Особенности Я-концепции подростков с компьютерной игровой зависимостью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности Я-концепции подростков с компьютерной игровой зависимостью



Результаты, полученные по методике "Анкета идентификации компьютерной игровой зависимости"

В результате использования данной методики нами было выделено 3 группы детей, в зависимости от наличия либо отсутствия компьютерной игровой зависимости, либо частичной зависимости: 1 группа "Независимые" - 26 человек; 2 группа "Частично зависимые" - 25 человек; 3 группа "Зависимые" - 29 человек.

Результаты, полученные по методике "Шкала "Я-концепции" для детей" (Е. Пирс, Д. Харрис).

Используя данную методику, мы выявили уровень самоотношения подростков, которое ряд авторов приравнивают Я-концепции.

Для сравнения показателей по уровню самоотношения мы использовали U-критерий Манна-Уитни, который предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1,n2≥3 или n1=2, n2≥5.

Ограничения U-критерия Манна-Уитни заключаются в том, что:

. В каждой выборке должно быть не менее 3 наблюдений: n1,n2 ≥ З; допускается, чтобы в одной выборке было 2 наблюдения, но тогда во второй их должно быть не менее 5.

. В каждой выборке должно быть не более 60 наблюдений; n1, n2 ≤ 60 [42].

 

Таблица 1 - Уровень самоотношения подростков

Уровень самоотношения "Независимые" (кол-во человек, (%)) "Частично зависимые" (кол-во человек, (%)) "Зависимые" (кол-во человек, (%))
Очень высокий 6 (23,1) 6 (24) 8 (27,6)
Высокий 8 (30,8) 6 (24) 8 (27,6)
Средний 6 (23,1) 6 (24)  7 (24,15)
Низкий 3 (11,55) 4 (16)  3 (10,35)
Предельно низкий 3 (11,55) 3 (12)  3 (10,35)
26 25 29

 

Мы проводим расчеты показателей U-наблюдаемое по уровню самоотношения, сравнивая выборки:

) "независимых" от компьютерных игр подростков с "частично зависимыми";

) "независимых" от компьютерных игр подростков с "зависимыми";

) "частично зависимых" от компьютерных игр подростков с "зависимыми".

Итак, различий по уровню самоотношения нами выявлено не было. По результатам, представленным в таблице 1, мы можем сказать, что у подростков данной выборки вне зависимости от наличия либо отсутствия игровой компьютерной зависимости преобладающими являются очень высокий уровень самоотношения, отношения к себе (может свидетельствовать о защитно-высоком отношении к себе); высокий уровень, соответствующий социальному нормативу, и средний уровень самоотношения.

Кроме того нами были получены показатели по 9 факторам, направленным на выявление особенностей Я-концепции. Мы предполагаем, что ряд этих факторов по своим показателям различаются. Данное предположение требует научного доказательства. Для сравнения данных независимых выборок мы будем использовать U-критерий Манна-Уитни.

Мы проводим расчеты показателей U-наблюдаемое по каждому из 9 факторов опросника "Шкала "Я-концепции" для детей", сравнивая выборки:

)"независимых" от компьютерных игр подростков с "частично зависимыми";

)"независимых" от компьютерных игр подростков с "зависимыми";

)"частично зависимых" от компьютерных игр подростков с "зависимыми".

Таким образом, нами были выявлены различия в уровне признака в первом случае по 4 факторам из 9: по 2 фактору - интеллект, положение в школе (Uэмп=126,5 при р≤0,05), по 3 фактору - ситуация в школе (Uэмп=137 при р≤0,05), по 7 фактору - счастье и удовлетворенность (Uэмп=136 при р≤0,05), по 9 фактору - уверенность в себе (Uэмп=138 при р≤0,05). Это можно объяснить следующим образом: "независимые" от компьютерных игр подростки отличаются от "частично зависимых" тем, что они несколько ниже оценивают свои интеллектуальные способности и школьную успешность, с этим связано и более негативное восприятие школьной ситуации, в большей степени реалистично относятся к жизненной ситуации, неуверенны в себе либо имеют средний уровень уверенности (реалистичную самооценку). "Частично зависимые" подростки высоко оценивают школьную успешность и свои интеллектуальные способности, более позитивно воспринимают школьную ситуацию либо относятся к ней нейтрально, имеют более высокую степень удовлетворенности жизнью, у них преобладает чрезмерно высокий уровень уверенности в себе, который чаще всего носит компенсаторно-защитный характер.

