Особенности Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью



Особенности Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью

 

Гомель 2011


Содержание

 

Введение

1. Проблема развития Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью в психологии

1.1 Проблема Я-концепции в различных психологических направлениях

1.2 Развитие Я-концепции в подростковом возрасте

1.3 Зависимое поведение как психологический феномен

1.4 Игровая компьютерная зависимость как новый вид зависимого поведения

1.5 Теоретический анализ проблемы Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью

2. Эмпирическое исследование особенностей Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью

2.1 Организация и методики исследования

2.2 Особенности Я-концепции подростков с компьютерной игровой зависимостью

2.3 Рекомендации психолога по профилактике и преодолению игровой компьютерной зависимости у подростков

Заключение

Список использованных источников

 


Введение

 

В современном мире с его выдающимися открытиями и достижениями, возрастающей компьютеризацией стала актуальной проблема игровой компьютерной зависимости, или зависимости от компьютерных игр. Компьютерные игры могут увлечь детей и подростков до самозабвения, до полного смешения реального и компьютерного мира и даже вытеснения первого последним.

Игровая компьютерная зависимость рассматривается в качестве нового вида аддиктивного поведения личности. Данный вид зависимости определяется рядом исследователей (А.Г. Шмелев, Е.В. Змановская и др.) как аутодеструктивное, саморазрушающее поведение, угрожающее целостности и развитию личности, приводящее к серьезным изменениям в самооценке и самосознании [1, 2, 3].

Я-концепция как представление, совокупность знаний о себе рассматривается в отечественной психологии на уровне самосознания. В подростковом возрасте самосознание активно развивается, вырабатывается собственная система эталонов самооценивания и самоотношения, развиваются способности проникновения в свой собственный мир. Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость. По Ананьеву, в его сознании происходит постепенный переход от внешних оценок к внутренним. Таким образом, у подростка формируется своя Я-концепция, которая определяет дальнейшее построение поведения.

Недостаточная разработанность данной проблемы в теоретическом и методологическом аспектах, а также ее практическая значимость подтолкнули нас к проведению психологического исследования особенностей Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью.

Цель исследования: выявить особенности Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать и обобщить основные подходы в изучении феномена Я-концепции, а также в изучении проблемы аддиктивного (зависимого) поведения в целом, и игровой компьютерной зависимости в частности;

) определить особенности развития Я-концепции в подростковом возрасте;

) выявить особенности Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью.

Объект исследования: Я-концепция подростков.

Предмет исследования: особенности Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выделяются психологические особенности и существенные характеристики развития Я-концепции в подростковом возрасте, их соотнесение с игровой компьютерной зависимостью.

Практическая значимость исследования, в свою очередь, состоит в том, что материалы исследования можно использовать для проведения соответствующей психопрофилактической, психокоррекционной работы, т.е. работа психолога по отношению к людям с игровой компьютерной зависимостью может заключаться в предупреждении возникновения такой зависимости и в помощи тем, кто является зависимым по отношению к компьютерным играм.

Новизна исследования связана с тем, что на сегодняшний день не вполне выявлена сама природа игровой компьютерной зависимости. Не изучены психологические механизмы и причины возникновения зависимости, что приводит к тому, что невозможно эффективно помогать людям с игровой компьютерной зависимостью.


Рекомендации психолога по профилактике и преодолению игровой компьютерной зависимости у подростков

 

Необходимым условием успешного преодоления игровой компьютерной зависимости является осознание самим человеком своей проблемы и желание от нее избавиться. Но чаще всего получается так, что игровую компьютерную зависимость в первую очередь осознают окружающие - друзья, родственники, знакомые - но не сам "зависимый".

Родителям, близким стоит насторожиться и принять соответственные меры, т.е. обратиться к специалистам социально-психологической службы, если их ребенок:

начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;

начал проводить ночи у компьютера;

начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;

как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;

забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);

находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;

угрожает, шантажирует, если ему запрещают играть на компьютере.

Работа специалистов социально-психологической службы по профилактике и преодолению игровой компьютерной зависимости должна проводиться по следующим этапам:

1. Диагностика причин формирования игровой компьютерной зависимости, а также исключение у человека возможных болезненных расстройств, в частности, депрессии. В случае обнаружения скрытой депрессии необходимо обратиться к соответствующим специалистам.

. Психологическая коррекция, которая проводится индивидуально и в специальных тренинговых группах. Основная помощь психолога направлена на улучшение взаимоотношений человека с близкими и сверстниками, обучение саморегуляции и умению справляться с трудностями, воспитание волевых качеств, повышение самооценки, формирование новых жизненных увлечений.

. Коррекционная работа, направленная на формирование позитивной Я-концепции, повышения уровня удовлетворенности собой, самоотношения (если выявлен низкий уровень), формирование адекватного уровня уверенности в себе, реалистичной самооценки себя и своих действий.

. Привлечение человека к деятельности, не связанной с компьютером и компьютерными играми. Необходимо помочь ему обнаружить, что существует масса других интересных развлечений помимо компьютера: общение с друзьями, боулинг, сноуборд, поездки за грибами, походы на байдарках, занятия спортом и т.п., которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

. Консультационная работа с родственниками человека, страдающего игровой компьютерной зависимостью, с целью гармонизации отношений внутри семьи.

