Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы документирования и архивирования динамики и результатов арт-терапевтического процесса
Способы документирования и архивирования динамики и результатов арт-терапевтического процесса связаны со спецификой методов арт-терапии и организационными поцедурами, предусмотренных на разных этапах арт-терапии. К организационным процедурам предварительного (отборочного) этапа арт-терапии относится: (1) первичное интервьюирование кандидатов на участие в индивидуальных и групповых занятиях, (2) проведение совещаний со специалистами (членами полипрофессиональной бригады – прежде всего, лечащим врачом при работе в лечебно-реабилитационном учреждении, педагогами, воспитателем – в образовательном учреждении и т.д.). В результате предварительного собеседования с пациентом и с лечащим врачом, консультаций со специалистами, в амбулаторной карте (истории болезни) лечащим врачом может быть сделана соответствующая запись. Специалист арт-терапевтического кабинета (арт-центра), в свою очередь, также может сделать такую запись в рабочем журнале. Такая запись может представлять собой заключение о состоянии клиента и его пригодности для индивидуальных или групповых арт-терапевтических занятий. В записи должно быть отражено следующее: • особенности клинического состояния; • рекомендуемая форма арт-терапии; • задачи и мишени арт-терапии; • предполагаемые трудности, связанные с участие кандидата в арт-терапевтической программе; • предполагаемые положительные эффекты, которые при этом могут быть достигнуты. К организационным процедурам начального, переходного, основного (рабочего) и завершающего этапов арт-терапии можно отнести следующие действия специалиста арт-терапевтического кабинета (арт-центра): 1. регистрация хода арт-терапевтических занятий; 2. оценка промежуточных результатов арт-терапии и целесообразности ее продолжения либо перевода пациента на иную форму работы; 3. оценка конечных результатов арт-терапии. Данные организационные процедуры сопровождаются оформлением соответствующих документов. В первом случае такими документами являются журнал посещений и хода арт-терапевтических занятий; во втором — промежуточное резюме; в третьем — заключительное резюме. Хотя журнал посещений может вестись отдельно от журнала регистрации хода арт-терапевтических занятий, их целесообразно объединять в единый документ. В настоящее время в разных странах используются разные формы регистрации арт-терапевтической работы, которые можно адаптировать к конкретным условиям деятельности специалиста. При ведении журнала посещений и регистрации хода арт-терапевтических занятий специалист может использовать, например, следующие регистрационные формы:
• формализованный бланк; • развернутое описание по схеме; • хронограмму групповых арт-терапевтических занятий. • дата и время проведения занятия; • фамилия (или фамилии) участника (участников) занятия; • основная тема (темы); • используемые участником (участниками) изобразительные материалы и виды деятельности (обсуждения, физические упражнения и игры, драматизация и т. д.); • высказывания участника (участников) занятия в ходе работы и особенности его (их) невербальной экспрессии; • взаимодействие со специалистом или другими участниками; • отношение участника (участников) занятия к работе; • процесс изобразительной работы (этапы создания визуальных образов) или иной творческой активности; • краткое описание изобразительной продукции участника (участников) занятия; • объяснение участником (участниками) занятия содержания своей изобразительной продукции (формальное объяснение или психологическое толкование с элементами инсайта); • наблюдаемые ведущим групповые феномены и процессы. Развернутое описание группового занятия по схеме содержит следующие пункты: • ФИО участников занятия, кто отсутствовал; • ведущий/ведущие; • дата и время занятия, какое занятие по счету; • цель и задачи занятия; • тема (темы), используемые упражнения и задания; • общая атмосфера в группе в начале, в конце и в середине занятия; общий характер взаимодействия; • что происходило в группе, как вели себя отдельные участники (что делали, как участвовали в обсуждении); • каково было участие ведущего и ассистента в ходе занятия и их взаимодействие;
• итоги занятия, планы относительно дальнейшей работы. Формализованный бланк и развернутое описание по схеме могут дополняться формулировкой специалистом тех или иных гипотез, которые позволяют ему объяснить мотивы действий участников занятий, смысл создаваемой ими изобразительной продукции, а также наблюдаемого им взаимодействия участников друг с другом и специалистом. Формулируемые им гипотезы также могут быть связаны с его попытками объяснить переживаемые им самим в связи с групповой работой чувства. Вполне оправданным является также использование специалистом при регистрации хода групповых арт-терапевтических занятий элементов ретроспективного, разноуровневого и интегративного анализа. Ретроспективный анализ может быть связан с попытками специалиста ответить на следующие вопросы. • Как соотносится данное занятие с предыдущими (с точки зрения ведущих тем, используемых участником или участниками материалов, их поведения и взаимодействия друг с другом и ведущим, содержания их изобразительной продукции, проявляемых в работе групповых процессов и феноменов и т. д.)