Тактика назначения и производства экспертизы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тактика назначения и производства экспертизы



 

Согласно Федеральному закону №-73 от 31 мая 2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ судебная экспертиза - это «процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу».

Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление, а в случае необходимости помещения подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы возбуждает перед судом ходатайство, в котором указываются:

1) основания назначения судебной экспертизы;

2) фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена судебная экспертиза;

)   вопросы, поставленные перед экспертом;

)   материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

Следователь знакомит с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника и разъясняет им права, предусмотренные статьей 198 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а именно подозреваемый, обвиняемый, его защитник вправе:

) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы;

) заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении;

) ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении;

) ходатайствовать о внесении в постановление о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту;

) присутствовать с разрешения следователя при производстве судебной экспертизы, давать объяснения эксперту;

) знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение, а также с протоколом допроса эксперта.

После ознакомления с постановлением о назначении экспертизы составляется протокол, подписываемый следователем и лицами, которые ознакомлены с постановлением.

Назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить:

) причины смерти;

2) характер и степень вреда, причиненного здоровью;

)   психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;

)   психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;

)   возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение (статья 196 УПК РФ).

Из числа судебных экспертиз, назначаемых при расследовании ДТП, наиболее характерными являются: судебно-автотехническая, трасологическая, судебно-биологическая, исследование материалов, веществ и изделий, судебно-медицинская, дактилоскопическая.

Судебно-автотехническая экспертиза компетентна устанавливать: техническое состояние транспортных средств, отдельных их агрегатов, механизмов и деталей; характер их неисправности, полученной в результате ДТП; возможность самопроизвольного изменения режима работы агрегатов и механизмов при эксплуатации и влияние этого на безопасность движения; причины и время возникновения неисправности транспортных средств; причинную связь между указанными неисправностями и ДТП; механизм этого происшествия; скорость движения транспортных средств перед происшествием; тормозной и остановочный пути при данной скорости, состоянии и профиле дорожного полотна; причины заноса и опрокидывания; техническую возможность предотвращения ДТП; соответствие действий водителя, пешехода и других лиц требованиям ПДД, Правил технической эксплуатации транспортных средств, иных нормативных документов.

В зависимости от объектов исследования различают следующие виды автотехнической экспертизы:

. исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;

2. исследование механизма дорожно-транспортного происшествия;

. определение соответствия действий водителя Правилам дорожного движения РФ, согласно которым он должен был действовать во избежание наезда (столкновения);

. определение технического состояния транспортного средства (диагностическое исследование).

Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия позволяет ответить на следующие вопросы:

§ определить скорость движения транспортного средства по следу торможения и конкретных дорожных условиях;

§ определить полный остановочный путь транспортного средства при установленной скорости;

§ определить скорость движения транспортного средства в момент наезда, если он произошел на определенной части тормозного следа, а весь тормозной след составляет известное число метров;

§ на каком расстоянии в момент возникновения опасности от места происшествия (наезда) находилось транспортное средство, двигавшееся с известной скоростью, если пешеход преодолел определенное расстояние с заданной скоростью?

§ на каком расстоянии от места наезда водитель начал торможение (если установлены место наезда, скорость движения транспортного средства и время реакции водителя)?

§ имел ли водитель транспортного средства техническую возможность предотвратить данное ДТП в заданный следствием (судом) момент возникновения опасности?

§ мог ли водитель избежать дорожно-транспортное происшествие путем маневра?

Исследование механизма дорожно-транспортного происшествия (ДТП):

§ каковы траектория и характер движения транспортного средства и других причастных к ДТП объектов?

§ где находилось место столкновения, удара транспортного средства?

§ каков механизм дорожно-транспортного происшествия?

§ по какой полосе двигалось транспортное средство перед столкновением?

§ каким было взаимное положение автомобилей в момент столкновения, судя по имеющимся повреждениям на автомашинах и следам на месте происшествия?

§ в каком направлении двигалось транспортное средство до дорожно-транспортного происшествия?

Определение соответствия действий водителя Правилам дорожного движения РФ, согласно которым он должен был действовать во избежание наезда (столкновения):

как надлежало действовать водителю, чтобы предотвратить дорожно-транспортное происшествие, с учетом требований Правил дорожного движения?

обоснованно ли с технической точки зрения действовал водитель при управлении транспортным средством в обстановке, которая установлена следователем, описана в постановлении о назначении экспертизы?

- имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) водителя, установленными следствием либо экспертом, и фактом дорожно-транспортного происшествия (столкновения, наезда и т.д.)?

