Документальный материал в условиях сценического пространства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Документальный материал в условиях сценического пространства.



Сценарий театрализованного представления, как и произведение любого другого вида искусства, являет собой единство реальной жизни с её осмыслением и оценкой автора, выраженной в определённой художественной форме. Работая с документальным материалом, режиссер должен следовать принципам правдивости и художественности, а так же помнить, что любой жизненный факт, реальный предмет, историческое место, изученные и осмысленные режиссером, только тогда являются содержанием театрализованного представления, когда выражаются в художественной форме. Здесь, как и в театральном спектакле, должно происходить воспроизведение действительной жизни, в которой раскрыта, обнаружена и выражена для зрителей сущность этой жизни. Само её «воспроизведение» есть воспроизведение художественное. Поэтому перед режиссером стоит задача – найти художественное решение каждому жизненному факту, каждому документу, используемому в сценарии или определить ему такое место в общей структуре сценария, чтобы в контексте с другим документальным или художественным материалом возникал некий «образно-смысловой ряд», который и будет прочитан, оценен и прочувствован зрителем в процессе его восприятия. Именно такой подход к материалу необходим режиссеру в процессе работы над сценарием.

Режиссер, тщательно отобрав документальный материал, обрабатывает, обогащает и преображает его творчески согласно сценарно-режиссёрскому замыслу с целью образного решения авторской мысли. Только в этом случае рождается подлинно художественный образ. В одних жанрах он предстаёт в образе человека, в других – образ природы, в третьих – вещи, и т. д.

В процессе написания сценария, для удачного использования документального материала, необходимо выработать навыки образного мышления театрализованных представлений и определить творческий метод сценарно-режиссерской работы.

Метод – совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (исследования, познания) действительности (явлений природы и общественной жизни). [23 с. 43]

Наиболее популярными в настоящее время среди остальных творческих методов в режиссуре массовых праздников являются: театрализация и иллюстрация.

Театрализация

Театрализация действа — организация материала в рамках массового представления (документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законам драматургии на основе события, рождающего психологическую потребность единой общности. Двойственность функции театрализации, соединяющей реальную и художественную деятельность, обусловлена потребностью людей осмыслить необыденное значение того или иного события, выразить и закрепить чувства по отношению к нему, стремлением к духовному общению, к массовому творческому самовыражению.

Режиссерская театрализация – это творческий способ приведения режиссерского набранного материала к художественной образной форме представления, через систему выразительных, изобразительных и иносказательных средств.

Особенности театрализации:

1. В основе сценария всегда лежит документальный материал.

2. Театрализованное действо подразумевает не создание психологии вымышленных героев, а создание психологии ситуаций, в которых действуют и развиваются реальные (документальные) силы.

3. Театрализованное действо решает несколько задач:

· назидательную,

· информационную (познавательную),

· этическую,

· эстетическую,

· гедонистическую (получение удовольствия),

· коммуникативную.

4. Театрализованное действо, как правило, одноразово и существует по законам «здесь и сейчас».

5. Отличает многообразие пространственных и стилевых форм и средств выразительности:

Таким образом, театрализовать документальный материал, значит выразить его средствами театра и выполнить два главных условия:

· выразить сущность жизненного явления в зримом развитии драматургического конфликта, а реальное общение участников – в игровом, художественном действии, включающем в себя синтез художественных выразительных средств

· создать художественный образ жизненного общения – превратить эмоции по поводу события в зрелище человеческих чувств.

Сфера реализации документального материала в сценическом пространстве с помощью метода театрализации самая разнообразная, это:

─ метод художественной обработки документального материала;

─ метод художественной организации реального действия участников театрализации;

─ метод активизации деятельности участников.

Кроме того, театрализация предполагает создание особой социально-психологической ситуации, которая характеризуется:

─ особой значимостью события, проблемы, составляющих тему театрализации;

─ причастностью к событию участников

─ потребностью выразить свою причастность к происходящему через зрелищно-игровое, творческо-исполнительское и другое реальное действие

─ наличием особой эмоционально-психологической атмосферы.

Итак, суть метода театрализации в современных театрализованных представлениях состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, пронося их через единое «сквозное действие», которое соединяет в себе все используемые компоненты по законам сценария. Театрализация требует органичного вплетения используемых средств выразительности в развивающееся действие, их целостного единства с происходящим.

Иллюстрация

Иллюстрирование – простейший способ использования искусства, предлагающий подтверждение, подкрепление, аргументирование той или иной информации художественным материалом.

Для иллюстрации документального материала в театрализованном представлении характерно:

1. Соответствие текста сценария общему замыслу

2. Соответствие логики события общему замыслу.

3. Наличие художественно-иллюстративного материала (фрагмент стихов, песен, кинофильмов и т. п.), который монтируется «встык» к соответствующему обработанному жизненному материалу.

4. Влияние определенного документально-художественного образа на восприятие содержания мероприятия и дополнение этого восприятия своеобразным художественным комментарием.

