Исследование состояния зрительного гнозиса, анализа и синтеза пространственных представлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование состояния зрительного гнозиса, анализа и синтеза пространственных представлений



4-я задача. Придумывание предложения с заданным словом ("прямая задача")

Обратимся к анализу результатов, полученных при решении "прямой задачи". Напомним, что в этом опыте испытуемый должен был придумать предложение со словом, названным экспериментатором, и затем в ответ на соответствующие вопросы экспериментатора произвести порядковый пересчет слов предложения и определить их общее количество.

Для испытуемых первой группы было характерно непосредственное отношение к предложению как к ситуационному целому.

В ответ на просьбу экспериментатора назвать первое, второе и т. д. слово предложения эти испытуемые повторяют все предложение или описывают, развивают ситуацию, обозначенную предложением, или, наконец, выделяют вещественные компоненты этой ситуации.

Кира 3. (4;10). Э.: "Скажи какие-нибудь слова со словом "собака". - И.: "У собаки щеночек". - Э.: "Какое первое слово ты сказала?" - И.: "У собаки щеночек". - Э.: "Какое второе?" - И.: "Потом щеночек убежал". - Э.: "Сколько всего слов". - И.: "Два".

Для испытуемых второй группы характерен начальный анализ речевой действительности, - выделение интонационно-смысловых групп подлежащего и сказуемого (типа "маленькая девочка - читает книгу").

Напомним, что предложение в интонационно-ритмическом отношении естественно распадается на группу подлежащего и группу сказуемого. У детей второй группы возникает ориентировка на непосредственно ими улавливаемую интонационно-ритмическую сторону предложения, находящую опору в смысловых значениях групп подлежащего и сказуемого.

Следует отметить, что дети до пяти-шести лет, т. е. дети, которые еще не подвергались обучению, дальше анализа предложения на интонационно-смысловые группы подлежащего и сказуемого не идут.

Испытуемые третьей группы выделяли все слова предложения, кроме предлогов. Это были обучающиеся дети. Вычленение всех слов предложения, кроме предлогов, свидетельствует о дальнейших сдвигах в формировании у детей действия вычленения слов. В ходе практического действия их представление о слове как совокупности внешней (звуковой и интонационно-ритмической) и внутренней (смысловой) сторон, претерпевает дальнейшее уточнение. Но намечающееся у них единство этих двух сторон носит смутный и неустойчивый характер. Об этом свидетельствуют ошибки ребенка, связанные с вычленением более абстрактных категорий слов, невычленение им предлогов, а также отдельные случаи возврата к вычленению предметных компонентов ситуации и, как другая крайность, отдельные случаи членения на слоги.


2.3.8 Исследование состояния оптико-пространственного праксиса

5- я "Прямая задача" усложненного типа

Следующей задачей, которую мы предложили нашим испытуемым, была "прямая задача" усложненного типа. Испытуемые должны были в ответ на вопросы экспериментатора произвести порядковый пересчет слов ряда предложений, специально подобранных по лексическому составу, и определить их общее количество.

Для испытуемых первой группы характерно непосредственное отношение к предложению, как к ситуационному целому. В ответ на просьбу экспериментатора назвать первое, второе и т. д. слова предложения испытуемые повторяют все предложение, развивают ситуацию, названную предложением, вычленяют его предметные компоненты.

Оля Г. (3; 10) анализирует предложение "Мальчик ест суп". - Э.: "Какое первое слово я тебе сказала?" - И.: "Мальчик ест суп". - Э.: "Какое второе слово я сказала?" - И.: "Мальчик кушает кашу". - Э.: "Какое третье слово?" - И.: "Мальчик кушает компот". - Э.: "Сколько всего слов?" - И.: "Три".

Для испытуемых второй группы был характерен начальный анализ речевой действительности - членение предложения на интонационно-смысловые группы подлежащего и сказуемого. И в эту группу в этом опыте вошли только дошкольники: 40% детей трех - четырех лет, 33% испытуемых четырех - пяти лет, 26% испытуемых пяти - шести и шести - семи лет.

Так, Костя Б. (4; 11) анализирует предложение "Папа и дети гуляют".- Э.: "Какое первое слово я тебе сказала?" - И.: "Папа и дети". - Э.: "Какое второе слово?" - И.: "Гуляют". - Э.: Сколько всего слов?" - И.: "Два слова".

Для испытуемых третьей группы характерно при анализе словесного состава предложения вычленять, хотя и с ошибками, все слова, кроме предлогов. Следовательно, в этом случае речевая действительность уже достаточно четко дифференцируется от предметной; в "то же время представления ребенка о слове как ее элементе не являются еще достаточно определенными, адекватными и осознанными.

Подводя итоги результатам этого опыта, можно констатировать, что дети или вообще не способны увидеть речевую действительность как самостоятельно существующую, или делают самые первые попытки ее выделения, прежде всего, ориентируясь на интонационно-ритмические компоненты речи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.004 с.)