Организация и методики исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и методики исследования



 

Исследование проводилось на базе ГУО "Бобовская средняя общеобразовательная школа" Жлобинского района, Гомельской области. В нем принимали участие 80 подростков в возрасте 12-16 лет.

При проведении исследования были использованы две методики: анкета идентификации компьютерной игровой зависимости (Автор - И.М. Балонов), "Шкала "Я-концепции" для детей" (Авторы - Е. Пирс, Д. Харрис.). Методики были подобраны в соответствии с целью и задачами нашего исследования.

Анкета идентификации компьютерной игровой зависимости (автор - И.М. Балонов)

Назначение методики: данная анкета предназначена для идентификации компьютерной игровой зависимости. Рассчитана на школьников. Данная анкета позволяет определить имеется ли у человека игровая компьютерная зависимость, является ли данная проблема для человека актуальной, положение человека с компьютерной игровой зависимостью достаточно серьезно. Однако автор указывает, что диагноз, поставленный по результатам данной анкеты, требует уточнения у специалиста по проблемам зависимости.

Описание методики: данная анкета разработана И.М. Балоновым. Состоит анкета из 14 вопросов (мы использовали 13), направленных на выявление компьютерной игровой зависимости. Испытуемым предлагается ответить "да" или "нет" на предлагаемые вопросы. По результатам, полученным в ходе диагностики, можно разделить испытуемых на 3 группы: "независимые", "частично зависимые" и "зависимые" от компьютерных игр.

Использование данной анкеты преследует цель: выделение групп подростков с компьютерной игровой зависимостью, "частично зависимых" и "независимых" для дальнейшего сравнения этих групп между собой и выявления у них особенностей Я-концепции, что является целью нашей работы [38].

Шкала "Я-концепции" для детей (авторы - Е. Пирс, Д. Харрис)

Назначение методики: личностный опросник предназначен для испытуемых 12-16 лет. Данный опросник позволяет выявить общую удовлетворенность собой, позитивность самоотношения, а также уровень развития самосознания по девяти факторам: поведение; интеллект, положение в школе; ситуация в школе; внешность, физическая привлекательность, физическое развитие как свойства, связанные с популярностью среди сверстников; тревожность; общение, популярность среди сверстников, умение общаться; счастье и удовлетворенность; положение в семье; уверенность в себе.

Описание методики: данный опросник разработан Е. Пирсом и Д. Харрисом. Адаптация и нормирование осуществлены А.М. Прихожан в 2002 году. Вариант дополнен контрольной шкалой - шкалой социальной желательности. Внесены изменения в текст методики, проведена новая факторизация, в результате которой были выделены три новых фактора и уточнено содержание старых. Существенно дополнена интерпретация.

Имеются данные об удовлетворительной надежности опросника (коэффициент надежности ретестовой - 0,77, надежности частей теста - 0,78 - 0,93), проведены исследовании по валидности конструктной [41].

При проведении диагностики предлагаются два варианта опросника - для мальчиков и девочек. Нами использовалось два варианта. Текст опросника включает 90 вопросов (как в первом, так и во втором варианте). При заполнении опросника испытуемым предлагается оценить степень согласия с высказыванием, выбрав один из следующих ответов: "верно", "скорее верно, чем неверно", "скорее неверно, чем верно", "неверно". Далее ответы сопоставляются с ключом и определяется общая удовлетворенность собой. Выделяется 5 уровней самоотношения:

уровень - очень высокий уровень самоотношения, отношения к себе может свидетельствовать о защитно-высоком отношении к себе;

уровень - высокий уровень, соответствующий социальному нормативу.

уровень - средний уровень самоотношения;

уровень - низкий уровень, неблагоприятный вариант самоотношения, отношения к себе;

уровень - предельно низкий уровень самоотношения и отношения к себе, группа риска.

Определяются также особенности Я-концепции по различным факторам:

)   Поведение - подросток может оценивать свое поведение как соответствующее либо не соответствующее требованиям взрослых, реалистично относиться к своему поведению.

2) Интеллект, положение в школе - три уровня самооценки интеллекта и школьной успешности: низкий, средний, высокий.

)   Ситуация в школе - подросток может оценивать школьную ситуацию как благоприятную или неблагоприятную, либо относится нейтрально к школе.

)   Внешность, физическая привлекательность, физическое развитие как свойства, связанные с популярностью среди сверстников - три уровня самооценки внешности, физических качеств: низкий, средний, высокий.

)   Тревожность - три уровня: низкий, средний, высокий.

)   Общение. Популярность среди сверстников, умение общаться - три уровня самооценки популярности среди сверстников, умения общаться: низкий, средний, высокий.

)   Счастье и удовлетворенность - переживание неудовлетворенности жизненной ситуацией, реалистичное отношение к жизненной ситуации, полное ощущение удовлетворенности жизнью.

)   Положение в семье - низкая, средняя, высокая степень удовлетворенности своим положением в семье.

)   Уверенность в себе - неуверенность в себе, средний уровень уверенности в себе (реалистичная самооценка), чрезмерно высокий уровень уверенности в себе (чаще всего носит компенсаторно-защитный характер) [40].

Использование данной методики объясняется тем, что с ее помощью мы можем выявить особенности Я-концепции подростка, что соответствует одной из задач нашего исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.005 с.)