Пути повышения эффективности банковского надзора ЦБ РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути повышения эффективности банковского надзора ЦБ РФ



 

Успешное выполнение ключевой задачи банковской системы - трансформации сбережений в инвестиции - сдерживается пока еще не достаточным уровнем доверия к банковской системе и наличием факторов, сдерживающих ее развитие. Свою долю ответственности за такую ситуацию несет и Банк России, как институт, отвечающий за развитие и укрепление банковской системы, осуществление банковского регулирования и надзора.

Задача оптимизации регулятивных и надзорных процедур является одной из основных целей проводимой модернизации банковской системы Российской Федерации. Данной задаче уделено много внимания в «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации» и в последующем в других программных заявлениях Банка России.

Оптимизация банковского надзора предполагает:

. смещение фокуса с формальной оценки количественных параметров на глубокую профессиональную и своевременную диагностику;

. перестройка процедур взаимодействия Центрального банка и коммерческих банков, устранение элементов формализма;

. реинжиринг надзорных процедур - их рационализация и оптимизация.

Повышение эффективности надзорных процедур как актуальную задачу Банк России рассматривает в двух аспектах: в функциональном (стратегическом, системном) и в операционном.

Повышение функциональной эффективности предполагает развитие содержательного начала (компонента) банковского надзора и его ориентацию на реальные риски банковской деятельности. Это должно быть обеспечено развитием методики банковского регулирования, отвечающей задачам риск-ориентированного надзора, развитием практических навыков сотрудников, выполняющих надзорные функции, и развитием организационных форм надзора.

Параметры качественной диагностики кредитных организаций должны включать в себя:

оценку бизнес-перспектив деятельности банка;

оценку финансовой устойчивости банка;

оценку качества процедур управления в банке;

оценку качества менеджмента и корпоративного управления.

Серьезные задачи стоят и на сегодня уже решаются перед аналитическим компонентом, выступающим главной составляющей документарного надзора. Важнейшей функцией документарного анализа должна стать предварительная оценка ситуации в банках с выделением в их деятельности всех областей повышенного риска, включая концентрацию повышенного кредитного риска, качество управления, достоверность отчетности.

Особое внимание Банк России будет обращать на качество капитала банков, что предполагает всестороннюю оценку финансового положения учредителей и приобретателей существенных долей в уставных капиталах кредитных организаций, предотвращение использования схем фиктивной капитализации кредитных организаций. Банком России проводится работа, направленная на оптимизацию системы обязательных нормативов. По своему содержанию отдельные нормативы, прежде всего ликвидности, считаются критериальными. Однако, их невыполнение должно стать сигналом к проведению дополнительного содержательного анализа ситуации. При этом, прежде всего, должно быть выяснено, существует ли угроза интересам кредиторов и вкладчиков. Иными словами, выяснение причин невыполнения нормативов в любом случае, последствий их нарушений и будет являться одним из шагов на пути от формального к содержательному подходу в банковском надзоре.

В целях повышения эффективности инспекционной деятельности Банка России с 1 января 2009 г. в Северо-Западном федеральном округе в соответствии с решением Совета директоров Банка России от 25 августа 2008 г. осуществляется эксперимент по централизации инспекционной деятельности. Как показала практика, даже в сложившихся непростых экономических условиях повышенной сложности эксперимент позволил улучшить качество надзора. В частности, сократилось количество спорных ситуаций, возникающих между Банком России и кредитными организациями, минимизированы риски субъективных надзорных решений.

В настоящее время прорабатывается вопрос о распространении опыта эксперимента на другие регионы. Особо подчеркнул действенность выбранной тактики совершенствования надзорных функций Банка России, направленной на повышение эффективности взаимодействия подразделений контактного и дистанционного надзора, а также распределения их ответственности за оценку состояния поднадзорных банков и конечные результаты надзорной деятельности.

Сформированные в Северо-Западном федеральном округе условия осуществления инспекционной деятельности позволили с начала 2009 г. организовать мониторинг текущих результатов проверок кредитных организаций. Это действенный элемент оперативного управления инспекционной деятельностью, обеспечивающий дополнительный контроль качества организации и проведения проверок кредитных организаций, а также повышение их эффективности. В ходе мониторинга информация о промежуточных результатах проверок, в том числе выявленных негативных фактах в деятельности кредитных организаций, анализируется межрегиональной инспекцией и Главной инспекцией и доводится до сведения подразделений надзорного блока.

