Стандарт профессиональной психотерапевтической (психологической) помощи в сфере арт-терапии (арт-психотерапии) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандарт профессиональной психотерапевтической (психологической) помощи в сфере арт-терапии (арт-психотерапии)



Москва – Санкт-Петербург

2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Определение арт-терапии как научно-практической дисциплины и группы методов психологической (психотерапевтической) помощи………..4

2. Арт-терапия как многообразие методов………………………………7

3. Характеристика группы лиц, в отношении которой рекомендуется использование данного метода, определение показаний / противопоказаний………………………………………………………………...9

4. Требования к необходимому информационному обеспечению получателей психотерапевтической помощи при обращении за ее получением и в ходе оказания психотерапевтической помощи……………..15

5. Технологический протокол с описанием последовательности основных этапов реализуемого метода и технических действий на каждом этапе………………………………………………………………………………16

5.1.Технологический протокол с описанием последовательности основных этапов и технических действий на каждом этапе при использовании клинической системной арт-терапии с ветеранами войн… 16

5.2.Технологический протокол с описанием последовательности основных этапов и технических действий на каждом этапе при использовании педагогической модели системной арт-терапии у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………… 23

6. Критерии и методология оценки эффективности реализуемого метода, соответствующие принципам доказательной практики……………..28

6.1. Критерии и методология оценки эффективности клинической системной арт-терапии у ветеранов войн……………………………………… 29

6.2. Критерии и методология оценки эффективности арт-терапии в процессе реабилитации лиц с психическими и поведенческими расстройствами вследствие употребления ПАВ………………………………. 31

7. Выявленная динамика по основным мишеням (на основании анализа имеющихся результатов использования метода клинической системной арт-терапии)…………………………………………………………………………..34

7.1. Выявленная динамика по основным мишеням при использовании КСАТ у ветеранов войн………………………………………………………………… 34

7.2.  Выявленная динамика по основным мишеням при использовании КСАТ у лиц с психическими и поведенческими расстройствами вследствие употребления ПАВ……………………………………………………………………… 42

8.  Способ документирования и архивирования динамики и результатов арт-терапевтического процесса…………………………………..48

9. Квалификационные требования к специалисту, реализующему клиническую (медицинскую) и неклиническую (немедицинскую) модели арт-терапии…………………………………………………………………………..54

10. Тематическая образовательная программа с указанием основных разделов необходимой профессиональной подготовки и количества часов по каждому разделу………………………………………………………………..63

11. Квалификационные требования к специалистам, проводящим профессиональную подготовку по арт-терапии…………………………….72

12. Критерии прохождения процедуры аттестации и переаттестации с указанием кратности и параметров супервизорской оценки профессиональной деятельности специалиста-психотерапевта……………..73

13. Требования к месту оказания арт-терапевтической помощи, технологическому оборудованию или прочему инвентарю, необходимому при оказании арт-терапевтической помощи………………………………….75

Литература…………………………………………………………………79

1. Определение арт-терапии как научно-практической дисциплины и группы методов психологической (психотерапевтической) помощи

Согласно общепринятому международному определению, арт-терапия является одним из направлений креативной терапии искусством (по-английски, creative arts therapies), наряду с такими направлениями, как музыкальная терапия, танцевально-двигательная терапия и драматерапия. Все они используют творческую активность клиентов/пациентов как фактор лечебно-профилактического воздействия, но с преимущественной опорой на одну из модальностей, с помощью которой клиенты творчески выражают себя – изобразительного искусства, музыки, движения и танца или искусства театра. Соответственно, имеются специалисты, осуществляющую свою работу с использованием этих модальностей – арт-терапевты, музыкальные терапевты, танцевально-двигательные терапевты и драматерапевты. В последние годы также развиваются интегративные формы терапевтического применения искусства, называемые «терапия выразительными искусствами» (expressive arts therap y).

