Национальная саморегулируемая организация «Союз психотерапевтов и психологов» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальная саморегулируемая организация «Союз психотерапевтов и психологов»



Национальная саморегулируемая организация «Союз психотерапевтов и психологов»

Национальная ассоциация для развития арт-терапевтической науки и практики «Арт-терапевтическая ассоциация»

ПРОЕКТ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ АРТ-ТЕРАПИИ (АРТ-ПСИХОТЕРАПИИ)

Требования к необходимому информационному обеспечению получателей психотерапевтической помощи при обращении за ее получением и в ходе оказания психотерапевтической помощи

Необходимое информационное обеспечение получателей арт-терапевтической помощи при обращении за ее получением и в ходе ее оказания включают:

1. Разъяснение основного содержания арт-терапевтичесой помощи как такой формы психологической (психотерапевтической) и психосоциальной помощи, развития и социализации личности, которая связана с использованием искусства, прежде всего, изобразительной деятельности клиента, а также установлением специалистом помогающих (психотерапевтических) отношений с клиентом и использованием различных приемов симптомо-, проблемно- и личностноориентированного воздействия.

2. Конкретный вариант и форму проведения арт-терапии – индивидуальная, групповая, семейная арт-терапия – с соответствующими сроками оказания услуги.

3. Согласованные с получателем услуги цель и задачи арт-терапии и ожидаемые эффекты.

4. Квалификационные характеристики и уровень подготовки специалиста в сфере психологической (психотерапевтической) помощи и арт-терапии как одной из ее форм. Специалист должен быть готов предъявить получателям арт-терапевтической помощи соответствующие документы (дипломы и сертификаты), подтверждающие имеющееся у него образование и квалификацию, включая сертификат (аттестационный документ), подтверждающий его право на оказание арт-терапевтических услуг. Специалист также может продемонстрировать получателям услуг соответствующую запись в национальном реестре специалистов в сфере арт-терапии.

 

 

Технологический протокол с описанием последовательности основных этапов реализуемого метода и технических действий на каждом этапе

Критерии и методология оценки эффективности реализуемого метода, соответствующие принципам доказательной практики

Критерии и методология оценки эффективности арт-терапии, соответствующие принципам доказательной практики, определяются моделью арт-терапии (клиническая или неклиническая), а также целью и задачами ее применения, сроками и мишенями терапевтического воздействия. Ниже описаны критерии и методология оценки эффективности клинической системной арт-терапии (КСАТ), проводимой со следующими категориями клиентов (пациентов):

1. с ветеранами боевого стресса на базе психотерапевтического отделения Областного клинического госпиталя ветеранов войн (г. Волгоград);

2. у лицс психическими и поведенческими расстройствами вследствие употребления ПАВ – наркозависимыми и алкоголезависимыми в ремиссии, получающими психосоциальную помощь на базе специализированного негосударственного реабилитационного учреждения в Санкт-Петербурге (клуб «Добрый Мельник и его друзья») и дневного стационара Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму при Санкт-Петербургской епархии РПЦ.

Требования к месту оказания арт-терапевтической помощи, технологическому оборудованию или прочему инвентарю, необходимому при оказании арт-терапевтической помощи

Арт-терапевтический кабинет предназначен для индивидуальных или групповых арт-терапевтических занятий, включающих не только беседу и групповые обсуждения, но и изобразительную деятельность участников. На его базе в том или иной объеме также могут быть использованы иные виды терапии искусством – но не в виде самостоятельных терапевтических модальностей, а лишь их отдельных элементов, включенных в арт-терапевтический процесс. Проведение иных видов терапии искусством в виде самостоятельных терапевтических модальностей требует оборудования соответствующих кабинетов – кабинета для занятий музыкальной терапией, драматерапией, танцевально-двигательной терапией. Требования, предъявляемые к организации среды и оборудованию таких кабинетов иные, чем требования, предъявляемые к организации среды и оборудованию кабинета арт-терапии.

