Криминалистическая характеристика преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Криминалистическая характеристика преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств



Введение

 

Актуальность настоящего дипломного исследования. С непрерывным нарастанием темпов развития автомобильного транспорта в России растет и интенсивность движения, усложняется обеспечение порядка и безопасности движения на автомобильных дорогах и улицах городов и других населенных пунктов. Так по состоянию на 2011 год в Российской Федерации зарегистрировано 47952120 транспортных средств. Вопросы обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта постоянно состоят в компетенции не только отдельных ведомств и организаций, но и всей общественности нашей страны.

Значительное внимание, уделяемое проблемам дорожной безопасности, крайне необходимо. Дело в том, что механический транспорт, в том числе и автомобильный, - при неправильной эксплуатации или несоблюдении правил дорожного движения, является источником тяжелых, а подчас и трагических последствий. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» определяет безопасность дорожного движения как состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Низкая дисциплина участников движения, неудовлетворительное техническое состояние автомобилей и дорог и др. являются причиной дорожно-транспортных происшествий, общее количество которых в Российской Федерации за 2011 г. составило 199,868 тыс., при этом погибло 27953 и ранено 251848 человек, за январь-февраль 2012 года общее количество ДТП уже составило 23,245 тыс. Однако по данным ГИБДД МВД РФ общее количество дорожно-транспортных происшествий с 2007 по 2010 гг. уменьшалось: 233,809 тыс. в 2007 г., 218,322 тыс. в 2008 г., 203,603 тыс. в 2009 г., 199,431 тыс. в 2010 г. И в 2011 г. замечен прирост 0,2% к показателям 2010 года. При этом следует отметить, что общее количество нарушителей Правил дорожного движения за 2011 год составило 42311,668 тыс.

Среди пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) большую часть составляют водители и пассажиры, т.е. лица, находящиеся в транспортных средствах (61% от общего числа погибших и 62% - от общего числа раненых). На долю пешеходов приходится соответственно 39% погибших и 38% раненых. Наибольшее число пострадавших - люди сравнительно молодого возраста - 30 - 35 лет.

Определенную роль среди мероприятий государства по предотвращению несчастных случаев на транспорте играют и меры уголовно-правового характера. Они применяются в отношении тех неправомерных деяний на транспорте, которые отнесены российским законодательством к преступным. Реализация указанных уголовно-правовых норм способствует укреплению общественной дисциплины, без чего невозможно обеспечить прочный общественный порядок в стране. В Российской Федерации за 2011 год зарегистрировано 34888 преступлений против безопасности движения и эксплуатации автомототранспортных средств, что на 3,5% больше чем в 2010 году (33713 преступлений в 2010 г.). Расследование преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеет некоторые особенности процесса расследования, организации начального этапа расследования, производства отдельных следственных действий.

Таким образом, от дисциплинированности участников дорожного движения, как водителей, так и пешеходов, профессиональной подготовки водителей решающим образом зависит уровень безопасности дорожного движения.

Степень научной разработанности темы дипломной работы. Исследованиями в данной области в той или иной степени занимались такие ученые, как Н.С. Алексеев, В.И. Гладких, В.К. Глистин, М.С. Гринберг, П.С. Дагель, М.А. Ефимов, В.И. Жулев, С.А. Домахин, А.Н. Игнатов, В.Е. Квашис, Е.В. Кичигина, З.Г. Корчева, И.И. Карпец, А.И. Коробеев, Б.А. Куринов, В.В. Лукьянов, Ю.И. Ляпунов, И.Г. Маландин, В.И. Курляндский, А.А. Пионтковский, В.И. Ткаченко, А.И. Чучаев, В.Е. Эминов, М.Д. Шаргородский.

В последние годы различным аспектам данной проблемы были посвящены некоторые работы, но следует учесть, что существование в постоянно меняющемся мире, в условиях изменения социальных условий, развития научно-технического прогресса, изменения законодательства приводит к необходимости в постоянном обновлении исследований данной проблемы. Проблема неосторожной преступности, и в том числе преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, составляющих абсолютное большинство неосторожных преступлений (около 75%), в последние годы необычайно остра.

