Законодательство РФ о защите прав потребителей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательство РФ о защите прав потребителей.



Защита прав потребителей

Введение

За годы становления потребительского движения в России общество привыкло относиться к потребителю как к непрофессионалу в выборе и приобретении товаров и услуг и стало требовать от законодателя установления для торговли и сферы услуг жестких рамок деятельности. То, что в других странах регулируется на уровне менталитета, то есть определенного образа мыслей, при оформлении рыночных отношений требует закрепления в законодательстве. Единственный барьер против проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров в этот период - законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»[3] вступил в силу 7 апреля 1992 года. В нем впервые были закреплены признанные международным сообществом права потребителей, а также механизм их защиты. Многие нормы, например, право на информацию, право на качество, право на безопасность, возможность защиты неопределенного круга потребителей вообще впервые появились в российском законодательстве. Иски о защите прав потребителей освободили от государственной пошлины. Закон стал одним из первых нормативных актов, предусматривающих компенсацию за моральный ущерб.

К середине 90-х годов информация о правах потребителей широко распространяется. Закон РФ «О защите прав потребителей» признан одним из самых применяемых в России, а по оценкам международных экспертов – одним из самых жестких в мире. Для тех государств, в которых рыночные отношения только начинают складываться, это оправданно.

Сегодня в России рынок уже насыщен товарами. Возникли фирмы, для которых одной из главных стратегических задач стало привлечение постоянных потребителей и, следовательно, создание прочной репутации. Потребители, пережившие шок при вхождении в рынок, стали более осторожными в выборе товаров и в то же время, более грамотными при защите своих интересов.

Тема защиты прав потребителей остаётся актуальной и на сегодняшний день. В выпускной квалификационной работе «Организации по защите прав потребителей в г. Уссурийске и Уссурийском районе и меры по их усовершенствованию» подробно рассматривается законодательство о защите прав потребителей, механизм регулирования государственной защиты потребительских прав в России.

Объектом исследования выступают местные органы по защите прав потребителей – отдел по защите прав потребителей администрации муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район и общественная организация по защите прав потребителей города и района.

Предмет исследования – деятельность отдела и общественной организации по защите прав потребителей на территории муниципального образования.

Цель исследования – определение мер по усовершенствованию деятельности организаций по защите прав потребителей в городе и районе.

Задачи исследования – определить направления деятельности отдела по защите прав потребителей и общественной организации по защите потребительских прав и меры по усовершенствованию их деятельности на территории муниципального образования.

При написании данной работы рассмотрено законодательство о защите прав потребителей, представленное целой группой нормативных актов, законов, постановлений правительства, регулирующих отношения в области защиты потребительских прав.

В процессе подготовки выпускной квалификационной работы была изучена и проанализирована деятельность отдела по защите прав потребителей муниципального образования, который, образно говоря, является передним краем работы государства с потребителем на территории муниципального образования.

Закон РФ «О защите прав потребителей» закрепил широкие права за общественными объединениями потребителей. В работе представлена деятельность общественной организации по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района, принимающей активное участие в формировании потребительской политики, защите потребительских прав жителей города и района.

Знание законодательства о защите прав потребителей, умение ориентироваться в потребительских проблемах, обеспечивать качественное предоставление товаров и услуг необходимо не только гражданам-потребителям, но и предпринимателям, менеджерам, руководителям, которые предоставляют населению эти товары и услуги.

Новизна и практическая значимость работы обусловлены тем, что в ней представлены конкретные меры по усовершенствованию деятельности муниципальных органов в области защиты прав потребителей и общественной организации, которые решают одну, поставленную перед ними задачу – осуществлять контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, обеспечивать защиту интересов и прав потребителей города Уссурийска и Уссурийского района.

Общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей»

Закон «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями (исполнителями, продавцами) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в Законе:

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли;

Изготовитель – организация, независимо от её формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

Исполнитель – организация, независимо от её формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

Продавец – организация, независимо от её формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли – продажи;

Стандарт – государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);

Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги);

Существенный недостаток товара (работы, услуги) – недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранён, либо который вновь проявился после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора;

Безопасность товара (работы, услуги) – безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Заключение

Выпускная квалификационная работа «Организации по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района и меры по усовершенствованию их деятельности» представлена с целью раскрытия направления деятельности организаций, обеспечивающих качество товаров и услуг, защиту прав потребителей на территории муниципального образования.

