Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные черты реализма в и.и. Определение. Представители. Особенности критического реализма.⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действенный), в широком смысле - объективно-предметное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Существенная черта реализма - убежденность в познаваемости существенных сторон реального мира средствами искусства. В изобразительном искусстве, специфика художественных средств которого дает возможность создавать картину реально зримых форм предметной действительности, различные элементы и тенденции реализма можно выделить, начиная с эпохи первобытного искусства. В более узком, конкретно-историческом смысле понятие реализм прилагается к художественным явлениям, возникшим не ранее 17 в. Таковы реализм голландской живописи 17 в. (в особенности творчество Рембрандта и Ф. Халса) и испанца Д. Веласкеса, связанный с идеологией "третьего сословия" так называемый просветительский реализм 18 в.(Шарден,. Гудон во Франции, У. Хогарт в Великобритании), демократически ориентированный реализм 19 в., проявившийся в пейзажной (Дж. Констебл в Великобритании, К. Коро и мастера барбизонской школы во Франции и др.), жанровой (Г. Курбе и Ж.Б. Милле во Франции, А. фон Менцель в Германии и др.), исторической (Э. Месонье во Франции, Я. Матейко в Польше) и портретной (В. Лейбль в Германии. Дж. Сарджент и Т. Эйкинс в США) живописи, в графике (О. Домье во Франции) и скульптуре (К. Менье в Бельгии).
Курбе, Гюстав (1819-1877) Французский живописец и график, основоположник реализма. Учился недолгое время в Орнане и Безансоне, потом в Париже в студии Сюиса, но главной школой Курбе стал Лувр, где он копировал творения старых мастеров, в первую очередь Караваджо и Веласкеса. В ранний период, отмеченный влиянием романтизма, художник писал пейзажи, автопортреты, композиции на литературные сюжеты. Поворотным моментом в его жизни стала поездка в Голландию и знакомство с работами Хальса и Рембрандта. Написанные в одно время и представленные на парижском Салоне 1850-51 г. картины Курбе «Похороны в Орнане», «Дробильщики камня», «Послеобеденный отдых в Орнане», заявили о нем как о ярком мастере реалистической школы. Реализм художника вызвал резкое неприятие со стороны официальных кругов, т.к. противостоял принятому академизму и был социально опасен. Ведущим жанром творчества Курбе стала тематическая картина, героями которой предстают люди из народа и современники художника. В последние годы он писал в основном пейзажи, создавая обобщенный величественный образ природы «Хижина в горах», 1873).
Репин, Илья Ефимович (1844-1930) Русский художник, представитель реализма. Родился в Харьковской губернии в семье военных поселенцев. В 13 лет его отдали на выучку к иконописцу. На заработанные деньги Репин уехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. В 1871 г. за картину «Воскрешение дочери Иаира» он получил золотую медаль и звание классного художника. Первый успех к Репину пришел в 1873 г. на выставке в Вене с работой «Бурлаки на Волге». Творческий диапазон художника огромен: картины из современной народной жизни («Крестный ход в курской губернии», 1880-83), сюжеты из славянской мифологии («Садко», 1876), исторические полотна («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-91), портреты. Критический реализм - направление в искусстве, в котором человек рассматривается в его связях с социальной средой, а существенным критерием мастерства оказывается художественная правдивость, которая не мешает, однако показу человека и мира в его сложности и противоречивости. Эпитет «критический» означает то, что автор сосредоточил свое внимание на негативных сторонах воспроизводимой действительности, которую он соответствующе рассматривает и оценивает. Это не означает, что художник вообще негативно относится к миру, жизни, людям. Вместе с тем критический реализм выступает обычно как форма оппозиции к существующей (господствующей) идеологии. Появившись в первой трети XIX века, реализм функционировал в тесной связи с романтизмом.
Абсида (апсида) - выступ в восточной части храма, полукруглый или многоугольный, перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь. Алтарь (от лат. "alta ara" - высокий жертвенник) - главная часть христианского храма, располагавшаяся в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол - возвышение для совершения главного христианского таинства - евхаристии.