Такой режим позволяет оперативно получать мнения структурных подразделений Банка России о необходимости корректировки хода проверки, включая целесообразность дополнительного рассмотрения отдельных вопросов деятельности кредитных организаций, а также создает условия для, превентивного реагирования, своевременного исправления ситуации в кредитных организациях и предотвращения негативных последствий, связанных с выявленными нарушениями.

В случае необходимости подразделениями надзорного блока Банка России оперативно организуются совещания с руководством и собственниками банков, в ходе которых Банком России предлагается разработать мероприятия, направленные на исправление ситуации, реализация которых оценивается при дальнейшем осуществлении проверки.

Таким образом, повысилась эффективность взаимодействия структурных подразделений Банка России в период проведения проверок и реализации их результатов.

В ходе мониторинга осуществляется также координация встречных проверок, проводимых одновременно в нескольких банках (в том числе в рамках банковских групп, материнских и дочерних (аффилированных) структур), что позволяет выявлять операции по сокрытию реального качества активов.

Положительные результаты внедренных процедур мониторинга за организацией и проведением проверок в Инспекции № 3 позволили распространить в середине 2009 г. накопленный опыт сначала на проверки кредитных организаций, в отношении которых установлен специальный режим надзора (банки «второго контура»), а затем и на все проверки кредитных организаций. В целях реализации данных мероприятий было издано Письмо Банка России от 22.12.2009 № 175-Т «О представлении заключений по результатам проверок банков».

В настоящее время в рамках эксперимента осуществляется совершенствование механизмов внутреннего контроля на всех этапах инспекционной деятельности и мониторинга за организацией и проведением проверок. В связи с этим было предложено обсудить возможные пути оптимизации действующего режима подготовки и направления информации о ходе проверок.

По результатам сравнительного анализа заданий на проведение проверок в 2008 г. и в 2009 г. отмечается повышение их качества за счет включения обоснованных, детализированных вопросов. В настоящее время Главная инспекция совместно с Департаментом банковского регулирования и надзора осуществляют подготовку рекомендаций по формированию риск-ориентированных заданий на проведение проверок, которые также предполагается апробировать в территориальных учреждениях Северо-Западного федерального округа.

Нет сомнений в необходимости повышения ответственности и статуса межрегиональных инспекций путем расширения полномочий генерального инспектора в части решения вопросов организационно-штатного, материально-технического и социально-бытового характера (например, по утверждению положений о внутренних структурных подразделениях межрегиональных инспекций, должностных инструкций сотрудников внутренних структурных подразделений, графика отпусков и обучения сотрудников внутренних структурных подразделений, по подготовке и направлению в территориальные учреждения Банка России ежеквартальных планов командировок сотрудников внутренних структурных подразделений и др.). Также сохранена и продолжает совершенствоваться практика взаимодействия подразделений инспектирования и дистанционного надзора; достигается одна из главных целей эксперимента - повышение качества материалов проверок.

В условиях эксперимента Инспекцией № 3 проведено 109 проверок, в том числе 26 внеплановых. Таким образом, интенсивность проведения проверок (отношение количества проведенных проверок кредитных организаций к количеству действующих кредитных организаций) снизилась более чем на 20% (с 106% в 2008 г. до 85% в 2009 г.). Это стало возможным за счет более «точечного» характера проверок, когда приоритетными являются проверки кредитных организаций с наибольшей концентрацией рисков.

Активному внедрению содержательных подходов к организации и проведению проверок, усилению ответственности подразделений дистанционного и контактного надзора за качество подготавливаемых материалов способствуют действующие в рамках эксперимента регламенты взаимодействия указанных подразделений.

Большинство инспекционных подразделений отмечают по Северо-Западному федеральному округу возросшее качество и актуальность аналитических материалов, подготавливаемых подразделениями надзора на этапе предпроверочной подготовки.