Необходимость знания своих прав потребителями очевидна, так же как и то, что обладать прочными знаниями в области предоставления качественных товаров, услуг должны, прежде всего, менеджеры, руководители предприятий, организаций, эти услуги предоставляющие. Знание законодательства о защите прав потребителей позволяет поднять уровень системы менеджмента, соблюсти баланс между интересами потребителей и предпринимателей, не опустившись до безнаказанности и вседозволенности бизнеса.

Сегодня потребительское законодательство вновь перерабатывается. Над ним работают эксперты потребительских организаций совместно с объединениями предпринимателей и находят компромиссы. Рынок живет и развивается. На первый план вышли услуги – образовательные, медицинские, коммунальные, ремонтно-строительные, туристические и многие другие.

Организации по защите прав потребителей призваны участвовать в разработке программ и проектов, направленных на защиту прав потребителей от некачественных товаров и услуг, осуществлять контроль за соблюдением Закона РФ «О защите прав потребителей», просвещать потребителей в вопросах защиты их прав, проводить работу с предпринимателями с целью разъяснения недопущения проникновения на потребительский рынок некачественных товаров, предоставления некачественных услуг.

В процессе подготовки выпускной квалификационной работы изучена законодательная база, правовое регулирование в области защиты потребительских прав, механизм государственной защиты прав потребителей.

Основное внимание уделено анализу деятельности отдела по защите прав потребителей муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район и общественной организации по защите прав потребителей и мерам по усовершенствованию их деятельности.

Выводы:

1. Отдел по защите прав потребителей администрации муниципального образования является структурным подразделением Управления потребительского рынка товаров и услуг муниципального образования и осуществляет целенаправленную, планомерную деятельность по защите прав потребителей: организует комплексные, тематические проверки предприятий торговли, общественного питания; предприятий, оказывающих разного рода услуги и производящих работы - с целью выявления опасных для здоровья, жизни потребителей товаров (работ, услуг). Взаимодействует со всеми федеральными и контролирующими органами муниципального образования для достижения наиболее полного удовлетворения потребностей граждан в конкурентоспособных и безопасных товарах. Доводит информацию о результатах проверок и рейдов до жителей города и района. Рассматривает жалобы и заявления граждан о нарушении их прав, как потребителей.

В качестве мер по усовершенствованию деятельности отдела мною предложены:

- внесение в законодательство о защите прав потребителей дополнений, которые позволили бы более оперативно применять меры к нарушителям прав потребителей;

- создание при отделе защиты прав потребителей комиссии для рассмотрения материалов по нарушениям прав потребителей, когда невозможно добиться от хозяйствующего субъекта устранений нарушений в добровольном порядке.

Основной целью деятельности общественной организации по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района является защита потребителей от получения некачественных товаров и услуг и регулирование отношений между потребителями и товаропроизводителями. Изучение деятельности общественной организации по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района показало, что помощь конкретному потребителю, права которого нарушаются практически ежедневно, составляет основную часть их работы. В общественной организации работают квалифицированные юристы, которые дают консультации, практические советы потребителям, составляют исковые заявления, участвуют в судебных процессах по предъявленным искам.

Для усовершенствования деятельности организации предлагается:

- проект комплексного обслуживания жителей города в связи с множеством проблем, возникающих в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг населению;

- совместная деятельность органов местного самоуправления и общественной организации, которая показала себя как активный помощник в решении многих проблем, связанных с защитой прав потребителей позволит значительно увеличить эффективность работы по защите потребительских прав в городе и районе.

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы проведено анкетирование среди преподавателей, студентов Уссурийского филиала СГИ, жителей города и района, которое показало, что практически все опрошенные знают о том, что их права как потребителей защищает законодательство, а также им известно, что они могут обратиться для решения возникших проблем в отдел по защите прав потребителей или общественную организацию.

Практика контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей свидетельствует о явных пробелах в правовой культуре предпринимателей. Обусловлены они, главным образом, незнанием предпринимателями законодательства о защите прав потребителей и других нормативных актов. По-прежнему, не вошли в практику делового обращения предпринимателей такие критерии, как взаимная ответственность, доброжелательность и порядочность по отношению к потребителю и заинтересованность продавца (изготовителя) в продаже качественного товара (услуги). В связи с этим организациям по защите прав потребителей – муниципальной и общественной необходимо организовать комплексную работу с предпринимателями, проводить обучающие семинары по разъяснению правил торговли и законодательства о защите прав потребителей.