Цель дипломной работы - изучение особенностей деятельности следователя по делам о преступных нарушениях правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Для достижения указанной цели необходима постановка и решение следующих задач:

¾ ознакомиться с взглядами на определение криминалистической характеристики и вывести свое определение криминалистической характеристики;

¾ изучить криминалистическую характеристику обстановки, способа преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;

¾ изучить криминалистическую характеристику личности преступника, совершившего преступное нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;

¾ провести анализ типичных следственных ситуаций и исследовать особенности планирования первоначального этапа расследования;

¾ охарактеризовать особенности тактики осмотра места происшествия и следственного эксперимента;

¾ проанализировать порядок допроса свидетелей;

¾ рассмотреть порядок производства судебных экспертиз.

Нормативная база исследования. Работа над дипломной работой проводилась в процессе изучения ряда нормативно-правовых актов, в числе которых Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г., Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».

Структура дипломной работы обусловлена целями и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих десять параграфов, заключения, списка использованных источников.


Планирование первоначального этапа расследования преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

 

Планирование расследования можно определить как мыслительный процесс, заключающийся в определении содержания и порядка работы по установлению всех обстоятельств совершенного преступления и изобличению виновных в строгом соответствии с требованиями закона и с наименьшей затратой времени и сил.

При расследовании дорожно-транспортных происшествий выяснению подлежат следующие обстоятельства:

• является ли данное происшествие - дорожно-транспортным;

• время и место происшествия, его последствия;

• имеются ли потерпевшие, каков характер причиненного их здоровью вреда; время и причины смерти;

• характер и размер причиненного материального ущерба;

• какие транспортные средства участвовали в происшествии, каков механизм ДТП;

• по чьей вине произошло ДТП (водителя, пешехода, пассажира, велосипедиста и др.), каков ее характер;

• какие правила дорожного движения и эксплуатации транспортного средства были нарушены виновным и в чем выразились эти нарушения;

• имеется ли причинная связь между нарушениями этих правил и наступившими последствиями;

• не несут ли ответственности за дорожно-транспортное происшествие должностные лица, допустившие выпуск из автопарка, гаража и пр. неисправного транспортного средства или водителя с признаками переутомления, больного, в состоянии алкогольного или иного опьянения и др.;

• обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновного, а также способствовавшие ДТП;

• не имела ли места инсценировкаДТП.

Порядок работы следователя на первоначальном этапе расследования напрямую зависит от сложившейся следственной ситуации.

В зависимости от сложившейся следственной ситуации следователем могут быть предложены следственные версии.

При ситуации, когда и водитель, и транспортное средство находятся на месте, где произошло дорожно-транспортное происшествие, чаще всего выдвигаются следующие версии:

) дорожно-транспортное происшествие - результат нарушения ПДД водителем;

) дорожно-транспортное происшествие - результат нарушения ПДД пешеходом;

) дорожно-транспортное происшествие - результат выпуска в эксплуатацию заведомо технически неисправного автомобиля лицом, ответственным за безопасную работу транспорта;

) дорожно-транспортное происшествие - результат непреодолимой природной силы либо случайного стечения обстоятельств, не охватывающихся предвидением участников

Наиболее характерными для данной следственной ситуации являются следующие следственные действия:

· осмотр места происшествия (включая осмотр транспортного средства и, если есть жертвы, трупа);

·   допросы свидетелей дорожно-транспортного происшествия;

·   освидетельствование водителя и потерпевшего с целью установления алкогольного и наркотического опьянения;

·   допрос водителя;

·   допрос потерпевшего;

·   назначение судебных экспертиз.

При ситуации, когда и водитель, и транспортное средство отсутствуют на месте происшествия наряду с версиями, перечисленными в первой ситуации, должны быть выдвинуты и версии о том:

· какое конкретное транспортное средство участвовало в ДТП;

· кто им управлял.

В данной ситуации проводятся следующие следственные и иные действия:

· осмотр места происшествия;

·   допросы свидетелей;

·   допрос потерпевшего;

·   медицинское освидетельствование потерпевшего на предмет установления алкогольного и наркотического опьянения;

·   назначение судебных экспертиз;

·   также возможно поручение органам дознания производства соответствующих оперативно-розыскных мероприятий.

