Аналитическое обоснование реализаци программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аналитическое обоснование реализаци программы



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 В современном обществе все больше уделяется внимания проблеме насилия и жестокого обращения с детьми. Средства массовой информации все чаще транслируют случаи  беспрецедентной  жестокости по отношению к детям. В нашей стране открыта информация о детях, которые лишены семейной любви и заботы – это 115627 сирот.[1] По словам представителя президента РФ ежегодно регистрируется до полутора тысячи случаев насилия над детьми, совершаемого взрослыми. Непосредственно в городе Арзамасе в 2012-13 годах зарегистрировано  7 случаев наказания родителей за жестокое обращение с детьми, согласно УК РФ. Открытость проблемы формирует общественное мнение, которое является двигателем дальнейших преобразований.  

Российское законодательство защищает права ребенка сегодня, рассматривая его как личность, а не как собственность родителей. Что в свою очередь является противоречием между требованиями социокультурного развития общества  и семьей социального риска, где существует опасность для полноценного развития, здоровья и жизни ребенка. Граница вмешательства государства в семью – довольно сложная граница. Обязательное вмешательство необходимо в случае угрозы жизни и здоровья ребенка!

Наукой доказано, что семья жизненно необходима ребенку, и необходимо сохранять приоритет за биологической семьей.  Из практики следует, что насилие над детьми, действительно, очень сложно выявить и оценить. Так, например, в русских семьях исторически сложилось применение  ремня или «шлёпания» детей в  воспитательных целях. Но здесь важно помнить, что, в той же России,  никогда не били ни дворянских и ни княжеских детей, напротив эта мера наказания считалась крайне оскорбительной.  Поэтому данная программа  включает в себя работу с родителями по повышению педагогической  культуры  и их самооценки.

Другой факт трудности выявления насилия над детьми – это отсутствие зарегистрированных случаев в ведомствах, для которых необходимо основание или заключение экспертов. Ведь дети, перенесшие насилие, на ранних этапах исключительно редко попадают в поле зрения врачей, органов опеки и КДН.  Поэтому специалисты, работающие в детских учреждениях, первыми должны определять состояние ребенка, отслеживая риски, связанные с его здоровьем и развитием. И если не принимать своевременных мер, жизнь ребенка может внезапно оборваться, либо превратиться в кошмар, который принесет еще больше проблем всему окружению.

На сегодняшний день существует ряд определений, критериев оценки, методов и технологий работы с детьми, которые так или иначе были травмированы по вине взрослых. Слабость или эффективность программ помощи детям-жертвам насилия в системе воспитательно-реабилитационной деятельности учреждения зависит от перехода постановки общих  целей и задач к  более конкретным и детальным. Программа «Под зонтом»  в этом смысле - направленный инструмент для работы с узкой целевой группой.

Инновационные идеи программы и аспекты социально-реабилитационной работы в учреждении - это, во-первых,   проведение скрининга детских коллективов относительно последствий домашнего насилия и выявление  детей, требующих срочных коррекционных мер.   Объективность оценки состояния каждого ребенка подкрепляется результатами наблюдений за группой несколькими специалистами: медицинским работником, воспитателем, социальным педагогом.

 Во-вторых, параллельно занятиям с детьми по психологической реабилитации программа предусматривает работу психолога с родителями и воспитателями группы. На индивидуальной встрече с родителями просматриваются видеосъемки занятий, отмечаются сильные стороны семейного влияния и даются рекомендации по взаимодействию с детьми. 

 В-третьих, программа «Под зонтом» наполнена терапевтическими техниками десенсибилизации, позволяющими оказать эффективную помощь ребенку, относительно которого доказано отрицательное воздействие насилия на психическое и физическое здоровье.  При этом программа предъявляет определенные требования к специалисту-психологу – это умение  использовать  психогимнастики  и активное слушание,  умение  работать с чувствами детей, знание закономерностей психофизиологии, владение методами  арт-терапии.

  Воспитательно-реабилитационное пространство, в котором разворачивается работа по оказанию помощи детям, ставшим жертвами насилия и жестокого обращения, имеет свои специфические характеристики. Центры дневного пребывания несовершеннолетних создают безопасную среду для ребенка их семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию,   позволяют общаться со сверстниками, получать поддержку педагогов и психологов, выбирать занятия по интересам, улучшать взаимодействия с родителями, повышать уровень знаний. В группах таких детей неизбежно возникают ссоры и конфликты, и необходимо уделять достаточно внимания сплоченности группы, чередовать активности. Существует также проблема посещения группы и стабильности состава участников.  Поэтому каждое занятие программы «Под зонтом» способно самостоятельно решать основную задачу и имеет логическое завершение, а при необходимости может дублироваться с использованием материалов приложения.  