Список литературы

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г. // РГ.-1993.- № 237.- 25 дек.

2. Руководящие принципы для защиты интересов прав потребителей. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 09.04.85 № 30/248

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1. Федеральный закон от 30.11.94 г. № 51-ФЗ

4. Закон Российской Федерации от 07.02.92 г. № 2300 «О защите прав потребителей» (в редакции ФЗ от 09.01.96 г. № 2-ФЗ)

5. Федеральный закон от 26.01.96 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»

6. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13.06.96 г. № 63-ФЗ

7.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.01 № 196-ФЗ

8. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный Закон от 18.12.01 № 174-ФЗ

9. Закон Российской Федерации от 10.06.93 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (с изменениями, внесенными Федеральным Законом от 27.12.95 № 211-ФЗ)

10. Федеральный закон от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.95 г. № 837 «О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей»

12. Постановление правительства Российской Федерации от 12.02.94 г. № 110 «О межведомственном совете по защите прав потребителей»

13. Постановление правительства от 14.07.97 «О государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли РФ»

14. «О некоторых вопросах применения закона Российской Федерации от 07.02.92 года «О защите прав потребителей». Приложение к приказу Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 15.07.94 г. № 90

15. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.94 г. № 7 с изменениями, внесенными постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.04.95 № 6 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»

16. «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения ГКАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей». Приказ Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 04.04. 96 г. № 42

17. Постановление Губернатора Приморского края от 22.10.02 № 560 «О поддержке и развитии общественных объединений потребителей в Приморском крае»

18. Постановление Губернатора Приморского края от 06.09.00 № 643 «Об усилении контроля за ввозом, транспортировкой и реализацией на территории Приморского края сырья и продуктов животноводческого производства»

18. Постановление Главы муниципального образования г.Уссурийск и Уссурийский район Приморского края от 02.11.98 г. № 1332 «Об утверждении уполномоченных по защите прав потребителей при сельских администрациях»

19. Законодательство о конкуренции и защите прав потребителей. Сборник нормативных актов и документов / Под общ. ред. и со вступ. статьей Председателя ГАК РФ П.В.Крашенинникова.- Издательская группа «Норма-Инфра-М».- 1998.-790 с.

Научная литература

20. Гвоздева Т. Новый путь стандарта // Спрос.- 2003.- № 4

21. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» / Постатейный комментарий Я.Е. Парция.- М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996.-216 с.

22. Защита прав потребителей / Под ред. С.А. Подзорова.- М.: Экзамен, 2001.- 688 с.

23. Защита прав потребителей: Учеб. пособие / Кол. авторов.- Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 1999.- 224 с.

24. Защита прав потребителя / Сост. В.Н.Иванов.- М.: Цитадель, 1996.- 279 с.

25. Звоненко Д.А. Комментарий к изменениям законодательства о защите прав потребителя // Коммерсантъ.- 2000.-№ 23

26. Корнилов Э. Практика применения законодательства о правах потребителей // Право и рынок.- 1998.- № 8

27. Методические рекомендации для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей // Вестник защиты прав потребителей. Международная конференция общества потребителей.-М.-2001.-№ 1

28. Неправительственные правозащитные организации Российской Федерации: Справочник / Под общ. ред. Уполномоченного по правам человека в РФ, д.ю.н., профессора О.О. Миронова.- М.:Республика, 2002.

29. О защите прав потребителей, о стандартизации и сертификации продуктов и услуг: Юридический комментарий / Под ред. Я.Е. Парция. - 2-е изд.-М.: Инфра-М, 1997

30. Причины потребительских рисков // Социально-гуманитарные знания.- 1999.- № 9

31. Развитие консьюмеризма в переходной экономике России // Социально -гуманитарные знания.- 1999.-№ 6

32. Станова А. Инкубатор – конференция // Спрос.- 2003.-№ 3

33. Сорк Д. Ваш адвокат: хроника взросления // Спрос.- 2002.-№ 10

34. Шахурина Ф.Р., Цыкоза Г.Н. Защита прав потребителей: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. д.э.н., профессора Л.П. Дашкова.- Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 256 с.