Определение технического состояния транспортного средства (диагностическое исследование) позволяет решить следующие вопросы:

определить, исправна ли тормозная система (рулевое управление, шины автомобиля)?

соответствует ли состояние тормозной системы (рулевого управления, ходовой части, шин автомобиля) требованиям, предъявляемым к исправному транспортному средству?

установить причину неисправности тормозной системы (рулевого управления, ходовой части) транспортного средства?

определить причину поломки детали (узла) транспортного средства?

имеются ли у транспортного средства какие-либо неисправности, которые могли вызвать занос или произвольное изменение направления его движения?

имелась ли у водителя возможность обнаружить неисправность путем наружного осмотра или при движении транспортного средства?

Оценивая заключение эксперта, следователю надлежит исходить из того, что каждый вывод эксперта должен быть обоснован теоретически, подтверждаться соответствующими расчетами или экспериментами, со ссылкой в некоторых случаях и на источники литературы. Все это должно быть изложено в исследовательской части заключения, с той полнотой и простотой, которые бы позволяли проверить объективность и достоверность выводов.

Судебно-медицинская экспертиза разрешает три группы важных для расследования по делу вопросов. Вопросы, касающиеся трупа потерпевшего или водителя, сводятся к установлению:

) категории, рода смерти и обстоятельств ее наступления, как то: насильственная или не насильственная, когда наступила, причинена ли на месте обнаружения трупа или в другом месте;

) тяжести телесных повреждений и причин наступления смерти, например: отчего последовала смерть покойного, последовала ли смерть от полученных повреждений;

) характеристики повреждений, обнаруженных на трупе потерпевшего или водителя, а именно: какие имеются повреждения на трупе, типичны ли смертельные повреждения на трупе для автотравмы;

) определения механизма и последовательности образования различных групп или отдельных повреждений на трупе и положения тела на различных этапах травмирующего воздействия, как то: причинены ли имеющиеся на трупе раны воздействием определенных частей автомашины, какой частью автомобиля или каким орудием причинены повреждения, не образовались ли данные повреждения от первоначального удара или они образованы при последующих ударах. Наиболее сложный вопрос - какова была поза покойного в момент наезда, судя по локализации имеющихся на нем повреждений, можно ли по локализации и характеру повреждений определить положение потерпевшего по отношению к автомашине в момент наезда. Решение этого вопроса в некоторых случаях возможно только путем комплексной судебно-медицинской и криминалистической экспертизы или судебно-медицинской и автотехнической экспертизы.

Вопросы, касающиеся живых лиц, в основном сводятся к степени тяжести полученных повреждений, а именно: какие имеются у потерпевшего повреждения, степень тяжести телесных повреждений, причинено ли повреждениями расстройство здоровья потерпевшего, механизм образования повреждений, их давность.

Вопросы, касающиеся биологических особенностей отдельных объектов:

) принадлежит ли обнаруженная на автомашине или месте происшествия кровь человеку;

) принадлежит ли обнаруженная кровь животному и какому животному;

) каковы тип и группа крови;

) не совпадает ли кровь по типу и группе с кровью потерпевшего;

) региональное происхождение крови;

) волосы человека или животного обнаружены при осмотре на автомашине;

) цвет волос;

) с какой части тела эти волосы и не вырваны ли они;

) не сходны ли по своим признакам они с волосами потерпевшего;

) принадлежит ли человеку обнаруженное на автомашине вещество, похожее на вещество головного мозга;

) являются ли данные следы мозговым веществом, а также другие вопросы.

По рассматриваемым делам криминалистические экспертизы могут быть очень разнообразными и включать в себя трасологические исследования следов транспортных средств, следов ног человека, животных, дактилоскопические исследования пальцевых отпечатков, исследование целого по части и другие исследования, проводимые в целях идентификации объектов.

Наиболее распространены трасологические исследования различных следов. Наибольшее значение имеет идентификация транспорта по двум видам следов:

) следам столкновения, наезда, которые образуются от удара бампером, крылом, кузовом, радиатором автомашины о различные предметы, причем на первых также могут отобразиться структура и особенности соприкасавшегося с ним объекта;

) следам от протекторов шин. В большинстве случаев последняя группа следов используется для установления групповой принадлежности транспорта, что также имеет большое значение для раскрытия преступления даже при вероятном выводе эксперта, так как сужает круг поисков скрывшейся автомашины или иного транспортного средства. Исследование следов столкновения, как правило, помогает восстановить механизм ДТП, и во многих случаях является единственным способом установления обстоятельств автопроисшествия при столкновениях, наездах:

) какое из транспортных средств находилось в движении;

) направление движения транспортного средства;

) взаиморасположение машины и объекта столкновения непосредственно в момент нанесения удара.