Особый воспитательно-реабилитационный потенциал ГБУ «ЦСПСД г.Арзамаса» заключается в наличии и социально-профилактических, социально-развивающих и социально-коррекционных программ,  и их использовании как дополнение программе «Под зонтом», так и самостоятельный комплекс здоровье-сберегающих мероприятий, решающий проблему семьи и ребенка. Профессиональный потенциал специалистов, работающих в Центре, единство требований и междисциплинарное взаимодействие также  приносят положительный результат  в работе с семьями и детьми по проблемам насилия и жестокого обращения.

 

Развивающие

4. Развитие у детей навыков адаптивного выражения собственных чувств и распознавания у других людей.

 

5. Развитие поведенческих  навыков ребенка, необходимых для

конструктивного взаимодействия  со сверстниками  и взрослыми.

 

Информирующие

6. Повышение правовой грамотности детей и родителей.

 

 

Характеристика группы

Целевая группа - дети младшего школьного возраста, пострадавшие от семейного насилия или жестокого обращения.

 Отбор участников производится по оценке состояний, которые могут оказать негативное влияние на психическое или физическое здоровье ребенка, а также нанести серьезный вред его развитию. Участники групповых занятий - дети из семей социального риска и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, переживающие актуальные и отдаленные последствия физического, психологического или сексуального насилия.

 Наполняемость группы не более 6 человек. Возраст 8-10 лет. Дети отбираются по результатам диагностических исследований, наблюдений и общей оценки состояния ребенка специалистами, психолога, социального педагога, воспитателя группы. 

 

Программа рассчитана на   10 занятий, по 2 занятия  в неделю. Весь коррекционный цикл  разделен на 4 раздела. Продолжительность групповых занятий от 45 минут до 1 часа.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Сроки

Наименование

 разделов и тем 

Всего мероприятий

Занятия с детьми Очное консуль-тирование родителей Супервизии с воспита-телями
1 неделя I. Диагностический (подготовительный) Анализ результатов комплексного диагностического обследования     1 встреча с каждым воспита-телем

2

неделя

 

II. Установочный Занятие 1: Знакомство.   1 1 встреча с каждой семьей  
III. Основоной Занятие 2: Словарь эмоций.   1                  2-3 супервизии

3

неделя

Занятие 3: Мои чувства. 1    
Занятие 4: Что делать с гневом? 1    

4

неделя

Занятие 5: «Я ушел в свою обиду…» 1    
Занятие 6: По-секрету… 1    
5 неделя Занятие 7,8: Моя семья. 2    

6

неделя

Занятие 9: Я знаю свои сильные и слабые стороны.   1    
IV.Завершающий Занятие 10: Я – могу собой гордиться!                                                                                                                                    1 Анкетирование родителей 1 встреча с каждым воспита-телем

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                                              I раздел – Диагностический (подготовительный) Цели: проведение и анализ результатов комплексной диагностики; отбор детей, нуждающихся в оказании срочной психологической помощи.

                                  

                             

  II раздел - Установочный
Вводное занятие с детьми. Цель: знакомство, установление контакта; определение состояния детей порядка дальнейшей работы; разучивание «словаря эмоций»
Супервизирование воспитателей. Цель: информирование воспитателей об особенностях детей; выбор стиля, приемов взаимодействия с ребенком; поддержка специалиста  
Очное консультиро-вание родителей. Цель: уменьшение отрицательного воздействия на ребенка со стороны взрослых, получение согласия на участия ребенка в программе.  
 

