Основные черты реализма в и.и. Определение. Представители. Особенности критического реализма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты реализма в и.и. Определение. Представители. Особенности критического реализма.



 

Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действенный), в широком смысле - объективно-предметное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Существенная черта реализма - убежденность в познаваемости существенных сторон реального мира средствами искусства. В изобразительном искусстве, специфика художественных средств которого дает возможность создавать картину реально зримых форм предметной действительности, различные элементы и тенденции реализма можно выделить, начиная с эпохи первобытного искусства. В более узком, конкретно-историческом смысле понятие реализм прилагается к художественным явлениям, возникшим не ранее 17 в. Таковы реализм голландской живописи 17 в. (в особенности творчество Рембрандта и Ф. Халса) и испанца Д. Веласкеса, связанный с идеологией "третьего сословия" так называемый просветительский реализм 18 в.(Шарден,. Гудон во Франции, У. Хогарт в Великобритании), демократически ориентированный реализм 19 в., проявившийся в пейзажной (Дж. Констебл в Великобритании, К. Коро и мастера барбизонской школы во Франции и др.), жанровой (Г. Курбе и Ж.Б. Милле во Франции, А. фон Менцель в Германии и др.), исторической (Э. Месонье во Франции, Я. Матейко в Польше) и портретной (В. Лейбль в Германии. Дж. Сарджент и Т. Эйкинс в США) живописи, в графике (О. Домье во Франции) и скульптуре (К. Менье в Бельгии).

 

Курбе, Гюстав (1819-1877)

Французский живописец и график, основоположник реализма.

Учился недолгое время в Орнане и Безансоне, потом в Париже в студии Сюиса, но главной школой Курбе стал Лувр, где он копировал творения старых мастеров, в первую очередь Караваджо и Веласкеса. В ранний период, отмеченный влиянием романтизма, художник писал пейзажи, автопортреты, композиции на литературные сюжеты. Поворотным моментом в его жизни стала поездка в Голландию и знакомство с работами Хальса и Рембрандта. Написанные в одно время и представленные на парижском Салоне 1850-51 г. картины Курбе «Похороны в Орнане», «Дробильщики камня», «Послеобеденный отдых в Орнане», заявили о нем как о ярком мастере реалистической школы. Реализм художника вызвал резкое неприятие со стороны официальных кругов, т.к. противостоял принятому академизму и был социально опасен. Ведущим жанром творчества Курбе стала тематическая картина, героями которой предстают люди из народа и современники художника. В последние годы он писал в основном пейзажи, создавая обобщенный величественный образ природы «Хижина в горах», 1873).

Репин, Илья Ефимович (1844-1930)

Русский художник, представитель реализма.

Родился в Харьковской губернии в семье военных поселенцев. В 13 лет его отдали на выучку к иконописцу. На заработанные деньги Репин уехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. В 1871 г. за картину «Воскрешение дочери Иаира» он получил золотую медаль и звание классного художника. Первый успех к Репину пришел в 1873 г. на выставке в Вене с работой «Бурлаки на Волге». Творческий диапазон художника огромен: картины из современной народной жизни («Крестный ход в курской губернии», 1880-83), сюжеты из славянской мифологии («Садко», 1876), исторические полотна («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-91), портреты.

Критический реализм - направление в искусстве, в котором человек рассматривается в его связях с социальной средой, а существенным критерием мастерства оказывается художественная правдивость, которая не мешает, однако показу человека и мира в его сложности и противоречивости. Эпитет «критический» означает то, что автор сосредоточил свое внимание на негативных сторонах воспроизводимой действительности, которую он соответствующе рассматривает и оценивает. Это не означает, что художник вообще негативно относится к миру, жизни, людям. Вместе с тем критический реализм выступает обычно как форма оппозиции к существующей (господствующей) идеологии. 

Появившись в первой трети XIX века, реализм функционировал в тесной связи с романтизмом.

 

 

Абсида (апсида) - выступ в восточной части храма, полукруглый или многоугольный, перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.

Алтарь (от лат. "alta ara" - высокий жертвенник) - главная часть христианского храма, располагавшаяся в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол - возвышение для совершения главного христианского таинства - евхаристии.

Алтарь створчатый - икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).

Алтарная преграда - невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века). Отделяла священнослужителей от мирян и придавала евхарическому действу особую торжественность, окутывая его покровом тайны.

Амвон - (от греч.) - возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди, читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий).

Аркбутан - открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма.

Атриум - закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.

Базилика - прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов).

Баптистерий - крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане (пример - Баптистерий в Равенне, Италия).