Если на базе учреждения (такого, например, как лечебно-профилактическое учреждение – ЛПУ) создается целый комплекс таких специально оборудованных кабинетов, предназначенных для двух или более видов терапии искусством, принято говорить об арт-центре. Арт-центр также может представлять собой комплекс помещений, предназначенных для разных организационных форм арт-терапии – индивидуальной, групповой, семейной, иногда также для проведения разных видов групповой арт-терапии, либо для разных специализированных видов изобразительной деятельности (например, помещений, предназначенных для создания изделий из керамики или иных видов прикладной художественной деятельности).

В том случае, когда в одном и том же помещении проводятся разные виды терапии искусством, более корректно говорить о полифункциональном пространстве (кабинете) для занятий терапией искусством. 

Существуют следующие основные типы арт-терапевтических кабинетов:

1. арт-терапевтическая-студия (ателье),

2. кабинет для индивидуальной работы,

3. кабинет для групповой интерактивной работы.

Независимо от типа арт-терапевтического кабинета, общие обязательные требования к их организации и оборудованию включают:

· наличие одной или нескольких (в зависимости от числа участников занятий) раковин, обеспечивающих свободный доступ к проточной воде,

· легко моющиеся поверхности (пола, стен, мебели),

· наличие достаточно широкого набора различных изобразительных материалов,

· наличие мест для хранения изобразительной продукции – наряду с местом для текущего хранения создаваемых в ходе занятий работ (расположенные на полках индивидуальные или групповые портфолио или отсеки), должно быть выделено специальное место для долговременного хранения работ (сюда, например, перемещаются работы пациента после завершения им курса арт-терапии).

Арт-терапевтическая студия является наиболее ранней формой специализированного помещения для занятий психиатрических пациентов изобразительной деятельностью. Этот тип арт-терапевтического кабинета напоминает мастерскую художника, рассчитанную, по меньшей мере, на несколько человек. Студия имеет несколько мест для самостоятельной работы пациентов. Места представляют собой, как правило, столы со стульями. Иногда используются мольберты. Всевозможные изобразительные материалы (включая бумагу разных форматов, краски, восковые мелки или пастель, карандаши и т. д.) могут находиться как у каждого рабочего стола, так и в одном месте – например, на полках. В некоторых случаях материалы находятся на передвижных столиках на колесиках.

Арт-терапевтический кабинет для индивидуальной работы, как правило, включает рабочий столы для пациента, а также иногда стол специалиста, стулья. Набор изобразительных материалов, расположен либо на полках, либо на другом столе вблизи стола пациента. Иногда кабинет включает поднос с песком и расположенные на полках игрушки. Иногда имеется «кукольный дом» (при работе с детьми) или набор игрушек (кукол-марионеток). В кабинете для индивидуальной арт-терапии, наряду с «рабочей зоной», иногда имеется «чистая зона», предназначенная для общения специалиста и пациента до или после изобразительной деятельности. «Чистая зона» может включать, например, два кресла или мягких стула.

Арт-терапевтический кабинет для групповой интерактивной работы (а также семейной арт-терапии) в условиях тематической или динамически-ориентированной группы отличается от студии тем, что предназначен как для относительно автономной работы участников группы, так и их более тесного вербального и творческого взаимодействия. Это возможно на определенных этапах занятия (например, во время «разминок», групповых дискуссий и обсуждения рисунков, создания групповых рисунков, реализации некоторых элементов полимодальной практики с использованием движения или ролевой игры).

В соответствии с этим, кабинет либо должен допускать быструю перестановку мебели, например, для посадки пациентов в круг, либо иметь две по-разному оборудованные зоны «рабочую» («грязную») - для изобразительной работы, и «чистую» - для группового обсуждения. Ориентация столов в пространстве может неоднократно меняться не только на протяжении курса арт-терапии, но и отдельных занятий. Некоторые кабинеты для групповой интерактивной арт-терапии оборудованы видеокамерами, что обеспечивает возможность более объективной рефлексии процесса групповой работы и оценки ее результатов.

Арт-центр является специализированным комплексом помещений, предназначенных для разных форм арт-терапевтической работы, нередко проводимой параллельно с несколькими пациентами или группами. Он также может включать помещения, предназначенные для разных видов терапии искусством. Такие арт-центры стали создаваться сравнительно недавно, главным образом, для обслуживания пациентов крупных ЛПУ, посетителей социальных центров, обслуживающих определенные территории, а также для осуществления комплекса различных арт-терапевтических программ, рассчитанных на разные группы населения. Наряду с несколькими помещениями, предназначенными для групповых и индивидуальных занятий и работы с семьями, в арт-центре могут быть помещения для персонала (офис), комната для длительного хранения работ пациентов, туалет, кухня (чайный стол), а также места ожидания для лиц, прибывающих на занятия или их родственников.

