Теоретический материал к окр по игип зс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретический материал к окр по игип зс



Теоретический материал к ОКР по ИГиП ЗС

Вопрос 2. Географическое положение стран Древнего Востока, климатические условия. Типологические черты «восточной деспотии».

Цель: сформировать представление о возникновении древневосточных цивилизаций; об особенностях древневосточной деспотии.

Возникновение государств

1. Место

Термин «Древний Восток» условно применяется к большой географической зоне, включающей Египет, Междуречье, Китай, Индию. В древности здесь сложились благоприятные условия для появления первых государственных образований. К числу таких условий следует отнести оптимальную экологическую среду: субтропический климат с жарким сухим летом и мягкой зимой. Бассейны великих рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы – образуют районы с плодородной почвой.

2. Время

В своем государственном развитии страны Древнего Востока прошли в целом типичный путь – от небольших племенных образований (номовых городов-государств) к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, создаваемым за счет завоеваний своих соседей и аннексий.

Наши знания об обществах Древнего Востока восходят к V-IV тысячелетиям до н.э. К этому времени относятся обнаруженные раскопками древнейшие поселения человека в Азии - в Древнем Шумере (в районе, где реки Тигр и Евфрат достигают Персидского залива), в Палестине (близ Иерихона), на юге нынешней Турции (в Анатолии).

В IV-III тыс. до н.э. древневосточная родоплеменная организация почти повсеместно трансформируется в протогосударство.

3. Восточная деспотия

Для стран Древнего Востока характерна ранняя централизация государственной власти, что привело к формированию особой формы государства – так называемой «восточной деспотии». Деспотия представляет собой неограниченную монархию со специфической системой административных и правовых отношений. Характерные особенности всех деспотических государств - это:

1) сосредоточение всей полноты власти (законодательной, исполнительной и судебной) у единоличного главы государства;

2) сакральный характер власти правителя или обожествление монарха;

3) наличие подчиненного деспоту разветвленного административного бюрократического аппарата, осуществляющего всеохватывающий надзор за бесправными подданными;

4) постоянный приток рабов как результат завоевательных войн;

5) привлечение в массовом масштабе рабов и крестьян – общинников к работам общегосударственного значения (рытье каналов, возведение дамб и др.);

6) отсутствие гарантированного права собственности;

7) отсутствие свобод, полное подавление личности, безграничная власть человека, ею облеченного, и бездействие закона.

Вся полнота власти в древневосточных государствах принадлежала наследственному монарху. Он единолично управлял страной, обладая огромной законодательной и судебной властью. Столь обширные полномочия деспота вытекали из административно-хозяйственных функций, которые изначально являлись основными для древневосточных государств. Государство в лице правителя организовывало общественные работы, связанные с сооружением системы искусственного орошения, со строительством дворцово-храмовых комплексов и обработкой царского земельного фонда.

Государственный механизм деспотии приспособлен к выполнению трех основных функций (в той или иной степени присущих любому современному государству):

— организация общественных работ по строительству каналов, плотин, дамб, дорог, крепостей (часто эти работы были нерациональны на первый взгляд — Великая Китайская стена, египетские пирамиды);

— внешняя функция — захват соседних территорий, рабов, иных материальных ценностей (до сей поры на Востоке имеется масса территориальных проблем — народы без государства (курды, долгое время евреи), разделенные народы (одни таджики проживают в Таджикистане, а другие в Афганистане) и др.;

— внутренняя функция (ограбление собственного народа путем сбора разного рода налогов, отбытие трудовых повинностей) — создание бюрократического аппарата, превращающегося на Востоке в особый класс общества.

Исходя из указанных выше функций, можно определить особенности государственного аппарата власти

Государственный аппарат власти

В древневосточных государствах существовали как минимум три основных административных ведомства:

- финансовое (изыскивало средства, необходимые для содержания разветвленного управленческого аппарата, пропитания людей, занятых на работах государственного значения, и т.п.);

- военное (поставляло в страну рабов–иностранцев);

- строительное (обеспечивало строительство, поддержание оросительных систем, прокладку дорог, возведение храмов и пр.).

Функция массового устрашения была основной в древневосточном государстве.

