Роль и задачи педагога в воспитании культуры внешнего вида учащихся. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и задачи педагога в воспитании культуры внешнего вида учащихся.



Эстетическое воспитание - составная часть воспитательного процесса, непосредственно направленная на формирование способности воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты во всех сферах деятельности человека.

Методологической основой эстетического воспитания является эстетика наука об общих закономерностях художественного освоения действительности человеком, о сущности и формах отражения действительности и преобразования жизни по законам красоты, о роли искусства в развитии общества.

В процессе эстетического воспитания формируются эстетическое сознание и эстетическая поведение школьника.

Эстетическое сознание - форма общественного сознания, которая реализуется как художественно-эмоциональное освоение действительности через эстетические чувства, переживания, оценки, вкусы, идеалы и т. п. и концентрированно выражается в художественной творчества и эстетических взглядах. Формируется она на основе эстетической практики на протяжении исторического развития общества. Важными ее элементами являются эстетические чувства - особые чувства наслаждения, которые испытывает человек, воспринимая прекрасное в действительности и в произведениях искусства; эстетический вкус - способность человека правильно оценивать прекрасное, отделять действительно прекрасное от неэстетичного; эстетический идеал - представление человека о прекрасном, к чему она стремится, на что равняется. Именно они обусловливают эстетику поведения личности - признаки прекрасного в поступках и действиях человека (отношение к труду и к обществу, в манерах и внешнем виде, в формах общения с людьми).

В процессе эстетического воспитания важно научить учащихся понимать и воспринимать красоту. Наблюдая прекрасное, человек не может быть равнодушной, она переживает, чувствуя любовь или ненависть к наблюдаемому. Поэтому важно, чтобы дети умели различать действительно красивое и уродливое.

Во время эстетического восприятия возникают определенные эмоции, поэтому воспитание должно создавать благоприятные для формирования эмоциональной сферы учащихся, ведь богатство эмоциональной сферы человека свидетельствует о ее духовном богатстве. Не менее важно формирование их способности полноценного восприятия произведений искусства. Для этого ученикам необходима элементарная теоретическая подготовка. Это имеет особое значение при использовании в эстетическом воспитании музыки, изобразительного искусства, скульптуры.

Сформированные эстетические вкусы, эстетический идеал, развитая способность оценивать прекрасное дают человеку возможность понять суть прекрасного. Воспринимая прекрасное, анализируя его, сравнивая с известным и неизвестным ранее, она соответственно оценивает его. Уровень такого эстетического мышления зависит от умственного воспитания, умение осуществлять мыслительные операции.

Одновременно с развитием эстетического восприятия, привития эстетических вкусов в процессе эстетического воспитания у учащихся формируют эстетическое отношение к окружающей действительности, ведь человек должен не только любоваться красотой природы, памятниками культуры, но и беречь и защищать их.

Важное значение имеет воспитание у школьников эстетики поведения - аккуратности в одежде, красивой осанки и манер, умение держаться непринужденно, естественно, культурно и эстетически проявлять свои эмоции. Эти качества тесно связаны с нравственностью личности ученика.

В эстетическом воспитании школьников используют различные источники: а) произведения изобразительного искусства. Во время наблюдения картины или скульптуры, которая отражает жизнь человека, природы, у ребенка развивается не только восприятие, но и фантазия: она мыслит, воображает, "дорисовывает" изображенное, видит за картиной события, образы, характеры; б) музыку, которая, отражая действительность посредством мелодий, интонаций, тембра, влияет на эмоционально-чувственную сферу человека, на его поведение; в) художественную литературу. Главным выразителем эстетики в литературе является слово. По мнению К. Ушинского, слово как средство выражения в литературном произведении приобретает двойной художественной силы. Словесный образ имеет еще и понятийную основу и воспринимается прежде всего умом. Поэтому литература является важным средством развития интеллекта учащихся; г) театр, кино, телевидение, эстраду, цирк. Ценность их в том, что, кроме содержательной части, они объединяют в себе элементы многих видов искусств (литературу, музыку, изобразительное искусство, танец); г) поведение и деятельность школьников. Достойные поступки учащихся, успехи в учебе, труде, спортивной, общественной, художественной деятельности должны стать предметом обсуждения с эстетических позиций; д) природу, ее красоту в разнообразии и гармонии красок, звуков, форм, закономерной смене явлений, которые имеют место в живой и неживой природе; е) факты, события общественной жизни. Героические поступки людей, красота их взаимоотношений, духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство часто являются предметом обсуждения с учащимися; е) оформление быта (привлечение детей к созданию эстетической обстановки в школе, классе, квартире).