Кроме указанных вопросов на разрешение трасологической экспертизы по рассматриваемым следам могут быть поставлены вопросы:

) какой моделью шины оставлены следы на месте ДТП;

) какими техническими данными или особенностями характеризуется транспортное средство, судя по оставленным на месте происшествия следам;

) не оставлен ли след на месте ДТП конкретным транспортом;

) не оставлены ли следы на самой автомашине определенными конкретными объектами;

) не однотипен ли ткани одежды потерпевшего с рисунком, отобразившимся на какой-либо детали транспортного средства;

) не совмещается ли найденный кусочек сухой краски на месте ДТП с определенным местом отсутствия краски на автотранспорте;

) не оставлены ли следы протектора, радиатора на теле, одежде потерпевшего данной автомашиной. Решение этого вопроса в части одежды и тела потерпевшего целесообразно проводить путем комплексной экспертизы.

По данной категории дел для разрешения ряда вопросов на высоком научном уровне проводятся комиссионные и комплексные экспертные исследования. Согласно части 1 статьи 200 УПК РФ комиссионная судебная экспертиза производится не менее чем двумя экспертами одной специальности. Комиссионный характер экспертизы определяется следователем либо руководителем экспертного учреждения, которому поручено производство судебной экспертизы. Часть 1 статьи 201 УПК РФ устанавливает, что комплексной является экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей. Необходимость производства таких исследований вполне закономерна, так как она обусловливается сложностью и специфичностью объектов самого исследования, условиями процесса и механизма образования следов на них. Лишь при одновременном изучении и исследовании этих объектов путем применения данных медицины, трасологии, автомобильной техники имеется возможность безошибочно восстановить картину ДТП, причины, обстоятельства и факторы, способствовавшие его возникновению.

Производство судебных экспертиз имеет огромное значение для процесса расследования преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, так как часто следователю трудно, а иногда невозможно, установить обстоятельства события преступления без использования научных методов. И учитывая, что результаты экспертизы обладают высоким уровнем достоверности, а также, что с каждым годом возможности науки и техники возрастают, а соответственно, увеличивается количество вопросов, на которые может дать ответ экспертиза, без назначения судебных экспертиз не обходится не одно уголовное дело по данной категории преступлений.

 


Заключение

 

Подведу некоторые итоги проведенной работы.

1. Криминалистическая характеристика - это система особенностей конкретной категории преступлений, характеризующих обстановку, способ и механизм подготовки, совершения и сокрытия преступления, личность преступника и потерпевшего, а также другие элементы преступной деятельности, имеющих значение для процесса выявления, расследования и раскрытия преступлений.

. В структуре обстановки преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств выделяются:

§ место совершения преступления;

§ время совершения преступления;

§ условия окружающей среды;

§ наличие (отсутствие) свидетелей;

§ взаимоотношения преступника и потерпевшего.

. Выделяются следующие способы совершения преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств:

1) нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее столкновение транспортных средств, то есть происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог:

2) нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее опрокидывание, то есть происшествие, при котором движущееся транспортное средство перевернулось на проезжей части или прилегающей территории;

)   нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее наезд на стоящее транспортное средство или на препятствие;

)   нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее наезд на пешехода или велосипедиста;

§ нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее иные последствия.

4. Криминалистическая характеристика личности водителя определяется его полом, возрастом, стажем вождения, состоянием, уровнем образования.

5. Следственная ситуация - это совокупность значимой для процесса расследования информации (доказательств, а также данных, полученных непроцессуальным путем), имеющейся в распоряжении лица, ведущего расследование по делу, к определенному моменту расследования.

По делам о дорожно-транспортных происшествиях на первоначальном этапе расследования выделяют три типичные следственные ситуации:

1) водитель и транспортное средство находятся на месте происшествия;

) водитель вместе с транспортным средством скрылся с места происшествия;

) транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся.

