Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сбор и изучение документального материала в работе над театрализованным представлением

Поиск

 

Драматургия театрализованного представления, как правило, основана на конкретных фактах и на их осмыслении.

Одной из главных задач включения документального материала в театрализованное представление является привлечение внимания к актуальным проблемам (общественным, политическим и т. д.); и осмысление реальной жизни через воспроизведение её на сцене.

Использование конкретных фактов, непосредственно положив их в основу сценария — значит, прежде всего, изучить, хорошо знать и понимать жизнь конкретной человеческой общности, черпать из нее темы и сюжеты, действия и парадоксы, рассказывать о реальных, жизненных событиях, из материала вытягивать драматургию.

Советский и российский историк, драматург, сатирик, прозаик, доктор исторических наук Даниил Натанович Аль утверждал: «Документ — это свидетельство о факте» [1, с. 280]. Другими словами Факт — это то, что есть или имело место быть в жизни, а документ — это информация об этом событии.

Документ (лат. dokumentum доказательство, свидетельство) – это материальный носитель данных с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве. Такими материальными носителями могут выступать бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента, перфокарта и т. п. а так же документ может содержать в себе тексты, изображения, звуки и т. д. [23, с. 72]

В драматургии театрализованных форм, документ – это источник, исходный материал для художественно-образного осмысления событий и создания на его основе художественного представления.

«…некоторые специалисты … считают, что отличительной особенностью драматургии массовых форм является их документальность, – мнение А.А. Рубба, – … вопрос включения документального материала в ткань театрализованного тематического представления зависит, во-первых, от характера события, в честь которого он ставится, во-вторых, от его режиссерского замысла».[22, с. 15]

Документальный материал можно условно классифицировать по способам фиксации, разделив документ на письменные свидетельства и документ, запечатлевшийся внешне, так сказать «зримый» ряд происходящего.

Для начала автор рассмотрит письменные документам, которые делятся в свою очередь на периодическую печать, официальные документы и личные документы.

1. Периодическаяпечать.

Документ, содержащий в себе зафиксированный факт в реальном времени. К данному документу относятся газеты, статьи, заметки, журналы, листовки, интернет блоги и т. д. Степень достоверности подобного материала по большей части ставится под сомнение, так как информация изложена под личным взглядом. Однако даже подобный факт может содействовать непосредственно замыслу режиссера, если он на этой неточности сделает правильный акцент. Информация, найденная в таком зафиксированном виде, может лечь в основу эпизода представления или целого сценария, поскольку периодическая печать освещает события сегодняшнего дня, поэтому имеет огромную актуальность, подтверждённую документом. Нельзя забывать, что актуальность в театрализованном представлении в приоритете.

2. Официальный документ.

Документ, созданный непосредственно организацией или должностным лицом и оформленный в установленном порядке. Официальным документом являются законы, приказы, поручения и всё то, что зафиксировано подписью и печатью, лицом, имеющим отношение к власти.

В данном случае достоверность таких документов даёт возможность рассуждать и высказывать свою точку зрения о правильности, важности, нужности того или иного факта. Особенно часто это используется в публицистических представлениях — документ выносится на открытое обсуждение с публикой, но это уже ближе к документальному театру.

Следует иметь в виду, что специфика использования документального материала в театрализованном представлении существенно отличается от театрального использования документа, так как режиссер ТП не несёт факт в массы прямолинейно, а создаёт художественный образ факта. Документ в представлениях не является готовым сценарием. Однако в театре это имеет место быть.

Не стоит забывать и о таких документах, являющихся не менее официальными, как – паспорт, студенческий билет, диплом и так далее. Именно эти документы используются в праздничной культуре достаточно широко, к примеру Татьянин День, Праздник вручения паспорта, День окончания вуза и т. д. Эти документы зачастую существуют на сцене в качестве символа мероприятия.

3. Личные документы.

Документ, содержащий информацию о его авторе и об описываемых им событиях. Исследуя данные документы, нельзя исключать индивидуальность их создателей: возраст, пол, профессия, положение в обществе, мировоззрение, самочувствие, характер, состояние в момент написания. Его жизненный опыт также стоит принимать во внимание. Все эти факторы влияют на содержание, достоверность и точность записей. Именно личные документы дают возможность рассмотреть то или иное событие с нескольких ракурсов.

В режиссуре театрализованных представлений и праздников часто используются такие виды личных документов как: мемуары, дневники, письма. На них автор обращает внимание подробнее.

Мемуары

Жанр Мемуары схож с жанром Дневника, но мемуары подразумевают обращение к отдаленному прошлому, поэтому и идейная позиция автора не всегда объективна. Работа с мемуарами требует погружения в состояние автора. Необходимо так же учитывать под чьей редакцией они выходят.

Следовательно, режиссёр занимающийся праздником, который посвящен какой-либо исторической личности, не может упустить из внимания такие материалы как мемуары, написанные самой личностью или же кем-то другим, но упоминающим этого человека.