Особым фактором эстетического воспитания является природа. Как замечал. Сухомлинский, в процессе воспитания учащиеся должны понять, что природа не может быть только объектом человеческого влияния - она является равноправным субъектом плодотворного взаимодействия. Основой экологического воспитания он считал понимание взаимообусловленности всего живого на планете. Рассматривая цветок, лепесток, крылышко бабочки, пушинку тополя, ребенок не должен забывать глобальную истину: природа - единое целое, которому присуща своя гармония взаимосвязей и зависимостей. Она - источник и суть нашей жизни, которое нельзя отделить от человека.

Исповедуя принцип единства красоты и добра ("Корень, источник доброты - в созидании, творчестве, в утверждении жизни и красоты. Доброта неразрывно связана с красотой"), В. Сухомлинский считал красоту гимнастикой души, способной выпрямлять дух, совесть, чувства и убеждения. Он был против того, чтобы детское отношение к природе мотивировалось страхом запрета, и пытался вывести воспитанников на уровень эстетического освоения окружающего мира. Его педагогическая стратегия способствовала эстетическому мотивированию чувства экологической ценности природы в структуре сознания личности.

Одним из главных путей эстетического воспитания является учебная работа. Во многих школах созданы малые академии народных искусств (МАНМ), университеты народоведения, общества народных умельцев, школы и классы кобзарского, сопілкарського искусства, этнографические группы, фольклорные ансамбли, вертепы. Учителя устраивают путешествия к истокам родного слова, уроки на природе, часа любимой работы, творчества, уроки эмоциональной культуры, народоведения, человековедения, искусствоведения, путешествия в историю и тому подобное.

Исключительную роль в эстетическом воспитании школьников играют предметы эстетического цикла (рисование, пение, музыка). На таких уроках учащиеся не только приобретают теоретические знания по определенным видам искусства, но и приобретают соответствующих практических умений и навыков, развивают свои творческие способности. Весомым дополнением к этому циклу есть уроки украинского языка, украинской и мировой литературы, на которых учащиеся усваивают богатство и красоту родного языка, знакомятся с шедеврами родной и мировой литературы. На уроках естественно-математических дисциплин открываются большие возможности использования красоты природы, формирование бережного отношения к ней. Красота физики и математики заключается в логической четкости научных построений и доказательств, четкости их структуры. Определенное воспитательное значение имеют эстетика труда учеников и продуктов труда, умения и навыки, приобретенные в процессе труда, дающих возможность личности творчески проявить себя. На уроках физического воспитания ученики учатся красиво и правильно держаться и ходить.

На решение задач эстетического воспитания направлена также внеклассная воспитательная работа. Кроме бесед, лекций, диспутов, тематических вечеров, вечеров вопросов и ответов на эстетическую тематику, ценной является участие школьников в деятельности школьных клубов любителей искусств, кружках художественной самодеятельности, литературных объединениях, музыкальных ансамблях и школьных оркестрах, театрах. Расширять и углублять свои эстетические знания, умения и навыки ученики могут во внешкольных образовательно-воспитательных учреждениях: музыкальных и художественных школах, домах и дворцах школьников, студиях.

Важную роль в эстетическом воспитании школьников играет семья. Надлежащее эстетическое оформление квартиры, наличие библиотеки, художественных журналов, семейных традиций с обсуждения телепередач, прочитанных книг, семейный отдых на природе, совместное посещение театра создают благоприятные условия для привития эстетических вкусов детям.

Для обеспечения эффективности эстетического воспитания необходимы следующие условия:

- создание в школе и семье эстетически привлекательной обстановки;

- обращение в воспитательной работе с учащимися народных традиций и обрядов;

- высокая эстетическая культура воспитательных мероприятий;

- широкое привлечение учащихся в кружки художественной самодеятельности, участия в конкурсах и олимпиадах эстетического направления;

- высокая эстетическая культура педагогов и воспитанников в их внешнем виде и поведении;

- взаимодействие школы, семьи, внешкольных учреждений, учреждений культуры, средств массовой информации.

 

Практическое занятие 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 1456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.64.238 (0.01 с.)