Совершенствование деятельности территориальных подразделений Банка России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершенствование деятельности территориальных подразделений Банка России



 

Предусмотренные регламентами взаимодействия процедуры согласования заданий на проведение проверок между подразделениями инспектирования и ответственными должностными лицами территориальных учреждений Банка России обеспечивают достаточную обоснованность и степень детализации вопросов задания. При необходимости актуализация задания может осуществляться подразделениями дистанционного надзора даже в ходе проверки. Такую возможность создает непрерывное взаимодействие в ходе проверки рабочей группы с куратором проверяемой кредитной организации и структурными подразделениями территориального учреждения Банка России. В рамках эксперимента взаимоотношения между инспекционными подразделениями и иными структурными подразделениями территориальных учреждений Банка России сложились на качественно новом уровне.

В отношении Банка России и его подразделений в субъектах Федерации наиболее важным вопросом выступает определение нрав, ответственности и полномочий в рамках правового обеспечения деятельности территориального учреждении Банка России.

В рамках анализа эффективности организации деятельности проблемы в определении ответственности, распределении полномочий часто указываются в качестве основных при объяснении причин допущенных отклонений либо произошедших инцидентов. На это часто обращается внимание по результатам проводимых ревизионных проверок деятельности территориальных учреждений Банка России. Среди выявленных проблем в этой сфере часто указывается на то, что:

• из-за нечеткости полномочий трудно определить ответственность конкретных сотрудников за допущенные нарушения и (что может быть более актуальным) за недостижение намеченных целей;

• существует дублирование в выполнении отдельных функций между подразделениями;

• некоторые виды деятельности выполняются сотрудниками формально, поскольку значение их для достижения общего результата остается для них непонятным;

• отдельные виды деятельности выполняются нескоординированно, хотя это необходимо для достижения общего положительного результата;

• при взаимодействии между подразделениями существуют барьеры, мешающие взаимодействию.

Очевидно, что процесс определения полномочий сотрудников и подразделений должен снимать многие из этих проблем. Однако сложившиеся подходы в этой сфере часто не позволяют достичь желаемых результатов.

Возможен подход к организации деятельности, в котором документы об определении полномочий играют важную роль и активно используются в регламентации работы. В рамках этого подхода определение прав, полномочий и ответственности рассматривается как часть (подпроцесс) правового обеспечения деятельности.

В соответствии с этим подходом документы, определяющие закрепление правомочий и ответственности, становятся инструментами управления правовым риском. Реализация этого подхода значительно упрощается, если деятельность в целом рассматривается как совокупность процессов.

Особенности правового обеспечения при процессном подходе к организации деятельности

К наиболее важным особенностям, позволяющим понять суть изменений в использовании организационных документов, можно отнести следующие:

. Правовое обеспечение деятельности рассматривается как один из обеспечивающих процессов, который поддерживает исполнение основных процессов.

Это означает, что процесс должен быть определенным образом описан; в нем выделяются составные элементы - подпроцессы (в территориальном подразделении Банка России это подпроцессы определения прав, ответственности и полномочий, юридического аудита деятельности и отстаивания интересов Банка России посредством осуществления претензионно-исковой деятельности), определен его результат в форме продукта (услуги), выделен механизм контроля и т. д.

Важно подчеркнуть, что правовое обеспечение - процесс не основной, а потому его задача - оказывать содействие выполнению основных процессов.

. Содержание правового обеспечения определяется как обеспечение соответствия деятельности требованиям законодательства и нормативных актов Банка России. Этот пункт подчеркивает, что задачи правовой деятельности не должны ограничиваться лишь недопущением юридических санкций к организации или ведением претензионно-исковой работы. Правовое обеспечение в этом понимании становится комплайнс-деятельностью, которая не только обеспечивает выполнение функций (территориального учреждения и его подразделений) в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов, но и предвосхищает возможные конфликты с законодательством в текущей деятельности.