 

 

                                                              

III раздел – Основной. Коррекционные занятия с детьми Цели: помощь ребенку в переосмыслении травматичного опыта, отработка негативных эмоциональных переживаний;     

                                                     

                                                   IV раздел – Итоговый     Цель: оценка результатов программы; повышение родительской самооценки.
Диагностика детей
Обсуждение результатов работы с воспитателем
Встреча с родителями: работа с видео, поддержка родительской уверенности
  

 

                                                                                                                                        

 

 

 

7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

                           

· Получение детьми позитивного опыта безопасного взаимодействия со взрослыми, часто противоположного тому, который они получают в семье;

· Развитие навыков общения со сверстниками;

· Улучшение отношений с родителями;

· Преодоление эмоциональных проблем (страхи, агрессивность, повышенная тревожность, обидчивость);

· Разрешение эмоциональных (связанных с отношениями и мотивацией) и когнитивные (обусловленные особенностями интеллектуального развития) проблемы, связанные с обучением в школе;

· Улучшение познавательных способностей;

· Получение сведений о развитии познавательных способностей детей, готовности к школе и эмоционально-волевых особенностях.

· Дети научатся говорить о чувствах, используя эмоциональный словарь.

· Дети смогут самостоятельно применять приемы саморегуляции и релаксации. 

· У детей понизится уровень депрессии и психо-эмоционального напряжения.

· Повышение самооценки у детей.

· Дети научатся применять модели социально-одобряемого поведения в группе сверстников.

· Воспитатели группы повысят свою толерантность по отношению к детям-жертвам насилия и жестокого обращения.

· Специалисты получат опыт внедрения технологии сопровождения детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения.

· Осознание родителями последствий, к которым приводят физические наказания, понимание неэффективности наказаний (мотивация на изменение);

· Рефлексия собственного детского опыта родителей;

· Расширение репертуара родительских реакций;

· Изменение родителей о себе как о родителе на когнитивном уровне;

· Получение родителями помощи в разрешении их собственных проблем;

· Получение родителями принятия и эмоциональной поддержки;

· Возможность разобраться в отношениях с партнером/супругом и изменять их;

· Осознание и получение помощи в преодолении проблем, связанных с злоупотреблением алкоголем и созависимостью;

· Получение помощи в разрешении трудных ситуаций, а в первую очередь, в ситуациях домашнего насилия;

· Повышение уверенности и самооценки, улучшение навыков общения;

· Понимание проблем и переживаний ребенка, улучшение взаимодействий с ним;

· Повышение уровня правовой грамотности у участников;

· Понимание специалистами сложностей, с которыми сталкиваются родители, установление с ними психотерапевтических отношений.

  8. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ                      

Занятие 1

Тема: Знакомство.

Задачи: - знакомство;       

      - установление контакта;

      - стимулирование установки на совместную деятельность.

Приветствие.

Презентация программы.

Цель: актуализация детских проблем и трудностей.

Ведущий показывает детям отрывок из мультфильма «Карлсон вернулся», где в семье Малыша появляется Фрекен Бок.

- Что случилось в жизни Малыша?

- Бывает ли такое у других детей? А у вас?

- Наша программа называется «Под зонтом», здесь мы научимся оберегать себя от проливного дождя обид, ссор и наказаний.

 

Рефлексия занятия.

- Что вам особенно запомнилось?

 

 

Занятие 2

Тема: Словарь эмоций.

Задачи: - развитие словаря эмоций;

- тренировка навыка распознавания эмоций других людей и распознавания собственных эмоций.

 

Игры с парашютом

Цель: закрепление эмоционального словаря; отработка негативных эмоций.

 

5. Упражнение в сенсорной комнате «Сказка о птицах» С.П.Кремневой.

Дети направляются в темную сенсорную комнату – свет в ней приглушен. Дети садятся на пуфики «Лежебока». Ведущий спрашивает:

- Как может выглядеть вековечный лес?

(Деревья в нем старые, переплетены между собой ветвями, в него не попадают лучи солнца)

Ведущий рассказывает сказку (См. приложение 2)

Рефлексия.

- Что вам особенно запомнилось?

 

 

Занятие 3

Тема: Мои чувства.

Задачи: - аффектная проработка травмы;            

           - формирование у ребенка умения связывать определенные чувства и определенные события;

           - закрепление приемов релаксации.

 

 1.  Приветствие.

 Дети передают мяч и говорят о своем настроении.

 

 2.   Разминка «Изобрази чувство»

Цель: тренировка навыка экспрессии чувств.

Детям предлагается изобразить чувство, которое Ведущий скажет «наушко». Другие дети отгадывают.

 

Фокус – группа»

Цель: развитие эффективных способов выражения эмоций.

