Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей



Потребительское законодательство не исчерпывается одним только Законом «О защите прав потребителей». Это целая группа нормативных актов (законов и постановлений Правительства), регулирующих отдельные отрасли потребительского законодательства.

Нормы потребительского законодательства содержатся в различных отраслях права. Перечень нормативных актов открывает Конституция Российской Федерации [1], которая закрепляет право граждан на отдых, охрану здоровья, жилище, образование и т. д., а также устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. В Уголовном кодексе Российской Федерации [6] недавно появилась статья, которая устанавливает ответственность за обман потребителей. Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Кодексе об административных правонарушениях [7].

Основное регулирование отношений с участием потребителей все же осуществляется нормами гражданского законодательства, в частности Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) [3]. Действующий ГК РФ состоит из нескольких частей, первая из которых вступила в силу 8 декабря 1994 года и устанавливает правовые основы участия граждан и организаций в гражданском обороте, права и обязанности различных субъектов гражданских правоотношений, а также определяет общие условия заключения гражданско–правовых договоров. Вторая часть ГК РФ действует с 1 марта 1996 года и содержит нормы, определяющие особенности отдельных видов гражданско-правовых договоров.

Кроме ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей», в сфере потребительского законодательства действует несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Прежде всего, это законы РФ «О страховании», «О сертификации», «О естественных монополиях», а также Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» и другие нормативные акты.

Там, где действуют несколько нормативных актов, неизбежно возникает вопрос об их соотношении. По общему правилу, более поздний закон отменяет предыдущий, а специальный закон имеет преимущество перед общим. ГК РФ - общий закон и должен применяться лишь в той части, в которой не противоречит Закону РФ «О защите прав потребителей». Но поскольку вторая часть ГК РФ была принята позже, чем Закон РФ «О защите прав потребителей», она, как более поздний закон, имеет преимущественную силу. Понимая важность установления особенностей правового регулирования отношений с участием граждан, законодатель оговаривает, что в дополнение к правам, предоставленным ГК РФ, гражданин – потребитель пользуется также правами, предоставленными ему Законом РФ «О защите прав потребителей». Таким образом, ГК РФ и рассматриваемый Закон действуют в комплексе и дополняют друг друга.

Основное требование к другим нормативным актам, затрагивающим интересы потребителей, заключается в том, что эти документы не должны содержать норм, противоречащих Закону РФ «О защите прав потребителей» Нормы, содержащиеся в международных договорах, имеют приоритет перед внутренним законодательством государства. Это правило закреплено п.4 ст.15 Конституции Российской Федерации: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Наиболее известным и часто применяемым международным договором в сфере потребительского законодательства является Варшавская конвенция 1929 г. «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» с изменениями 1959 года.

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

«Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» [2], принятые 9.04.85 г. Генеральной Ассамблеей ООН и подписанные Российской Федерацией, возложили на Россию определённые обязательства по закреплению в законодательстве основных прав потребителей, признанных международным сообществом. Практически все эти права нашли отражение в Законе РФ «О защите прав потребителей».

Одним из восьми общепризнанных прав потребителей является право на потребительское образование. Недостаточно предоставить потребителю права и законодательно закрепить ответственность за их нарушение. Необходимо научить людей этими правами пользоваться, делать разумный и осмысленный потребительский выбор.

В преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» закреплено право потребителя на просвещение.

Для реализации права потребителей на просвещение требуется целая система государственных мероприятий. Как следует из статьи 3 рассматриваемого Закона, на различных уровнях государственной системы образования учащиеся должны будут получать знания, умения и навыки, необходимые для реализации их прав как потребителей. Это предполагает принятие дополнительных нормативных актов различных уровней, более детально регламентирующих порядок и ответственность государственных органов по разработке и созданию соответствующих образовательных программ и стандартов.

На сегодняшний день можно говорить о том, что система информирования и просвещения потребителей через средства массовой информации сложилась и успешно развивается. Практически все наиболее популярные средства массовой информации имеют постоянно действующие потребительские рубрики (например, приложение к газете «Известия» - «Известия – Экспертиза», рубрика к газете «Аргументы и факты», приложение к газете «Комсомольская правда», клуб потребителей «Привереда» в газете «Куранты», телевизионная программа «Экспертиза РТР» и другие). С 1992 года в России издаётся специальный потребительский журнал «Спрос», который публикует результаты потребительских испытаний различных товаров, комментирует судебную практику применения потребительского законодательства, публикует антирекламу товаров и услуг, а также полезную информацию для потребителей финансовых услуг. Но это лишь правовой ликбез, в котором отсутствует комплексность и последовательность. Всё острее встает вопрос о формировании систем школьного и вузовского потребительского образования, а также подготовки кадров для этой системы.

Знания законодательства о защите прав потребителей необходимы не только самим потребителям, но и производителям товаров и услуг, в первую очередь, менеджерам, администраторам, руководителям всех уровней, предпринимателям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.159.48 (0.013 с.)