. Продуктом (целью) правового обеспечения деятельности, на наш взгляд, является минимизация правового риска. Для целей организации деятельности в территориальных подразделениях Банка России под правовым риском понимается угроза правам и законным интересам Центрального банка Российской Федерации, проявляющаяся в недостижении целей его деятельности. Его реализация может привести к ущербу вследствие невозможности защиты интересов Банка России законными способами. Для того чтобы не допустить такую возможность, необходимо обеспечивать реальное, а не формальное соответствие деятельности духу и букве законодательства.

С учетом отмеченных особенностей формирование положений и должностных инструкций приобретает новый смысл. Для того чтобы подчеркнуть его, приведем ряд типичных вопросов, которые возможны при переходе к новой технологии, и ответов на них.

. Составление положений о подразделениях и должностных инструкций должно относиться к юридической деятельности. Оценка же соответствия деятельности требованиям законодательства и нормативных актов происходит при ревизионных проверках, поэтому, может быть, эта деятельность близка к ревизионной

Четкое прописывание функций, определение полномочий и ответственности должны обеспечить, прежде всего, осуществление деятельности в соответствии с требованиями нормативных документов. Четкое распределение функций страхует от того, что какой-то вид деятельности останется незакрепленным за подразделением или сотрудником, а значит, потенциально невыполненным. Более того, четко прописанные документы о распределении полномочий являются необходимым условием того, что работники организации достаточно хорошо понимают цель своей деятельности и то, каким образом соблюдение требований законодательства и нормативных актов должно обеспечить это. В таком понимании регламентация функций служит минимизации правового риска, а это, и должно являться целью деятельности правовой службы. Именно поэтому (хотя за наличие должностных инструкций может отвечать и кадровая служба) за их содержание с точки зрения минимизации правовых рисков должна отвечать юридическая служба. Поэтому так важно, чтобы юристы визировали соответствующие документы.

Что же касается деятельности ревизионных подразделений, то в ходе проверок и анализа их результатов можно лишь установить факты несоответствия и в какой-то степени их причины. Однако обеспечить соответствие деятельности требованиям законодательства и нормативных актов лишь инструментом ревизионных проверок явно невозможно.

. Трудно быть уверенным в осуществлении деятельности подразделений в соответствии с требованиями нормативных актов на основе положений о подразделениях и должностных инструкций.

Действительно, если эти документы составляются формально, в соответствии с упомянутым выше описательным подходом, то ни в чем нельзя быть уверенным. Поэтому-то юридическая служба не только должна убедиться в том, что эти документы находятся в актуальном состоянии, но и в рамках еще одного из своих процессов - юридического аудита деятельности - быть уверенной в том, что деятельность действительно осуществляется как в соответствии с требованиями нормативных документов, так и соответствующих положений и должностных инструкций.

Конечно, осуществить полный аудит деятельности подразделений юридической службе не под силу. Поэтому в ходе юридического аудита внимание должно быть обращено на те элементы процессов, которые могут привести к реализации правовых рисков. В наиболее критичных с точки зрения правового риска видах деятельности должен быть предусмотрен предварительный контроль, когда до совершения важного действия юрист убеждается в том, что процесс осуществляется надлежащим образом, и лишь после этого санкционирует его, ставя визу на документе.

. Юридическая служба, не должна подменять деятельность руководителей разного звена. Законодательство и нормативные акты предполагают возможность реализации их требований различным способом. Какой из них выбрать - прерогатива руководителей. Но за то, что этот выбор делается из легитимных способов, отвечает юридическая служба.

Кроме того, реализация предложенной технологии может значительно помочь юридической службе выполнять свои традиционные функции, которые, конечно, никто не собирается с нее снимать. Так, уверенность в том, что все виды деятельности в организации осуществляются в соответствии с требованиями законодательства, будет создавать хорошую основу для ведения претензионно-исковой работы. При возникновении трудовых споров четко регламентированные должностные обязанности служат хорошей основой для их разрешения.

Исходя из принятой концепции, для успешной реализации изложенного подхода критически важно увязать между собой и обеспечить постоянное соответствие между тремя типами документов:

функционально-технологическими, в которых предусматривается описание реализуемых в территориальном учреждении процессов;

организационно-распорядительными документами;

документами, регламентирующими распределение прав, полномочий и ответственности.