«Зерно» иллюстрирования – художественное комментирование тех или иных фактов, событий, документов.

Задача приема иллюстрирования – усилить восприятие содержания мероприятия, путем привлечения различных выразительных средств.

Сценарный уровень иллюстрирования как творческого метода – сценарный план, схема, технический, монтажный лист.

Основные принципы метода иллюстрирования, предложенные Генкиным Д.М:

1. Соответствие художественного материала теме и идее информационно-логической линии содержания.

2. Логическая согласованность и обоснованность информационного художественного материала (одно дополняет, продолжает или следует из другого).

3. Стремление к использованию максимально разнообразного комплекса художественного материала.

4. Обеспечение условий для восприятия информации и активизации процесса ее усвоения.

«Иллюстративность лишает зрителя игры воображения, убивает рождающиеся в нем образы и ассоциации. Иллюстрирование всегда статично по своему характеру, рассчитано, прежде всего, на усиление восприятия содержательного материала» [23, с. 43].Данное высказывание отражает общую суть иллюстрирования, однако стоит заметить, что метод иллюстрирования может дополнять документальный материал знаково, символически, ассоциативно и т. д. Иллюстрация раскрывает действие и иногда бывает его смысловым продолжением в зависимости от замысла режиссера.

Использование метода иллюстрации способствует расширению границ информации, сообщаемой аудитории в ходе театрализованного представления, доступности её восприятия и более прочному её усвоению, делая этот процесс более живым и интересным, так как средства искусства повышают эмоциональное воздействие на аудиторию.

Метод иллюстрации, который широко применяется в массовых формах, не менее интересен и значителен, чем метод театрализации. Главное – уметь им грамотно пользоваться.

Таким образом, существует два основных метода использования документального материала в условиях сцены, их можно чередовать (делая акцент), совмещать на контрасте.

Метод иллюстрации представляет собой внесение элемента художественности в театрализованную программу без видоизменения её формы. Театрализация представляет собой сложный творческий метод, который может быть использован лишь в особых социально-психологических условиях и представляет собой синтез реальной действительности и художественного вымысла, который рождает новое неповторимое документально-художественное действие. Более того, театрализация требует не только наличия и завершённости развивающегося по законам драматургии действия, но и активизации аудитории, что в корне отличает её от иллюстрации.

Вместе с тем, в процессе создания сценария и при использовании метода иллюстрации, как и метода театрализации, режиссеру необходимо знать, зачем и для чего он использует документальный материал, о чём он хочет поведать аудитории, какую мысль и ради чего он будет утверждать, и где будет проходить предстоящее действо.

Выбор метода иллюстрирования или театрализации зависит от правильно найденной взаимосвязи между содержанием и формой проводимого мероприятия.

Иллюстрирование и театрализация призваны добиться реакции зрителя, его активизации, создать необходимые условия для его участия в мероприятии. Главный смысл – осуществление идеи и донесение ее до зрителя.

Как уже было сказано, метод – это совокупность приемов. Поэтому использовать только один прием в работе с документальным материалом в театрализованном представлении значит ограничить себя в реализации режиссерской мысли. Именно совокупность приемов делает театрализованное представление многогранным. Однако можно выделить основной прием (или «ход») работы, который будет исходной точкой в образной подаче документального материала.

Сценарно-режиссерский прием как образная подача материала.

Часто путают понятия «сквозное действие» и «сценарный ход». Сценарный ход — это инструмент выразительности, соединяющий в единую сюжетную линию разрозненный материал и эпизоды сценария, помогающий рождению образа. Сквозное действие— это направление («куда направлять свой темперамент»). Сценарный ход — это инструмент выразительности сценариста. Сквозное действие – это инструмент выразительности режиссёра и актёра. Можно выделить следующие основные виды сценарно-режиссёрского хода:

· хронологический ход (построение сюжета в соответствии с последовательностью событий в реальности);

· ретроспективный ход (построение сюжета с обратной по​следовательностью событий — от финала к началу истории);

· сюжетный ход (построение сюжета на основе общеизвестной сюжетной линии);

· игра с вещью или трансформация детали (использование какой-либо детали (вещи), придавая ей каждый раз новое значение, как прямое, так и ассоциативное);

· лейтмотивный ход — периодический повтор (напоминание) одной и той же информации, которая всякий раз приобретает неожиданно новое значение;

· игровой приём (использование разного рода игровых ситуаций или условий игры как основы развития сюжета);

· образный ход (использование какого-либо понятия, имеющего многозначную трактовку).

Хронологический хода редко существует в чистом виде, без выразительного дополнительного приема, объединяющего сюжет. Этот приём часто используется неспециалистами в создании сценариев юбилейных торжеств. В подобных сценариях всё строится по принципу «как это было» — от 22 июня до 9 мая, от заклада фундамента до выпуска продукции, от рождения до юбилейной даты. Как правило, эти программы затянуты, зрителей не ждёт неожиданный поворот сюжета, и документальный материал отобран поверхностно и выражается сухо.