В ситуации, когда транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель отсутствует, выдвигаются следующие версии:

· транспортным средством управлял собственник или доверенное им лицо и скрылся с места происшествия;

·   транспортное средство было угнано или похищено, и собственник транспортного средства не управлял им и отсутствовал на месте происшествия.

В данной ситуации проводятся следующие следственные и иные действия:

· осмотр места происшествия, включая осмотр транспортного средства;

·   допросы свидетелей;

·   допрос потерпевшего;

·   медицинское освидетельствование потерпевшего на предмет установления алкогольного и наркотического опьянения;

·   назначение судебных экспертиз;

·   поручение органам дознания производства соответствующих оперативно-розыскных мероприятий;

·   отправка запросов в ГИБДД с целью установления собственника транспортного средства.

Одной из важнейших задач уголовного судопроизводства является быстрое и полное раскрытие преступлений. Данная задача не может быть успешно решена при утрате доказательственной и иной значимой информации, указывающей на личность преступника, предполагаемое место его нахождения. Потеря части такой информации возможна еще до начала расследования (уничтожение следов виновным лицом, случайными прохожими, ветром, дождем, снегом и т.д.). При расследовании преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств важную роль играет фактор времени: чем позже установлено преступное деяние и начато его расследование, тем выше вероятность утраты следов и вещественных доказательств; у преступника больше возможностей скрыться и тем самым избежать уголовной ответственности. Только начало расследования в кратчайшие сроки позволяет выявить и проанализировать свежие следы (как материальные, так и идеальные), скорее найти лицо, совершившее преступное деяние и изобличить его.

Хорошо сохранившиеся следы совершенного преступления называют «горячими». Система неотложных следственных и оперативно-розыскных приемов и методов по использованию информации, которая содержится в таких следах, позволяет гораздо быстрее установить и задержать преступника, собрать доказательства его вины.

Практика свидетельствует, что для достижения вышеназванных задач наиболее благоприятны первые сутки с момента совершения преступного деяния, а в условиях крупного населенного пункта или города - первые часы.


Тактика допроса свидетелей

 

Допрос при производстве расследования - это процесс получения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого дела.

Допрос - самый распространенный способ получения доказательств. Согласно статье 187 УПК РФ допрос не может продолжаться непрерывно более четырех часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи, причем общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов.

Свидетели вызываются на допрос повесткой, в которой указываются: кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин.

Допрос свидетеля оформляется протоколом допроса, который подписывается следователем и лицом, дававшим показания.

В зависимости от предмета допроса круг допрашиваемых лиц может подразделяться на следующие группы: лица, которые непосредственно воспринимали существенные обстоятельства ДТП; лица, осведомленные об условиях и обстоятельствах, предшествовавших началу возникновения опасности в дорожном движении и развитию происшествия; лица, вступавшие после ДТП в личный контакт с его непосредственными участниками, поэтому с их слов информированные о характере поступков, связанных с расследованием ДТП, и обстоятельствах происшествия; лица, способные сообщить сведения, характеризующие личности участников ДТП, в особенности водителей транспортных средств, с точки зрения их психологических и профессиональных качеств как участников дорожного движения.

При расследовании ДТП нужно уделять особое внимание показаниям водителей транспортных средств (первая группа). Они полнее и лучше восприняли развитие дорожной ситуации, чем многие допрошенные при расследовании свидетели. Вместе с тем в их показаниях больше недосказанности, неточностей и даже вымысла. Водители после ДТП часто преувеличивают опасность действий конфликтующего с ними участника дорожного движения. Поэтому нужно тщательно проверять их показания.

Во вторую группу свидетелей входят должностные лица транспортной организации или предприятия, ответственные за техническое состояние машин; диспетчеры, оформляющие путевые документы; медицинские работники, проводившие предрейсовые осмотры водителей; должностные лица, в распоряжение которых был направлен автомобиль или другое механическое транспортное средство. Допросом этих свидетелей можно установить техническое состояние машины при выходе ее на линию, осведомленность водителя об особенностях дороги по маршруту движения, состояние самого водителя перед выходом в рейс и в пути.

Третью группу свидетелей составляют лица, с которыми общался виновный в ДТП водитель после совершенного им преступления. В их число могут входить приятели, соседи по гаражным боксам, члены семьи. Они обычно знают об обстоятельствах ДТП и о состоянии расследования со слов виновного водителя. Содержание сведений о причинах ДТП, сообщенное виновным лицом вне процесса расследования, может оказаться полезным для выяснения обстоятельств ДТП.

