Вопрос 3. Процесс становления государственной организации на Древнем Востоке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Процесс становления государственной организации на Древнем Востоке



Государственный строй в странах Древнего Востока

Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Термин «Древний Восток» условно применяется к большой географической зоне, включающей Египет, Междуречье, Китай, Индию. В древности здесь сложились благоприятные условия для появления первых государственных образований.

Факторы, способствующие складыванию протогосударства:

1) экологический (теплый климат, способствующий увеличению прибавочного продукта);

2) войны и завоевания (ведут к созданию мощных военно-организационных структур, способствующих ускоренному формированию протогосударства).

Протогосударства Древнего Востока возникали как группа общинных поселений, объединенных вокруг царско-храмовых хозяйств. Административные функции в первых государственных образованиях выполняли либо жрецы (как в Древнем Египте и Древней Месопотамии), либо племенные вожди (как в Древней Индии и Древнем Китае).

Указанные факторы в свою очередь сказались на застойном характере восточных социальных структур, на отсутствии на Востоке условий для развития тех политических и правовых институтов, которые были призваны обслуживать нужды нарождающегося гражданского общества: демократическое общественное самоуправление с правами и обязанностями каждого полноправного гражданина, члена полиса-республики, правовые гарантии его частных интересов, прав и свобод. процесс создания централизованного государства: прекращали межплеменные столкновения, борьбу родоплеменной знати за власть и занимали место правящей элиты.

Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над рядовыми общинниками. Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций которой способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным владельцем-собственником земли была сама община.

Этапы развития государств:

1 - создание номовых государств, т.е. административно-хозяйственных объединений общин, которые только начинали терять свой родовой характер.

2 – государственная централизация. Появляются полноценные и самостоятельные системы администрации, суда, финансов, подчиненных единым государственным нуждам.

3 – государства-империи. Власть и управление, полностью утратив связь с родовым строем, совершенствовалась и изменялась, подчиняясь собственным закономерностям, по прихотям военной и политической истории цивилизаций.

Черты древневосточных государств (при их огромном разнообразии) являются:

1) сравнительно низкий уровень развития производительных сил (благоприятный климат, плодородная почва, реки — Нил, Тигр и т.д. Благодаря этим географическим условиям население собирало несколько урожаев в год, используя примитивную сельскохозяйственную технику);

2) зависимость древневосточных народов от ирригационных систем (каналов, плотин, дамб), рискованный характер земледелия (частые разливы рек, либо засухи). Организация общественных работ по созданию ирригационной системы становится наиважнейшей функцией государства;

3) длительное сохранение сельской общины, доминирование государственной и общинной земельной собственности и слабое развитие частной. Сельская община, возникающая естественным образом (в связи с характером орошаемого земледелия), всячески поддерживается государством:

— удобство налогообложения — государству было проще изымать налоги у общины, чем у частного лица;

— возможность возложения на общину полицейских функций (в деревне преступнику труднее укрыться, чем в городе);

— формирование в общине особого менталитета («коллектив — все, личность — ничто») — быт, обычаи, способы обработки земли, не изменяющиеся в общине веками, создают властьимущим самые благоприятные условия для властвования.

4) разнородность социальных групп;

5) патриархальный характер рабства (от лат. «pater» — отец):

— определенная мягкость отношения к рабам (их высокая стоимость, часто встречающаяся принадлежность рабов и рабовладельцев к одному народу, религиозные мотивы — идея о «переселении душ» у индусов);

— производство основных материальных благ осуществляется свободными (или зависимыми) людьми, а не рабами; рабов может быть довольно много (как в Древнем Вавилоне), но их труд используется в основном в царском и храмовом хозяйстве, т. к. использовать рабов в общинном хозяйстве было невыгодно;

— наличие такой категории рабов, как рабы-должники (зная всю опасность для общества в закабалении свободных, законодатели ограничивали долговое рабство определенным сроком (не более 3-х лет) и возлагали на хозяина раба-должника ответственность за его жизнь и здоровье;

6) преобладание в качестве политической надстройки деспотии — монархии восточного типа, при которой вся полнота власти — законодательной, исполнительной, судебной, религиозной (теократия) принадлежит одному человеку (царю, фараону), личность которого обожествляется;

7) земля принадлежит общине. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога. По мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения общинных земель. Владеть участками царско-храмовых земель могли лишь люди, выполняющие ту или иную работу, несущие службу на правителя или храм. Здесь рано начал использоваться труд рабов, различных категорий подневольных лиц.

Социальный состав древневосточных обществ:

1) различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые подневольные работники, к которым относились и рабы;

2) свободные мелкие производители - общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом;

3) господствующий социальный слой, куда входили придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и пр.

Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основания определить в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ - их традиционность.

4. Зако́ны Хаммура́пи — законодательный свод старовавилонского периода, созданный при царе Хаммурапи в 1750-х годах до н. э. Один из древнейших правовых памятников в мире.