6. При расследовании дорожно-транспортных происшествий выяснению подлежат следующие обстоятельства:

• является ли данное происшествие - дорожно-транспортным;

• время и место происшествия, его последствия;

• имеются ли потерпевшие, каков характер причиненного их здоровью вреда; время и причины смерти;

• характер и размер причиненного материального ущерба;

• какие транспортные средства участвовали в происшествии, каков механизм ДТП;

• по чьей вине произошло ДТП (водителя, пешехода, пассажира, велосипедиста и др.), каков ее характер;

• какие правила дорожного движения и эксплуатации транспортного средства были нарушены виновным и в чем выразились эти нарушения;

• имеется ли причинная связь между нарушениями этих правил и наступившими последствиями;

• не несут ли ответственности за дорожно-транспортное происшествие должностные лица, допустившие выпуск из автопарка, гаража и пр. неисправного транспортного средства или водителя с признаками переутомления, больного, в состоянии алкогольного или иного опьянения и др.;

• обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновного, а также способствовавшие ДТП;

• не имела ли места инсценировка ДТП.

. Обязательными участниками осмотра места происшествия являются следователь, понятые (не менее двух), специалист, если в числе объектов осмотра имеется труп. Факультативными участниками могут быть специалист, потерпевший, оперативные работники, в случае необходимости - кинолог.

Процессуальной формой оформления осмотра является протокол осмотра места происшествия. В протоколе осмотра места происшествия отражаются обнаруженные обстоятельства и последствия происшествия, имеющиеся в момент совершения дорожно-транспортного происшествия. Фиксируется место нахождения пострадавшего и транспортного средства. Определяется непосредственное место происшествия. Наиболее подходящим методом осмотра является эксцентрический.

8. В число обязательных участников следственного эксперимента входят следователь и понятые (не менее двух). Необязательными являются сотрудники полиции, специалист, подозреваемый (или обвиняемый), потерпевший, свидетель, защитник.

Ход и результаты следственного эксперимента оформляются протоколом, который подписывается следователем и понятыми, а также иными участниками следственного действия.

Следственный эксперимент должен проводиться в условиях, максимально приближенных к реальным, по возможности на месте дорожно-транспортного происшествия.

9. Допрос свидетеля оформляется протоколом допроса, который подписывается следователем и лицом, дававшим показания.

В зависимости от предмета допроса круг допрашиваемых лиц может подразделяться на следующие группы: лица, которые непосредственно воспринимали существенные обстоятельства ДТП; лица, осведомленные об условиях и обстоятельствах, предшествовавших началу возникновения опасности в дорожном движении и развитию происшествия; лица, вступавшие после ДТП в личный контакт с его непосредственными участниками, поэтому с их слов информированные о характере поступков, связанных с расследованием ДТП, и обстоятельствах происшествия; лица, способные сообщить сведения, характеризующие личности участников ДТП, в особенности водителей транспортных средств, с точки зрения их психологических и профессиональных качеств как участников дорожного движения.

10. Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление, а в случае необходимости помещения подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы возбуждает перед судом ходатайство.

Из числа судебных экспертиз, назначаемых при расследовании ДТП, наиболее характерными являются: судебно-автотехническая, трасологическая, судебно-биологическая, исследование материалов, веществ и изделий, судебно-медицинская, дактилоскопическая.

В результате написания данной дипломной работы я могу предложить следующие рекомендации по совершенствованию методики расследования преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств:

1. расследование по данной категории дел, на мой взгляд, должно вести лицо, имеющее право на управление транспортными средствами, и (или) имеющее представление о правилах дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, о дорожной ситуации и т.д.;

2. при расследовании данного вида преступлений необходимо установление конкретных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, допущенных лицом, управлявшим транспортным средством, а также установление причинной связи между ними и наступившими последствиями;

.   при наезде на пешехода в числе неотложных действий необходимо производство освидетельствования с целью установления факта опьянения не только лица, управлявшего транспортным средством, но и потерпевшего-пешехода;

.   при осмотре места происшествия при невозможности «привязки» объектов места происшествия к элементам улиц, дороги и иным неподвижным элементам необходимо использовать средства системы GPS;

.   в процессе осмотра места происшествия необходимо точная фиксация линейных размеров следов преступления, которые могут быть потеряны из-за погодных условий (следы торможения, расположение фарных осколков);

.   возможно использование данных средств фото- и видеофиксации нарушений, а также системы распознавания и фиксации автомобильных номеров «Поток» при розыске лиц, скрывшихся с места происшествия;

.   необходимо более тесное сотрудничество следователя с органами ГИБДД в процессе розыска транспортного средства и лица, скрывшегося с места происшествия;

Главной задачей стоящей перед следователем при расследовании преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является отграничение на начальном этапе преступных деяний, предусмотренных статьей 264 Уголовного кодекса РФ, от административных правонарушений, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ. Особую сложность при расследовании преступных нарушений ПДД представляет трудность в восстановлении обстоятельств преступного деяния, обстановки дорожно-транспортного происшествия.