Примером работы с мемуарами может являться проект театральной студии «Овация». На день города Соликамска (2015 г.) студия организовала площадку «Исторический Арбат». Зрителям была предложена экскурсия на несколько веков назад — пять театральных постановок. На основе мемуаров оперной певицы Елизаветы Николаевны Панаевой была создана одна из постановок «Бывшая», рассказывающая о тяжелой судьбе женщины, приехавшей в Соликамск в добровольное изгнание в 20-ые годы прошлого века. Театральная студия, приуроченная к библиотеке города Соликамска, изучила исторический документальный материал и успешно реализовала его на сцене. С помощью мемуаров режиссер раскрыл характер сильной женщины, воспроизвёл ее страх и силу духа, создал художественный образ личности, который по достоинству был принят зрителями. Стоит заметить, что каждая постановка была создана на основе документального материала, найденного в архивах городской библиотеки. Сценарно-режиссерским ходом во всем проекте выступал лейтмотивный прием – периодически упоминалась значимая величественная архитектура (где располагалась площадка «Исторический Арбат»), всякий раз приобретая неожиданно новое значение, так как каждая из постановок имеет историческую связь с данным местом. Тем самым прием связывает все постановки в единую композицию.

Дневники

Этот документ так же является воспоминанием, но в дневнике фиксация факта имеет короткий период от момента свершения факта. Практически сиюминутная запись без возможно объективной оценки, но, безусловно, с эмоциональной окраской. В связи с этим можно сказать, что дневник — это более точный источник информации.

Такой документ так же играет значимую роль в представлениях посвящённых какой-либо личности.

В данном случае примером использования дневника как документа, может являться спектакль-перфоманс группы РТП – 15/1б «Дерево надежды, стой прямо!», посвященный сильному духу известной художницы Фриды Кало. Сценарист подробно изучил все найденные документальные материалы о жизни художницы, впоследствии этого на основе «разбросанных» записей дневника Фриды был создан оригинальный сценарий. Автор в данной работе выделяет хронологический прием с отсутствием сюжета, где хронология существует на основе общеизвестных фактов. Записи дневника не передают событий жизни художницы, но передают образ ее мысли так, что спектакль-перфоманс по структуре так же разбросан, как и записи самой Фриды Кало.

Письма

Лично фиксированный факт события, но письмо в отличие от дневника и мемуаров, имеет направленность на конкретного человека. Поэтому автор письма может смягчить или приукрасить информацию о факте, чтобы порадовать или же не огорчать адресата.

Так же документ на сцене может существовать как часть сценографии. К примеру, для пластического спектакля РТП – 15/1б «ПУШКИНЪ» были созданы 4 деревянные книги, с одной стороны которых присутствовали эпизоды из писем самого А. С. Пушкина.

Следующий в рассмотрении документ, которые можно объединить по внешнему виду фиксации.

Фотодокумент

Фотография — зрительный образ, несущий в себе информацию. Документ реальный и подлинный, сохраняющий в себе определённые культурные и эстетические смыслы. «Многие фотографии понятны людям вне зависимости от их места проживания, вероисповедания и социального статуса, так как фотографический язык универсален, эмоционален и выразителен. Он может передать чувства, настроение, переживания, может вызывать ассоциации у зрителя. И если кадр точный, он не нуждается в дополнительных» объяснениях.

Фотография создаёт собственный художественный образ, который в дальнейшем может жить самостоятельно в театрализованном представлении. Режиссёр может проиллюстрировать фотографию и усилить её эмоциональное воздействие.

Видеоархив

Позволяет сохранить для истории «живые» воспоминания. Самое эмоциональное воздействие на зрителя несут видеокадры. Следовательно, в любом представлении ценятся документальные кадры, работающие на мысль режиссёра.

Фонодокумент

В его основе лежит текст, но именно аудиозапись даёт понять эмоциональное состояние и отношение, с которым читает автор. Можно почувствовать улыбку или недовольство читающего, уловить нотки волнения или вдохновения, лингвистические особенности, и всё это часть документа.

Если зритель знает, с какого письменного источника звучит фонодокумент, кто его читает и в каких обстоятельствах, то подлинность не ставится под вопрос, а наоборот, такой документ является достоверным отражением действительных фактов.

Фоно-интервью это обобщённое изложение исторических фактов с уже имеющейся оценкой и возможностью дополнять или отрицать происходящее на месте событий, зачастую не отходящее от содержания самого события.
Широкое распространение в настоящее время получают так же фономемуары, которые, как и письменные мемуары имеют субъективную оценку, так как освещают события давние и уже изменившуюся точку зрения к ним.

Вещественные документы

«Вещь — феномен культуры, который, благодаря своей способности аккумулировать в себе традиции, социально-психологические установки, эстетические запросы, приобретает аксиологическое звучание». [14, с. 406]

По вещи можно определить культуры, эпоху, статус хозяина, поэтому вещь — это тоже документ, который так же хранит непосредственно свою историю и историю своих хозяев.

