Формирование лексико-грамматического строя речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование лексико-грамматического строя речи



При ответах на контрольные вопросы выступило большое разнообразие речевых реакций испытуемых: тихое проговаривание слов, предшествующих искомому, шепотное проговаривание, ответы после более или менее продолжительной паузы. Громкое проговаривание слов, предшествующих искомому, в этом опыте уже отсутствует.

Действия с "пластинками" также имеют различную степень развернутости: ребенок передвигает пластинки, указывает на них, смотрит, обходится вообще без внешних опор.

Каковы же особенности овладения детьми критериями слова в этом опыте? Данные свидетельствуют о том, что в опыте с пластинками преобладают случаи, когда предложение сразу же анализируется правильно (от 63 до 89%). Предлоги всеми детьми выделяются в 100% случаев сразу же. Это большой прогресс по сравнению с опытом с "квадратиками", где только у 6 детей из 14 предлоги выделялись сразу же, а в большинстве случаев это выделение было связано с дополнительными ' разъяснениями экспериментатора. Что касается распределения ошибок испытуемых в этом опыте, то наши данные свидетельствуют о том, что в опыте отсутствуют не только такие грубые ошибки, как выделение предложения как единого смыслового целого, выделение предметных компонентов ситуации, выраженной предложением, и даже выделение интонационно-смысловых групп подлежащего и сказуемого. В этом опыте отсутствуют и такие ошибки, как персеверации 'и инверсии вычленяемых слов. При действии с "пластинками" имеют место лишь пропуски слов, замены слова его синонимом, а также ошибки, спровоцированные введением в предложение предлогов (испытуемые вычленяют значимые с их точки зрения элементы речи: те приставки или начальные звуки слов, которые по их звуковой форме совпадают с предлогами и союзами).

Что касается характера объяснений экспериментатора, необходимых для успешного исправления ребенком ошибки, то наши данные свидетельствуют о том, что неоднократные развернутые объяснения здесь уже не требуются. Значительно сократилось по сравнению с опытом с "квадратиками" количество однократных развернутых объяснений. Самый распространенный вид помощи экспериментатора в опыте с "пластинками" - его неодобрительные и побудительные реплики. Этого вполне достаточно для исправления ребенком допущенной ошибки.

Для опыта с "пластинками" характерны случаи, когда ребенок, неправильно вычленив предлог или союз, спохватывается и самостоятельно исправляет допущенную ошибку. Напомним, что в опыте с "квадратиками" подобные примеры были единичными.

Как и в предыдущем опыте, в опыте с "пластинками" имеются случаи интонирования предлогов и союзов при их вычленении. Однако здесь такие случаи довольно редки. На фоне безошибочного выделения предлогов и союзов это свидетельствует о том, что выделение предлогов и союзов перестает представлять для испытуемых особые трудности.

Еще большая степень самостоятельности появляется тогда, когда дети начинают задавать вопросы по поводу вычленения слов, а иногда даже вступают в полемику с экспериментатором. И, наконец, ребенок уже перестает спрашивать и сомневаться и самостоятельно рассуждает по поводу вычленяемых слов (чаще всего предлогов).

К концу этого опыта впервые почти у всех испытуемых появляется развернутая аргументация собственного членения по просьбе экспериментатора, сопровождаемая смысловым вопросом. В опыте с квадратиками при аргументации испытуемым собственного членения общего вопроса еще не было.

 

Формирование связной речи

Рассмотрим, какое место занимают высказывания ребенка в процессе анализа. В опыте с "квадратиками" наиболее типичными являлись высказывания по ходу членения. Очевидно, это связано с тем, что критерии слова были у ребенка еще недостаточно устойчивыми. Чтобы спланировать свое действие в затруднительном случае, ребенку необходимо было непосредственно перед вычленением затруднившего его слова воспроизвести эти критерии в громкой речи. Во втором варианте опыта (в опыте с "пластинками") появляются случаи, когда ребенок, уже закончив вычленение слов, далее обосновывает правомерность вычленения того или иного слова (реакции после вычленения). Можно думать, что в этом случае ребенок уже руководствуется критериями слова как внутренними, но эти критерии не являются еще достаточно осознанными, и для лучшего осознания действия и последующего контроля за ним ребенок стремится вслух воспроизвести соответствующие критерии.

К концу опыта с "пластинками" появляются случаи, когда ребенок пытается обосновать вычленение того или иного слова, еще до вычленения слов предложения. Видимо, в этом случае ребенок, руководствуясь критериями слова, уже может предварительно спланировать свое будущее действие. Однако здесь речевые реакции ребенка еще имеют в виду узко конкретный случай и не содержат элементов обобщения.

Таким образом, можно заключить, что ориентировка детей на слово как элемент речи в процессе формирования начинает носить все более самостоятельный, активный и осознанный характер.

При анализе полученных результатов прежде всего следует отметить, что в целом анализ словесного состава предложения производится испытуемыми достаточно свободно и правильно. Как привило, ответ о количестве слов в предложении следует после невнятного шепота. У всех детей в отдельных случаях имеют место ответы после некоторой паузы. В единичных случаях встречаются ответы сразу же. В целом действие ребенка выступает как достаточно освоенное и самостоятельное. Несмотря на усложнение лексического состава анализируемых предложений, анализ осуществляется детьми практически безошибочно. У каждого ребенка на 12-14 предложений приходится от одной до трех ошибок. Большая часть допускаемых ошибок падает на пропуск слов в предложениях, причем пропускаются более абстрактные категории слов. Встречаются отдельные случаи членения слов на слоги, спровоцированного наличием в предложении предлога или союза.

Для исправления допущенной ошибки достаточно неодобрительной реплики экспериментатора и даже его жеста или взгляда. Нередки случаи, когда дети сами замечают и исправляют ошибку. Все это говорит о том, что опыт завершился усвоением испытуемыми действия вычленения слов на основе даваемых им критериев слова и становлением внутреннего контроля испытуемого за своим действием.

 Развитие зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза, пространственных представлений

При формировании адекватной ориентировки ребенка на речевую действительность чрезвычайно важным являются такие качественные показатели, как характер сотрудничества ребенка со взрослым и, в частности, степень самостоятельности выполнения действия и активность ребенка. Чем труднее для ребенка анализ словесного состава предложения, тем больше ему требуется разъяснений экспериментатора и тем более развернутый характер должны они носить. На этом этапе преобладают развернутые, иногда неоднократные объяснения экспериментатора. Они сдвинуты к началу опыта; в середине опыта уже преобладают однократные развернутые объяснения. К концу опыта появляются единичные случаи, когда для исправления ошибки оказывается достаточно побудительной или неодобрительной реплики экспериментатора. К концу этого этапа у испытуемых складывается предварительное представление об объекте действия (речевой действительности) и образе действия с этим объектом.. Об этом свидетельствуют особенности поведения ребенка при сопоставлении пар предложений, отличающихся одним словом,- быстрота и правильность его ответов на вопросы экспериментатора, готовность, с которой он придумывает собственные примеры, и, наконец, возрастающая безошибочность определения им порядка слов предложения и их общего количества.

Анализ результатов, полученных на этапе материализованного действия, мы начнем с особенностей анализа словесного состава предложения с помощью конкретных опор ("квадратиков"), а затем перейдем к особенностям анализа с помощью обобщенных опор ("пластинок").

Следует отметить устойчивость связи: "предметная опора - слово". Дети не только свободно действуют с "квадратиками", но и подтверждают наличие такой связи целым рядом высказываний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.169.53 (0.006 с.)