Свидетелям, очевидцам и водителю, совершившему преступление необходимо задать следующие вопросы: по каким признакам данный свидетель определяет расстояние до определенных объектов и скорость движения транспортных средств; какие навыки в этом имеет; каково состояние зрения у допрашиваемого; какие погодные условия были в момент наезда; какой была дальность видимости силуэта человека; кто находился в кабине, приметы водителя, число и приметы пассажиров; каково было расстояние от места, где находился водитель (свидетель), до места наезда; в какое время суток произошел наезд, какую часть происшествия свидетель наблюдал; по какой именно части улицы или дороги двигалось транспортное средство; запомнил ли свидетель его тип, модель и номер; каким был характер движения машины; тормозил ли водитель; в каком месте торможение началось и в каком закончилось; по каким признакам свидетель определил начало и конец торможения; подавал ли водитель какие-либо сигналы, когда они были поданы.

 

Заключение

 

Подведу некоторые итоги проведенной работы.

1. Криминалистическая характеристика - это система особенностей конкретной категории преступлений, характеризующих обстановку, способ и механизм подготовки, совершения и сокрытия преступления, личность преступника и потерпевшего, а также другие элементы преступной деятельности, имеющих значение для процесса выявления, расследования и раскрытия преступлений.

. В структуре обстановки преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств выделяются:

§ место совершения преступления;

§ время совершения преступления;

§ условия окружающей среды;

§ наличие (отсутствие) свидетелей;

§ взаимоотношения преступника и потерпевшего.

. Выделяются следующие способы совершения преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств:

1) нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее столкновение транспортных средств, то есть происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог:

2) нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее опрокидывание, то есть происшествие, при котором движущееся транспортное средство перевернулось на проезжей части или прилегающей территории;

)   нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее наезд на стоящее транспортное средство или на препятствие;

)   нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее наезд на пешехода или велосипедиста;

§ нарушение лицом, управляющим транспортным средством, Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее иные последствия.

4. Криминалистическая характеристика личности водителя определяется его полом, возрастом, стажем вождения, состоянием, уровнем образования.

5. Следственная ситуация - это совокупность значимой для процесса расследования информации (доказательств, а также данных, полученных непроцессуальным путем), имеющейся в распоряжении лица, ведущего расследование по делу, к определенному моменту расследования.

По делам о дорожно-транспортных происшествиях на первоначальном этапе расследования выделяют три типичные следственные ситуации:

1) водитель и транспортное средство находятся на месте происшествия;

) водитель вместе с транспортным средством скрылся с места происшествия;

) транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся.

6. При расследовании дорожно-транспортных происшествий выяснению подлежат следующие обстоятельства:

• является ли данное происшествие - дорожно-транспортным;

• время и место происшествия, его последствия;

• имеются ли потерпевшие, каков характер причиненного их здоровью вреда; время и причины смерти;

• характер и размер причиненного материального ущерба;

• какие транспортные средства участвовали в происшествии, каков механизм ДТП;

• по чьей вине произошло ДТП (водителя, пешехода, пассажира, велосипедиста и др.), каков ее характер;

• какие правила дорожного движения и эксплуатации транспортного средства были нарушены виновным и в чем выразились эти нарушения;

• имеется ли причинная связь между нарушениями этих правил и наступившими последствиями;

• не несут ли ответственности за дорожно-транспортное происшествие должностные лица, допустившие выпуск из автопарка, гаража и пр. неисправного транспортного средства или водителя с признаками переутомления, больного, в состоянии алкогольного или иного опьянения и др.;

• обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновного, а также способствовавшие ДТП;

• не имела ли места инсценировкаДТП.

. Обязательными участниками осмотра места происшествия являются следователь, понятые (не менее двух), специалист, если в числе объектов осмотра имеется труп. Факультативными участниками могут быть специалист, потерпевший, оперативные работники, в случае необходимости - кинолог.

