Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы имиджа педагога в контексте организации профессионального общения.

Поиск

Есть и другая сторона проблемы — педагог, который занима­ется созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для уче­ников и учителей. Поданным Е. Русской, в списке десяти профес­сионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей и лишь восьмое — с точки зрения самих учителей.

Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной фор­ме, которая может содержать следующие структурные компонен­ты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникатив­ные, деятельностные и внешнеповеденческие.

В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.

В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. М и -тиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний ком­поненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку [31, с. 91].

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать ра­бочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педа­гогическое общение.

Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, кото­рая конкретизируется такими формами общения, как профессио­нализм, пластичность, выразительность и т.д.

«Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вер­бального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий...», способен «оживить урок», сделать его экс­прессивным, приблизить к естественному общению [30, с. 49].

Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, ин­тересах, ценностях, его личность в целом.

Таким образом, имидж учителя содержит следующие струк­турные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности

4. Костюм педагога ХХI-го века глазами студентов (опыт конструирования).

Каждый из нас создает определенный образ – имидж – представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д.

Целесообразный, адекватный имидж совершенно необходим для любого вида социальной деятельности. Внимание к имиджу актуализировалось в последние годы в связи с обострившейся проблемой выбора, вставшей перед людьми (выбора товаров и услуг, политических партий и общественных организаций, лидеров и руководителей), и конкуренцией на разнообразных рынках – потребительском, политическом и прочих. Чтобы продать товар, услугу, привлечь на свою сторону избирателя, чтобы успешно конкурировать на рынке, фирма, общественная организация, университет или банк должны создать себе соответствующий имидж. Имидж находится в ряду таких понятий, как рейтинг, репутация, известность, популярность, престиж, авторитет и др.

Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом. Именно поэтому в рамках традиционных научных дисциплин – психологии, экономики, социологии, политологии, появляются специальные научно-практические отрасли: теория и практика рекламы, public relations, имиджелогия и другие, основным предметом которых становится формирование образов, в том числе и социальных образов.

В русском языке слово «образ» имеет несколько значений, в частности такие, наиболее часто употребляемые: внешний вид, облик, наружность, внешность; живое, наглядное представление о ком-то, чем-либо, возникающее в воображении, мыслях кого-либо; форма восприятия сознанием явлений объективной действительности, воспроизведение сознанием предметов и явлений внешнего мира; обобщенное художественное восприятие действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления; характер, склад, направление чего-либо: способ, средство.

Образ объекта – это отношение человека к сформированному у него в результате восприятия характеристик объекта образу этого объекта (человека, предмета, системы). Следовательно, имидж человека - это мнение о нем у группы людей в результате сформированного в их психике образа этого человека, возникшего вследствие прямого их контакта с ним или вследствие полученной о нем информации от других людей. По сути, имидж человека – это то, как он выглядит в глазах других людей, или каково о нем мнение других людей.

Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимыми из них являются: внешний облик, манеры, этикет, соответствие необходимому образу, обаяние; использование вербальных и невербальных средств общения; «… внутреннее соответствие образа профессии – внутреннему «Я» [3, с. 56].

Современный образ педагога определяется не только набором черт, качеств идеальной модели педагога сознании ученика, но и новым коммуникативным имиджем педагога, который сложился в современной России [2]. Имидж педагога - это важнейший компонент его профессионализма и средство педагогического влияния на студентов. Он раскрывается в двух планах: во-первых, с точки зрения требований к учителю со стороны общества (каким оно себе представляет педагога как просветителя и носителя нравственного опыта); во-вторых, с позиции учителя - каким он стремится представить себя детям, что он хочет о себе заявить обществу.

Работа педагога альтруистична, а значит, имидж учителя – это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота учителя о своем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности.

Личность педагога – это его способность определить, какую личность он будет формировать: исполнительную, творческую, покорную, принципиальную, компетентную и т. д. Степень развитости личности педагога влияет на его отношение к ученикам, помогает правильно оценить способности и возможности каждого из учащихся. В соответствии с этим педагог может скорректировать поведение ученика, помочь ему осознать сильные стороны его характера и указать на слабые (а также указать методы борьбы с ними).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 1427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.151.112 (0.006 с.)