Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этикетный статус участников делового взаимодействия
В деловом общении межличностные отношения представляют собой статусные и социально-ролевые отношения: «начальник – подчиненный», «партнер – партнер», «производитель – получатель» и т.д. Деловой этикет предполагает четкое исполнение социальных ролей и не допускает выражения личных симпатий и антипатий к носителю роли начальника, партнера, подчиненного, поэтому поведение участников делового взаимодействия определяется соотношением их статусов. Статус – это место субъекта в социальной или служебной иерархии. Он складывается из ряда признаков: служебное положение, материальное положение, личные заслуги и возраст. Более высокий статус имеет: § начальник по отношению к подчиненному (старший по должности по отношению к младшему по должности). При должностном равенстве более высокий статус имеют: § старший по возрасту по отношению к младшему по возрасту; § женщина по отношению к мужчине; § более опытный по отношению к новичку; § группа по отношению к одному человеку. Тот, кто имеет более высокий статус, обладает преимуществом. Иногда статусные отношения могут вступать в противоречие друг с другом. На практике приоритет старшего по должности или по возрасту и приоритет женщины оказываются в конкурирующих отношениях. Поскольку в деловом общении бесспорным является приоритет старшего по должности, то противоречие разрешается в зависимости от степени официальности ситуации, разницы в статусе, установившихся отношений и личной воли старшего по должности. В официальной обстановке статус начальника-мужчины выше статуса женщины-подчиненной. В менее официальной обстановке начальник, если он хорошо воспитан, может отдать преимущество женщине, например, встав с места в ее присутствии, поприветствовав ее первым, пропустив ее в дверь. Таким образом он проявит свою доброжелательность и воспитанность. В данной ситуации женщина не должна сама принимать решение о своем статусном преимуществе, однако не должна и отказываться от привилегий, предлагаемых ей начальником. Таким образом, деловое общение статусно ориентировано, потому что в социально-правовые отношения вступают представители определенных организаций, структур, занимающие в них определенные должности. Без учета социального статуса участников общение носит искусственный или провокационный характер. Все это учитывается при выборе этикетных формул (обращения, именования, форм приветствия, представления и т.п.) и формы общения (Вы- или Ты- общение).
В соответствии с нормами делового этикета речевая инициатива передается лицу, чей статус выше статуса его собеседника. Собеседник в этом случае, как правило, отвечает на вопросы и «докладывает», то есть подхватывает речевую инициативу. Общение деловых партнеров, собеседников одного социального статуса более свободно. Во время обсуждения речевая инициатива естественно переходит от одного участника диалога к другому или перехватывается им для закрепления своей лидирующей позиции. Важно учитывать, что социальный статус в деловом общении тесно связан с правомочием принятия решений от имени юридического лица. Руководители высшего звена (директора, председатели правления, коммерческие директора и т.п.) принимают решения по важным экономическим и правовым вопросам. В отличие от тех, кому это право может быть делегировано (руководители среднего звена), они обладают статусом первого лица, который учитывается при ведении деловых переговоров: это подчеркнутое внимание, учет мнения собеседника, признание его позиции. Это не означает, что к физическому лицу, который не представляет организации, или к простому сотруднику отношение должно быть иным. Принцип уважительного отношения к собеседнику, независимо от его статуса, остается неизменным, меняются только речевые формулы, дающие представление о степени уважительности.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.004 с.) |