Криминалистическая характеристика способа преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Криминалистическая характеристика способа преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств



 

В криминалистике под способом совершения преступления понимают объективно и субъективно обусловленную систему поведения субъекта до, в момент и после совершения преступного деяния, которая оставляет различного рода характерные следы вовне, позволяющие в процессе использования криминалистических приемов и средств получить представление о сути происшедшего, своеобразии преступного поведения правонарушителя, его отдельных личностных данных и соответственно определить наиболее оптимальные методы решения задач раскрытия преступления.

В криминалистике ведутся дискуссии: нужно ли включать в структуру криминалистической характеристики преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, способа совершения преступления. Дискуссии обусловлены тем, что преступления, связанные с дорожно-транспортными происшествиями, являются исключительно неосторожными преступлениями.

В свою очередь наличие способа совершения у преступлений, совершаемых по неосторожности, остается нерешенным вопросом. Часть ученых отрицают наличие способа у преступлений, совершаемых по неосторожности. К их числу относятся Танасевич В.Г. и Куранова Э.Д. Агафонов В.В. и Филиппов А.Г. отмечают, что «поскольку преступления данной категории (дорожно-транспортные преступления) совершаются неумышленно, в их типовой криминалистической характеристике отсутствуют такие элементы, как непосредственный предмет преступного посягательства и способы совершения преступлений».

Вторая группа ученых имеет противоположное мнение. Так, Кудрявцев В.Н. указывает, что «способ - объективная характеристика действия, не зависящая от того, с какой формой вины оно совершается. Поэтому тот или иной способ совершения преступления присущ всем преступлениям, как умышленным, так и неосторожным».

Третья часть - признают необходимость включения способа в криминалистическую характеристику неосторожных преступлений и указывают на неполноту структуры способа. Например, Зуйковым Г.Г. была предложена трехчленная структура способа совершения преступления (действия по подготовке, совершению и сокрытию) и указано, что способ у преступлений, совершенных по неосторожности, является неполноструктурным. «Основную группу преступлений, требующих для их раскрытия и установления виновных выявления и исследования способов их сокрытия, составляют преступления, совершенные по неосторожности. В способ совершения этих преступлений действия по сокрытию вообще не могут входить. Преступление не может быть признано неосторожным, если до или во время его совершения производились подготовительные действия или действия по сокрытию».

Савцов В.В. под способом преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств предложил понимать «комплекс действий (или бездействие), прямым следствием которых явилось дорожно-транспортное происшествие, повлекшее неблагоприятные последствия, установленные законом и достаточные для привлечения виновного лица к уголовной ответственности по соответствующей норме Уголовного кодекса Российской Федерации (смерть потерпевшего, причинение вреда здоровью, причинение имущественного ущерба и т.д.)».

Я склонен согласиться с группой ученых, включающих способ в криминалистическую характеристику преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Однако, в структуре способа во всех случаях будет отсутствовать этап подготовки преступления.

В литературе чаще всего авторами выделяются следующие разновидности дорожно-транспортных происшествий:

§ столкновение транспортных средств;

§ наезд транспортного средства на пешехода;

§ опрокидывание транспортного средства;

§ наезд на стоящее транспортное средство;

§ наезд на препятствие;

§ наезд на пешехода;

§ наезд на велосипедиста;

§ наезд на гужевой транспорт;

§ наезд на животных;

§ сход трамвая с рельсов;

§ падение перевозимого груза и отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство;

§ падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.

Данные изучения уголовных дел, возбужденных по фактам преступных нарушений правил дорожного движения, дали следующие показатели. Чаще всего нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств приводит к столкновению двух или нескольких транспортных средств (при этом все транспортные средства осуществляют движение), которое встречается в 46% случаев. Чуть реже происходит наезд транспортного средства на пешехода, который встречается в 32% случаев. Далее показатели следующие:

- опрокидывание транспортного средства - 4%

наезд на стоящее транспортное средство - 8%

наезд на препятствие - 8%

иные способы - 2%

Тем самым можно выделить следующие способы совершения преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств:

) нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее столкновение транспортных средств, то есть происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог:

2) нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее опрокидывание, то есть происшествие, при котором движущееся транспортное средство перевернулось на проезжей части или прилегающей территории;

)   нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее наезд на стоящее транспортное средство или на препятствие;

)   нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее наезд на пешехода или велосипедиста;

)   нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее иные последствия. К дорожно-транспортным происшествиям данной группы относятся:

§ наезд на гужевой транспорт;

§ наезд на животных;

§ сход трамвая с рельсов;

§ падение перевозимого груза и отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство;

§ падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.

При этом наиболее часто совершаемые нарушения правил дорожного движения выглядят так:

- нарушение скоростного режима - 72%

управление в нетрезвом состоянии - 46%

выезд на полосу, предназначенную для встречного движения - 20%

нарушение правил проезда перекрестков - 6%

проезд на запрещающий сигнал светофора - 4%

неправильный обгон - 4%

управление транспортным средством лицом, не имеющим права на его управление - 38%

Что касается способа сокрытия преступления, то при преступных нарушениях правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, непосредственным сокрытием будет являться факт скрытия с места дорожно-транспортного происшествия. Скрытием с места ДТП в просторечии называется оставление водителем в нарушение ПДД места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он стал. В статье 12.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривается ответственность за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административного ареста на срок до пятнадцати суток.

В 96% случаев виновники остаются на месте дорожно-транспортного происшествия, и лишь в 4% ими применяются меры к сокрытию следов преступления.

Что касается транспортных средств, как средства совершения преступления, то их можно классифицировать по различным основаниям. Например, в зависимости от того какой категорией транспортного средства управляло лицо, совершившее преступное нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, можно привести следующие данные:

- легковые автомобили - 64% случаев

грузовые автомобили - 14%

микроавтобусы - 8%

иные транспортные средства (мотоциклы, трактора и иные) - 12%

пассажирские автобусы - 2%

В 96% случаев виновник дорожно-транспортного происшествия управлял технически исправным транспортным средством. В 68% случаев управляли личным транспортным средством, в 32% - находящимся в собственности иного лица, то есть по доверенности. В 76% случаев транспортное средство находилось в собственности физических лиц, в 24% - юридических лиц. Чаще всего виновники дорожно-транспортных происшествий управляли автотранспортными средствами иностранного производства - в 68% случаев, транспортные средства, производимые отечественной автомобильной промышленностью, управлялись в 32% случаев.

Способ преступления играет определяющую роль в формировании информации о содеянном и лице, его совершившем. И поэтому познание способа совершения преступления можно рассматривать как метод практической деятельности, как один из путей установления истины по конкретному делу, расследование которого может, в частности, идти от установления способа совершения преступления к его раскрытию. Принципиальная возможность для этого создается благодаря тому, что каждый способ совершения преступления оставляет только ему присущие следы, являющиеся признаками его применения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.014 с.)