Детям предлагается продолжить фразу «Когда мне грустно, я…»

Далее повторяются приемы выражения эмоций, использованные детьми, и предлагаются дополнительные эффективные способы: Релаксационное упражнение «Диафрагмальное дыхание». 

      

 4.  Упражнение «Маска»

Цель: распознавание и отреагирование собственных чувств.

В первой части упражнения дети рисуют маску.

Во второй части упражнения ребята надевают свои маски. Ведущий просит ребят рассказать или инсценировать случай, когда ребята испытывали такие чувства как радость, удивление, печаль, стыд, беспомощность или бессилие. Порядок чувств направлен от простых и приятных к тяжелым и сложным.

Заметка для Ведущего: Данное упражнение необходимо проводить в максимально доверительной и безопасной обстановке.   

    

5.  Рефлексия упражнения.

 

Занятие 4

Тема: Что делать с гневом?

Задачи: - обучение способам безопасного выражения чувств;

- активизация рефлексивных механизмов.

 

Упражнение «Выставка».

Ведущий предлагает ребятам сесть удобно, зарыть глаза и глубоко вздохнуть 3-4 раза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней фотографии людей, на которых вы сердитесь, злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства, мысленно скажите этоиу человеку все, что хотели.

- Какие это будут слова?

- Какая это была ситуация?

- Какие есть еще способы выразить чувства?

 

3. Мозговой штурм «Когда злишься, можно …» (Безопасные способы выражения гнева)

Ведущий вывешивает большой лист и просит перечислить безопасные способы выражения гнева.

Игра «Камушек в ботинке»

Инструкция: Когда мы взволнованы или начинаем сердится, то сначала это воспринимается, как маленький камушек в ботинке. Если мы его не вытащим, ноге придется очень плохо. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только их заметят. Я хочу, чтобы вы подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что вам мешало бы. Скажите тогда: «У меня камушек в ботинке, мне не нравится. Когда…»

 

Игра «Обзывалки»

Инструкция:  Когда мы сердиты друг на друга, мы можем говорить разные обидные слова. А кто-нибудь пробовал ругаться не обидно? Это могут быть названия овощей, фруктов, предметов, посуды – «А ты – морковка!»

Дети кидают друг другу мяч, при этом называют друг друга необидными словами. В заключительном круге играющие обязательно говорят друг другу что-нибудь приятное: «А ты моя радость!»

 

Рефлексия занятия.

- Я узнал сегодня…

- Мне понравилось \ не понравилось сегодня…

- Мне хотелось бы…

Занятие 5

Тема: «Я ушел в свою обиду…»

Задачи: - обучение приемам самообладания с обидой;

- развитие эмпатии и способности оказывать поддержку другим в трудной ситуации.

 

Разминка «Кенгуру».

Инструкция: Объединитесь в пары, прижмитесь друг к другу спиной и сцепитесь, переплетя руки в локтях. Скажите друг другу на ушко число от одного до десяти. Теперь сложите эти числа и подпрыгнете, не разъединяясь, столько раз. Сколько получилось при сложении.

Ведущий: На прошлом занятии мы говорили с вами о том, как справляться с гневом. Сегодня мы будем учиться справляться с обидами.

 

Упражнение «Копилка обид»

Инструкция: Ведущий предлагает детям вспомнить ситуации, когда они испытывали чувство обиды и разочарования. Что это были за ситуации? Кто был рядом с вами? Вспомните самую главную обиду и поместите ее в копилку для обид. (Записать или нарисовать).

Обсуждение: Дети проговаривают по кругу то, что у них получилось по формуле: «Я почувствовал обиду, когда…». Ведущий создает обратную связь через присоединение и организует форму поддержки.

- Кто сталкивался с такой же ситуацией?

- Уменьшились ли ваши обиды? До каких размеров?

 

Упражнение «Ситуация»

Дети получают ситуации на карточках и варианты ответа, которые нудно выбрать.

Ситуация 1:

Я Миша мне 8 лет. На день рождения мне подарили щенка. Я очень привязался к своему новому другу и заботился о нем. Однажды я попросил своего друга присмотреть за щенком, но он не уследил за ним, и щенок убежал. Я был расстроен и обиделся на моего знакомого.

Выбери ответ:

1) Не расстраивайся.

2) Подумаешь! Щенок убежал!

3) Ты очень грустишь, да?

4) Что тебя обидело больше всего?

5) Успокойся.

6) У меня пропал кот, но я же не плачу.

