Из зарубежной и отечественной истории становления профессионально-этических традиций. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из зарубежной и отечественной истории становления профессионально-этических традиций.



Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности, возникла в глубокой древности. Нормы профессиональной морали вырабатывалась постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Первые этические требования к действиям специалиста отражены еще в древнеегипетском манускрипте «Наставления начальника города и визиря Птаххеттепа», датируемом III тыс. до нашей эры. В процессе систематизации накопленного опыта происходило обобщение и совершенствование профессиональных видов практик. Нормы профессиональной этики стали распространяться на социальные группы, к которым общество предъявляло наиболее высокие нравственные требования. Осознание, осмысление и обобщение практики профессиональной деятельности позволило сформулировать этические стандарты поведения, отражающие этические требования к содержанию, результатам деятельности, отношениям, возникающим в процессе деятельности.Оформлению профессиональной этики предшествует систематизация научных знаний о специфике профессиональной деятельности. Как обособленная отрасль этики профессиональная этика оформляется только в ХХ веке. С древнейших времен происходило формирование совокупности представлений об этических нормах деятельности. Так, философы указывали на взаимосвязь разделения общественного труда с моральными принципами общества. Мыслители отмечали, что общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей. В обыденной жизни под профессиональной этикой понимается совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью.

В самом широком смысле слова профессиональная этика – отрасль этики, научная дисциплина, изучающая специфику проявлений морали в различных видах профессиональной деятельности. Можно согласиться с мнением авторов курса лекций «Профессиональная этика (С.В.Егорышев, А. Н. Ротовского и Т.Ф.Сулейманова), полагающих, что профессиональная этика - это часть этики, изучающая и разрабатывающая в более конкретизированной форме нормы морали и нравственности применительно к конкретной профессии, а также к исполнению специфических общественных функций. Особенность профессиональной этики проявляется в наличии механизмов и способов санкционирования поведения индивидов, профессиональных ассоциаций и общества в целом. В качестве объекта одни специалисты рассматривают деятельность профессионалов. Другие, объектом изучения выделяют специфические требования нравственности, связанные с особенностями различных профессий. Предметную область профессиональной этики образуют профессиональная мораль и нравственные аспекты профессиональной деятельности. В профессиональной этике в качестве субъекта анализа предстают профессиональные объединения. В периодизации профессиональной этики можно условно выделить ряд этапов. Начало становления норм профессиональной этики приходится на период рабовладельческого общества, в котором стали выделяться массовые профессии. В ранних письменных источниках есть свидетельства того, что уже более 4000 лет тому назад люди осознали необходимость предъявления нравственных требований к ряду профессий. В древних трактатах отмечалось, что принадлежность к определенной профессии может формировать у людей как положительные, так и отрицательные нравственные качества.

 

3. Классификация видов профессиональных этик:. деонтология (медицинская этика), этика бизнеса, управленческая этика, этика журналиста, инженерная этика, дипломатическая этика, судебная этика, педагогическая этика, биоэтика, нетикет.

Общество может нормально функционировать и цивилизованно развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и духовных благ. От того, какими по своим нравственным целям и содержанию являются отношения людей в организации этого процесса, во многом зависит благополучие субъектов труда и общества. Однако реализовать нравственные принципы каждому человеку в его деятельности не так уж легко. Кроме того, существуют такие профессии, в которых следование моральным нормам отличается особой сложностью, так как в них непосредственным объектом профессионального воздействия является человек.

Поэтому в рамках учения о морали выделяют особую этику, которая конкретизирует общечеловеческие принципы нравственности применительно к условиям деятельности данной профессии. Конкретные проявления профессиональной морали изучает профессиональная этика.

Специфика профессиональной нравственности прослеживается с разделением труда и выделением профессий. Профессиональное разделение труда наблюдается уже в рабовладельческом обществе. Но возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые обнаруживают наличие в цеховых уставах ряда моральных требований по отношению к своей специальности, характеру труда, соучастникам по профессии и т. д.

Однако некоторые профессии, жизненно необходимые для всех членов общества, возникли в глубокой древности. А поэтому такие профессионально-этические кодексы, как «клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, выполняющих судебные функции, известны гораздо раньше.

