Меры по усовершенствованию деятельности общественной организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Меры по усовершенствованию деятельности общественной организации



При обществе защиты прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района работают юристы, оказывающие помощь населению в решении потребительских проблем, они защищают их интересы в суде, помогают в составлении исковых заявлений. В качестве усовершенствования деятельности общественной организации по защите прав потребителей предлагается рассмотреть следующее:

1. Наибольшее количество жалоб населения приходится на сферу жилищно-коммунального хозяйства. В настоящее время оплата жилищно-коммунальных услуг явно не соответствует качеству их предоставления. Уровень осведомлённости потребителей этих услуг о своих правах и обязанностях можно назвать недостаточно высоким. По инициативе Ассоциации общественных объединений потребителей, при содействии Приморского краевого фонда защиты прав потребителей и Администрации Приморского края было проведено анкетирование потребителей по вопросам удовлетворённости уровнем и качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг [Приложение 11]. У половины опрошенных потребителей квартплата и оплата коммунальных услуг занимает более 20% семейного бюджета. Тот факт, что 94% из всех опрошенных знают, какая жилищно-эксплуатационная организация обслуживает их дом, не радует, поскольку говорит о том, что потребителю приходится обращаться в ЖЭО с проблемами. Наиболее часто потребителям приходится обращаться по вопросам водоснабжения, отопления, не проведения ремонта мест общего пользования.

За последние три года 65% опрошенных обратились в ЖЭУ в связи с недостатками предоставляемых услуг. 42% опрошенных обращались в ЖЭУ с требованиями о составлении актов по причине отсутствия либо некачественного предоставления услуг. 30% обратившихся получили отказ в составлении актов. 60% не знают, какие работы должны проводиться за счет средств, полученных от населения за «содержание и ремонт мест общего пользования».

На вопрос о том, что препятствует нормальному функционированию системы обслуживания жилых домов, потребители отмечали следующие факторы: отсутствие контроля со стороны населения за расходованием средств (42%), несоответствие уровня цен на услуги их качеству (28%), плохая работа ЖЭУ (8%), общая обстановка в стране, бюрократизм, незаключение с населением договоров социального найма (13%).

В связи с этим общественная организация по защите прав потребителей может предоставлять населению комплексные услуги по оказанию юридической помощи при нарушений прав потребителей в сфере ЖКО.

Например, квалифицированный юрист общества заключает договор с жителями пяти домов микрорайона об оказании юридических услуг по решению проблем, связанных с некачественным обслуживанием жилищно-эксплуатационными управлениями (плохая работа дворников, отказ в оплате ущерба, нанесённого жилью при затоплении по вине ЖЭУ и прочее). Жители, оплачивая по договору 50 рублей в месяц (или 150 рублей в квартал) могут быть уверены, что в случае нарушения их прав как потребителей жилищно-коммунальных услуг, им не придётся обращаться в различные административные органы, судебные инстанции, нанимать адвокатов, услуги которых достаточно высоки. Все эти вопросы, на решение которых потребители не всегда находят время, силы для борьбы с административно-бюрократической системой, будет решать общественная организация по защите прав потребителей. В свою очередь, организация на средства, полученные от потребителей за свои услуги, может привлекать к работе специалистов на условиях достойной оплаты их труда. С расчетом того, что жильцы пяти семидесятиквартирных домов оплатят услуги согласно договору, сумма доходов составит 17,5 тыс. рублей. Этой суммы вполне хватит на выплату вознаграждения юристу, оплаты различных судебных издержек, экспертизы, расходов на транспортные услуги, аренду помещения организации.

Вопрос оплаты нужд общественной организации по защите прав потребителей сегодня стоит особенно остро.

Пунктом 1.4 постановления Администрации Приморского края № 450 от 30.08.95 г.[17] Главам администраций городов и районов края рекомендовалось: «Выделять общественным организациям потребителей 50% средств, поступающих в местные бюджеты от штрафов, взыскиваемых административными комиссиями, судами с хозяйствующих субъектов за нарушение законодательства о защите прав потребителей по протоколам, предоставлениям обществ потребителей».

