Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 3. Процесс становления государственной организации на Древнем Востоке
Государственный строй в странах Древнего Востока Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Термин «Древний Восток» условно применяется к большой географической зоне, включающей Египет, Междуречье, Китай, Индию. В древности здесь сложились благоприятные условия для появления первых государственных образований. Факторы, способствующие складыванию протогосударства: 1) экологический (теплый климат, способствующий увеличению прибавочного продукта); 2) войны и завоевания (ведут к созданию мощных военно-организационных структур, способствующих ускоренному формированию протогосударства). Протогосударства Древнего Востока возникали как группа общинных поселений, объединенных вокруг царско-храмовых хозяйств. Административные функции в первых государственных образованиях выполняли либо жрецы (как в Древнем Египте и Древней Месопотамии), либо племенные вожди (как в Древней Индии и Древнем Китае). Указанные факторы в свою очередь сказались на застойном характере восточных социальных структур, на отсутствии на Востоке условий для развития тех политических и правовых институтов, которые были призваны обслуживать нужды нарождающегося гражданского общества: демократическое общественное самоуправление с правами и обязанностями каждого полноправного гражданина, члена полиса-республики, правовые гарантии его частных интересов, прав и свобод. процесс создания централизованного государства: прекращали межплеменные столкновения, борьбу родоплеменной знати за власть и занимали место правящей элиты. Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над рядовыми общинниками. Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций которой способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным владельцем-собственником земли была сама община.
Этапы развития государств: 1 - создание номовых государств, т.е. административно-хозяйственных объединений общин, которые только начинали терять свой родовой характер. 2 – государственная централизация. Появляются полноценные и самостоятельные системы администрации, суда, финансов, подчиненных единым государственным нуждам. 3 – государства-империи. Власть и управление, полностью утратив связь с родовым строем, совершенствовалась и изменялась, подчиняясь собственным закономерностям, по прихотям военной и политической истории цивилизаций. Черты древневосточных государств (при их огромном разнообразии) являются: 1) сравнительно низкий уровень развития производительных сил (благоприятный климат, плодородная почва, реки — Нил, Тигр и т.д. Благодаря этим географическим условиям население собирало несколько урожаев в год, используя примитивную сельскохозяйственную технику); 2) зависимость древневосточных народов от ирригационных систем (каналов, плотин, дамб), рискованный характер земледелия (частые разливы рек, либо засухи). Организация общественных работ по созданию ирригационной системы становится наиважнейшей функцией государства; 3) длительное сохранение сельской общины, доминирование государственной и общинной земельной собственности и слабое развитие частной. Сельская община, возникающая естественным образом (в связи с характером орошаемого земледелия), всячески поддерживается государством: — удобство налогообложения — государству было проще изымать налоги у общины, чем у частного лица; — возможность возложения на общину полицейских функций (в деревне преступнику труднее укрыться, чем в городе); — формирование в общине особого менталитета («коллектив — все, личность — ничто») — быт, обычаи, способы обработки земли, не изменяющиеся в общине веками, создают властьимущим самые благоприятные условия для властвования. 4) разнородность социальных групп; 5) патриархальный характер рабства (от лат. «pater» — отец): — определенная мягкость отношения к рабам (их высокая стоимость, часто встречающаяся принадлежность рабов и рабовладельцев к одному народу, религиозные мотивы — идея о «переселении душ» у индусов);
— производство основных материальных благ осуществляется свободными (или зависимыми) людьми, а не рабами; рабов может быть довольно много (как в Древнем Вавилоне), но их труд используется в основном в царском и храмовом хозяйстве, т. к. использовать рабов в общинном хозяйстве было невыгодно; — наличие такой категории рабов, как рабы-должники (зная всю опасность для общества в закабалении свободных, законодатели ограничивали долговое рабство определенным сроком (не более 3-х лет) и возлагали на хозяина раба-должника ответственность за его жизнь и здоровье; 6) преобладание в качестве политической надстройки деспотии — монархии восточного типа, при которой вся полнота власти — законодательной, исполнительной, судебной, религиозной (теократия) принадлежит одному человеку (царю, фараону), личность которого обожествляется; 7) земля принадлежит общине. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога. По мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения общинных земель. Владеть участками царско-храмовых земель могли лишь люди, выполняющие ту или иную работу, несущие службу на правителя или храм. Здесь рано начал использоваться труд рабов, различных категорий подневольных лиц. Социальный состав древневосточных обществ: 1) различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые подневольные работники, к которым относились и рабы; 2) свободные мелкие производители - общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом; 3) господствующий социальный слой, куда входили придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и пр. Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основания определить в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ - их традиционность. 4. Зако́ны Хаммура́пи — законодательный свод старовавилонского периода, созданный при царе Хаммурапи в 1750-х годах до н. э. Один из древнейших правовых памятников в мире. Современные исследователи делят Законы на 282 параграфа, регулирующих вопросы судопроизводства, охраны различных форм собственности и брачно-семейных отношений, а также частного и уголовного права. Около 35 параграфов были стёрты со стелы ещё в древности и в настоящее время частично восстановлены по копиям на глиняных табличках. Законы отличаются исключительной продуманностью и стройностью правового регулирования. В отличие от большинства других древних памятников Востока, для свода Хаммурапи характерно практически полное отсутствие сакрально-религиозной мотивировки отдельных правовых норм, что делает его первым в истории человечества чисто законодательным актом. В Законах Хаммурапи отсутствует четкое деление статей по отраслям права, однако здесь представлены правовые нормы, регулирующие различные сферы общественных отношений, в том числе имущественные, договорные, брачно-семейные, наследственные. Законник содержит также уголовно-правовые и процессуальные нормы.