Профессиональные нравственные нормы, имеющиеся в цеховых уставах ремесленников средневековья, видоизменялись в зависимости от углубления общественного разделения труда и изменения содержания деятельности самих профессий.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Профессиональная этики, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции. Это свидетельствует о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий. Это, прежде всего, те общечеловеческие моральные нормы в сфере труда, которые человечество сохранило и пронесло через различные общественные формации, хотя и часто в изменённом виде.

Итак, каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессии и требованиями к ней со стороны общества. Но, как мы уже отмечали, к некоторым видам деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Прежде всего, это требования к специалистам, владеющим правом распоряжаться с жизнью и здоровьем людей, связанных с разнообразной сферой услуг; воспитанием, обучением и образованием. Деятельность людей этих профессий, более чем каких – либо других, не поддается четкой и всесторонней регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций и стандартов. А решающее значение в процессе осуществления своих профессиональных обязанностей имеют нравственная ответственность и моральный выбор. Общество рассматривает нравственные качества этих специалистов как структурные компоненты их профессиональной пригодности.

Во врачебной этике все нормы и нравственные принципы профессии ориентированы на улучшение и сохранение здоровья человека. Еще в древней Индии считали, что врач «должен обладать чистым сострадательным сердцем, спокойным темпераментом, отличаться величайшей уверенностью и целомудрием, постоянным стремлением делать добро». Эти качества требуются и от современных медиков, а принцип их профессиональной деятельности «не навреди» был, есть и будет основополагающим во все времена. Однако в деятельности медиков часто встречаются ситуации нравственного противоречия. Так, ради поддержания уверенности в своих силах, они имеют моральное право приукрасить реальное положение вещей, ибо в некоторых ситуациях главным является не формальное выполнение той или иной конкретной моральной нормы, а сохранение высшей ценности – жизни человека. Кроме того достижения науки ставят перед специалистами-медиками нравственные проблемы в новых условиях, например, вопросы морали, связанные с пересадкой органов. Особой нравственной проблемой, давно существующей в медицинской практике, является эвтаназия – безболезненное приведение безнадежно больного к смерти.

Педагогическая этика изучает специфику и содержание нравственной деятельности педагога, выясняет особенности реализации общих принципов морали в сфере педагогического труда. Этика педагога, как и этика врача также имеет древние корни. Уже в Древней Греции от педагога требовались любовь к детям, глубокое знание своего предмета, сдержанность, справедливость при наказаниях и поощрениях. Специфика педагогической нравственности обусловлена тем, что «объектом» деятельности педагога является личность ребенка, процесс развития и формирования которой связан с большим количеством противоречий, нравственных дилемм и конфликтов. Вместе с тем представители этой профессии все время чувствуют особую ответственность перед обществом. Поэтому им очень трудно реализовывать моральные принципы в своих отношениях с детьми, их родителями, а также со своими коллегами.

Процесс воспитания и обучения подрастающего поколения требует от учителя не только высокой квалификации, но и целого набора моральных качеств, которые становятся профессионально значимыми для создания благоприятных отношений в педагогическом процессе. Это человечность, доброта, терпимость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, сдержанность. Выработанные и закрепленные в ходе развития общественной мысли нравственные требования к учителю и вытекающие из них нормы лежат в основе кодекса педагогической морали. В нем зафиксированы требования, которые носят общечеловеческий характер, а также те, которые обозначены новыми задачами, стоящими в настоящее время перед педагогической наукой и практикой.

Судебная этика изучает нравственное содержание существующих процессуальных принципов и норм, особенности действия общих моральных принципов в сфере правосудия. Она обосновывает содержание профессионального долга судьи, разрабатывает нравственные требования, которыми должен следовать специалист этой профессии. В первую очередь он должен обладать такими качествами, как честности, справедливости, объективности, гуманизма, сдержанности, верности духу и букве закона, неподкупности, достоинства.