Традиционно вещи, несущие в себе историю используются в мероприятиях посвящённых историческим или трагическим событиям.

Архитектурно-исторический

Каждое здание — это отдельный индивидуальный архитектурный объект, которой несёт историю не только живущих в нем людей, но и сам по себе является историей.

Для режиссёра театрализованных представлений и праздников место — это наиважнейшая деталь. Именно от места может родиться идея, замысел, режиссерский ход. Режиссёр может использовать живую сценографию самого места, где в празднике присутствует сам аромат вечности.

К архитектурно — историческому документу традиционно относят памятники и мемориальные комплексы, у которых нередко проводятся праздники и военно-патриотические события, в связи с направленностью того либо иного монумента.

Реальный герой

И, конечно, в специфике режиссуры театрализованного преставления отдельный разговор следует вести о героях реальных. «Реальный герой – это живущий сегодня человек, свидетель и участник каких-либо событий, о которых идет речь в сценарии. Когда в представлении появляется реальный человек, это вызывает особое волнение у зрителей, потому что это настоящее, правдивое, истинное. Реальный человек, как живой свидетель, несет ту самую правду, которою жаждет зритель».[23, с. 67]

Появление в сценическом пространстве реального героя должно быть продумано и работать на замысел режиссёра. Вокруг реального героя может строиться целое представление или же эпизод. Верное появление такого героя, безусловно, задаст нужную атмосферу праздника.

Вместе с тем необходимо помнить, что только образное решение превращает документальный материал в произведение искусства, а реальный герой должен быть включён в представление грамотно и лаконично, не разрушая его.

Знание живых прототипов тех образов, что воплощены в театрализованном представлении, или показ самих героев неизмеримо усиливает в зрителях активное начало «сотворчества» с происходящим, делает более полноценным само эстетическое восприятие.

Зачастую режиссер помимо документального материала проводит сбор литературного, художественного материала, который касается проблематики создаваемого театрализованного представления. Органичное слияние художественного и документального материала в одном сценарии способствует лучшей передаче основного замысла режиссера. Однако необходимо помнить, что отбор материала и выразительных средств, посредством которых сценарист будет доносить свою мысль до зрителя, во многом зависит от эмоционального отношения автора к жизненному факту. Поэтому режиссер должен быть беспощаден к тому материалу, который будет мешать развитию авторской мысли.

Таким образом, при отборе материала для создания сценария режиссер должен руководствоваться основными требованиями:

1. Соответствие материала основным компонентам замысла (тема, идея, жанр, сценарный ход).

2. Стилистическая совместимость материала. В рамках одного сценария тексты разных авторов, как правило, порождают безвкусицу. Причин этому несколько. Разный художественный уровень используемых произведений, приверженность поэтов и писателей к различным школам и направлениям, а главное — авторская индивидуальность.

И, тем не менее, какие-то тексты живут рядом, несмотря на то, что их разделяют целые эпохи (по времени написания), а какие-то отторгают друг друга, невзирая на тематическую близость.

3. Новизна используемого материала. Постоянно повторяющийся тематический канон (годовой цикл праздников) приводит к тому, что из сценария в сценарий переходят одни и те же литературные и документальные фрагменты. Более того, после второго, третьего, четвертого выступления начинают «тускнеть» реальные герои. Все это приводит к драматургическим штампам, а значит и обесцениванию театрализованного представления.

4. Художественный материал должен быть высокого качества. Не следует злоупотреблять стихами из календарей, рассказами из второсортных газет и журналов.

5. Документальный материал должен быть правдив. В первую очередь это касается сведений, которые добываются эксклюзивным путем. Здесь вступают в действие законы журналистики. По поводу каждого спорного факта следует выслушивать мнения нескольких сторон, знакомиться с разными точками зрения.

6. С осторожностью следует относиться и к историческим свидетельствам. «Есть документы парадные, и они врут, как люди. Не верьте, дойдите до границы документа, продырявьте его. И не полагайтесь на историков, обрабатывающих материал, пересказывающих его... Там, где кончается документ, там я начинаю», — заметил Ю. Тынянов [26, с. 196]. Парадность присутствует не только в бумагах государственных и общественных организаций, но и в сугубо личных записях. В этом случае режиссер обязан обратиться к нескольким источникам, прислушаться к свидетельствам разных политических и нравственных ориентаций.

Реальная образность является особенностью именно сценарной драматургии театрализованных представлений и праздников. Таким образом, следуя данным требованиям в процессе отбора материала, можно отобрать именно тот материал, который поможет режиссеру в документальной образной форме раскрыть идейно-тематическое содержание театрализованного действа, выразить свою авторскую концепцию по отношению к поднимаемым проблемам и достигнуть цели педагогического воздействия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 978; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.130.151 (0.009 с.)