7) Это очень грустно, когда тот, на кого ты рассчитываешь, подводит тебя. Я понимаю, как это тяжело.

Ситуация 2:

Я Оля. Мне 10 лет. Со мной произошла такая история: я поделилась со своей подругой одним секретом, рассказала ей кое-что важное о себе, а на другой день я узнала, что большинство ребят знают о моей тайне. Мне было очень неприятно и тяжело. Я считаю, что моя подруга меня предала. Я и сейчас не могу успокоиться.

Выберите ответ:

1) Не переживай

2) Нашла из-за чего переживать!

3) Не надо никому говорить о своих секретах

4) Я понимаю, со мной произошел такой же случай.

5) Я понимаю, как это тяжело. Ты доверилась подруге и пожалела об этом.

6) Это очень грустно, когда разочаровываешься в друзьях.

 

6. Завершающее упражнение с мячом «Мне нравится в тебе…»

 

 

Занятие 6

 Тема: По-секрету…

 Задачи: - отреагирование и дифференсация чувств, связанных с насилием;

          - аффектная и когнитивная проработка травмы.

 

Приветствие.

Ведущий просит каждого из ребят назвать свое утреннее настроение, используя словарь эмоций.

 

2.   Разминка «Когда идет дождь, я думаю о… Когда светит солнце, Я думаю о…»

Важно объяснить детям, что нет хороших и нет плохих чувств.

 

Упражнение «По-секрету»

Цель: тренировка в переосмыслении травмирующих ситуаций.

Ведущий: У каждого из нас есть свои секреты. Иногда они перестают быть секретами и их можно открывать. Задание: вспомните и расскажите секрет, который уже перестал быть «секретом».

Заметка для Ведущего: (Ведущий сам первым должен рассказать один свой детский секрет)

 

4.     Ролевая игра: «Двойка»

Цель: тренировка в распознавании и выражении различных чувств.

Ребятам надевают перчаточные куклы, изображающие животных, и предлагают импровизировать. Дети исполняют роли: печальной мамы, строгого папы, сыночка-«двоечника», братца-«задиры», одноклассников и т.д. Один из ребят может быть оператором, его задача - снимать игру. Ведущий также участвует в игре и способствует более естественному и правдивому проигрыванию ролей.

 

Рефлексия.

 

Игры с парашютом.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

 

Занятие 7.

 

Тема: Моя семья.

Задачи: - интеграция чувств;

         - развитие у ребенка навыка переформулирования когнитивных искажений.

 

Приветствие.

Дети передают по кругу игрушку и говорят о своем настроении.

 

Разминка «Назови чувства»

 Цель: закрепление эмоционального словаря.

Ребятам предлагается рассмотреть слайды с изображением различных активностей детей и назвать правильно эмоции, разделив их на положительные и отрицательные. Ведущий также спрашивает у детей, какие эмоции бывают у всех людей и правильно ли это?

 

3.   Упражнение «Все равно ты молодец!»

Цель: работа над когнитивными искажениями у детей.

Ребятам предлагается рассказать ситуацию, в которой они чувствовали себя плохо. Ведущий предлагает каждому из детей продолжить фразу «Один раз …» Всем остальным участникам предлагается поддержать своего товарища, сказав ему «Все равно ты молодец, потому что …» 

 

Рефлексия.

Ребятам предлагается выучить формулу ответа обидчику «Я должен тебя ударить, но я этого не сделаю»

 

Игры с парашютом.

Дети по очереди ложатся на спину под купол парашюта говорят о своих ощущениях и делают команду «стоп». Дети поднимают парашют вверх и меняются местами, перебегая навстречу друг другу.

 

Занятие 8.

 

 Тема: Моя семья.

 Задачи: - развитие у ребенка навыка переформулирования когнитивных искажений;

         - оценка ресурсов семьи.

     

Приветствие.

Разминка «Мои качества»

Цель: формирование адекватной самооценки у детей.

      Ведущий раскладывает на столе полоски бумаги с напечатанными качествами детей. Затем просит ребят набрать себе те качества, которые им подходят. Далее можно ранжировать качества. Каждый ребенок рассказывает про себя.

 

3. Тест «Дополните предложение» Л.Дюссе. (См. приложение 1)

Цель: стимулирование механизмов позитивного мышления.

 

Упражнение «Моя семья»

Цель: формирование адекватной оценки собственной семьи.