Структура памятника Текст судебника Хаммурапи, разделен на три части В первой вводной части текста доносится до нас то, что бог Шамаш передал Хаммурапи эти законы, чтобы сделать Вавилонское государство еще более могущественным и развитым. Каждый, кто не будет соблюдать эти законы, пойдет против воли и веления царя, а также против богов. Вторая часть – это статьи, в судебнике Хаммурапи насчитывалось 282 статьи. Законы царя Хаммурапи, краткое содержание по разделам: В третьей части перечисляются все виды проклятий. Они непременно должны настигнуть человека, всю его семью и потомков, если он не пожелает жить по этим законам и строго соблюдать их. Социальное устройство Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы. В тоже время, социально общество делилось на: Полноправные жители – авилум. Неполноправные жители – мушкенум. У полноправных жителей прав имелось больше и они, чаще всего, отделывались только штрафом или небольшим наказанием за любой проступок или неисполнение законов. В то время как неполноправного жителя ждало очень суровое наказание, если он нарушал закон. Неполноправные жители — это низший слой, у которого была только часть прав. Законы Хаммурапи о рабах определяли группу людей – вардум. Это были рабы, которые вообще не имели прав и они были для своего хозяина только лишь имуществом. Рабы имели право на владение небольшим имуществом, но после смерти оно переходило к хозяину. Рабы имели право создавать семьи. Хозяин имел право отдать его в аренду, заключив договор с нанимателем. В суде рабы не имели право выступать как свидетели. У всех рабов на руке был выжжен знак. Если этот знак, кто-либо пытался вывести, это каралось очень серьезно, вплоть до отрубания рук. Земля Единым владельцем всей земли в Вавилоне был царь, который выдавал землю в аренду воинам и земледельцам. И они платили ему за это налог. Обязательственное право Объектом права собственности в Древнем Вавилоне являлись рабы, а в качестве субъекта права собственности выступали “дворец” (т.е. царь или государство) и “мушкенум”. В Законах Хаммурапи различаются два вида обязательств: обязательства из договора и обязательства из причинения вреда.
Виды договоров (или сделок): купли-продажи, найма, займа, хранения, товарищества). Законы о взыскании долга с должника. Семейное право Господствовало патриархальное устройство семьи. В древневавилонской семье господствующее положение занимал муж. Но права у женщины, все же, были, хоть и частично. Мужа для дочери выбирал отец, который и заключал договор с женихом (подобие брачного контракта). Но за женой закреплялось право распоряжения своим приданым (которое наследовали ее дети). В случае измены женщину жестоко наказывали. Но если виноват муж, то жена могла потребовать у него развод, при этом она забирала свое приданное. Допускалось многоженство, если жена не могла родить ребенка. Также можно было усыновлять детей от рабыни. После смерти хозяина, рабыня-наложница становилась свободной. Если отец семейства попадал в долговое рабство, то он мог на три года отдать вместо себя любого члена своей семьи. Наследственное право Два вида наследования – по закону и по завещанию. Отец не мог без очень веской причины лишить сына наследства. Свои права сын мог защитить в суде. После смерти отца его имущество делилось между его детьми, и их пол не играл никакой роли. Уголовное право В Законах Хаммурапи почти не упоминаются государственные и религиозные преступления, которые всегда карались смертью. Однако из содержания статей можно выделить три вида (или группы) преступлений: против личности, имущественные и против семьи. Наряду со смертной казнью широкое распространение в Древнем Вавилоне получили членовредительские наказания. Применение штрафов, невыплата штрафа, как правило, каралась смертью. Главной целью наказания являлось возмездие. Основные способы доказывания на суде: ордалии, письменные доказательства, свидетельские показания Судебный процесс завершался выдачей документа. Судья не мог изменить решение. Законы защищали интересы царя и рабовладельцев. Для полноправных граждан законы были мягче. Значение: 1. Официально закреплен общественный строй государства (рабовладельческий). 2. Законы дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов.