Структура памятника

Текст судебника Хаммурапи, разделен на три части

В первой вводной части текста доносится до нас то, что бог Шамаш передал Хаммурапи эти законы, чтобы сделать Вавилонское государство еще более могущественным и развитым. Каждый, кто не будет соблюдать эти законы, пойдет против воли и веления царя, а также против богов.

Вторая часть – это статьи, в судебнике Хаммурапи насчитывалось 282 статьи. Законы царя Хаммурапи, краткое содержание по разделам:

В третьей части перечисляются все виды проклятий. Они непременно должны настигнуть человека, всю его семью и потомков, если он не пожелает жить по этим законам и строго соблюдать их.

Социальное устройство

Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы. В тоже время, социально общество делилось на:

Полноправные жители – авилум.

Неполноправные жители – мушкенум.

У полноправных жителей прав имелось больше и они, чаще всего, отделывались только штрафом или небольшим наказанием за любой проступок или неисполнение законов. В то время как неполноправного жителя ждало очень суровое наказание, если он нарушал закон. Неполноправные жители — это низший слой, у которого была только часть прав.

Законы Хаммурапи о рабах определяли группу людей – вардум. Это были рабы, которые вообще не имели прав и они были для своего хозяина только лишь имуществом. Рабы имели право на владение небольшим имуществом, но после смерти оно переходило к хозяину. Рабы имели право создавать семьи. Хозяин имел право отдать его в аренду, заключив договор с нанимателем. В суде рабы не имели право выступать как свидетели. У всех рабов на руке был выжжен знак. Если этот знак, кто-либо пытался вывести, это каралось очень серьезно, вплоть до отрубания рук.

Земля

Единым владельцем всей земли в Вавилоне был царь, который выдавал землю в аренду воинам и земледельцам. И они платили ему за это налог.

Обязательственное право

Объектом права собственности в Древнем Вавилоне являлись рабы, а в качестве субъекта права собственности выступали “дворец” (т.е. царь или государство) и “мушкенум”. 

В Законах Хаммурапи различаются два вида обязательств: обязательства из договора и обязательства из причинения вреда.

Виды договоров (или сделок): купли-продажи, найма, займа, хранения, товарищества).

Законы о взыскании долга с должника.

Семейное право

Господствовало патриархальное устройство семьи. В древневавилонской семье господствующее положение занимал муж. Но права у женщины, все же, были, хоть и частично. Мужа для дочери выбирал отец, который и заключал договор с женихом (подобие брачного контракта). Но за женой закреплялось право распоряжения своим приданым (которое наследовали ее дети).

В случае измены женщину жестоко наказывали. Но если виноват муж, то жена могла потребовать у него развод, при этом она забирала свое приданное. Допускалось многоженство, если жена не могла родить ребенка. Также можно было усыновлять детей от рабыни. После смерти хозяина, рабыня-наложница становилась свободной.

Если отец семейства попадал в долговое рабство, то он мог на три года отдать вместо себя любого члена своей семьи.

Наследственное право

Два вида наследования – по закону и по завещанию. Отец не мог без очень веской причины лишить сына наследства. Свои права сын мог защитить в суде. После смерти отца его имущество делилось между его детьми, и их пол не играл никакой роли.

Уголовное право

В Законах Хаммурапи почти не упоминаются государственные и религиозные преступления, которые всегда карались смертью. Однако из содержания статей можно выделить три вида (или группы) преступлений:

против личности,

имущественные и

против семьи.

Наряду со смертной казнью широкое распространение в Древнем Вавилоне получили членовредительские наказания. Применение штрафов, невыплата штрафа, как правило, каралась смертью. Главной целью наказания являлось возмездие.

Основные способы доказывания на суде: ордалии, письменные доказательства, свидетельские показания

Судебный процесс завершался выдачей документа. Судья не мог изменить решение.

Законы защищали интересы царя и рабовладельцев. Для полноправных граждан законы были мягче.

Значение:

1. Официально закреплен общественный строй государства (рабовладельческий).

2. Законы дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов.

 

5. Законы Ману — памятник древнеиндийского права, древнеиндийский сборник религиозно-нравственных и правовых предписаний, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества — Ману.

Написаны в виде двустиший в 1-2 вв. до н.э.

