Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональный педагогический долг
Профессиональный долг — одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии сконцентрировано представление о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определенные трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свое отношение к избранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу, к обществу в целом. Содержание педагогического долга обусловлено социальной сущностью учебно-воспитательного процесса и всегда шире максимума требований, которые предъявляют учителю как специалисту разного рода инструкции, методические и административные предписания, учебные и воспитательные программы. В профессиональном долге учителя запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе (поддерживаемая преимущественно путем самоконтроля), стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии школьной жизни, конфликты, которые возникают в буднях учебно-воспитательного процесса. Чем глубже учитель осознает требования педагогического долга, тем свободнее он может осуществлять выбор действий и поступков в соответствии с нравственным идеалом. Педагогический долг в отличие от профессионального долга людей, занятых другими видами общественного труда, имеет свои особенности: а) совокупность его требований выражает интересы всех без исключения членов общества; б) эти интересы сливаются с личными интересами учителя, а социальные требования к нему становятся его внутренними побуждениями, мотивами; в) мотивы и стимулы выполнения требований в значительной степени сливаются; г) в педагогическом долге находят отражение нравственные требования не только к характеру поведения и отношений учителя в сфере педагогического труда, но и к его личным качествам, к его профессии. Профессиональный педагогический долг есть не что иное, как наполненное социальным содержанием чувство ответственности учителя за результаты деятельности, связанной с обучением и воспитанием подрастающих поколений.
Одно из требований педагогического долга — постоянное пополнение своих знаний. Исследования показывают, что долг побуждает учителя даже при незначительном объеме свободного времени упорно работать над повышением своего профессионального уровня. Выполнение поставленных задач требует высокого уровня педагогической культуры и мастерства учителя, собранности и деловитости, способности с наименьшими затратами времени находить в растущем потоке информации необходимой для своей работы. Педагогическая мораль осуждает честолюбие и тщеславие. Это обусловлено в первую очередь тем, что педагогическая деятельность предполагает коллективные усилия для достижения цели. Честь и достоинство в педагогической этике — понятия, выражающие не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Чрезвычайно важно правильное понимание как индивидуальной педагогической чести, так и чести педагогического коллектива. К чему приводит неправильно понятая, сущность борьбы за честь педагогического коллектива и неправильно понятая сущность личной профессиональной чести педагога, можно показать на многих примерах из школьной жизни. Это и сознательное завышение оценок учащимся, и бурная «деятельность» накануне и во время инспекторских проверок, и массовые воспитательные мероприятия ради «галочки» в отчете, и многое другое, что создает атмосферу круговой поруки и служит так называемой защите «чести мундира». Честь в педагогической морали специфична еще и потому, что она выражает ту меру уважения, которой пользуется учитель не только в коллективе педагогов, но и среди учащихся, их родителей. Уважение учителем личного достоинства ученика — важнейшее условие признания его собственного достоинства в среде воспитанников. Повинуясь своему профессиональному долгу, педагог обязан формировать у учащихся чувство чести и достоинства, что требует от него максимума уважения к ним в сочетании с высокой требовательностью и доверием.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 1593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.005 с.) |