Во втором случае нами были выявлены различия в уровне признака по 4 факторам из 9: по 2 фактору - интеллект, положение в школе (Uэмп=118 при р≥0,05), по 3 фактору - ситуация в школе (Uэмп=135 при р≤0,05), по 6 фактору - общение, популярность среди сверстников (Uэмп=137 при р≤0,05), по 9 фактору - уверенность в себе (Uэмп=135 при р≤0,05). Это можно охарактеризовать таким образом: "независимые" подростки в отличие от "зависимых" более низко оценивают свое положение в школе, интеллект, более негативно относятся к школе, в то же время свою популярность среди сверстников и умение общаться оценивают выше, неуверенны в себе либо имеют средний уровень уверенности. Для "зависимых" подростков в большей степени характерен чрезмерно-высокий уровень уверенности в себе, который чаще всего носит компенсаторно-защитный характер либо свидетельствует об инфантильном характере отношения к своим возможностям, недостаточной критичности. С этим возможно будет иметь связь высокая самооценка школьной успешности и своих интеллектуальных способностей, что не всегда совпадает с реальным положением вещей. Преобладает также полное ощущение удовлетворенности жизнью и в то же время средняя, а частично и низкая удовлетворенность в коммуникативной сфере и уровне популярности среди сверстников.

В третьем случае, при сравнении выборок "частично зависимых" и "зависимых" подростков, различий в уровне признака ни по одному из 9 факторов выявлено не было. Поэтому можно предположить, что особенности Я-концепции, присущие "зависимым" подросткам, в такой же степени присущи и "частично зависимым", и наоборот, особенности Я-концепции, присущие "частично зависимым" подросткам, присущи и "зависимым".

Таким образом, на основании полученных результатов нами были выделены следующие особенности Я-концепции "частично зависимых" и "зависимых" подростков:

) высокая самооценка уровня интеллекта и школьной успешности, что не всегда соответствует реальному положению вещей;

) позитивное восприятие школьной ситуации;

) реалистично относятся к жизненной ситуации и ощущают, в большей степени, полную удовлетворенность жизнью;

) низкая, но в большей степени, средняя удовлетворенность в сфере общения;

) чрезмерно высокий уровень уверенности в себе, который чаще всего носит компенсаторно-защитный характер либо свидетельствует об инфантильном характере отношения к своим возможностям, недостаточной критичности.

Следовательно, у подростков с игровой компьютерной зависимостью и частично зависимых самооценка себя, своих действий, своей успешности в целом выше, чем у подростков без игровой компьютерной зависимости. Этот факт говорит о том, что компьютерная игра дает игроку возможность ощутить себя как свой идеал. Однако, не следует забывать о том, что чрезмерно завышенная самооценка или чрезмерно высокий уровень уверенности в себе чаще всего носят компенсаторно-защитный характер от тех факторов "благодаря" которым сформировалась игровая компьютерная зависимость.

Рекомендации психолога по профилактике и преодолению игровой компьютерной зависимости у подростков

 

Необходимым условием успешного преодоления игровой компьютерной зависимости является осознание самим человеком своей проблемы и желание от нее избавиться. Но чаще всего получается так, что игровую компьютерную зависимость в первую очередь осознают окружающие - друзья, родственники, знакомые - но не сам "зависимый".