Структура (12 глав):

глава 1 о происхождении Вселенной, сословий;

глава 2 правила жизни в период обучения;

глава 3 правила жизни семьянина-домохозяина;

глава 10 обязанности сословий;

1) Описано деление общества на варны и обязанности варн

Ва́рна — термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества.

Брахманы — самая старшая варна, куда входили жрецы, учёные, подвижники. Обладали исключительными привилегиями, освобождались от всех повинностей и телесных наказаний.

Кшатрии — вторая варна, состоящая из влиятельных воинов, из кшатриев обычно избирали царей.

Обязанность: охранять подданных, совершать жертвоприношение, изучать веды.

Лица, принадлежащие к указанным выше варнам – дважды рожденные.

Вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы.

Обязанность: пасти скот, разбираться в стоимости товаров, преумножать свою собственность.

Шудры — слуги, наёмные рабочие.

Обязанность: обслуживать высшие варны.

2) Способы приобретения имущества (7):

-для всех – наследование, дар, покупка;

- для кшатриев – завоевание;

- для вайшьи – растовщичество, исполнение работы;

- для брахманов – получение приношений.

3) Семейные отношения: муж обладал исключительной властью, мог инициировать развод, взять в дом вторую жену (наложницу), если жена была бездетна.

Жёны, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека.

4) Уголовное право – разные санкции для разных варн. Не только в земной, но и в загробной жизни.

Прелюбодеяние относилось к тяжким преступлениям. Согласно Законам Ману людей, которые домогались чужих жён, царь должен был изгнать, «подвергать наказанию, внушающему трепет», к прелюбодеянию относились «услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе». Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии, подвергались смертной казни.

Похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных камней» наказывалось смертной казнью, воровство коров — отсечением половины ноги.

«Собирание кореньев, плодов от деревьев, дров для огня и травы для корма скота» не являлись преступлением.

Царю предписывается использование следующих видов наказаний:

заточение,

заковывание в цепи и

различные виды телесных наказаний.

К брахманам смертная казнь не применялась, вместо неё использовались другие виды наказания, связанные с публичным позором.

Если преступление совершено против представителя высшей варны, то наказание – членовредительство, если низшей – штраф.

Свидетели имели разную «цену»: представителю высшей варны судья должен был больше верить.

Значение: законы позволяли брахманам переделать форму государственной и общественной жизни, превратить ограниченную власть царей патриархального времени в деспотизм, опирающийся на войско и духовенство.

 

Образование государства в Древней Греции

Процесс возникновения античных государств имел
очень важную особенность. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление. Таким образом, сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга государств - полисов.

Для истории государства и права наибольший интерес представляют два полиса – Афины и Спарта – как наиболее яркие представители двух государственно-правовых «моделей». В Афинах классического периода преобладал демократический режим, а в Спарте – олигархический.

Примерно к XI-X вв. до н.э. на территории Древней Греции возник
город, названный в честь его богини–покровительницы Афинами.
Управлялись Афины ареопагом – советом старейшин
(предположительно он существовал с VIII в. до н.э.) и девятью ежегодно
избиравшимися из среды аристократов архонтами. Средоточием же
законодательной власти становится народное собрание.

Основными органами власти и управления Афинского государства
являлись: народное собрание; Совет пятисот; гелиэя (суд - 6000 судей), коллегия стратегов; коллегия архонтов.

Верховным органом власти было народное собрание – экклесия,
которая принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала
должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков
полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города,
обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за правильным
воспитанием юношей.

Совет пятисот – булэ – являлся рабочим органом народного собрания.
Он избирался по жребию из числа полноправных мужчин старше 30 лет по
50 человек от филы. Один состав совета функционировал в течение одного
года. Здесь были представлены все разряды афинского населения. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

К органам исполнительной власти (магистратам) относились коллегия
десяти стратегов и коллегия девяти архонтов. Основными функциями
коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми
вооруженными силами Афин.

Высшим судебным органом была гелиэя (суд присяжных),
действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6
тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию
архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.