Судами и администрацией краевого центра эта рекомендация неукоснительно соблюдается в соответствии с положениями п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», однако на территории муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район Постановлением № 603 от 22.05.98 г. размер выделяемых средств уменьшен до 42,5%, а в 2001 году уменьшен до 30%. Что не соответствует судебной практике и рекомендациям администрации Приморского края.

В результате снизилась активность общественного объединения в работе административной комиссии. Если в 2000 году организация выполнила проверок и передала на административную комиссию 503 акта, по которым вынесено решений на 320 нарушителей и получено в бюджет взысканий по 111 актам в сумме 125 тыс. рублей (по данным Отделения Федерального казначейства в г. Уссурийске), из них общественная организация по защите прав потребителей профинансирована по ставке 42,5% на сумму 17 тыс. руб. за год, то уже в 2001 году в комиссию сдан всего один акт, по которому взыскано в бюджет 600 рублей и по ставке 30% организация вообще не финансировалась.

Одновременно за 2001 год организация передала в суды более 20-ти исков, на общую сумму 120 тыс. рублей. Судебным решением организация должна финансироваться по ставке 50% от взысканной суммы. Поэтому при существующем размере 30% отчислений от штрафов административных комиссий работа общественной организации по искам в суд является менее затратной, чем работа по составлению актов для административной комиссии. Однако, у судебного способа взыскания есть свои недостатки, это прежде всего длительность процедуры судебного разбирательства и последующего исполнительного производства по взысканию присуждённых судом сумм.

В то время как расходы по арендной плате общественной организации по защите прав потребителей составили: в 2000 году - 21 тыс. руб.; в 2001 году - 29 тыс. руб.; в 2002 году - 36 тыс. руб. Причем поступления от штрафов административных комиссий и по решению судов являются, в соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях» [13], единственным источником доходов общественной организации.

Штрафы по решению административной комиссии, как правило, погашаются нарушителями прав потребителей добровольно в среднем на сумму 500-600 рублей, что при 100% взыскании по 500 актам, которые планирует ежегодно составлять общественная организация по защите прав потребителей, принесет в бюджет города доход 500 актов*600 руб.=300 тыс. рублей дохода.

22.10.02 г. Губернатором Приморского края принято Постановление № 560 «О поддержке и развитии общественных объединений потребителей в Приморском крае» [17], в п.2.2. которого главам муниципальных образований края рекомендуется оказывать содействие общественным объединениям потребителей, прошедшим государственную регистрацию в законном порядке, в выделении необходимых помещений, средств телефонной связи. Учитывая вышеизложенное, предлагается оказать поддержку общественной организации по защите прав потребителей на территории муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район и внести изменения в постановление главы администрации, установив размер денежных средств, перечисляемых организации - 50% от средств, поступающих в бюджет от штрафов, взыскиваемых административной комиссией за нарушение законодательства о защите прав потребителей по актам, протоколам и представлениям общественного объединения потребителей.

В качестве письменной гарантии для дополнительных поступлений в бюджет Уссурийска предлагается заключить общественный договор (генеральное соглашение) с соответствующим общественным объединением потребителей, в котором оно принимает на себя обязательство составлять и передавать на рассмотрение административной комиссии фиксированное (не менее 200 штук) количество актов о выявленных нарушениях прав потребителей.

Заключение

Выпускная квалификационная работа «Организации по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района и меры по усовершенствованию их деятельности» представлена с целью раскрытия направления деятельности организаций, обеспечивающих качество товаров и услуг, защиту прав потребителей на территории муниципального образования.

Необходимость знания своих прав потребителями очевидна, так же как и то, что обладать прочными знаниями в области предоставления качественных товаров, услуг должны, прежде всего, менеджеры, руководители предприятий, организаций, эти услуги предоставляющие. Знание законодательства о защите прав потребителей позволяет поднять уровень системы менеджмента, соблюсти баланс между интересами потребителей и предпринимателей, не опустившись до безнаказанности и вседозволенности бизнеса.

Сегодня потребительское законодательство вновь перерабатывается. Над ним работают эксперты потребительских организаций совместно с объединениями предпринимателей и находят компромиссы. Рынок живет и развивается. На первый план вышли услуги – образовательные, медицинские, коммунальные, ремонтно-строительные, туристические и многие другие.