Более интересен с творческой точки зрения ретроспективный прием. Неожиданно и ярко использовал его А.Д. Силин в театрализованном представлении, посвящённом 30-летию Победы в концертном зале «Россия» в 1975 году. До него все сценарии подобного рода шли строго в соответствии с историческими этапами Великой Отечественной войны. Его пролог стал классикой сценарного мастерства и, несмотря на многократную эксплуатацию данного приёма, до сих пор не потерял свежести производящего впечатления.   

Очень выразительным сценарно-режиссёрским ходом является приём трансформации детали или игры с вещью. Типичные ошибки неспециалистов:

а) перегруженность сценической площадки бутафорией, реквизитом, детальными подробностями оформления;

б) неизменность и статичность заданного оформления сцены, его скудость и невыразительность.

Одно из основных правил сценарно-режиссёрского творчества в сфере театрализованных представлений и праздников — экономия выразительных средств. Однако эти средства должны быть выразительными. Для того чтобы они стали выразительными, их нужно не только удачно подобрать, но и использовать все их возможности по максимуму. В частности, это касается предметной среды, деталей. Марк Розовский пишет в своей книге: «Хорошему режиссёру дайте один стул, и он поставит «Войну и мир». Стул может и то, и это, и пятое, и десятое!..».[21, с 89]

Розовский выделяет три этапа режиссёрского обыгрывания предмета: Первый — всестороннее изучение предмета и выполнение всех его физических свойств; второй — использование предмета с сохранением его старой функциональности; третий – контрапунктное перерождение предмета путём присвоения ему новых свойств.

Розовский имеет в виду театральное зрелище, однако, не в стиле всякого театра подобные приёмы выразительности, тогда как для режиссуры театрализованных представлений этот язык основной. «Этим языком должен владеть и сценарист. Обычный зонтик от дождя — это и зонтик как таковой, и трость, и колыбель, и волшебное колесо, и парашют, и парус, и ветка сакуры, а шапка раскрытых одновременно зонтов.

Использование приёма «игры с вещью» не только помогает мобильной и экономной выразительности, но и защищает от ненужного многословия, перегруженности материалом, деталями и нюансами, помогает более выразительно подать идею. Кроме того, этот приём защищает самодеятельного исполнителя (актёрами в театрализованных представлениях, как правило, выступают непрофессионалы)» от необходимости быть основным средством выразительности, что и не каждому актёру под силу.

С помощью лейтмотивного хода можно объединить материалы, внешне ничем не связанные друг с другом. Например, для сценарного решения публицистического представления приуроченного к научной конференции пермского педагогического университета студенты РТП/15-1б взяли за основу строки из стихотворения С. Острового о том, что «двери на свете бывают разные, красивые двери и безобразные...». Двери на самом деле бывают разные, и с помощью заданного лейтмотива студенты говорили в сценарии и о двери в кабинет министра, и в рабочее общежитие... «Двери есть и в рай, и в ад, и в душу».

Игровой приём сценарно-режиссёрского хода тоже популярен. К нему можно отнести игру в «Поле чудес» и многочисленные «поиски кладов» с предварительным разгадыванием загадок. Все эти приемы не плохи, плохо лишь то, что они существуют в сценарии зачастую механистически, без выдумки, без творческого воображения.

Образным ходом может стать, к примеру, такое понятие как «азарт» — азарт картёжника и азарт исследователя, азарт охотника и азарт творца. Или многозначное понятие огня — «на окошке на девичьем всё горел огонёк», огонь в крови, цветы «огоньки», пожар, искра, светлячок в ночи, огненное сердце. Или же клетка – может охранять внутри маленького птенца или мешать человеческой душе, выбраться на свободу.

Итак, сценарно-режиссёрский ход не только инструмент вырази​тельности, помогающий соединить разрозненный материал в единый сценарий и способствующий рождению образа, но и нередко носитель этого образного решения.

 

Таким образом, можно подвести итог, что документ – это источник, исходный материал для художественно-образного осмысления событий и создания на его основе художественного представления. Реализация документального материала в театрализованном представлении означает организацию жизненного материала по законам драматургии и создание художественного образа документа. Это и есть одна из главных задач режиссера, при реализации документального материала в театрализованном представлении.

Правильно отобранный материал, актуальный и достоверный, синтез художественного вымысла и действительности, образная подача на сцене рождают новое неповторимое документально-художественное действие, в основе которого существует актуальная проблема или осмысление реальной жизни.

Режиссер в данном случае ограничивается только своей фантазией и воображением. Жизненный материал, который может явиться источником рождения замысла очередного театрализованного представления, находится рядом с нами. Его надо лишь разглядеть, понять, осмыслить и найти ему образный эквивалент, так как только образное решение превращает документальный материал в произведение искусства.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 2280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.035 с.)