Арт-терапевтическая работа предполагает широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками, карандашами, масляной и художественной пастелью, восковыми мелками, часто используются также журналы, цветная бумага, фольга, текстиль (например, для создания коллажей или объемных композиций), глина, пластилин, «песочница» и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Кабинет может быть оборудован гончарным кругом, а также компьютером и качественной копировальной техникой – в том случае, если в работе пациентов предполагается использование графических редакторов, печать художественных работ, созданных на компьютере или с использованием фотоаппарата. В настоящее время, в связи с внедрением в арт-терапию некоторых форм «дигитального искусства» (например, в форме подготовки пациентами мультимедийных клипов и презентаций), арт-терапевтический кабинет может быть оборудован проектором, магнитофоном или колонками. 

Таблица 6

Примерный список материалов для оборудования арт-терапевтического кабинета

Канцелярские принадлежности

Бумага для изобразительной деятельности

Дополнительные (общие)

Бумага для акварели цветная

Папка для акварели А4

Папка для акварели А3

Папка для черчения А4 

Ватман А1

Бумага цветная

Картон серый и цветной

Бумага типографская в рулонах – белая, серая

Клей ПВА

Ластик

Точилка

Ножницы

Дощечка для пластилина

Кисти белка, колонок (диаметр 1-10)

Малярные кисти

Папка А3 для арт-наборов

Материалы для лепки

Материалы для графических работ

Материалы для живописи

Черно-белых Цветных
Глина Пластилин для лепки 12 цв. (цветной) Пластилин скульптурный (белый и черный) Пластика художественная Карандаши простые Тушь черная Грифели для графики Уголь для графики Карандаши 24 цв. Пастель сухая 48 цв. Пастель масляная 24 цв. Мелки восковые 24 цв Краски акварельные 24 цв. Краски акриловые Гуашь 12 цв Палитры

 

 

Литература

 

1. Беспалько И.Г. Шкала для психологической экспресс-диагностики слабоструктурированных депрессивных расстройств. Пособие для врачей и психологов. СПб.: Санкт-Петербургский Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2004.

2. Бурковский Г. В., Коцюбинский А.П., Левченко Е.В., Ломаченков А.С. Использование опросника качества жизни (версия ВОЗ) в психиатрической практике (пособие для врачей и психологов). – СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им В. М. Бехтерева, 1998.

3. Вассерман Л.И., Бизюк А.Л., Иовлев Б.В. Применение интегративного теста тревожности (ИТТ): методические рекомендации. СПб.: Издательство Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, 2001.

4. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии, 1973. – № 6. – С. 48-54.

5. Копытин А.И. Системная арт-терапия: теоретическое обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффекты. Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора мед. наук. СПб.: Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2010.

6. Копытин А.И. Арт-терапия психических расстройств. СПб.: Речь, 2011. – 368 с.

7. Копытин А.И. Психодиагностика в арт-терапии. СПб.: Речь, 2014. – 284 с.

8. Копытин А.И. Современная клиническая ар-терапия. М.: Когито-Центр, 2015. – 526 с.

9. Копытин А.И. Эмоциональный арт-конструктор: диагностические, развивающие, психотерапевтические возможности. Методическое пособие. – СПб.: Иматон, 2017.

10. Тер Лаак Тер Лаак Я., Бругман Г.М. Big Five. Как измерить человеческую индивидуальность? – М.: Университет, 2003.

11. Beck Beck A.T., Ward C.N., Mendelson N. et al. Inventory for measuring depression // Archives of Gen. Psychiatry. – 1961, 4, 561-571.

12. Derogatis L. R., Lipman R.S., Rickels K. et al. The Hopkins Cehcklist (HSCL): a self-report symptom inventory // Behavioral Sciences. – 1974, Vol.19, P.1-5.

 

 

Национальная саморегулируемая организация «Союз психотерапевтов и психологов»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.038 с.)