эротизмом

5. Взвинченность и изломанность линий (в частности, использование так называемой «змеевидной» линии),

6. Удлинённость или даже деформированность фигур,

7. Напряжённость поз (контрапост),

8. Необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой,

9. Использование едкой хроматической гаммы,

10. Перегруженность композиции и т. д.

11. Пренебрежение правилами и классическими традициями.

 

 

 


    - Сравни два произведения. Определи, какое из предложенных произведений относится к маньеризму.

 Заполни таблицу.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.039 с.)