Древняя Спарта — образец аристократического государства, которое в целях подавления недовольства огромной массы подневольного населения (илотов) сдерживало развитие частной собственности и успешно сохраняло равенство среди самих спартанцев. Организация политической власти у спартанцев была типичной для периода распада племенного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племён), совет старейшин, народное собрание. В VI веке до н. э. сложился так называемый «ликургов строй» (укрепление влияния общины Спарты путём уравнивания их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждый год путём гадания по звёздам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.

Билль о помощи фермерам

Национальный закон о восстановлении промышленности (НИРА), принятый в 1933 году:

Закон предписывал всем ассоциациям предпринимателей вырабатывать кодексы "честной конкуренции", определявшие условия, объем производства, минимальный уровень цен. При этом с предприятий, принявших такие кодексы снимались антитрестовские меры воздействия. Такой расклад был выгоден крупным монополиям, которые фактически определяли условия производства и сбыта по своим отраслям. Было составлено около 557 основных и 189 дополнительных кодексов, охвативших более 95 % рабочих. Принятие кодексов способствовало принудительному картелированию промышленности.

Статья 7 НИРА содержала меры социального характера ‑ она вводила ограничения на продолжительность рабочей недели и предписывала обязательный минимум оплаты труда. В ней также признавалось право организации профсоюзов и заключение коллективных договоров.

Наметился важный сдвиг в развитии трудового и социального законодательства. Законом Норриса-Лагардия «ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ПРАВА СУДОВ ВМЕШИВАТЬСЯ В ТРУДОВЫЕ КОНФЛИКТЫ» (1932 г.) несколько сужалось право судов издавать так называемые судебные предписания по поводу трудовых конфликтов, что фактически давало возможность судам по своему усмотрению срывать любую забастовку. Этот закон запрещал предпринимателю заставлять рабочих подписывать контракты, обязывающие их не вступать в профсоюз.

В 1935 г. был принят Закон Вагнера ( о трудовых отношениях), ставший важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в общефедеральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов. В 1935 г. был принят Закон о социальном обеспечении, явившийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию.

Закон Гласса ‑ Стигалла (Закон о создании Федеральной корпорации по страхованию депозитов)

Русская правда

До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Известны три редакции: Краткая, Пространная, Сокращенная. Древнейшей редакцией (не позднее 1054 г.) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава Мудрого, Правды Ярославичей, Покона вирного, Урока мостников. Пространная редакция, датированная не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяет Русскую Правду на Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха. Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из переработанной Пространной.

Источники кодификации – нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся, прежде всего, положения о кровной мести и круговой поруке. Законодатель стремится ограничить кровную месть. Круговая порука, напротив, сохраняется как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление.

1) В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих положение отдельных групп населения. По тексту трудно разграничить правовой статус правящего слоя и остального населения. Нашли место лишь два юридических критерия, выделяющие эти группы в составе общества – нормы о повышенной уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости для представителей этого слоя. Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, именованных в Русской Правде следующим образом: «князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане». Население разделялось на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).

Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, рабочие и пр.), наряду со свободными были и зависимые (крепостные) смерды.

Свободный смерд-общинник – обладал определенным имуществом, которое мог завещать детям. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. Более сложной юридической фигурой является закуп – человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу» – заем, в который могли включаться разные ценности: земля, скот, зерно, деньги и пр. Первое юридическое урегулирование долговых отношений закупов с кредиторами произведено в Уставе Владимира Мономаха в 111З г. после восстания закупов. Были установлены предельные размеры процентов на долг. Закон охранял личность и имущество закупа.

Холоп – наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое: он не имел собственного хозяйства и работал на господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом, по своему правовому положению они были близки к рабам.

2) Русскую Правду можно определить как кодекс частного права – все ее субъекты – физические лица (и рабы в том числе), понятия юридического лица закон еще не знает.

3) Обязательственное право

Нормы Русской Правды защищают частную собственность, регламентируют порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам. Обязательные отношения могли возникать из причинения вреда или из договоров. За невыполнение обязательства должник отвечал имуществом, а иногда и своей свободой. В Русской Правде упоминаются договоры купли-продажи, кредитования, личного найма, хранения, поручения.

Уголовное право

Среди видов преступлений, предусмотренных Русской Правдой, нет такого вида преступлений, как преступления против государства.

