Проблема Я-концепции в различных психологических направлениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема Я-концепции в различных психологических направлениях



 

Интерес человека к самому себе, к своему "Я", его внутренний мир и самосознание, всегда были предметом особого внимания. Процесс становления человеческой личности включает в себя, как неотъемлемый компонент, формирование сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности. Без сознания и самосознания не существует личности. Личность осознает не только окружающих, но и себя в своих отношениях с ними. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к "Я", то нельзя и отделять одно от другого [4].

В зарубежной литературе основной акцент делается на развитие и формирование самосознания, исследуется также связь самопонимания и поведения, а в отечественной психологии самосознание рассматривается в контексте деятельности. Однако определение самосознания практически не раскрывается или раскрывается очень обще, со стороны "образа Я" или самоотношения, а значит, самосознание как самостоятельный предмет пропадает. В литературе для обозначения указанного образования используются разные термины: Я-концепция, "образ "Я", представление о себе и другие. Попытки соотнесения этих терминов пока не привели к их строгой терминологической дифференциации, часто они употребляются как синонимы [5]. В нашей работе мы будем использовать термин Я-концепция.

Содержание и объем понятия Я-концепции до настоящего времени остается дискуссионным. Вклад в исследование этого феномена внесло множество различных ученых, так или иначе касающихся вопросов Я-концепции, и изучающих его с различных позиций, таких, как: У. Джемс, Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В. В Столин, С.Р. Пантилеев, Т. Шибутани, Р. Бернс, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Эриксон.

В зарубежной литературе по темам, имеющим отношение к психологии сознания, можно выделить основные подходы к изучению феномена Я-концепции.

У. Джемс, представитель функционалистского направления в психологии, первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, "личностное Я" он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются "Я-сознающее" и "Я-как-объект". Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт ("Я-сознающее"), а другие - содержание этого опыта ("Я-как-объект"). "Личностное Я" - это всегда одновременно и "Я-сознающее" и "Я-как-объект". По мысли У. Джемса, "Я-как-объект" - это все то, что человек может назвать своим. В этой области У. Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: "духовное Я", "материальное Я", "социальное Я" и "физическое Я" [6, с.47].

Представитель интеракционистского подхода, Ч. Кули, первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном "Я".Ч. Кули предложил теорию "зеркального Я", утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию. "Зеркальное Я" возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь самооценки. Таким образом, Я-концепция формируется методом проб и ошибок процесса, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли [6, с.85].

Дж. Мид, который также является представителем интеракционистского подхода, считал, что становление человеческого "Я", как целостного психического явления, есть не что иное, как происходящий "внутри" индивида социальный процесс, в рамках которого возникают "Я-сознающее" и "Я-как-объект" [6, с.94].

В дальнейшем последователи символического интеракционизма, такие, как М. Кун, А. Роуз, Леви-Стросс, Т. Шибутани и т.д. продолжили разработку проблем, которые ставили перед собой эти ученые.

Другой подход к изучению "Я" предлагается психоаналитической школой.

В своей эпигенетической теории Э. Эриксон, опираясь на взгляды З. Фрейда, рассматривает Я-концепцию сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Эго-идентичность индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций, поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми, с которыми он мог бы идентифицировать себя. В теории Э. Эриксона описаны 8 стадий личностного развития и соответствующих изменений эго-идентичности, охарактеризованы присущие каждой из этих стадий кризисные повороты-пункты. А также он указал личностные качества, возникающие при разрешении этих внутренних конфликтов. В его теории формирование эго-идентичности протекает в основном в сфере бессознательного. Э. Эриксон критикует такие понятия, как самооценка, "образ "Я", считая их статическими. В то время как, по его мнению, главной чертой этих образований является динамизм. А так как идентичность никогда не достигает завершенности, то может быть затем использована как готовый инструмент личности. Процесс формирования идентичности "Я" характеризуется динамизмом кристаллизующихся представлений о себе, которые служат основой постоянного расширения самосознания и самопознания [6, с.112].

Я-концепция играет важнейшую роль в формировании целостности личности. Представления личности о самой себе даже в детском возрасте, а тем более во взрослом периоде жизни, стремятся быть согласованными, не противоречащими друг другу.

В феноменологическом подходе К. Роджерса Я-концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности, социальной. Развитие Я-концепции - это не просто процесс накапливания данных опыта, условных реакций и навязанных другими представлений. Я-концепция - это система восприятий. Именно Я-концепция, а не "реальное Я" имеет определенное значение для личности и ее поведения. Я-концепция выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида. Я-концепцией предопределяется восприятие значений, приписываемых этому окружению. Вместе с Я-концепцией развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих. Потребность в позитивном отношении к себе или потребность в самоуважении, так же развивается на основе интериоризации позитивного отношения к себе со стороны других. Поскольку позитивное отношение к себе зависит от оценок других, может возникнуть разрыв между реальным опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе. Так возникает рассогласовывание между "Я" и реальным опытом, иными словами, развивается психологическая дезадаптация. Дезадаптацию следует понимать, как результат попыток оградить сложившуюся Я-концепцию от угрозы столкновения с таким опытом, который с ней не согласуется. Человеческий организм представляет собой единое целое. А Я-концепция представляет собой определенную систему, и изменение одного ее аспекта может полностью изменить природу другого [7].