Процессуальной формой оформления осмотра является протокол осмотра места происшествия. В протоколе осмотра места происшествия отражаются обнаруженные обстоятельства и последствия происшествия, имеющиеся в момент совершения дорожно-транспортного происшествия. Фиксируется место нахождения пострадавшего и транспортного средства. Определяется непосредственное место происшествия. Наиболее подходящим методом осмотра является эксцентрический.

8. В число обязательных участников следственного эксперимента входят следователь и понятые (не менее двух). Необязательными являются сотрудники полиции, специалист, подозреваемый (или обвиняемый), потерпевший, свидетель, защитник.

Ход и результаты следственного эксперимента оформляются протоколом, который подписывается следователем и понятыми, а также иными участниками следственного действия.

Следственный эксперимент должен проводиться в условиях, максимально приближенных к реальным, по возможности на месте дорожно-транспортного происшествия.

9. Допрос свидетеля оформляется протоколом допроса, который подписывается следователем и лицом, дававшим показания.

В зависимости от предмета допроса круг допрашиваемых лиц может подразделяться на следующие группы: лица, которые непосредственно воспринимали существенные обстоятельства ДТП; лица, осведомленные об условиях и обстоятельствах, предшествовавших началу возникновения опасности в дорожном движении и развитию происшествия; лица, вступавшие после ДТП в личный контакт с его непосредственными участниками, поэтому с их слов информированные о характере поступков, связанных с расследованием ДТП, и обстоятельствах происшествия; лица, способные сообщить сведения, характеризующие личности участников ДТП, в особенности водителей транспортных средств, с точки зрения их психологических и профессиональных качеств как участников дорожного движения.

10. Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление, а в случае необходимости помещения подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы возбуждает перед судом ходатайство.

Из числа судебных экспертиз, назначаемых при расследовании ДТП, наиболее характерными являются: судебно-автотехническая, трасологическая, судебно-биологическая, исследование материалов, веществ и изделий, судебно-медицинская, дактилоскопическая.

В результате написания данной дипломной работы я могу предложить следующие рекомендации по совершенствованию методики расследования преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств:

1. расследование по данной категории дел, на мой взгляд, должно вести лицо, имеющее право на управление транспортными средствами, и (или) имеющее представление о правилах дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, о дорожной ситуации и т.д.;

2. при расследовании данного вида преступлений необходимо установление конкретных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, допущенных лицом, управлявшим транспортным средством, а также установление причинной связи между ними и наступившими последствиями;

.   при наезде на пешехода в числе неотложных действий необходимо производство освидетельствования с целью установления факта опьянения не только лица, управлявшего транспортным средством, но и потерпевшего-пешехода;

.   при осмотре места происшествия при невозможности «привязки» объектов места происшествия к элементам улиц, дороги и иным неподвижным элементам необходимо использовать средства системы GPS;

.   в процессе осмотра места происшествия необходимо точная фиксация линейных размеров следов преступления, которые могут быть потеряны из-за погодных условий (следы торможения, расположение фарных осколков);

.   возможно использование данных средств фото- и видеофиксации нарушений, а также системы распознавания и фиксации автомобильных номеров «Поток» при розыске лиц, скрывшихся с места происшествия;

.   необходимо более тесное сотрудничество следователя с органами ГИБДД в процессе розыска транспортного средства и лица, скрывшегося с места происшествия;

Главной задачей стоящей перед следователем при расследовании преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является отграничение на начальном этапе преступных деяний, предусмотренных статьей 264 Уголовного кодекса РФ, от административных правонарушений, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ. Особую сложность при расследовании преступных нарушений ПДД представляет трудность в восстановлении обстоятельств преступного деяния, обстановки дорожно-транспортного происшествия.

Современное крайне критическое состояние безопасности дорожного движения обусловливает высокие требования к предупреждению дорожно-транспортных происшествий, в частности к деятельности органов предварительного расследования в этой сфере.

Деятельность следователя по предупреждению преступлений имеет очень большое значение, поскольку в процессе расследования преступлений он наиболее полно исследует все аспекты преступления и может предложить самые целесообразные меры по устранению криминогенных факторов.


Список источников

 

1 Пикуров Н. Отграничение состава дорожно - транспортного преступления от смежных составов преступлений - Уголовное право, №5. М.: АНО «Юридические программы», 2009. С. 61-66.