Организации по защите прав потребителей призваны участвовать в разработке программ и проектов, направленных на защиту прав потребителей от некачественных товаров и услуг, осуществлять контроль за соблюдением Закона РФ «О защите прав потребителей», просвещать потребителей в вопросах защиты их прав, проводить работу с предпринимателями с целью разъяснения недопущения проникновения на потребительский рынок некачественных товаров, предоставления некачественных услуг.

В процессе подготовки выпускной квалификационной работы изучена законодательная база, правовое регулирование в области защиты потребительских прав, механизм государственной защиты прав потребителей.

Основное внимание уделено анализу деятельности отдела по защите прав потребителей муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район и общественной организации по защите прав потребителей и мерам по усовершенствованию их деятельности.

Выводы:

1. Отдел по защите прав потребителей администрации муниципального образования является структурным подразделением Управления потребительского рынка товаров и услуг муниципального образования и осуществляет целенаправленную, планомерную деятельность по защите прав потребителей: организует комплексные, тематические проверки предприятий торговли, общественного питания; предприятий, оказывающих разного рода услуги и производящих работы - с целью выявления опасных для здоровья, жизни потребителей товаров (работ, услуг). Взаимодействует со всеми федеральными и контролирующими органами муниципального образования для достижения наиболее полного удовлетворения потребностей граждан в конкурентоспособных и безопасных товарах. Доводит информацию о результатах проверок и рейдов до жителей города и района. Рассматривает жалобы и заявления граждан о нарушении их прав, как потребителей.

В качестве мер по усовершенствованию деятельности отдела мною предложены:

- внесение в законодательство о защите прав потребителей дополнений, которые позволили бы более оперативно применять меры к нарушителям прав потребителей;

- создание при отделе защиты прав потребителей комиссии для рассмотрения материалов по нарушениям прав потребителей, когда невозможно добиться от хозяйствующего субъекта устранений нарушений в добровольном порядке.

Основной целью деятельности общественной организации по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района является защита потребителей от получения некачественных товаров и услуг и регулирование отношений между потребителями и товаропроизводителями. Изучение деятельности общественной организации по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района показало, что помощь конкретному потребителю, права которого нарушаются практически ежедневно, составляет основную часть их работы. В общественной организации работают квалифицированные юристы, которые дают консультации, практические советы потребителям, составляют исковые заявления, участвуют в судебных процессах по предъявленным искам.

Для усовершенствования деятельности организации предлагается:

- проект комплексного обслуживания жителей города в связи с множеством проблем, возникающих в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг населению;

- совместная деятельность органов местного самоуправления и общественной организации, которая показала себя как активный помощник в решении многих проблем, связанных с защитой прав потребителей позволит значительно увеличить эффективность работы по защите потребительских прав в городе и районе.

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы проведено анкетирование среди преподавателей, студентов Уссурийского филиала СГИ, жителей города и района, которое показало, что практически все опрошенные знают о том, что их права как потребителей защищает законодательство, а также им известно, что они могут обратиться для решения возникших проблем в отдел по защите прав потребителей или общественную организацию.

Практика контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей свидетельствует о явных пробелах в правовой культуре предпринимателей. Обусловлены они, главным образом, незнанием предпринимателями законодательства о защите прав потребителей и других нормативных актов. По-прежнему, не вошли в практику делового обращения предпринимателей такие критерии, как взаимная ответственность, доброжелательность и порядочность по отношению к потребителю и заинтересованность продавца (изготовителя) в продаже качественного товара (услуги). В связи с этим организациям по защите прав потребителей – муниципальной и общественной необходимо организовать комплексную работу с предпринимателями, проводить обучающие семинары по разъяснению правил торговли и законодательства о защите прав потребителей.

Список литературы

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г. // РГ.-1993.- № 237.- 25 дек.