Ведущий просит детей расставить симулянтную семью так, как выглядела семья самого ребенка вчера вечером.

После упражнения проводится рефлексия. Дети говорят, как они себя чувствовали, что им хотелось сделать.

 

Игры с парашютом.

Цель: помощь ребенку в снятии эмоционального напряжения.

В игру с парашютом добавляется мяч.

 

6. Релаксационное упражнение «Декларация самоценности» В.Сатир (Детский вариант)

Цель: формирование адекватной самооценки; развитие навыков саморегуляции.

Детей просят слушать, повторять, а затем заучивать наизусть текст:

 

Я - это Я!

И нет никого в этом мире такого, как Я!

Много всего есть у меня:

Победы, ошибки, успехи, беды!

Я – это Я!

Я строю себя! Я – это здорово! Я – это клево!

«Я» - для меня очень важное слово!

 

 

Занятие 9.

Тема: Я знаю свои сильные и слабые стороны.

Задачи: - преодоление поведенческих последствий перенесенного насилия и формулирование адаптивных моделей поведения.

 

Приветствие.

Ведущий просит ребят поздороваться разными способами.

 

Упражнение «Чудо-кактус»

Цель: гармонизация эмоционального состояния, сенсорная стимуляция.

Ведущий читает детям сказку «Чудо-кактус». (См. приложение 2) 

Далее детям предлагается вылепить форму кактуса из пластилина, оформить его зубочистками и вырезанными из бумаги цветами. Дети также могут использовать готовые пластиковые цветы и гербарии. В конце упражнения обязательна рефлексия.

Заметка для Ведущего: Техника направлена на проработку психологических проблем у агрессивных детей. За счет работы с пластилином, сложного для ребенка процесса разминания блоков происходит переход внутреннего состояния в материал. Получившийся материал является контейнером эмоций ребенка. Колючки служат символом агрессивных реакций ребенка на окружающий мир. А момент прикрепления к этим колючкам цветов может нести в себе коррекционное воздействие.

5. Игры с парашютом. (См. Приложение2).                                                                            

Занятие 10.

Тема: Я могу собой гордиться…

Задачи: - психодиагностика детей;

          - повторение приемов саморегуляции и позитивного мышления.

 

Приветствие.

2. Разминка «Я сегодня …»

Цель: оценка использования навыка эмоционального словаря.

       Ведущий просит продолжить фразу, не подсказывая, какими частями речи можно пользоваться. Если дети используют эмоциональный словарь и говорят и своем настроении, значит навык достаточно сформирован.

 

Мозговой штурм «Мои права»

Цель: формирование у детей правовой грамотности.

Ведущий просит ребят назвать права детей. Ведущий дополняет ответы детей. Все ответы записываются на листе ватмана и зачитываются снова.

 

5. Повторение способов саморегуляции.

Ведущий просит ребят по одному провести синхрогимнастику по методу «Ключ».

      

Игры с парашютом.

Цель: стимуляция положительных эмоций.

 

Релаксационные упражнения.

Цель: тренировка навыков релаксации.

     Ведущий проводит релаксационные упражнения «Очищающее дыхание», «Декларация самоценности».

Список литературы

 

1. Методические рекомендации по организации системы профилактики жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения. Костенко М.А.- М. 2011

2. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. И.А. Алексеева - М. 2010

3. Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье. Нелюбова Я.К. – В.2009

4. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. Сучкова Н.О.- С-П.2008

5. Это горькое слово «развод». Куличковская Е.В., Степанова О.В. – М.2010

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диагностические материалы

Диагностический бланк

Фамилия и имя ребенка______________________ ________________________

Дата рождения______________________________________________________

1. Когда я стану большим(ой), то __________________________________

2. Мне мешает _________________________________________________

3. Школа (детский сад)-это _______________________________________

4. Другие дети__________________________________________________

5. Я грустный(ая), когда _________________________________________

6. Мой папа____________________________________________________

7. Я пытаюсь___________________________________________________

8. Если бы только мои родители___________________________________

9. Когда я нахожусь дома,________________________________________

10. Я надеюсь, __________________________________________________

11. Моя мама____________________________________________________

12. Хорошо, когда________________________________________________

13. Мама полагает, что я __________________________________________

14. Ночью мне снится ____________________________________________

15. Взрослые ____________________________________________________

16. Я ненавижу __________________________________________________

17. Я рад(а), что я ________________________________________________

18. Я не могу ____________________________________________________

19. Когда я один (одна) ___________________________________________

20. Самое важное для меня _______________________________________

21. Я пугаюсь, когда _____________________________________________

22. Я бы хотел (а) знать ___________________________________________

23. Я бываю расстроен (а), когда __________________________________

24.  Больше всего я хотел(а) бы ____________________________________

25. Моя сестра (брат) _____________________________________________

26.  Моя семья____________________________________________________

                                                    