Этика специалистов сферы обслуживания «приспосабливает» уже известные принципы морального сознания к специфике этой деятельности, которая связана с культурой общения, с вежливостью и предупредительностью в отношениях с клиентами, с необходимостью обеспечить удовлетворение растущих запросов и потребностей людей. Например, работник сферы туризма должен быть эрудированным, широко образованным человеком. Ведь услуги туризма есть действие определенной потребительской стоимости, которое выражается в полезном эффекте, удовлетворяющим ту или иную человеческую потребность. Например, человеческую потребность в познании окружающего мира, т.е. что-либо постигнуть, получить новую информацию, узнать что-либо полнее.

Этика ученого формулирует такие нравственные особенности личности, как научную добросовестность, честность, гражданское мужество, демократичность, патриотизм, ответственность. Нравственность научной деятельности требует отстаивать истину и добиваться использования научных достижений в интересах человечества. Она отрицает стремление подделывать результаты лабораторных исследований, приукрашивать факты для доказательства того или иного теоретического положения.

 4. Значимость (содержание) профессиональной этики в современном профессиональном, педагогическом и социальном взаимодействии.

Педагогическая этика выполняет присущие ему социальные функции, однако существуют различные взгляды ученых на их определения. Российский ученый Леонид Архангельский (1925-1982) выделяет три основные функции: гносеологическую, регулятивную, гуманистическую (воспитательную). Другие ученые добавляют интегрируемых, ценностную и мотивирующую.Современный русский ученый Александр Титаренко отмечает взаимодействия регулятивной, воспитательной познавательной, оценочной-императивной, ориентационной, мотивационной, коммуникативной и прогностической функций, а Л. Шевченко характеризует как важнейшие эмпирико-описательную, теоретико-философскую и нормативную.

Большинство современных этиков (А Гусейнов, Р Апресян, А Зеленкова, В Малахов) основной функцией морали считают регулятивную. В. Писаренко и И. Писаренко в ее структуру относят следующие функции: нормативно--учредительную, моральной регламентации, морального субординации и морального координации. Вместе они обеспечивают регуляцию поведения и отношений людей во всех сферах общественной жизни. Личность постоянно усваивает нормы, принципы общения и поведения, приобретает определенного отношения к себе, другим людям, коллектива и общества. Усвоение общественного опыта, овладение установками, нормами в педагогической деятельности является не только основой регулирования социальных отношений, но и инструментом, средством педагогического труда. Педагогическая мораль специфически регламентирует отношения учителя с коллегами, учениками и их родителям и эта регламентация перерастает в присущую педагогической сфере субординацию. Ведь стиль общения и поведения педагога с коллегами не всегда уместен во взаимоотношениях с учащимися и их родителями. Нормы и правила субординации, координации нравственного опыта, поведения учителя частично определены в официальных документах.

К общим функциям педагогической морали относятся:

1 Гносеологическая (познавательная) функция морали. Она проявляется в том, что мораль дает человеку новые знания о мире и одновременно является формой общественного сознания. Нравственная деятельность в педагогической сфере обоснуется прежде всего на общих нравственных воззрениях, нормах, оценках и ориентациях. Однако в педагогической деятельности в большей мере воплощается программируемая способность морального сознания. Настоящий педагог и весь педагогический коллектив не ограничиваются познанием прошлого и настоящего морали, социальной деятельности.

2 Ценностно-ориентационная функция морали. Она заключается в том, что человек оценивает события, явления и поведение других людей с точки зрения смысла человеческой жизни с помощью определенной системы ценностных ориентаций. В педагогической морали эта функция реализуется по-разному. Любая педагогическая деятельность должна быть морально ориентированной, ведь ее результат имеет большую социальную ценность и направлен на воспитание морально ости учащихся. Реализация идей педагогической морали обеспечивает формирование ценностных ориентаций на моральную деятельность и совершенствования нравственных отношений между индивидами.

3 Воспитательная функция морали. Моральные уставы, нормы, оценки, стимулы и нравственные ориентиры, направленные на воспитание нравственной личности ученика. Педагогическая мораль требует от учителя особого уровня воспитанности. Его внутренний мир, манера поведения и привычки должны быть подчинены принципам, нормам и правилам, которые аккумулированы в педагогической среде и осуществляют воспитательное воздействие и на самого учителя.

 

 

Практическое занятие 2.





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 1152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.133.198 (0.008 с.)