Костаница А.М. Личность виновного и временные характеристики в механизме дорожно-транспортного преступления - Уголовное право на рубеже тысячелетий. Материалы региональной научно-практической конференции. Тюмень: Тюм. юрид. ин-т МВД России, 2008. С. 195-198.

3 Ипатова И.А. Криминалистика: Учебно-методическое пособие. - М.: Изд.-во «Центр ЕАОИ», 2008 г.

Лившиц Е.М., Белкин Р.С. Тактика следственных действий. - М.: Изд-во «Новый Юристъ», 1997.

Хачатрян Э.Г. Применение специальных знаний при анализе и установлении причинно-следственно связей механизма ДТП. - ООО «Изд-во «Юрист», журнал «Российский следователь», №1/2008.

Братенков С.И., Широков В.А. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, неправомерное завладение автомобилем или транспортным средство: криминологический анализ и судебная практика. - ООО «Изд-во «Юрист», журнал «Российский следователь», №9/2008.

Козырева И.Е. К вопросу о предмете свидетельских показаний. - ООО «Изд-во «Юрист», журнал «Российский следователь», №24/2008.

Земцова А.В. Способ получения свидетельских показаний как условие их допустимости. - ООО «Изд-во «Юрист», журнал «Российский следователь», №21/2009.

Савельева М.В, Смушкин А.Б. Криминалистика: Учебник. - М.: Изд.-во «Дашков и К», 2009 г.

Арзамасцев М. Состояние опьянения как квалифицирующий признак дорожно - транспортного преступления. - М.: АНО «Юридические программы», Уголовное право, №1/2010.

Большаков А.П., Филин Д.М. Использование специальных знаний при расследовании дорожно-транспортных преступлений. - Волгоград: Изд-во ВИЭСП. Ученые записки: Сборник статей, №10/2010, С. 408-414.

Шелихов С.Г. Характерные недостатки расследований дорожно - транспортных преступлений. - М.: ЗАО «Актион-Медиа». Уголовный процесс, №11/2010. С. 18-23.

Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология. - Издательство Проспект, 2011.

14 Гриненко А.В. Руководство по расследованию преступлений: Учебное пособие. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА- ИНФРА-М), 2002.

Смирнов П.Г. Криминологическая характеристика лиц, совершающих дорожно-транспортные преступления. - Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы квалификации и расследования отдельных видов преступлений»: Сборник материалов - Воронеж: Изд-во Воронеж. ин-та МВД России, 2009.

Демидова Т.В. Деятельность эксперта по профилактике дорожно-транспортных преступлений. - М.: Изд-во Спарк. Вестник криминалистики. №2 (30)/2009. С. 107-109.

Демидова Т.В. Взаимодействие следователя с сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений при расследовании дорожно-транспортных преступлений. - М.: Юрлитинформ, 2010.

18 Давыдов М.В. К вопросу о соотношении проверки показаний на месте и смежных с ней следственных действий (на примере следственного эксперимента и осмотра места происшествия). - ООО «Изд-во «Юрист», журнал «Российский следователь», №21/2009.

Хачатрян Э.Г. Применение специальных знаний при анализе и установлении причинно-следственных связей и механизма ДТП. - ООО «Изд-во «Юрист», журнал «Российский следователь», №1/2008.

Тамбовцев Е.А. Краткая криминологическая характеристика дорожно-транспортных преступлений. - ООО «Изд-во «Юрист», журнал «Российский следователь», №6/2007.

Жигалов Н.Ю., Сирохин А.И., Тамбовцева Г.М. Уголовно-правовое и криминологическое исследование нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Монография. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008.

Понарьин О.Е., Приходько В.Е., Ракчеев А.И., Рузин Ю.В. Применение оборудования фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. Методические рекомендации. - М.: НИЦ БДД МВД России, 2008.

Введение

 

Актуальность настоящего дипломного исследования. С непрерывным нарастанием темпов развития автомобильного транспорта в России растет и интенсивность движения, усложняется обеспечение порядка и безопасности движения на автомобильных дорогах и улицах городов и других населенных пунктов. Так по состоянию на 2011 год в Российской Федерации зарегистрировано 47952120 транспортных средств. Вопросы обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта постоянно состоят в компетенции не только отдельных ведомств и организаций, но и всей общественности нашей страны.

