Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из зарубежной и отечественной истории становления профессионально-этических традиций.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности, возникла в глубокой древности. Нормы профессиональной морали вырабатывалась постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Первые этические требования к действиям специалиста отражены еще в древнеегипетском манускрипте «Наставления начальника города и визиря Птаххеттепа», датируемом III тыс. до нашей эры. В процессе систематизации накопленного опыта происходило обобщение и совершенствование профессиональных видов практик. Нормы профессиональной этики стали распространяться на социальные группы, к которым общество предъявляло наиболее высокие нравственные требования. Осознание, осмысление и обобщение практики профессиональной деятельности позволило сформулировать этические стандарты поведения, отражающие этические требования к содержанию, результатам деятельности, отношениям, возникающим в процессе деятельности.Оформлению профессиональной этики предшествует систематизация научных знаний о специфике профессиональной деятельности. Как обособленная отрасль этики профессиональная этика оформляется только в ХХ веке. С древнейших времен происходило формирование совокупности представлений об этических нормах деятельности. Так, философы указывали на взаимосвязь разделения общественного труда с моральными принципами общества. Мыслители отмечали, что общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей. В обыденной жизни под профессиональной этикой понимается совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью. В самом широком смысле слова профессиональная этика – отрасль этики, научная дисциплина, изучающая специфику проявлений морали в различных видах профессиональной деятельности. Можно согласиться с мнением авторов курса лекций «Профессиональная этика (С.В.Егорышев, А. Н. Ротовского и Т.Ф.Сулейманова), полагающих, что профессиональная этика - это часть этики, изучающая и разрабатывающая в более конкретизированной форме нормы морали и нравственности применительно к конкретной профессии, а также к исполнению специфических общественных функций. Особенность профессиональной этики проявляется в наличии механизмов и способов санкционирования поведения индивидов, профессиональных ассоциаций и общества в целом. В качестве объекта одни специалисты рассматривают деятельность профессионалов. Другие, объектом изучения выделяют специфические требования нравственности, связанные с особенностями различных профессий. Предметную область профессиональной этики образуют профессиональная мораль и нравственные аспекты профессиональной деятельности. В профессиональной этике в качестве субъекта анализа предстают профессиональные объединения. В периодизации профессиональной этики можно условно выделить ряд этапов. Начало становления норм профессиональной этики приходится на период рабовладельческого общества, в котором стали выделяться массовые профессии. В ранних письменных источниках есть свидетельства того, что уже более 4000 лет тому назад люди осознали необходимость предъявления нравственных требований к ряду профессий. В древних трактатах отмечалось, что принадлежность к определенной профессии может формировать у людей как положительные, так и отрицательные нравственные качества.
3. Классификация видов профессиональных этик:. деонтология (медицинская этика), этика бизнеса, управленческая этика, этика журналиста, инженерная этика, дипломатическая этика, судебная этика, педагогическая этика, биоэтика, нетикет. Общество может нормально функционировать и цивилизованно развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и духовных благ. От того, какими по своим нравственным целям и содержанию являются отношения людей в организации этого процесса, во многом зависит благополучие субъектов труда и общества. Однако реализовать нравственные принципы каждому человеку в его деятельности не так уж легко. Кроме того, существуют такие профессии, в которых следование моральным нормам отличается особой сложностью, так как в них непосредственным объектом профессионального воздействия является человек. Поэтому в рамках учения о морали выделяют особую этику, которая конкретизирует общечеловеческие принципы нравственности применительно к условиям деятельности данной профессии. Конкретные проявления профессиональной морали изучает профессиональная этика. Специфика профессиональной нравственности прослеживается с разделением труда и выделением профессий. Профессиональное разделение труда наблюдается уже в рабовладельческом обществе. Но возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые обнаруживают наличие в цеховых уставах ряда моральных требований по отношению к своей специальности, характеру труда, соучастникам по профессии и т. д. Однако некоторые профессии, жизненно необходимые для всех членов общества, возникли в глубокой древности. А поэтому такие профессионально-этические кодексы, как «клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, выполняющих судебные функции, известны гораздо раньше. Профессиональные нравственные нормы, имеющиеся в цеховых уставах ремесленников средневековья, видоизменялись в зависимости от углубления общественного разделения труда и изменения содержания деятельности самих профессий. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Профессиональная этики, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции. Это свидетельствует о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий. Это, прежде всего, те общечеловеческие моральные нормы в сфере труда, которые человечество сохранило и пронесло через различные общественные формации, хотя и часто в изменённом виде. Итак, каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессии и требованиями к ней со стороны общества. Но, как мы уже отмечали, к некоторым видам деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Прежде всего, это требования к специалистам, владеющим правом распоряжаться с жизнью и здоровьем людей, связанных с разнообразной сферой услуг; воспитанием, обучением и образованием. Деятельность людей этих профессий, более чем каких – либо других, не поддается четкой и всесторонней регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций и стандартов. А решающее значение в процессе осуществления своих профессиональных обязанностей имеют нравственная ответственность и моральный выбор. Общество рассматривает нравственные качества этих специалистов как структурные компоненты их профессиональной пригодности. Во врачебной этике все нормы и нравственные принципы профессии ориентированы на улучшение и сохранение здоровья человека. Еще в древней Индии считали, что врач «должен обладать чистым сострадательным сердцем, спокойным темпераментом, отличаться величайшей уверенностью и целомудрием, постоянным стремлением делать добро». Эти качества требуются и от современных медиков, а принцип их профессиональной деятельности «не навреди» был, есть и будет основополагающим во все времена. Однако в деятельности медиков часто встречаются ситуации нравственного противоречия. Так, ради поддержания уверенности в своих силах, они имеют моральное право приукрасить реальное положение вещей, ибо в некоторых ситуациях главным является не формальное выполнение той или иной конкретной моральной нормы, а сохранение высшей ценности – жизни человека. Кроме того достижения науки ставят перед специалистами-медиками нравственные проблемы в новых условиях, например, вопросы морали, связанные с пересадкой органов. Особой нравственной проблемой, давно существующей в медицинской практике, является эвтаназия – безболезненное приведение безнадежно больного к смерти. Педагогическая этика изучает специфику и содержание нравственной деятельности педагога, выясняет особенности реализации общих принципов морали в сфере педагогического труда. Этика педагога, как и этика врача также имеет древние корни. Уже в Древней Греции от педагога требовались любовь к детям, глубокое знание своего предмета, сдержанность, справедливость при наказаниях и поощрениях. Специфика педагогической нравственности обусловлена тем, что «объектом» деятельности педагога является личность ребенка, процесс развития и формирования которой связан с большим количеством противоречий, нравственных дилемм и конфликтов. Вместе с тем представители этой профессии все время чувствуют особую ответственность перед обществом. Поэтому им очень трудно реализовывать моральные принципы в своих отношениях с детьми, их родителями, а также со своими коллегами. Процесс воспитания и обучения подрастающего поколения требует от учителя не только высокой квалификации, но и целого набора моральных качеств, которые становятся профессионально значимыми для создания благоприятных отношений в педагогическом процессе. Это человечность, доброта, терпимость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, сдержанность. Выработанные и закрепленные в ходе развития общественной мысли нравственные требования к учителю и вытекающие из них нормы лежат в основе кодекса педагогической морали. В нем зафиксированы требования, которые носят общечеловеческий характер, а также те, которые обозначены новыми задачами, стоящими в настоящее время перед педагогической наукой и практикой. Судебная этика изучает нравственное содержание существующих процессуальных принципов и норм, особенности действия общих моральных принципов в сфере правосудия. Она обосновывает содержание профессионального долга судьи, разрабатывает нравственные требования, которыми должен следовать специалист этой профессии. В первую очередь он должен обладать такими качествами, как честности, справедливости, объективности, гуманизма, сдержанности, верности духу и букве закона, неподкупности, достоинства. Этика специалистов сферы обслуживания «приспосабливает» уже известные принципы морального сознания к специфике этой деятельности, которая связана с культурой общения, с вежливостью и предупредительностью в отношениях с клиентами, с необходимостью обеспечить удовлетворение растущих запросов и потребностей людей. Например, работник сферы туризма должен быть эрудированным, широко образованным человеком. Ведь услуги туризма есть действие определенной потребительской стоимости, которое выражается в полезном эффекте, удовлетворяющим ту или иную человеческую потребность. Например, человеческую потребность в познании окружающего мира, т.