В изантийский антик - произведения ранневизантийского искусства (IV-VII в.), выполненные в античном стиле. Пример - серебряные блюда с изображением сцен из античной мифологии и традиционных античных сюжетов - Силен и Минада, Аякс и Одиссей, пастух с козами, резвящиеся дельфины и т.п. Все это настолько напоминает памятники классической античности, что только византийское клеймо на серебре позволило дать им точную датировку.

Витраж - картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.

Гемма - резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.

Гиматий - плащ - канонизированная мужская одежда в византийской иконописи.

Гравюра - вид графики, печатный оттиск рисунка, нанесенного на дерево, линолеум, камень, металл.

Деисус - (от греч. "деисес" - моление святых за человеческий род) - каноническая композиция иконописи, включающая Христа (в центре) и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматерь и Иоанна Крестителя (обязательные персонажи). Допускает расширение круга святых (м.б. изображены также архангелы, апостолы, великомученики, библейские пророки).

Донжон - главная башня средневекового замка.

Дьяконник - помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря.

Евхаристия - главное христианское таинство - Пресуществление Святых Даров, т.е. превращение хлеба и вина в тело и кровь Христову.

Елеус - ("умиление") - одно из канонических изображений Богоматери (поясное изображение, Иисус прикасается к щеке Богоматери).

Жертвенник - помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря.

Замковый камень - камень, которым завершается свод или арочный проем.

Знамение - расновидность Оранты - каноническое поясное изображение Богоматери с воздетыми вверх руками.

Икона (от греч. "образ") - символическое, аллегорическое изображение ликов святых и сцен Священного писания, служащее объектом поклонения.

Иконопись - вид средневековой монументальной и станковой живописи с четко определенным каноном.

Кампанила - в западноевропейской архитектуре отдельно стоящая четырехгранная или круглая башня- колокольня.

Канон - совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида.

Контрафорс - вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию.

Конха - полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины.

Крестово-купольный храм - канонический тип византийского православного храма. Представлял собой укороченную базилик у, увенчанную куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенную алтарем на восток.

Купол - покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.

Лопатка - вертикальный плоский и узкий выступ стены, подобна пилястре, но без базы и капители.

Луминарий - отверстие в потолке раннехристианского храма.

Мартирий - тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика.

Мафорий - покрывало, канонизированная одежда Богоматери.

Мозаика - излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла - смальты, натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.

Наос - центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом.

Нартекс - пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма - наоса - стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.

Нервюра - ребро дугообразной формы в готических сводах.

Неф - (от греч. "неус" - корабль) - внутренняя, отделенная от других рядом колонн, часть базилики.

Одигитрия - ("путеводительница) - одно из трех канонических изображений Богоматери (поясное изображение, Богоматерь держит Иисуса на левой руке, благословляя его правой).

Оранта - ("молящаяся") - одно из трех канонических изображений Богоматери (с воздетыми вверх руками). Имело две разновидности - Панагия и Знамение.

Палаццо - дворец, городской особняк в юго-западной Европе.

Панагия - расновидность Оранты - каноническое изображение Богоматери в полный рост с воздетыми вверх руками.

Парус - элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника. На паруса опирается основной купол.

Плинфа - плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.

Портал - декоративно оформленный дверной проем здания.

Руст - тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.

Средокрестие - пересечение центрального нефакрестово-купольного храма с трансептом.

Темпера - (от лат. "temperare" - смягчать, укрощать) - техника станковой живописи минеральными пигментами, растертые на яичном белке (в античности) или желтке (в средние века и эпоху Возрождения). Добавляют также мед, фиговый сок, казеин и др. В качестве закрепителя применяется особый лак из смолы и конопляного масла. темпера быстро сохнет, не образуя трещин (кракелюр). Краски не смешиваются, ин нужно накладывать тонкими слоями, без переходов, смешанные цвета получают только наложением одного слоя на другой. В Средние века темпера - излюбленная техника для икон и алтарных картин.

Травея - пространство нефа под сводом.

Трансепт - поперечный неф крестово-купольного храма.

Фреска - ("fresco" - свежий) - техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.
Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками - энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.

Хитон - рубаха - канонизированная мужская одежда на византийских иконах.

Хоры - открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган.

Цезарепапизм - система взаимоотношений светской и церковной власти, характерная для Византии, где императоры (цезари), по существу, управляли православной Церковью, становясь "папами".

Энкаустика - (от греческого "энкайо" - выжигаю) - техника живописи восковыми расплавленными красками, создававшими блестящую, жирную, осязаемую поверхность. Техника берет начало в античности, применялась в византийской иконописи до эпохи "иконоборчества".

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.03 с.)