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющейся ситуации, способна оставаться собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое [7].

подросток компьютерная зависимость поведение

Главная функция самосознания, по И.С. Кону - сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться усовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта [8]. В понимании Я-концепции К. Роджерса эта проблема связана с преодолением диссонанса между непосредственным его опытом и Я-концепцией. Поведение рассматривается Роджерсом как попытка согласованности Я-концепции. Реагируя на состояние такого резонанса как на угрозу, возникающую вследствие переживаний, противоречащих Я-концепции, индивид использует защитных механизмов - искажение или отрицание. Первый используется для того, чтобы изменить личностную значимость переживания; второе как бы устраняет сам факт наличия переживания [7].

Одно из направлений, сформировавшихся под влиянием идей К. Роджерса, представителями которого являются В.Б. Свэнн и С. Стилл, включило в себя множество трудов, направленных на изучение таких проблем, как организующая роль Я-концепции в общении, структурировании когнитивных процессов, механизмов поддержания имеющейся Я-концепции.

В.Б. Свэнн - автор теории верификации - утверждает, что Я-концепция нуждается в подтверждении со стороны других людей, что делает мир более предсказуемым и контролируемым, и является основой близких отношений и построения деятельности [6].

С. Стилл - автор концепции самоутверждения - выделяет мотив самоутверждения как одну из детерминант поведения личности [6].

В исследованиях ряда ученых, таких, как Р.А. Неймейер, М.Д. Берзонский, Р.М. Перкинс, Дж. Адамс-Вебер и т.д. прослежено влияние Я - концепции на различные характеристики когнитивных процессов, таких, как организация памяти, когнитивная сложность, также на структуру "образа Другого" и различные личностные характеристики.

Среди исследователей Я-концепции нельзя не упомянуть Р. Бернса. В основе его теории лежат взгляды таких ученых, как Э. Эриксон, Дж. Мид, K. Роджерс. У Р. Бернса Я-концепция связана с самооценкой как совокупность установок "на себя" и является суммой всех представлений индивида о самом себе. Это, по его мнению, следует из выделения описательной и оценочной составляющих. Описательную составляющую Я-концепции автор называет "образом Я" или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, самооценкой или принятием себя. Он пишет, что Я-концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем [9].

Хотя в структуре "Я" большинство исследователей выделяют множество образов, наибольшая дифференциация встречается у американского психолога М. Розенберга. Наиболее существенные среди них - это "настоящее Я", "фактическое Я", "динамическое Я", "возможное или будущее Я", "идеализированное Я", также как и ряд "изображаемых Я".

Различения между Я-реальным и Я-идеальным присутствуют в работах З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и других [6].

Наиболее известная в современной науке модель структуры Я-концепции предложена создателем аналитической психологии К. Юнгом и основана на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики.К. Юнг выделяет два уровня ее самоотображения. Первый - субъект всей человеческой психики - "самость", которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы, и поэтому есть как бы тотальная личность. Второй уровень - форма проявления "самости" на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное "Я" [10, с.144].

Когда человек думает: "Я знаю себя", "Я чувствую, что я устал", "Я ненавижу себя", то в этом случае он является одновременно и субъектом и объектом. Несмотря на идентичность "Я-субъекта" и "Я-объекта", все же необходимо их различать - принято называть первую сторону личности "Я", а вторую - "самостью". Различие между "Я" и самостью относительно. "Я" является наблюдающим началом, а самость - наблюдаемым. "Я" современного человека научилось наблюдать за его самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него. Однако "Я" может наблюдать и за своей склонностью наблюдать - и в этом случае то, что сначала было "Я", становится самостью [10, с.145].

Следовательно, Я-концепция - это совокупность представлений индивида о самом себе.

В отечественной психологии Я-концепция рассматривается на уровне самосознания.

Один из ведущих отечественных исследователей проблемы самосознания В.В. Столин, анализируя место самосознания в психологической организации человека, пишет: "Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Р. Чаматы, Е.В. Шороховой, Л.С. Выготского, И.И. Чесноковой в общетеоретическом и методологическом аспекте проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих" [11, с.16].

Один из самых авторитетных исследователей феномена самосознания И.С. Кон дает следующее определение самосознанию: "Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный "образ "Я" [12, c.57-69]. Он несколько иначе формулирует уровневую концепцию "образа "Я". Его основная идея, в том, что "образ "Я" понимается как установочная система. То есть И.С. Кон считает, что "образ "Я" - это не просто отражение в форме представления или понятия, а социальная установка, отношение личности к самой себе, которое включает, как и любая установка, три компонента:

) познавательный (когнитивный) - знание себя;

) эмоциональный (оценка своих качеств);

) поведенческий (практическое отношение к себе и готовность к действиям в отношении объекта).