Современные исследователи делят Законы на 282 параграфа, регулирующих вопросы судопроизводства, охраны различных форм собственности и брачно-семейных отношений, а также частного и уголовного права. Около 35 параграфов были стёрты со стелы ещё в древности и в настоящее время частично восстановлены по копиям на глиняных табличках.

Законы отличаются исключительной продуманностью и стройностью правового регулирования. В отличие от большинства других древних памятников Востока, для свода Хаммурапи характерно практически полное отсутствие сакрально-религиозной мотивировки отдельных правовых норм, что делает его первым в истории человечества чисто законодательным актом.

В Законах Хаммурапи отсутствует четкое деление статей по отраслям права, однако здесь представлены правовые нормы, регулирующие различные сферы общественных отношений, в том числе имущественные, договорные, брачно-семейные, наследственные. Законник содержит также уголовно-правовые и процессуальные нормы.

Структура памятника

Текст судебника Хаммурапи, разделен на три части

В первой вводной части текста доносится до нас то, что бог Шамаш передал Хаммурапи эти законы, чтобы сделать Вавилонское государство еще более могущественным и развитым. Каждый, кто не будет соблюдать эти законы, пойдет против воли и веления царя, а также против богов.

Вторая часть – это статьи, в судебнике Хаммурапи насчитывалось 282 статьи. Законы царя Хаммурапи, краткое содержание по разделам:

В третьей части перечисляются все виды проклятий. Они непременно должны настигнуть человека, всю его семью и потомков, если он не пожелает жить по этим законам и строго соблюдать их.

Социальное устройство

Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы. В тоже время, социально общество делилось на:

Полноправные жители – авилум.

Неполноправные жители – мушкенум.

У полноправных жителей прав имелось больше и они, чаще всего, отделывались только штрафом или небольшим наказанием за любой проступок или неисполнение законов. В то время как неполноправного жителя ждало очень суровое наказание, если он нарушал закон. Неполноправные жители — это низший слой, у которого была только часть прав.

Законы Хаммурапи о рабах определяли группу людей – вардум. Это были рабы, которые вообще не имели прав и они были для своего хозяина только лишь имуществом. Рабы имели право на владение небольшим имуществом, но после смерти оно переходило к хозяину. Рабы имели право создавать семьи. Хозяин имел право отдать его в аренду, заключив договор с нанимателем. В суде рабы не имели право выступать как свидетели. У всех рабов на руке был выжжен знак. Если этот знак, кто-либо пытался вывести, это каралось очень серьезно, вплоть до отрубания рук.

Земля

Единым владельцем всей земли в Вавилоне был царь, который выдавал землю в аренду воинам и земледельцам. И они платили ему за это налог.

Обязательственное право

Объектом права собственности в Древнем Вавилоне являлись рабы, а в качестве субъекта права собственности выступали “дворец” (т.е. царь или государство) и “мушкенум”. 

В Законах Хаммурапи различаются два вида обязательств: обязательства из договора и обязательства из причинения вреда.

Виды договоров (или сделок): купли-продажи, найма, займа, хранения, товарищества).

Законы о взыскании долга с должника.

Семейное право

Господствовало патриархальное устройство семьи. В древневавилонской семье господствующее положение занимал муж. Но права у женщины, все же, были, хоть и частично. Мужа для дочери выбирал отец, который и заключал договор с женихом (подобие брачного контракта). Но за женой закреплялось право распоряжения своим приданым (которое наследовали ее дети).

В случае измены женщину жестоко наказывали. Но если виноват муж, то жена могла потребовать у него развод, при этом она забирала свое приданное. Допускалось многоженство, если жена не могла родить ребенка. Также можно было усыновлять детей от рабыни. После смерти хозяина, рабыня-наложница становилась свободной.

Если отец семейства попадал в долговое рабство, то он мог на три года отдать вместо себя любого члена своей семьи.

Наследственное право

Два вида наследования – по закону и по завещанию. Отец не мог без очень веской причины лишить сына наследства. Свои права сын мог защитить в суде. После смерти отца его имущество делилось между его детьми, и их пол не играл никакой роли.

Уголовное право

В Законах Хаммурапи почти не упоминаются государственные и религиозные преступления, которые всегда карались смертью. Однако из содержания статей можно выделить три вида (или группы) преступлений:

против личности,

имущественные и

против семьи.

Наряду со смертной казнью широкое распространение в Древнем Вавилоне получили членовредительские наказания. Применение штрафов, невыплата штрафа, как правило, каралась смертью. Главной целью наказания являлось возмездие.

Основные способы доказывания на суде: ордалии, письменные доказательства, свидетельские показания

Судебный процесс завершался выдачей документа. Судья не мог изменить решение.

Законы защищали интересы царя и рабовладельцев. Для полноправных граждан законы были мягче.