5. Законы Ману — памятник древнеиндийского права, древнеиндийский сборник религиозно-нравственных и правовых предписаний, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества — Ману. Написаны в виде двустиший в 1-2 вв. до н.э. Структура (12 глав): глава 1 о происхождении Вселенной, сословий; глава 2 правила жизни в период обучения; глава 3 правила жизни семьянина-домохозяина; глава 10 обязанности сословий; 1) Описано деление общества на варны и обязанности варн Ва́рна — термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества. Брахманы — самая старшая варна, куда входили жрецы, учёные, подвижники. Обладали исключительными привилегиями, освобождались от всех повинностей и телесных наказаний.
Кшатрии — вторая варна, состоящая из влиятельных воинов, из кшатриев обычно избирали царей. Обязанность: охранять подданных, совершать жертвоприношение, изучать веды. Лица, принадлежащие к указанным выше варнам – дважды рожденные. Вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы. Обязанность: пасти скот, разбираться в стоимости товаров, преумножать свою собственность. Шудры — слуги, наёмные рабочие. Обязанность: обслуживать высшие варны. 2) Способы приобретения имущества (7): -для всех – наследование, дар, покупка; - для кшатриев – завоевание; - для вайшьи – растовщичество, исполнение работы; - для брахманов – получение приношений. 3) Семейные отношения: муж обладал исключительной властью, мог инициировать развод, взять в дом вторую жену (наложницу), если жена была бездетна. Жёны, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека. 4) Уголовное право – разные санкции для разных варн. Не только в земной, но и в загробной жизни. Прелюбодеяние относилось к тяжким преступлениям. Согласно Законам Ману людей, которые домогались чужих жён, царь должен был изгнать, «подвергать наказанию, внушающему трепет», к прелюбодеянию относились «услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе». Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии, подвергались смертной казни. Похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных камней» наказывалось смертной казнью, воровство коров — отсечением половины ноги. «Собирание кореньев, плодов от деревьев, дров для огня и травы для корма скота» не являлись преступлением. Царю предписывается использование следующих видов наказаний: заточение, заковывание в цепи и различные виды телесных наказаний. К брахманам смертная казнь не применялась, вместо неё использовались другие виды наказания, связанные с публичным позором. Если преступление совершено против представителя высшей варны, то наказание – членовредительство, если низшей – штраф. Свидетели имели разную «цену»: представителю высшей варны судья должен был больше верить. Значение: законы позволяли брахманам переделать форму государственной и общественной жизни, превратить ограниченную власть царей патриархального времени в деспотизм, опирающийся на войско и духовенство.
Образование государства в Древней Греции Процесс возникновения античных государств имел Для истории государства и права наибольший интерес представляют два полиса – Афины и Спарта – как наиболее яркие представители двух государственно-правовых «моделей». В Афинах классического периода преобладал демократический режим, а в Спарте – олигархический. Примерно к XI-X вв. до н.э. на территории Древней Греции возник Основными органами власти и управления Афинского государства Верховным органом власти было народное собрание – экклесия, Совет пятисот – булэ – являлся рабочим органом народного собрания. К органам исполнительной власти (магистратам) относились коллегия Высшим судебным органом была гелиэя (суд присяжных), Древняя Спарта — образец аристократического государства, которое в целях подавления недовольства огромной массы подневольного населения (илотов) сдерживало развитие частной собственности и успешно сохраняло равенство среди самих спартанцев. Организация политической власти у спартанцев была типичной для периода распада племенного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племён), совет старейшин, народное собрание. В VI веке до н. э. сложился так называемый «ликургов строй» (укрепление влияния общины Спарты путём уравнивания их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждый год путём гадания по звёздам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.058 с.) |