Нижний уровень "образа "Я" составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с "самочувствием" и эмоциональным отношением к себе. Выше расположены осознанные установки и самооценка отдельных свойств и качеств. Затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ, и, наконец, сам этот "образ "Я" вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей. И.С. Кон подчеркивает функциональную взаимосвязь и одновременно автономию уровней "образа "Я" и тот факт, что высший уровень, меняя значение и удельный вес низших уровней иерархии "Я" не уничтожает их относительной автономности, так что между ними могут возникать противоречия и конфликты [12].

Другой исследователь, А.Г. Спиркин, в качестве основных характеристик самосознания выделяет личность, субъект и "Я" человека [13].

Психологическую сущность "Я" А.Г. Спиркин охарактеризовал следующим образом: "Под понятием "Я" имеется в виду личность, освещенная светом своего собственного самосознания, то есть такая личность, какой сама она воспринимает, знает и чувствует себя. "Я" - это регулятивный принцип психической жизни, самоконтролирующая сила духа, это все, чем мы являемся и для мира, и для других людей в своей сущности и, прежде всего для самих себя в своем самосознании, самооценке и самопознании. "Я" предполагает знание и отношение к объективной реальности, и постоянное ощущение в ней самого себя" [8, с. 202].

Противоположный подход находим в работе В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, у которых "Я" выступает как центральное звено самосознания. Самосознание трактуется, как проявление способности отделить в представлении себя, свое "Я" от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления и понимания, а так же главной способностью "практического преобразования" этих проявлений [14].

И.И. Чеснокова несколько сужает трактовку самосознания, дифференцируя его по признаку "внешнее - внутреннее", не рассматривая сам процесс осознания - рефлексию. Она пишет: "Самосознание не есть самостоятельное явление психики. Объектом самосознания является сама личность, которая выступает и как субъект и как объект познания. Самосознание - есть всегда сознание самого себя как сознательного субъекта, человека, реального индивида" [15, с.22].

В свою очередь В.В. Столин утверждает, что единицами самосознания личности являются не образы сами по себе, и не самооценки в когнитивной или эмоциональной форме. "Единицей самосознания личности является конфликтный смысл "Я", отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельности" [11, с.31].

При анализе динамической структуры Я-концепции (самосознания) используют два понятия: "текущее Я" и "личностное Я" (по В.В. Столину). "Текущее Я" обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, то есть непосредственные процессы деятельности Я-концепции. "Личностное Я" - это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза "текущих Я". В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постольку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим и самооценивающим, соотнося все это в единую целостность [11].

Предпосылкой для развития самосознания является отражение единства органической жизни в общей органической чувствительности. А источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими. Самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, "Я" само формируется в ней. История развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути. Осознание себя как "Я" является, таким образом, результатом развития. При этом развитие самосознания совершается в самом процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее, поэтому самосознание не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности. Оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его компонента. Именно с осознанием самостоятельности по отношению к другим людям связано зарождение самосознания личности, первое ее представление о своем "Я". Так как при этом человек осознает свою обособленность от окружения через свои отношения с окружающими его людьми. И таким образом через познание других людей он приходит к самосознанию, к познанию собственного "Я". Не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта [4].

Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы становление ребенка практическим субъектом, сознательно отделяющим себя от окружения. Определяя свое отношение к другим людям, человек самоопределяется, и это выражается в его самосознании. Личность в своем самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим "Я". "Я" - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании. Как "Я" он выступает, поскольку с развитием самосознания осознает себя как субъекта практической и теоретической деятельности [16].

Самосознание - не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. И, как уже говорилось, самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни, вырабатывает в ходе жизни способность осмыслить и распознать то, что в ней подлинно значимо и умение определить сами задачи и цель жизни [13].

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление и формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его "Я". "Образ "Я" не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В.С. Мерлину):

1) сознание отличия себя от остального мира;

) сознание "Я" как активного начала субъекта деятельности;

) сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

) социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности [17].

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания.

Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве формируется у ребенка целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции "первичности" указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает [13].

Таким образом, Я-концепция - это система представлений человека о самом себе. Сюда входит осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, а так же самооценка, и субъективное восприятие, влияющих внешних факторов на данную личность. Самосознание возникает в ходе развития сознания личности и неразрывно связано с основными событиями ее жизненного пути. В зарубежной литературе основной акцент делается на развитие и формирование Я-концепции, исследуется также связь самопонимания и поведения, а в отечественной психологии Я-концепция рассматривается в контексте деятельности. Однако определение самосознания, или Я-концепции практически не раскрывается или раскрывается очень обще, со стороны "образа "Я" или самоотношения. В литературе для обозначения указанного образования используются разные термины: самосознание, "образ Я", представление о себе и другие. Попытки соотнесения этих терминов пока не привели к их строгой терминологической дифференциации, часто они употребляются как синонимы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.023 с.)