е. что-либо постигнуть, получить новую информацию, узнать что-либо полнее. Этика ученого формулирует такие нравственные особенности личности, как научную добросовестность, честность, гражданское мужество, демократичность, патриотизм, ответственность. Нравственность научной деятельности требует отстаивать истину и добиваться использования научных достижений в интересах человечества. Она отрицает стремление подделывать результаты лабораторных исследований, приукрашивать факты для доказательства того или иного теоретического положения. 4. Значимость (содержание) профессиональной этики в современном профессиональном, педагогическом и социальном взаимодействии. Педагогическая этика выполняет присущие ему социальные функции, однако существуют различные взгляды ученых на их определения. Российский ученый Леонид Архангельский (1925-1982) выделяет три основные функции: гносеологическую, регулятивную, гуманистическую (воспитательную). Другие ученые добавляют интегрируемых, ценностную и мотивирующую.Современный русский ученый Александр Титаренко отмечает взаимодействия регулятивной, воспитательной познавательной, оценочной-императивной, ориентационной, мотивационной, коммуникативной и прогностической функций, а Л. Шевченко характеризует как важнейшие эмпирико-описательную, теоретико-философскую и нормативную. Большинство современных этиков (А Гусейнов, Р Апресян, А Зеленкова, В Малахов) основной функцией морали считают регулятивную. В. Писаренко и И. Писаренко в ее структуру относят следующие функции: нормативно--учредительную, моральной регламентации, морального субординации и морального координации. Вместе они обеспечивают регуляцию поведения и отношений людей во всех сферах общественной жизни. Личность постоянно усваивает нормы, принципы общения и поведения, приобретает определенного отношения к себе, другим людям, коллектива и общества. Усвоение общественного опыта, овладение установками, нормами в педагогической деятельности является не только основой регулирования социальных отношений, но и инструментом, средством педагогического труда. Педагогическая мораль специфически регламентирует отношения учителя с коллегами, учениками и их родителям и эта регламентация перерастает в присущую педагогической сфере субординацию. Ведь стиль общения и поведения педагога с коллегами не всегда уместен во взаимоотношениях с учащимися и их родителями. Нормы и правила субординации, координации нравственного опыта, поведения учителя частично определены в официальных документах. К общим функциям педагогической морали относятся: 1 Гносеологическая (познавательная) функция морали. Она проявляется в том, что мораль дает человеку новые знания о мире и одновременно является формой общественного сознания. Нравственная деятельность в педагогической сфере обоснуется прежде всего на общих нравственных воззрениях, нормах, оценках и ориентациях. Однако в педагогической деятельности в большей мере воплощается программируемая способность морального сознания. Настоящий педагог и весь педагогический коллектив не ограничиваются познанием прошлого и настоящего морали, социальной деятельности. 2 Ценностно-ориентационная функция морали. Она заключается в том, что человек оценивает события, явления и поведение других людей с точки зрения смысла человеческой жизни с помощью определенной системы ценностных ориентаций. В педагогической морали эта функция реализуется по-разному. Любая педагогическая деятельность должна быть морально ориентированной, ведь ее результат имеет большую социальную ценность и направлен на воспитание морально ости учащихся. Реализация идей педагогической морали обеспечивает формирование ценностных ориентаций на моральную деятельность и совершенствования нравственных отношений между индивидами. 3 Воспитательная функция морали. Моральные уставы, нормы, оценки, стимулы и нравственные ориентиры, направленные на воспитание нравственной личности ученика. Педагогическая мораль требует от учителя особого уровня воспитанности. Его внутренний мир, манера поведения и привычки должны быть подчинены принципам, нормам и правилам, которые аккумулированы в педагогической среде и осуществляют воспитательное воздействие и на самого учителя.
Практическое занятие 2.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 2400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.239.65 (0.011 с.) |