Наряду с понятием «арт-терапия», для обозначения профессиональных услуг, связанных с оказанием психологической (психотерапевтиеской) помощи на основе использования изобразительного искусства, в последние годы все чаще используется слово «арт-психотерапия». В настоящем документе оба слова используются как равнозначные, но слово «арт-психотерапия» представляется все же более уместным при рассмотрении арт-терапии как вида психологической (психотерапевтической) помощи, имеющего ряд принципиальных отличий от использования изобразительной деятельности клиентов (пациентов) в качестве терапии занятостью (трудотерапии, эрготерапии).

Арт-психотерапия основана на использовании искусства (прежде всего, изобразительной экспрессии клиента) в контексте психотерапевтической практики. Использует искусство не столько как форму занятости или фактор самолечения, но как средство личностно-ориентированного, психотерапевтического взаимодействия специалиста с клиентами с разными психологическими запросами, психической и соматической патологией, дисфункциональными семьями и сообществами.

В ряде стран (США, Великобритания и некоторые другие) разные формы креативной терапии искусством рассматриваются как самостоятельные специальности, требующие соответствующей профессиональной (в основном, магистерской) подготовки, рассчитанной не менее чем на два или три года. Прохождение таких программ позволяет лицам с разным базовым образованием (не ниже уровня бакалавра) в сфере искусства, педагогики, психологии, медицины или социальной работы овладеть достаточным объемом знаний и сформировать комплекс умений, необходимых для оказания психологической, психосоциальной помощи разным группам населения на основе применения искусства.

Существуют также страны, к которым относится и Россия, где креативные терапии искусством не имеют статуса самостоятельных специальностей. Они рассматриваются как методы психологической (психотерапевтической) помощи, для овладения которыми и последующего их применения в одной из областей помогающей деятельности (лечебной, реабилитационной, консультативной и др.) необходимо иметь соответствующую профессиональную квалификацию врача-психотерапевта, психолога или иного специалиста, после чего пройти соответствующую программу дополнительного образования (профессиональной переподготовки).

Как и в странах с развитой системой профессиональных арт-терапевтический услуг, в Российской Федерации также формируются программы магистерского образования и непрерывного профессионального образования на основе накопительно-кредитного подхода, связанного с четырёхчастной моделью подготовки профессионалов в области психотерапии и консультирования (арт-терапия рассматривается как метод психотерапии и психологического консультирования). Четырехчастная модель подготовки включает в себя: теорию, производственную практику, профессиональную супервизию, личную терапию и, кроме того, подготовку в области клинической психиатрии. Важнейшим компонентом подготовки для специалистов в сфере креативной терапии искусством также является подготовка в сфере искусства; для специалистов по арт-терапии – подготовка в сфере визуальных искусств (живопись, графика, лепка, фотография и т.д.).

Использование поддерживающего и развивающего потенциала искусства возможно не только профессиональными арт-терапевтами (как в некоторых зарубежных странах) или психологами, врачами-психотерапевтами и иными специалистами, прошедшими соответствующую дополнительную подготовку, но и педагогами, художниками или представителями иных творческих профессий, не имеющими такой подготовки. Однако их деятельность не может рассматриваться как форма психологической или лечебной помощи (психотерапии), а относится к сфере искусства или образования.

Обращение к существующим определениям арт-терапии и иных направлений креативной терапии искусством позволяет лучше понять их основное содержание и предназначение. Согласно Резолюции Арт-терапевтической ассоциации, арт-терапия характеризуется как «система психологических и психофизических лечебно-коррекционных воздействий, основанных на занятиях клиентов/пациентов изобразительной деятельностью, построении и развитии терапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных болезней, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дезадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала». Данное определение соответствует общепринятому определению арт-терапии в разных странах, представленному в основополагающих документах профессиональных саморегулируемых организаций (Американской арт-терапевтической ассоциации, Британской ассоциации арт-терапевтов и др.) и в научной литературе.

К сожалению, существует немало русскоязычных изданий, в которых слову «арт-терапия» приписывается иное, не свойственное ей значение. Это затрудняет формирование в обществе адекватного представления о данном явлении, создает препятствия для развития арт-терапии как одной из форм помогающей деятельности с присущими ей стандартами и нормами профессионального образования и практической работы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.006 с.)