Существуют и другие вопросы, которые требуют выработки общего для всех решения, возможно, нормативного закрепления. В частности, к ним относятся:

перспективные подходы к планированию проверок, которые должны учитывать, что в условиях централизации целесообразно усилить роль территориальных учреждений Банка России как «ответственных заказчиков» проверок;

оптимизация взаимодействия между структурными подразделениями Банка России, межрегиональной инспекцией и ее внутренними структурными подразделениями в ходе организации и проведения проверок, например, при возникновении потребности в консультировании рабочей группы, рассмотрении и реализации результатов проверок;

оперативное информирование территориальных учреждений Банка России о результатах проверок путем направления им актов проверок в электронном виде не позднее трех рабочих дней с даты завершения проверок (одновременно с его направлением в Главную инспекцию и в Инспекцию № 3).


Заключение

 

На основании проведённой работы можно сделать следующие выводы:

. Банковская система - это совокупность организаций, осуществляющих банковскую деятельность на основе специального разрешения уполномоченного органа государственной власти, образований, обеспечивающих реализацию основных функций кредитных организаций, и органов государства, осуществляющих государственное управление банковской деятельностью.

Данное определение основывается на выделении трех элементов банковской системы:

кредитные организации, непосредственно осуществляющие банковские операции, т.е. по существу выполняющие функции банковской системы;

организации, обеспечивающие эффективность функционирования кредитных организаций, т.е. не выполняющие непосредственно банковские операции, но способствующие их единообразному и наиболее успешному осуществлению;

органы государственного управления банковской системой, осуществляющие регулирование отношений возникающих в процессе осуществления банковской деятельности и ее обеспечения с целью упорядочения такой деятельности и защиты наиболее слабой стороны в отношениях такого рода - клиента кредитной организации. Основным органом управления банковской системой выступает Центральный банк.

Перечисленные компоненты образуют систему, т.е. объединенную общими функциями (банковская деятельность - осуществление, обеспечение, регулирование) и целями (кредитование экономики) совокупность. Кроме того, наличие общей правовой основы - банковского законодательства, регламентирующей сопоставимый правовой статус отдельных элементов банковской системы, а также способы их взаимодействия между собой, и закрепляющей различные типы связей между элементами свидетельствует о том, что совокупность названных трех элементов образует систему.

Банк России образует верхний уровень банковской системы и руководит ею как орган власти от имени государства в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством.

Банк России является особым органом государственной власти специальной компетенции. Вся его деятельность, включая его деятельность как юридического лица, имеет публичный характер. Несмотря на то, что Банк России формально не входит в структуру исполнительных органов власти, он по характеру деятельности осуществляет исполнительную власть. Анализ структуры и деятельности Банка России показывает, что он играет большую роль в реализации государственной функции Банка России и по многим признакам выступает как государственный орган.

Банк России является органом, независимым от Правительства РФ и не подчиняется другим органам государственной власти. Законодательно четко регламентирована его деятельность, что делает его саморегулирующейся системой и создает необходимые условия для выполнения поставленных перед ним задач.

. В качестве государственного органа Банк России выполняет следующие основные функции:

разработка и реализация государственной денежно-кредитной политики;

осуществление эмиссии наличных денег и организация наличного денежного обращения;

организация системы рефинансирования кредитных организаций;

установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации;

установление правил проведения банковских операций;

обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

осуществление эффективного управления золотовалютными резервами;

принятие решения о государственной регистрации кредитных организаций и их лицензировании (выдача, приостановление и отзыв лицензий;

осуществление банковского надзора;

регистрация эмиссии ценных бумаг кредитных организаций;

осуществление банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

валютное регулирование и валютный контроль;

определение порядка расчетов с международными организациями, иностранными государствами, с юридическими и физическими лицами;

установление правил бухгалтерского учета и отчетности для кредитных организаций;

установление официальных валютных курсов по отношению к рублю;

разработка (совместно с Правительством РФ) прогноза платежного баланса РФ;

установление порядка и условий осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу,

приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

анализ и прогнозирование состояния экономики РФ: денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;

иные функции в соответствии с федеральными законами.