35. Экспертное заключение по результатам экспертизы экономического обоснования тарифов на жилищные услуги по муниципальному образованию г.Уссурийск и Уссурийский район // Коммунар.- 2002.- 15 авг.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ping.alfaspace.net

[1] Неправительственные правозащитные организации Российской Федерации: Справочник / Под общ. ред.

проф. О.О.Миронова.-М.,2002.-С.4.

[2] Там же.

[3] Вестник защиты прав потребителей / Международная конфедерация обществ потребителей.- М., 2001. № 1. С.1.

Защита прав потребителей

Введение

За годы становления потребительского движения в России общество привыкло относиться к потребителю как к непрофессионалу в выборе и приобретении товаров и услуг и стало требовать от законодателя установления для торговли и сферы услуг жестких рамок деятельности. То, что в других странах регулируется на уровне менталитета, то есть определенного образа мыслей, при оформлении рыночных отношений требует закрепления в законодательстве. Единственный барьер против проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров в этот период - законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»[3] вступил в силу 7 апреля 1992 года. В нем впервые были закреплены признанные международным сообществом права потребителей, а также механизм их защиты. Многие нормы, например, право на информацию, право на качество, право на безопасность, возможность защиты неопределенного круга потребителей вообще впервые появились в российском законодательстве. Иски о защите прав потребителей освободили от государственной пошлины. Закон стал одним из первых нормативных актов, предусматривающих компенсацию за моральный ущерб.

К середине 90-х годов информация о правах потребителей широко распространяется. Закон РФ «О защите прав потребителей» признан одним из самых применяемых в России, а по оценкам международных экспертов – одним из самых жестких в мире. Для тех государств, в которых рыночные отношения только начинают складываться, это оправданно.

Сегодня в России рынок уже насыщен товарами. Возникли фирмы, для которых одной из главных стратегических задач стало привлечение постоянных потребителей и, следовательно, создание прочной репутации. Потребители, пережившие шок при вхождении в рынок, стали более осторожными в выборе товаров и в то же время, более грамотными при защите своих интересов.

Тема защиты прав потребителей остаётся актуальной и на сегодняшний день. В выпускной квалификационной работе «Организации по защите прав потребителей в г. Уссурийске и Уссурийском районе и меры по их усовершенствованию» подробно рассматривается законодательство о защите прав потребителей, механизм регулирования государственной защиты потребительских прав в России.

Объектом исследования выступают местные органы по защите прав потребителей – отдел по защите прав потребителей администрации муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район и общественная организация по защите прав потребителей города и района.

Предмет исследования – деятельность отдела и общественной организации по защите прав потребителей на территории муниципального образования.

Цель исследования – определение мер по усовершенствованию деятельности организаций по защите прав потребителей в городе и районе.

Задачи исследования – определить направления деятельности отдела по защите прав потребителей и общественной организации по защите потребительских прав и меры по усовершенствованию их деятельности на территории муниципального образования.

При написании данной работы рассмотрено законодательство о защите прав потребителей, представленное целой группой нормативных актов, законов, постановлений правительства, регулирующих отношения в области защиты потребительских прав.

В процессе подготовки выпускной квалификационной работы была изучена и проанализирована деятельность отдела по защите прав потребителей муниципального образования, который, образно говоря, является передним краем работы государства с потребителем на территории муниципального образования.

Закон РФ «О защите прав потребителей» закрепил широкие права за общественными объединениями потребителей. В работе представлена деятельность общественной организации по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района, принимающей активное участие в формировании потребительской политики, защите потребительских прав жителей города и района.

Знание законодательства о защите прав потребителей, умение ориентироваться в потребительских проблемах, обеспечивать качественное предоставление товаров и услуг необходимо не только гражданам-потребителям, но и предпринимателям, менеджерам, руководителям, которые предоставляют населению эти товары и услуги.

Новизна и практическая значимость работы обусловлены тем, что в ней представлены конкретные меры по усовершенствованию деятельности муниципальных органов в области защиты прав потребителей и общественной организации, которые решают одну, поставленную перед ними задачу – осуществлять контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, обеспечивать защиту интересов и прав потребителей города Уссурийска и Уссурийского района.

Законодательство РФ о защите прав потребителей.

Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.067 с.)