Современное крайне критическое состояние безопасности дорожного движения обусловливает высокие требования к предупреждению дорожно-транспортных происшествий, в частности к деятельности органов предварительного расследования в этой сфере.

Деятельность следователя по предупреждению преступлений имеет очень большое значение, поскольку в процессе расследования преступлений он наиболее полно исследует все аспекты преступления и может предложить самые целесообразные меры по устранению криминогенных факторов.


Список источников

 

1 Пикуров Н. Отграничение состава дорожно - транспортного преступления от смежных составов преступлений - Уголовное право, №5. М.: АНО «Юридические программы», 2009. С. 61-66.

Костаница А.М. Личность виновного и временные характеристики в механизме дорожно-транспортного преступления - Уголовное право на рубеже тысячелетий. Материалы региональной научно-практической конференции. Тюмень: Тюм. юрид. ин-т МВД России, 2008. С. 195-198.

3 Ипатова И.А. Криминалистика: Учебно-методическое пособие. - М.: Изд.-во «Центр ЕАОИ», 2008 г.

Лившиц Е.М., Белкин Р.С. Тактика следственных действий. - М.: Изд-во «Новый Юристъ», 1997.

Хачатрян Э.Г. Применение специальных знаний при анализе и установлении причинно-следственно связей механизма ДТП. - ООО «Изд-во «Юрист», журнал «Российский следователь», №1/2008.

Братенков С.И., Широков В.А. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, неправомерное завладение автомобилем или транспортным средство: криминологический анализ и судебная практика. - ООО «Изд-во «Юрист», журнал «Российский следователь», №9/2008.

Козырева И.Е. К вопросу о предмете свидетельских показаний. - ООО «Изд-во «Юрист», журнал «Российский следователь», №24/2008.

Земцова А.В. Способ получения свидетельских показаний как условие их допустимости. - ООО «Изд-во «Юрист», журнал «Российский следователь», №21/2009.

Савельева М.В, Смушкин А.Б. Криминалистика: Учебник. - М.: Изд.-во «Дашков и К», 2009 г.

Арзамасцев М. Состояние опьянения как квалифицирующий признак дорожно - транспортного преступления. - М.: АНО «Юридические программы», Уголовное право, №1/2010.

Большаков А.П., Филин Д.М. Использование специальных знаний при расследовании дорожно-транспортных преступлений. - Волгоград: Изд-во ВИЭСП. Ученые записки: Сборник статей, №10/2010, С. 408-414.

Шелихов С.Г. Характерные недостатки расследований дорожно - транспортных преступлений. - М.: ЗАО «Актион-Медиа». Уголовный процесс, №11/2010. С. 18-23.

Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология. - Издательство Проспект, 2011.

14 Гриненко А.В. Руководство по расследованию преступлений: Учебное пособие. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА- ИНФРА-М), 2002.

Смирнов П.Г. Криминологическая характеристика лиц, совершающих дорожно-транспортные преступления. - Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы квалификации и расследования отдельных видов преступлений»: Сборник материалов - Воронеж: Изд-во Воронеж. ин-та МВД России, 2009.

Демидова Т.В. Деятельность эксперта по профилактике дорожно-транспортных преступлений. - М.: Изд-во Спарк. Вестник криминалистики. №2 (30)/2009. С. 107-109.

Демидова Т.В. Взаимодействие следователя с сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений при расследовании дорожно-транспортных преступлений. - М.: Юрлитинформ, 2010.

18 Давыдов М.В. К вопросу о соотношении проверки показаний на месте и смежных с ней следственных действий (на примере следственного эксперимента и осмотра места происшествия). - ООО «Изд-во «Юрист», журнал «Российский следователь», №21/2009.

Хачатрян Э.Г. Применение специальных знаний при анализе и установлении причинно-следственных связей и механизма ДТП. - ООО «Изд-во «Юрист», журнал «Российский следователь», №1/2008.

Тамбовцев Е.А. Краткая криминологическая характеристика дорожно-транспортных преступлений. - ООО «Изд-во «Юрист», журнал «Российский следователь», №6/2007.

Жигалов Н.Ю., Сирохин А.И., Тамбовцева Г.М. Уголовно-правовое и криминологическое исследование нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Монография. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008.

Понарьин О.Е., Приходько В.Е., Ракчеев А.И., Рузин Ю.В. Применение оборудования фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. Методические рекомендации. - М.: НИЦ БДД МВД России, 2008.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.155.148 (0.097 с.)