Таким образом, одной из первых задач близких людей, родителей является идентификация игровой компьютерной зависимости и своевременное обращение в социально-психологическую службу. Работа службы состоит из ряда определенных этапов. Положительный исход данной работы зависит от всех лиц, включенных в нее: чем больше они заинтересованы, тем более эффективной будет проделанная работа.


Заключение

 

На основе анализа психологической литературы, а также эмпирического исследования по изучаемой теме "Особенности Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью" были рассмотрены следующие вопросы:

.   Я-концепция - это система представлений человека о самом себе. В зарубежной литературе основной акцент делается на развитие и формирование Я-концепции, исследуется также связь самопонимания и поведения, а в отечественной психологии Я-концепция рассматривается на уровне самосознания в контексте деятельности.

Аддиктивное (зависимое) поведение - это одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Игровая компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддиктивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Наиболее подвержены компьютерной игровой зависимости младшие школьники и подростки. Данный вид зависимости имеет свои признаки, причины возникновения, механизмы и стадии формирования.

2. Подростковый возраст - это второй возрастной период, который особо важен для генезиса Я-концепции. В это время наряду с развитием познавательной способности сознания ребенка, расширением сферы его деятельности Я-концепция приобретает новые свойства и существенно меняется в подростковом возрасте. Все фундаментальные изменения в сфере Я-концепции имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности.

3. По результатам эмпирического исследования, проведенного с помощью методик "Шкала "Я-концепции" для детей" (Е. Пирс, Д. Харрис) и "Анкета идентификации игровой компьютерной зависимости" (И.М. Балонов) нами были выделены следующие особенности Я-концепции "частично зависимых" и "зависимых" от компьютерных игр подростков:

) высокая самооценка уровня интеллекта и школьной успешности, что не всегда соответствует реальному положению вещей;

) позитивное восприятие школьной ситуации;

) реалистично относятся к жизненной ситуации и ощущают, в большей степени, полную удовлетворенность жизнью;

) низкая, но в большей степени, средняя удовлетворенность в сфере общения;

) чрезмерно высокий уровень уверенности в себе, который чаще всего носит компенсаторно-защитный характер либо свидетельствует об инфантильном характере отношения к своим возможностям, недостаточной критичности.

 


Особенности Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью

 

Гомель 2011


Содержание

 

Введение

1. Проблема развития Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью в психологии

1.1 Проблема Я-концепции в различных психологических направлениях

1.2 Развитие Я-концепции в подростковом возрасте

1.3 Зависимое поведение как психологический феномен

1.4 Игровая компьютерная зависимость как новый вид зависимого поведения

1.5 Теоретический анализ проблемы Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью

2. Эмпирическое исследование особенностей Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью

2.1 Организация и методики исследования

2.2 Особенности Я-концепции подростков с компьютерной игровой зависимостью

2.3 Рекомендации психолога по профилактике и преодолению игровой компьютерной зависимости у подростков

Заключение

Список использованных источников

 


Введение

 

В современном мире с его выдающимися открытиями и достижениями, возрастающей компьютеризацией стала актуальной проблема игровой компьютерной зависимости, или зависимости от компьютерных игр. Компьютерные игры могут увлечь детей и подростков до самозабвения, до полного смешения реального и компьютерного мира и даже вытеснения первого последним.

Игровая компьютерная зависимость рассматривается в качестве нового вида аддиктивного поведения личности. Данный вид зависимости определяется рядом исследователей (А.Г. Шмелев, Е.В. Змановская и др.) как аутодеструктивное, саморазрушающее поведение, угрожающее целостности и развитию личности, приводящее к серьезным изменениям в самооценке и самосознании [1, 2, 3].

Я-концепция как представление, совокупность знаний о себе рассматривается в отечественной психологии на уровне самосознания. В подростковом возрасте самосознание активно развивается, вырабатывается собственная система эталонов самооценивания и самоотношения, развиваются способности проникновения в свой собственный мир. Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость. По Ананьеву, в его сознании происходит постепенный переход от внешних оценок к внутренним. Таким образом, у подростка формируется своя Я-концепция, которая определяет дальнейшее построение поведения.

Недостаточная разработанность данной проблемы в теоретическом и методологическом аспектах, а также ее практическая значимость подтолкнули нас к проведению психологического исследования особенностей Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью.

Цель исследования: выявить особенности Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать и обобщить основные подходы в изучении феномена Я-концепции, а также в изучении проблемы аддиктивного (зависимого) поведения в целом, и игровой компьютерной зависимости в частности;

) определить особенности развития Я-концепции в подростковом возрасте;

) выявить особенности Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью.

Объект исследования: Я-концепция подростков.

Предмет исследования: особенности Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выделяются психологические особенности и существенные характеристики развития Я-концепции в подростковом возрасте, их соотнесение с игровой компьютерной зависимостью.

Практическая значимость исследования, в свою очередь, состоит в том, что материалы исследования можно использовать для проведения соответствующей психопрофилактической, психокоррекционной работы, т.е. работа психолога по отношению к людям с игровой компьютерной зависимостью может заключаться в предупреждении возникновения такой зависимости и в помощи тем, кто является зависимым по отношению к компьютерным играм.

Новизна исследования связана с тем, что на сегодняшний день не вполне выявлена сама природа игровой компьютерной зависимости. Не изучены психологические механизмы и причины возникновения зависимости, что приводит к тому, что невозможно эффективно помогать людям с игровой компьютерной зависимостью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.26.20 (0.029 с.)