Список использованной литературы

 

1. Федеральный Закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 08.07.2002 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

2. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» от 03.02. 1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

.   Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год //Деньги и кредит, 2007, № 12, с. 3-26.

.   Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на период 2010-2011 гг.//Деньги и кредит, 2008, № 12, с. 7-31.

.   Письмо ЦБ РФ от 10.02.1992 N 14-3-20 «Положение о сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций».

.   Указания ЦБ РФ от 31.08.1998 N 333-у «О внесении изменений и дополнений в письмо Центрального Банка России от 10 февраля 1992 года N 14-3-20 «О депозитных и сберегательных сертификатах банков».

.   Указание ЦБ России «О дополнительных мерах по защите интересов вкладчиков банков» от 27.03.98 №192-У (в ред. Указаний ЦБ России от 02.07.98 №274-У, от 26.11.99 №687-У, от 29.12.2005 №891-У).

.   Письмо ЦБ РФ от 23.06.2004 N 70-Т «О типичных банковских рисках».

.   Письмо ЦБ РФ от 27.07.2005 N 139-Т «О рекомендациях по анализу ликвидности кредитных организаций».

.   Положение ЦБ РФ № 39-П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» от 26.06.98.

.   Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право. М.: Юристъ, 2005 - 479 с.

.   Белоглазова Г.Н, Савинская Н.А. Организация деятельности Центрального Банка: / Под общей редакцией Белоглазовой Г.Н. - СПб.: Изд-во СПб ГУЭиФ, 2005.

.   Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. СПб, Питер, 2005.

.   Березина М.П. Влияние кризиса платежной системы на инфляцию в России. - М.: Финансы и статистика, 2005.

.   Голиков Ю.С., Хохленков М.М. Банк России: организация деятельности. Учебное пособие. М.; Бизнес-книга, 2002.

.   Голикова Ю.С. Денежно-кредитная политика Центрального банка: современный инструментарий и задачи его активизации //Деньги и кредит.- 2002. - № 8.

.   Голикова Ю.С., Хохленкова М.А. Банк России: «Организация деятельности». - М.: Изд-во Дека, 2006.

.   Гузнов А.Г. Применение Банком России мер принуждения к кредитным организациям: правовые аспекты //Деньги и кредит, 2005, № 12, с. 30-41.

.   Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2005.

.   Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006.

.   Кармашов В.В. Операции РЕПО как инструмент рефинансирования //Деньги и кредит. - 2001. - № 6.

.   Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России М.: Юристъ, 2006 - 480 с.

.   Красавина Л.Н. Денежно-кредитная и валютная политика: научные основы и практика //Деньги и кредит. - 2001. - № 6.

.   Лавриненко И. Как составлять должностные инструкции, чтобы они приносили пользу компании. Управление качеством. 2008. № 7. С. 22.

.   Маглакелидзе Т. Устойчивая денежно-кредитная система - важный инструмент обеспечения финансовой безопасности //Деньги и кредит. - 2002.-№ 7.

.   Марданов P.X. О правовом обеспечении территориальных учреждений Банка России в условиях процессно-ориентированного управления деятельностью. Деньги и кредит. 2007. №7. С. 18-21.

.   Маслов А.В. Конституционно-правовой статус Банка России //Деньги и кредит, 2001, № 12, с. 75-79.

.   Оксюк Т. Вопросы привлечения Банком России кредитных организаций к ответственности в виде штрафа //Хозяйство и право, 2006, № 5, с. 71-81.

.   Оксюк Т., Пиксин Н. Отдельные вопросы проведения Банком России проверок коммерческих банков и их подразделений, расположенных в РФ //Хозяйство и право, 2005, № 9, с. 37-49.

.   Пригожий А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР. 2007. С. 515.

.   Сенчагов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит М.: Проспект, 2007. - 496 с.

.   Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. М.: Юристъ, 2005 - 448 с.

.   Фомина О.Е.Комментарий к Закону о банках и банковской деятельности. СПб.: Питер, 2008 - 256 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.053 с.)