Значительное внимание, уделяемое проблемам дорожной безопасности, крайне необходимо. Дело в том, что механический транспорт, в том числе и автомобильный, - при неправильной эксплуатации или несоблюдении правил дорожного движения, является источником тяжелых, а подчас и трагических последствий. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» определяет безопасность дорожного движения как состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Низкая дисциплина участников движения, неудовлетворительное техническое состояние автомобилей и дорог и др. являются причиной дорожно-транспортных происшествий, общее количество которых в Российской Федерации за 2011 г. составило 199,868 тыс., при этом погибло 27953 и ранено 251848 человек, за январь-февраль 2012 года общее количество ДТП уже составило 23,245 тыс. Однако по данным ГИБДД МВД РФ общее количество дорожно-транспортных происшествий с 2007 по 2010 гг. уменьшалось: 233,809 тыс. в 2007 г., 218,322 тыс. в 2008 г., 203,603 тыс. в 2009 г., 199,431 тыс. в 2010 г. И в 2011 г. замечен прирост 0,2% к показателям 2010 года. При этом следует отметить, что общее количество нарушителей Правил дорожного движения за 2011 год составило 42311,668 тыс.

Среди пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) большую часть составляют водители и пассажиры, т.е. лица, находящиеся в транспортных средствах (61% от общего числа погибших и 62% - от общего числа раненых). На долю пешеходов приходится соответственно 39% погибших и 38% раненых. Наибольшее число пострадавших - люди сравнительно молодого возраста - 30 - 35 лет.

Определенную роль среди мероприятий государства по предотвращению несчастных случаев на транспорте играют и меры уголовно-правового характера. Они применяются в отношении тех неправомерных деяний на транспорте, которые отнесены российским законодательством к преступным. Реализация указанных уголовно-правовых норм способствует укреплению общественной дисциплины, без чего невозможно обеспечить прочный общественный порядок в стране. В Российской Федерации за 2011 год зарегистрировано 34888 преступлений против безопасности движения и эксплуатации автомототранспортных средств, что на 3,5% больше чем в 2010 году (33713 преступлений в 2010 г.). Расследование преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеет некоторые особенности процесса расследования, организации начального этапа расследования, производства отдельных следственных действий.

Таким образом, от дисциплинированности участников дорожного движения, как водителей, так и пешеходов, профессиональной подготовки водителей решающим образом зависит уровень безопасности дорожного движения.

Степень научной разработанности темы дипломной работы. Исследованиями в данной области в той или иной степени занимались такие ученые, как Н.С. Алексеев, В.И. Гладких, В.К. Глистин, М.С. Гринберг, П.С. Дагель, М.А. Ефимов, В.И. Жулев, С.А. Домахин, А.Н. Игнатов, В.Е. Квашис, Е.В. Кичигина, З.Г. Корчева, И.И. Карпец, А.И. Коробеев, Б.А. Куринов, В.В. Лукьянов, Ю.И. Ляпунов, И.Г. Маландин, В.И. Курляндский, А.А. Пионтковский, В.И. Ткаченко, А.И. Чучаев, В.Е. Эминов, М.Д. Шаргородский.

В последние годы различным аспектам данной проблемы были посвящены некоторые работы, но следует учесть, что существование в постоянно меняющемся мире, в условиях изменения социальных условий, развития научно-технического прогресса, изменения законодательства приводит к необходимости в постоянном обновлении исследований данной проблемы. Проблема неосторожной преступности, и в том числе преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, составляющих абсолютное большинство неосторожных преступлений (около 75%), в последние годы необычайно остра.

Цель дипломной работы - изучение особенностей деятельности следователя по делам о преступных нарушениях правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Для достижения указанной цели необходима постановка и решение следующих задач:

¾ ознакомиться с взглядами на определение криминалистической характеристики и вывести свое определение криминалистической характеристики;

¾ изучить криминалистическую характеристику обстановки, способа преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;

¾ изучить криминалистическую характеристику личности преступника, совершившего преступное нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;

¾ провести анализ типичных следственных ситуаций и исследовать особенности планирования первоначального этапа расследования;

¾ охарактеризовать особенности тактики осмотра места происшествия и следственного эксперимента;

¾ проанализировать порядок допроса свидетелей;

&frac



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.115 с.)