Алтарь створчатый - икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих). Алтарная преграда - невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века). Отделяла священнослужителей от мирян и придавала евхарическому действу особую торжественность, окутывая его покровом тайны. Амвон - (от греч.) - возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди, читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий). Аркбутан - открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма. Атриум - закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения. Базилика - прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов). Баптистерий - крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане (пример - Баптистерий в Равенне, Италия). В изантийский антик - произведения ранневизантийского искусства (IV-VII в.), выполненные в античном стиле. Пример - серебряные блюда с изображением сцен из античной мифологии и традиционных античных сюжетов - Силен и Минада, Аякс и Одиссей, пастух с козами, резвящиеся дельфины и т.п. Все это настолько напоминает памятники классической античности, что только византийское клеймо на серебре позволило дать им точную датировку. Витраж - картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет. Гемма - резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением. Гиматий - плащ - канонизированная мужская одежда в византийской иконописи. Гравюра - вид графики, печатный оттиск рисунка, нанесенного на дерево, линолеум, камень, металл. Деисус - (от греч. "деисес" - моление святых за человеческий род) - каноническая композиция иконописи, включающая Христа (в центре) и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматерь и Иоанна Крестителя (обязательные персонажи). Допускает расширение круга святых (м.б. изображены также архангелы, апостолы, великомученики, библейские пророки). Донжон - главная башня средневекового замка. Дьяконник - помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря. Евхаристия - главное христианское таинство - Пресуществление Святых Даров, т.е. превращение хлеба и вина в тело и кровь Христову. Елеус - ("умиление") - одно из канонических изображений Богоматери (поясное изображение, Иисус прикасается к щеке Богоматери). Жертвенник - помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря. Замковый камень - камень, которым завершается свод или арочный проем. Знамение - расновидность Оранты - каноническое поясное изображение Богоматери с воздетыми вверх руками. Икона (от греч. "образ") - символическое, аллегорическое изображение ликов святых и сцен Священного писания, служащее объектом поклонения. Иконопись - вид средневековой монументальной и станковой живописи с четко определенным каноном. Кампанила - в западноевропейской архитектуре отдельно стоящая четырехгранная или круглая башня- колокольня.
Канон - совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида. Контрафорс - вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию. Конха - полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины. Крестово-купольный храм - канонический тип византийского православного храма. Представлял собой укороченную базилик у, увенчанную куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенную алтарем на восток. Купол - покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п. Лопатка - вертикальный плоский и узкий выступ стены, подобна пилястре, но без базы и капители. Луминарий - отверстие в потолке раннехристианского храма. Мартирий - тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика. Мафорий - покрывало, канонизированная одежда Богоматери. Мозаика - излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла - смальты, натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма. Наос - центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом. Нартекс - пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма - наоса - стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов. Нервюра - ребро дугообразной формы в готических сводах. Неф - (от греч. "неус" - корабль) - внутренняя, отделенная от других рядом колонн, часть базилики. Одигитрия - ("путеводительница) - одно из трех канонических изображений Богоматери (поясное изображение, Богоматерь держит Иисуса на левой руке, благословляя его правой). Оранта - ("молящаяся") - одно из трех канонических изображений Богоматери (с воздетыми вверх руками). Имело две разновидности - Панагия и Знамение. Палаццо - дворец, городской особняк в юго-западной Европе. Панагия - расновидность Оранты - каноническое изображение Богоматери в полный рост с воздетыми вверх руками. Парус - элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника. На паруса опирается основной купол. Плинфа - плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.
Портал - декоративно оформленный дверной проем здания. Руст - тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены. Средокрестие - пересечение центрального нефакрестово-купольного храма с трансептом. Темпера - (от лат. "temperare" - смягчать, укрощать) - техника станковой живописи минеральными пигментами, растертые на яичном белке (в античности) или желтке (в средние века и эпоху Возрождения). Добавляют также мед, фиговый сок, казеин и др. В качестве закрепителя применяется особый лак из смолы и конопляного масла. темпера быстро сохнет, не образуя трещин (кракелюр). Краски не смешиваются, ин нужно накладывать тонкими слоями, без переходов, смешанные цвета получают только наложением одного слоя на другой. В Средние века темпера - излюбленная техника для икон и алтарных картин. Травея - пространство нефа под сводом. Трансепт - поперечный неф крестово-купольного храма. Фреска - ("fresco" - свежий) - техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются. Хитон - рубаха - канонизированная мужская одежда на византийских иконах. Хоры - открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган. Цезарепапизм - система взаимоотношений светской и церковной власти, характерная для Византии, где императоры (цезари), по существу, управляли православной Церковью, становясь "папами". Энкаустика - (от греческого "энкайо" - выжигаю) - техника живописи восковыми расплавленными красками, создававшими блестящую, жирную, осязаемую поверхность. Техника берет начало в античности, применялась в византийской иконописи до эпохи "иконоборчества".
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.03 с.) |