? • Было ли в ходе данного и предыдущих занятий нечто повторяющееся и характерное в поступках, переживаниях, высказываниях и изобразительной продукции участников, в переживаниях и поведении группы в целом, в чувствах и поведении самого психотерапевта? Разноуровневый анализ имеет своей целью: · установление специалистом определенной связи между собственными взглядами и верованиями и своим отношением к происходящему во время занятия; · объяснение им того, что происходило во время занятия, с использованием личных гипотез и верований; · объяснение им того, что происходило во время занятий, с использованием тех или иных теоретических представлений (собственно, формулировка рабочих гипотез); · определение возможной связи между личными взглядами и верованиями и Интегративный анализ представляет собой резюме специалиста относительно того: · какой опыт, по его мнению, смогли получить конкретный клиент или группа благодаря участию в данном занятии; · как это на них повлияло; · какое значение это может иметь для решения краткосрочных и долгосрочных задач арт-терапии; · какое значение это имеет для дальнейшей работы данного клиента или группы. Оценка промежуточных результатов арт-терапиии целесообразности ее продолжения либо перевода клиента на иную форму или модель работы может осуществляться по-разному, в том числе: • проводиться специалистом арт-терапевтического кабинета (арт-центра) самостоятельно; • проводиться им совместно с котерапевтом; • проводиться совместно с другими специалистами (прежде всего, лечащим врачом). К некоторым способам оценки промежуточных результатов арт-терапии можно отнести: • клиническую и психологическую оценку психического состояния участников арт-терапии. в том числе с использованием вербальных и графических тестов и шкал; • отчеты самих участников занятий о наблюдаемых ими наиболее значимых изменениях в своем состоянии и системе отношений, выполняемые ими либо в свободной форме, либо в соответствии с определенной схемой (формализованное интервью);
• оценку индивидуальной и групповой динамики и отношений в группе, а также отношений участников занятий со специалистом; • оценку интересов, увлечений и отношений участников занятий с другими людьми за пределами группы (включая их родственников, знакомых и представителей более широкого социального окружения); • оценку изобразительной продукции участников занятий с использованием комплекса формальных и содержательных критериев. По завершении всесторонней оценки промежуточных результатов арт-терапии, специалист арт-терапевтического кабинета (арт-центра) составляет промежуточное резюме. Основным назначением промежуточного резюме является: • фиксация наиболее значимых изменений в состоянии и поведении участников занятий; • обозначение того, в какой степени эти изменения согласуются с задачами арт-терапии и лечебно-реабилитационных мероприятий в целом; • формулировка рекомендаций относительно целесообразности продолжения участия того или иного пациента в программе либо его перевода на иную форму работы; • обозначение дальнейшего плана работы, а в случае необходимости уточнение и переформулировка индивидуальных задач и мишеней арт-терапии, подкрепляемые соответствующим обоснованием. Оценка конечных результатов арт-терапииможет быть связана: · с завершением участия конкретного пациента в индивидуальной и ли групповой арт-терапии (их плановой или преждевременной терминацией); · с завершением работы всей группы. При этом могут использоваться те же приемы и методы, что и при оценке промежуточных результатов арт-терапии. Так, специалист арт-терапевтического кабинета (арт-центра) может прибегать к помощи других специалистов (в том числе, котерапевта), самих участников группы, а также супервизора. Результатом подобной оценки является составление итогового резюме. Его структура аналогична структуре промежуточного резюме. В то же время, в зависимости от того, идет ли речь о терминации всей группы или ее отдельных участников, а также планового или внепланового характера терминации, содержание итогового резюме может быть различным. В случае плановой терминации в итоговом резюме арт-терапевт отмечает следующее: • наиболее значимые изменения в состоянии и поведении участников программы; • насколько эти изменения согласуются с поставленными ранее задачами работы;
• рекомендации относительно продолжения работы того или иного участника программы путем его включения в новую группу, перевода на индивидуальную психотерапию (арт-терапию) или использования какого-либо иного метода (с соответствующим обоснованием), а также относительно условий и факторов поддержания достигнутых результатов арт-терапии во времени. В случае внеплановой (преждевременной) терминации в итоговом резюме должны быть зафиксированы: • достигнутые на момент терминации изменения в состоянии и поведении участника программы (если таковые имеются); • предполагаемые причины преждевременной терминации и последствия преждевременного выхода данного клиента из программы • рекомендации относительно направления выбывшего из программы клиента на другие виды терапии или к иным специалистам.
