Этикетный статус участников делового взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этикетный статус участников делового взаимодействия



В деловом общении межличностные отношения представляют собой статусные и социально-ролевые отношения: «начальник – подчиненный», «партнер – партнер», «производитель – получатель» и т.д. Деловой этикет предполагает четкое исполнение социальных ролей и не допускает выражения личных симпатий и антипатий к носителю роли начальника, партнера, подчиненного, поэтому поведение участников делового взаимодействия определяется соотношением их статусов.

Статус – это место субъекта в социальной или служебной иерархии. Он складывается из ряда признаков: служебное положение, материальное положение, личные заслуги и возраст.

Более высокий статус имеет:

§ начальник по отношению к подчиненному (старший по

должности по отношению к младшему по должности).

При должностном равенстве более высокий статус имеют:

§ старший по возрасту по отношению к младшему по возрасту;

§ женщина по отношению к мужчине;

§ более опытный по отношению к новичку;

§ группа по отношению к одному человеку.

Тот, кто имеет более высокий статус, обладает преимуществом. Иногда статусные отношения могут вступать в противоречие друг с другом. На практике приоритет старшего по должности или по возрасту и приоритет женщины оказываются в конкурирующих отношениях. Поскольку в деловом общении бесспорным является приоритет старшего по должности, то противоречие разрешается в зависимости от степени официальности ситуации, разницы в статусе, установившихся отношений и личной воли старшего по должности.

В официальной обстановке статус начальника-мужчины выше статуса женщины-подчиненной.

В менее официальной обстановке начальник, если он хорошо воспитан, может отдать преимущество женщине, например, встав с места в ее присутствии, поприветствовав ее первым, пропустив ее в дверь. Таким образом он проявит свою доброжелательность и воспитанность. В данной ситуации женщина не должна сама принимать решение о своем статусном преимуществе, однако не должна и отказываться от привилегий, предлагаемых ей начальником.

Таким образом, деловое общение статусно ориентировано, потому что в социально-правовые отношения вступают представители определенных организаций, структур, занимающие в них определенные должности. Без учета социального статуса участников общение носит искусственный или провокационный характер. Все это учитывается при выборе этикетных формул (обращения, именования, форм приветствия, представления и т.п.) и формы общения (Вы- или Ты- общение).

В соответствии с нормами делового этикета речевая инициатива передается лицу, чей статус выше статуса его собеседника. Собеседник в этом случае, как правило, отвечает на вопросы и «докладывает», то есть подхватывает речевую инициативу. Общение деловых партнеров, собеседников одного социального статуса более свободно. Во время обсуждения речевая инициатива естественно переходит от одного участника диалога к другому или перехватывается им для закрепления своей лидирующей позиции.

Важно учитывать, что социальный статус в деловом общении тесно связан с правомочием принятия решений от имени юридического лица. Руководители высшего звена (директора, председатели правления, коммерческие директора и т.п.) принимают решения по важным экономическим и правовым вопросам. В отличие от тех, кому это право может быть делегировано (руководители среднего звена), они обладают статусом первого лица, который учитывается при ведении деловых переговоров: это подчеркнутое внимание, учет мнения собеседника, признание его позиции.

Это не означает, что к физическому лицу, который не представляет организации, или к простому сотруднику отношение должно быть иным. Принцип уважительного отношения к собеседнику, независимо от его статуса, остается неизменным, меняются только речевые формулы, дающие представление о степени уважительности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.004 с.)