Родителям, близким стоит насторожиться и принять соответственные меры, т.е. обратиться к специалистам социально-психологической службы, если их ребенок:

начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;

начал проводить ночи у компьютера;

начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;

как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;

забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);

находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;

угрожает, шантажирует, если ему запрещают играть на компьютере.

Работа специалистов социально-психологической службы по профилактике и преодолению игровой компьютерной зависимости должна проводиться по следующим этапам:

1. Диагностика причин формирования игровой компьютерной зависимости, а также исключение у человека возможных болезненных расстройств, в частности, депрессии. В случае обнаружения скрытой депрессии необходимо обратиться к соответствующим специалистам.

. Психологическая коррекция, которая проводится индивидуально и в специальных тренинговых группах. Основная помощь психолога направлена на улучшение взаимоотношений человека с близкими и сверстниками, обучение саморегуляции и умению справляться с трудностями, воспитание волевых качеств, повышение самооценки, формирование новых жизненных увлечений.

. Коррекционная работа, направленная на формирование позитивной Я-концепции, повышения уровня удовлетворенности собой, самоотношения (если выявлен низкий уровень), формирование адекватного уровня уверенности в себе, реалистичной самооценки себя и своих действий.

. Привлечение человека к деятельности, не связанной с компьютером и компьютерными играми. Необходимо помочь ему обнаружить, что существует масса других интересных развлечений помимо компьютера: общение с друзьями, боулинг, сноуборд, поездки за грибами, походы на байдарках, занятия спортом и т.п., которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

. Консультационная работа с родственниками человека, страдающего игровой компьютерной зависимостью, с целью гармонизации отношений внутри семьи.

Таким образом, одной из первых задач близких людей, родителей является идентификация игровой компьютерной зависимости и своевременное обращение в социально-психологическую службу. Работа службы состоит из ряда определенных этапов. Положительный исход данной работы зависит от всех лиц, включенных в нее: чем больше они заинтересованы, тем более эффективной будет проделанная работа.


Заключение

 

На основе анализа психологической литературы, а также эмпирического исследования по изучаемой теме "Особенности Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью" были рассмотрены следующие вопросы:

.   Я-концепция - это система представлений человека о самом себе. В зарубежной литературе основной акцент делается на развитие и формирование Я-концепции, исследуется также связь самопонимания и поведения, а в отечественной психологии Я-концепция рассматривается на уровне самосознания в контексте деятельности.

Аддиктивное (зависимое) поведение - это одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Игровая компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддиктивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Наиболее подвержены компьютерной игровой зависимости младшие школьники и подростки. Данный вид зависимости имеет свои признаки, причины возникновения, механизмы и стадии формирования.

2. Подростковый возраст - это второй возрастной период, который особо важен для генезиса Я-концепции. В это время наряду с развитием познавательной способности сознания ребенка, расширением сферы его деятельности Я-концепция приобретает новые свойства и существенно меняется в подростковом возрасте. Все фундаментальные изменения в сфере Я-концепции имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности.

3. По результатам эмпирического исследования, проведенного с помощью методик "Шкала "Я-концепции" для детей" (Е. Пирс, Д. Харрис) и "Анкета идентификации игровой компьютерной зависимости" (И.М. Балонов) нами были выделены следующие особенности Я-концепции "частично зависимых" и "зависимых" от компьютерных игр подростков:

) высокая самооценка уровня интеллекта и школьной успешности, что не всегда соответствует реальному положению вещей;

) позитивное восприятие школьной ситуации;

) реалистично относятся к жизненной ситуации и ощущают, в большей степени, полную удовлетворенность жизнью;

) низкая, но в большей степени, средняя удовлетворенность в сфере общения;

) чрезмерно высокий уровень уверенности в себе, который чаще всего носит компенсаторно-защитный характер либо свидетельствует об инфантильном характере отношения к своим возможностям, недостаточной критичности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.28 (0.032 с.)