2. Руководящие принципы для защиты интересов прав потребителей. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 09.04.85 № 30/248

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1. Федеральный закон от 30.11.94 г. № 51-ФЗ

4. Закон Российской Федерации от 07.02.92 г. № 2300 «О защите прав потребителей» (в редакции ФЗ от 09.01.96 г. № 2-ФЗ)

5. Федеральный закон от 26.01.96 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»

6. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13.06.96 г. № 63-ФЗ

7.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.01 № 196-ФЗ

8. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный Закон от 18.12.01 № 174-ФЗ

9. Закон Российской Федерации от 10.06.93 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (с изменениями, внесенными Федеральным Законом от 27.12.95 № 211-ФЗ)

10. Федеральный закон от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.95 г. № 837 «О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей»

12. Постановление правительства Российской Федерации от 12.02.94 г. № 110 «О межведомственном совете по защите прав потребителей»

13. Постановление правительства от 14.07.97 «О государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли РФ»

14. «О некоторых вопросах применения закона Российской Федерации от 07.02.92 года «О защите прав потребителей». Приложение к приказу Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 15.07.94 г. № 90

15. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.94 г. № 7 с изменениями, внесенными постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.04.95 № 6 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»

16. «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения ГКАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей». Приказ Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 04.04. 96 г. № 42

17. Постановление Губернатора Приморского края от 22.10.02 № 560 «О поддержке и развитии общественных объединений потребителей в Приморском крае»

18. Постановление Губернатора Приморского края от 06.09.00 № 643 «Об усилении контроля за ввозом, транспортировкой и реализацией на территории Приморского края сырья и продуктов животноводческого производства»

18. Постановление Главы муниципального образования г.Уссурийск и Уссурийский район Приморского края от 02.11.98 г. № 1332 «Об утверждении уполномоченных по защите прав потребителей при сельских администрациях»

19. Законодательство о конкуренции и защите прав потребителей. Сборник нормативных актов и документов / Под общ. ред. и со вступ. статьей Председателя ГАК РФ П.В.Крашенинникова.- Издательская группа «Норма-Инфра-М».- 1998.-790 с.

Научная литература

20. Гвоздева Т. Новый путь стандарта // Спрос.- 2003.- № 4

21. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» / Постатейный комментарий Я.Е. Парция.- М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996.-216 с.

22. Защита прав потребителей / Под ред. С.А. Подзорова.- М.: Экзамен, 2001.- 688 с.

23. Защита прав потребителей: Учеб. пособие / Кол. авторов.- Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 1999.- 224 с.

24. Защита прав потребителя / Сост. В.Н.Иванов.- М.: Цитадель, 1996.- 279 с.

25. Звоненко Д.А. Комментарий к изменениям законодательства о защите прав потребителя // Коммерсантъ.- 2000.-№ 23

26. Корнилов Э. Практика применения законодательства о правах потребителей // Право и рынок.- 1998.- № 8

27. Методические рекомендации для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей // Вестник защиты прав потребителей. Международная конференция общества потребителей.-М.-2001.-№ 1

28. Неправительственные правозащитные организации Российской Федерации: Справочник / Под общ. ред. Уполномоченного по правам человека в РФ, д.ю.н., профессора О.О. Миронова.- М.:Республика, 2002.

29. О защите прав потребителей, о стандартизации и сертификации продуктов и услуг: Юридический комментарий / Под ред. Я.Е. Парция. - 2-е изд.-М.: Инфра-М, 1997

30. Причины потребительских рисков // Социально-гуманитарные знания.- 1999.- № 9

31. Развитие консьюмеризма в переходной экономике России // Социально -гуманитарные знания.- 1999.-№ 6

32. Станова А. Инкубатор – конференция // Спрос.- 2003.-№ 3

33. Сорк Д. Ваш адвокат: хроника взросления // Спрос.- 2002.-№ 10

34. Шахурина Ф.Р., Цыкоза Г.Н. Защита прав потребителей: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. д.э.н., профессора Л.П. Дашкова.- Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 256 с.

35. Экспертное заключение по результатам экспертизы экономического обоснования тарифов на жилищные услуги по муниципальному образованию г.Уссурийск и Уссурийский район // Коммунар.- 2002.- 15 авг.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ping.alfaspace.net

[1] Неправительственные правозащитные организации Российской Федерации: Справочник / Под общ. ред.

проф. О.О.Миронова.-М.,2002.-С.4.

[2] Там же.

[3] Вестник защиты прав потребителей / Международная конфедерация обществ потребителей.- М., 2001. № 1. С.1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.111.48 (0.037 с.)