Русская Правда определяла преступление не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обиду», т.е. причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц.

Объекты преступления – личность и имущество. В законе наметилось понятие «соучастник», но еще не разделены роли соучастников. К смягчающим обстоятельствам закон относил состояние опьянения преступника, к отягощающим – корыстный умысел.

Субъективная сторона включала умысел или неосторожность. Тяжелым преступлением против личности считалось нанесение увечий. Имущественные преступления, по Русской Правде, включали: разбой, кражу, угон, поджог, конокрадство.

Система наказания, по Русской Правде, достаточно проста. Смертная казнь не упоминается, хотя на практике она имела место. Высшая мера наказания, по Русской Правде, – «поток и разграбление» – конфискация имущества и выдача преступника в рабство. Следующий по тяжести вид наказания – «вира» (штраф, назначавшийся в пользу князя за убийство свободного человека); полувирье платилось за увечье. Остальные преступления наказывались штрафом-«продажей».

Штрафы в пользу князя:

Вира — штраф за убийство свободного человека. Полувирье — штраф за тяжкие увечья свободному человеку.

Плата «за обиду» — как правило, плата потерпевшему.

Урок — плата хозяину за украденную или испорченную вещь или за убитого холопа.

Судебный процесс. Русская Правда выделяла 4 стадии судебного процесса:

заклич;

свод-отыскание ответчика (следствие);

«г онение следа»

судоговорение; вынесение решения.

Судебный процесс носил ярко выраженный состязательный характер: начинался он только по инициативе истца, стороны обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным.

«Заклич», т.е. объявление о совершении преступления, производился в людном месте. «На торгу» объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно была опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком.

Вторая стадия процесса – «свод». Он осуществлялся либо до заклича, либо до истечения трех дней после заклича. Лицо, у которого обнаруживали пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходили до человека, не способного объяснить, где он приобрел эту вещь. Если найденное лицо (ответчик) утверждал, что он не крал вещь, и ссылался на иное лицо, то он независимо ни от чего признавался виновным и должен был выплатить штраф.

Свод был прямым истребованием вещи из чужого незаконного владения, в этом он схож с современным виндикационным процессом.

«Гонение следа» – третья стадия судебного процесса, заключавшаяся в поиске доказательств и преступника. Ввиду отсутствия специальных розыскных органов и лиц «гонение следа» осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы. Если следы исчезали, розыск останавливался, если они вели до какого-нибудь населённого пункта, то его жители были обязаны отвести от себя подозрения и принять участие в розыске злодея, иначе они несли коллективную ответственность за кражу. Полученные в результате «гонения следа» результаты становились основанием для принятия судебного решения.

Допустимые доказательства по Русской Правде:

свидетельские показания:

а) видаки (очевидцы);

б) послухи (свидетели, не являющиеся очевидцами); лицо для доказательства своей правоты должно было привести не менее 2 (для иностранцев) или 6 (для русских) послухов;

улики (раны, ссадины);

ордалии – пытки;

рота – публичная клятва богами;

поле – судебный поединок.

В законе ничего не говорится о собственном признании и письменных доказательствах.

 

18. «Централизованное государство». Объединение земель вокруг Московского княжества, преобразование государственной и политической систем

В XIV – XV вв. удельная Русь настойчиво собирала свои «дробившиеся части в нечто целое. Москва стала центром образовавшегося этим путем государства» Процесс собирания русских земель вел к становлению единого Российского государства. Разоренная, обескровленная монголо-татарским игом, разделенная на десятки удельных княжеств страна в течение более чем двух столетий последовательно, трудно, преодолевая преграды, шла к государственному и национальному единству.

К предпосылкам объединения следует отнести наличие единой церковной организации, общей веры – православия, языка, исторической памяти народа, хранившей воспоминания об утраченном единстве.

Главным импульсом было становившееся все более настойчивым стремление к освобождению от ордынского ига. Она требовала напряжения всех сил, сплочения, жесткого направляющего начала.

Объективно равные шансы возглавить процесс объединения русских земель имели два «молодых» города – Москва и Тверь. Они находились на северо-востоке Руси в относительной отдаленности от границ с Ордой (и от границ с Литвой, Польшей, Ливонией) и потому были защищены от внезапных нападений. Исход борьбы Москвы и Твери определялся личными качествами их правителей. Московские князья в этом смысле превосходили тверских конкурентов.