Интерпретация: Полученные ответы ребенка показывают его отношение к родителям и семье в целом. Спонтанные ответы дают также некоторую информацию о том, какие чувства и эмоции  испытывает ребенок, что его беспокоит, что радует, что страшит, а что дает силу.

Если ребенок уклоняется о ответов, то можно сделать вывод о том, что в его отношениях с людьми существуют болевые точки, и следует обратить на них внимание уже в другом контексте при дальнейшем обсуждении проблем.  

 

Эмоциональный словарь

Радость,                          печаль,                                     интерес,

гнев,                                спокойствие,                       восторг,

обида,                             неприязнь,                          любопытство,

страх,                             злость,                                 разочарование,   

удовольствие,                удивление                           испуг.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 В современном обществе все больше уделяется внимания проблеме насилия и жестокого обращения с детьми. Средства массовой информации все чаще транслируют случаи  беспрецедентной  жестокости по отношению к детям. В нашей стране открыта информация о детях, которые лишены семейной любви и заботы – это 115627 сирот.[1] По словам представителя президента РФ ежегодно регистрируется до полутора тысячи случаев насилия над детьми, совершаемого взрослыми. Непосредственно в городе Арзамасе в 2012-13 годах зарегистрировано  7 случаев наказания родителей за жестокое обращение с детьми, согласно УК РФ. Открытость проблемы формирует общественное мнение, которое является двигателем дальнейших преобразований.  

Российское законодательство защищает права ребенка сегодня, рассматривая его как личность, а не как собственность родителей. Что в свою очередь является противоречием между требованиями социокультурного развития общества  и семьей социального риска, где существует опасность для полноценного развития, здоровья и жизни ребенка. Граница вмешательства государства в семью – довольно сложная граница. Обязательное вмешательство необходимо в случае угрозы жизни и здоровья ребенка!

Наукой доказано, что семья жизненно необходима ребенку, и необходимо сохранять приоритет за биологической семьей.  Из практики следует, что насилие над детьми, действительно, очень сложно выявить и оценить. Так, например, в русских семьях исторически сложилось применение  ремня или «шлёпания» детей в  воспитательных целях. Но здесь важно помнить, что, в той же России,  никогда не били ни дворянских и ни княжеских детей, напротив эта мера наказания считалась крайне оскорбительной.  Поэтому данная программа  включает в себя работу с родителями по повышению педагогической  культуры  и их самооценки.

Другой факт трудности выявления насилия над детьми – это отсутствие зарегистрированных случаев в ведомствах, для которых необходимо основание или заключение экспертов. Ведь дети, перенесшие насилие, на ранних этапах исключительно редко попадают в поле зрения врачей, органов опеки и КДН.  Поэтому специалисты, работающие в детских учреждениях, первыми должны определять состояние ребенка, отслеживая риски, связанные с его здоровьем и развитием. И если не принимать своевременных мер, жизнь ребенка может внезапно оборваться, либо превратиться в кошмар, который принесет еще больше проблем всему окружению.

На сегодняшний день существует ряд определений, критериев оценки, методов и технологий работы с детьми, которые так или иначе были травмированы по вине взрослых. Слабость или эффективность программ помощи детям-жертвам насилия в системе воспитательно-реабилитационной деятельности учреждения зависит от перехода постановки общих  целей и задач к  более конкретным и детальным. Программа «Под зонтом»  в этом смысле - направленный инструмент для работы с узкой целевой группой.

Инновационные идеи программы и аспекты социально-реабилитационной работы в учреждении - это, во-первых,   проведение скрининга детских коллективов относительно последствий домашнего насилия и выявление  детей, требующих срочных коррекционных мер.   Объективность оценки состояния каждого ребенка подкрепляется результатами наблюдений за группой несколькими специалистами: медицинским работником, воспитателем, социальным педагогом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.273 с.)