Условия эксперимента позволили упростить процедуры привлечения сотрудников инспекционных подразделений к проверкам, проводимым в других регионах; существенно повысили гибкость при формировании Инспекцией № 3 рабочих групп из специалистов разных внутренних структурных подразделений («смешанных» рабочих групп). Такая практика позволяет инспекторам в рабочем режиме совершенствовать профессиональные навыки, обмениваться с коллегами опытом, практическими приемами и методиками осуществления проверок, добиться максимальной унификации оформления материалов проверок.

Анализ отчетов рабочих групп о ходе проведения проверок и их промежуточных результатах позволил оперативно реагировать на возникающие проблемные ситуации, корректировать действия рабочих групп, оказывать своевременную консультационную помощь. По результатам рассмотрения и анализа отчетов рабочих групп, в том числе принимались решения:

о продлении сроков проверок;

об увеличении проверяемого периода;

о детализации проверяемых вопросов;

об изменении состава рабочих групп.

Ознакомление подразделений дистанционного надзора с промежуточными результатами проверок в рамках мониторинга (как правило, на еженедельной основе) обеспечивает оперативность выработки и применения при необходимости мер надзорного реагирования на выявляемые в ходе проверки проблемные ситуации.

Как показала практика, временные затраты на осуществление мониторинга не являются избыточными: дополнительные усилия, связанные с подготовкой отчетов рабочих групп о ходе проведения проверок и их промежуточных результатах, в значительной мере компенсируются высоким качеством материалов, включаемых в акты проверок. Кроме того, осуществление мониторинга хода проверок дисциплинирует рабочую группу и концентрирует ее, прежде всего, на наиболее существенных вопросах проверки, способствует созданию условий для более четкого понимания стоящих перед рабочей группой задач, а также коллегиальной выработке наиболее эффективных путей их решения.

Одной из востребованных форм мониторинга проверок стали рабочие совещания, в которых принимают участие руководитель рабочей группы, руководители подразделений инспектирования и дистанционного надзора, ответственное должностное лицо территориального учреждения Банка России, а в отдельных случаях - приглашаются и представители кредитных организаций.

Были протестированы оптимизированные подходы к перспективному планированию проверок, а также усилены требования к обоснованию территориальными учреждениями Банка России необходимости проведения проверок по конкретным вопросам. В связи с этим предложения в Сводный план проверок на 2010 год содержали преимущественно детальное обоснование необходимости осуществления проверки каждого из предложенных вопросов, описание основных рисков, принимаемых кредитными организациями, а также конкретных проблем в их деятельности. Проведенное Инспекцией № 3 и подразделениями надзора согласование предложений в Сводный план позволило снизить нагрузку на кредитные организации, расположенные в Северо-Западном федеральном округе: количество запланированных к проведению проверок снижено с 88 в 2009 г. (из них: 11 комплексных и 77 тематических) до 65 в 2010 г. (из них: 2 комплексных проверки и 63 тематических).

Практика оперативного направления актов проверок в территориальные учреждения Банка России (не позднее трех рабочих дней с даты завершения проверки) позволила своевременно инициировать процедуры отзыва лицензии в отношении трех кредитных организаций. Эффективность проведенных мероприятий дает основание для распространения такой практики на всю систему Банка России.

В 2009 г. прошли обучение по программам повышения квалификации персонала Банка России на 30% инспекторов больше, чем в 2008 г. Для сотрудников внутренних структурных подразделений Инспекции № 3 также были специально организованы стажировки в Главной инспекции, направленные на систематизацию практических знаний, повышение профессионального уровня и навыков, что в конечном итоге, безусловно, положительно отразилось на качестве результатов деятельности. Вместе с тем увеличение объема информации, получаемой от кредитных организаций в электронном виде и обрабатываемой с использованием средств вычислительной техники, диктует потребность в обучении специалистов подразделений надзорного блока навыкам эффективной работы с различными информационными системами и ресурсами.

В ходе эксперимента формируются новые центры ответственности. В связи с этим предложения по совершенствованию регламентов взаимодействия подразделений дистанционного и контактного надзора были связаны с перераспределением полномочий или необходимостью решения новых задач как внутренними структурными подразделениями Инспекции № 3, так и структурными подразделениями территориальных учреждений Банка России, и прежде всего, в части планирования, организации и координации инспекционной деятельности, обеспечения качественного исполнения потребностей подразделений дистанционного надзора.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.013 с.)