Значение:

1. Официально закреплен общественный строй государства (рабовладельческий).

2. Законы дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов.

 

5. Законы Ману — памятник древнеиндийского права, древнеиндийский сборник религиозно-нравственных и правовых предписаний, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества — Ману.

Написаны в виде двустиший в 1-2 вв. до н.э.

Структура (12 глав):

глава 1 о происхождении Вселенной, сословий;

глава 2 правила жизни в период обучения;

глава 3 правила жизни семьянина-домохозяина;

глава 10 обязанности сословий;

1) Описано деление общества на варны и обязанности варн

Ва́рна — термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества.

Брахманы — самая старшая варна, куда входили жрецы, учёные, подвижники. Обладали исключительными привилегиями, освобождались от всех повинностей и телесных наказаний.

Кшатрии — вторая варна, состоящая из влиятельных воинов, из кшатриев обычно избирали царей.

Обязанность: охранять подданных, совершать жертвоприношение, изучать веды.

Лица, принадлежащие к указанным выше варнам – дважды рожденные.

Вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы.

Обязанность: пасти скот, разбираться в стоимости товаров, преумножать свою собственность.

Шудры — слуги, наёмные рабочие.

Обязанность: обслуживать высшие варны.

2) Способы приобретения имущества (7):

-для всех – наследование, дар, покупка;

- для кшатриев – завоевание;

- для вайшьи – растовщичество, исполнение работы;

- для брахманов – получение приношений.

3) Семейные отношения: муж обладал исключительной властью, мог инициировать развод, взять в дом вторую жену (наложницу), если жена была бездетна.

Жёны, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека.

4) Уголовное право – разные санкции для разных варн. Не только в земной, но и в загробной жизни.

Прелюбодеяние относилось к тяжким преступлениям. Согласно Законам Ману людей, которые домогались чужих жён, царь должен был изгнать, «подвергать наказанию, внушающему трепет», к прелюбодеянию относились «услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе». Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии, подвергались смертной казни.

Похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных камней» наказывалось смертной казнью, воровство коров — отсечением половины ноги.

«Собирание кореньев, плодов от деревьев, дров для огня и травы для корма скота» не являлись преступлением.

Царю предписывается использование следующих видов наказаний:

заточение,

заковывание в цепи и

различные виды телесных наказаний.

К брахманам смертная казнь не применялась, вместо неё использовались другие виды наказания, связанные с публичным позором.

Если преступление совершено против представителя высшей варны, то наказание – членовредительство, если низшей – штраф.

Свидетели имели разную «цену»: представителю высшей варны судья должен был больше верить.

Значение: законы позволяли брахманам переделать форму государственной и общественной жизни, превратить ограниченную власть царей патриархального времени в деспотизм, опирающийся на войско и духовенство.

 

Образование государства в Древней Греции

Процесс возникновения античных государств имел
очень важную особенность. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление. Таким образом, сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга государств - полисов.

Для истории государства и права наибольший интерес представляют два полиса – Афины и Спарта – как наиболее яркие представители двух государственно-правовых «моделей». В Афинах классического периода преобладал демократический режим, а в Спарте – олигархический.

Примерно к XI-X вв. до н.э. на территории Древней Греции возник
город, названный в честь его богини–покровительницы Афинами.
Управлялись Афины ареопагом – советом старейшин
(предположительно он существовал с VIII в. до н.э.) и девятью ежегодно
избиравшимися из среды аристократов архонтами. Средоточием же
законодательной власти становится народное собрание.

Основными органами власти и управления Афинского государства
являлись: народное собрание; Совет пятисот; гелиэя (суд - 6000 судей), коллегия стратегов; коллегия архонтов.

Верховным органом власти было народное собрание – экклесия,
которая принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала
должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков
полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города,
обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за правильным
воспитанием юношей.

Совет пятисот – булэ – являлся рабочим органом народного собрания.
Он избирался по жребию из числа полноправных мужчин старше 30 лет по
50 человек от филы. Один состав совета функционировал в течение одного
года. Здесь были представлены все разряды афинского населения. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

К органам исполнительной власти (магистратам) относились коллегия
десяти стратегов и коллегия девяти архонтов. Основными функциями
коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми
вооруженными силами Афин.

Высшим судебным органом была гелиэя (суд присяжных),
действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6
тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию
архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.

Древняя Спарта — образец аристократического государства, которое в целях подавления недовольства огромной массы подневольного населения (илотов) сдерживало развитие частной собственности и успешно сохраняло равенство среди самих спартанцев. Организация политической власти у спартанцев была типичной для периода распада племенного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племён), совет старейшин, народное собрание. В VI веке до н. э. сложился так называемый «ликургов строй» (укрепление влияния общины Спарты путём уравнивания их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждый год путём гадания по звёздам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.058 с.)