Этапы объединения.

Конец XIII – первая половина XIV в.:

- образование Московского княжества при князе Данииле Александровиче (конец XIII в.) и его территориальный рост;

- вокняжение Ивана Даниловича Калиты

Вторая половина XIV в.

В 60-70-е гг. XIV в. князю Дмитрию, внуку Ивана Калиты, удалось решить в пользу Москвы целый ряд давних и очень важных проблем.

Победа на Куликовом полде (1380)

XV – начало XVI вв. Главным событием первой половины XV в. стала феодальная война 1425-1453 гг. между московским князем Василием II Темным и коалицией удельных князей. В этой междоусобной феодальной борьбе Василий II опирался на своего энергичного сына Ивана Васильевича как соправителя. Длительная смута закончилась победой московского князя. Иван III (1462-1505 гг.), став великим московским князем, наметил основные направления внутренней и внешней политики Москвы:

укрепить великокняжескую власть,

объединить все русские земли в единое централизованное государство с единым законодательством, единой системой мер и весов;

окончательно освободить Русь от монголо-татарского ига;

обеспечить безопасность восточных и южных границ от внешних врагов;

возвратить русские земли, попавшие под власть Польши и Литвы;

не допустить шведской экспансии в Прибалтике.

Расчетливому, волевому и решительному Ивану III удалось успешно достичь всех основных своих целей. При нем произошло объединение почти всех русских земель.

Монголо-татарское иго, длившееся почти два с половиной века, было окончательно свергнуто.

Изменения в феодальной собственности на землю и социальной структуре: существовали четыре формы феодальной собственности на землю: государственная (великокняжеская), вотчинная (боярская), церковная (монастырская) и поместная (дворянская). К собственности феодального государства относились и так называемые черные земли, находившиеся в пользовании крестьянских общин под контролем княжеских наместников и волостелей. «Черносошные» крестьяне платили подати непосредственно в казну великого князя, а частновладельческие крестьяне – владельцам боярам-вотчинникам и дворянам, а через них в государственную казну.

Основной формой зависимости крестьян от феодалов оставался продуктовый оброк.

С конца XIV века в управлении государством участвовала боярская дума (продолжение и развитие княжеской думы). Самостоятельной роли боярская дума не играла, являясь эквивалентом не собрания аристократии, а государственного совета, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть.

Прика́зы (Челобитный, Посольский, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский, Бронный, Разбойный, Печатный, Сокольничий, Земские приказы) — органы центрального государственного управления в Русском царстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями.

Все новые экономические и политические явления были отражены в Судебнике 1497 г. – первом своде законов единого Российского государства, по которому:

- в интересах крупных землевладельцев был установлен единый для всей страны срок перехода крестьян от одного феодала к другому: одна неделя до Юрьева дня (26 ноября) и одна неделя после Юрьева дня, т.е. после сбора урожая. Крестьянин был обязан уплатить бывшему хозяину все долги и «пожилое» – плату за проживание на земле феодала многие годы. Это был первый открытый шаг государства к юридическому установлению крепостного права в России;

- были установлены единая норма уголовной ответственности и единый порядок судебного разбирательства на территории всей России. Местный суд вершили наместники и волостели. Они же взимали судебные пошлины;

- в отдаленных районах страны сохранялись по традиции и нормы старого права, когда жалобщики могли решать вопрос «полем» – «судебным» поединком на дубинках. Победитель поединка признавался выигравшим судебную тяжбу;

- смертная казнь полагалась за преступлении против княжеской власти, за разбой, убийство человека, двукратное воровство, поджог и святотатство;

- для наведения порядка на улицах впервые в Московии была введена внештатная городская полиция, предпринимались меры по обеспечению безопасной езды по лесным дорогам.

Иван III оставил огромный след в истории России как мудрый и осмотрительный правитель, умеющий ставить перед собой ясные цели и добиваться их осуществления. Он создал централизованное Российское государство, в котором действовало общее законодательство и управление.

 

Теоретический материал к ОКР по ИГиП ЗС



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.159.141 (0.084 с.)