9. К валификационные требования к специалисту, реализующему клиническую (медицинскую) и неклиническую (немедицинскую) модели арт-терапии Оказанием психологической помощи с использованием методов арт-терапии занимаются разные специалисты. Важное значение имеет статус и уровень профессионального признания арт-терапии в той или иной стране. В тех странах, где арт-терапия рассматривается как самостоятельная помогающая (вспомогательная медицинская) профессия и действуют определенные нормы допуска к профессиональной арт-терапевтической деятельности (США, Великобритания), проводить арт-терапию могут исключительно дипломированные и сертифицированные арт-терапевты. В странах (включая РФ), где арт-терапия рассматривается как совокупность методов психологической помощи (психотерапии) на основе изобразительной деятельности и иных видов искусства, проводить арт-терапию на достаточно высоком профессиональной уровне могут лишь специалисты с высшим образованием (преимущественно психологическим и медицинским), получившие дополнительную подготовку по арт-терапии. Определенные формы и модели арт-терапии (арт-педагогика), относимые к неклиническим моделям, могут также проводиться специалистами с высшим педагогическим или художественным образованием, также получившие дополнительную профессиональную подготовку по арт-терапии. Некоторые виды психосоциальной поддержки населения на основе занятий искусством также могут осуществляться художниками, социальными работниками или иными специалистами, не получившими дополнительной подготовки по арт-терапии. Однако их деятельность не может квалифицироваться как арт-терапевтическая, а относится к сфере искусства, творческой занятости, досуговой активности. Очевидно, что основная профессиональная подготовка и уже имеющиеся у специалиста компетенции определяют то, где и кем он будет работать, используя дополнительно полученные арт-терапевтические знания и навыки. В области клинической (медицинской) арт-терапии в нашей стране могут работать следующие специалисты:
· врачи-психотерапевты, имеющие соответствующие дипломы и сертификаты, а также прошедшие специальную дополнительную подготовку по арт-терпии, · клинические (медицинские) психологи, прошедшие специальную дополнительную подготовку по арт-терпии, · специалисты с иной подготовкой (художники, специалисты по социальной работе, психологи с иной, неклинической специализацией и др.), также по возможности прошедшие подготовку по арт-терапии. Врачи-психотерапевты и психологи, при наличии у них соответствующего дополнительного образования по арт-терапии, могут проводить арт-терапию не столько как вид психосоциальной поддержки населения, но как вид психологической помощи – арт-психотерапию. Специалисты с иной подготовкой (художники, специалисты по социальной работе, психологи с иной, неклинической специализацией и др.) могут проводить арт-терапию в форме занятости, студийных групп или индивидуальных занятий рекреационно-терапевтической или развивающей направленности, но не арт-психотерапию. Проводя арт-терапию в той или иной форме, в зависимости от их основного и дополнительного профессионального образования, все эти специалисты могут иметь разную меру клинической ответственности и осуществлять разные функции, делегированные им, исходя из ведущих направлений деятельности лечебно-профилактического или реабилитационного, социального, образовательного учреждения или учреждения культуры, сотрудничающие с ЛПУ. С учетом особенностей становления арт-терапии в нашей стране, значительной роли врачей (психиатров, психотерапевтов) в развитии данного направления как формы психотерапии (арт-психотерапии), наряду с клиническими психологами, они могут продолжать занимать значимые позиции в данной области деятельности. При этом должны быть уточнены функции и формы деятельности этих специалистов, а также необходимые профессиональные компетенции. При разработке квалификационных требований к специалистам, проводящим арт-терапию, следует учесть предложенное Европейской ассоциацией психотерапии (ЕАП) разделение квалификации психотерапевта на три уровня: · базовый уровень – включающий компетенции, которые должен демонстрировать каждый психотерапевт независимо от его модальности; · уровень специфических компетенций – описывающий компетенции, относящиеся к специфической модальности и отличающие профессионалов различных направлений психотерапии (в данном случае – специалистов в сфере арт-терапии); · специализация – квалификация, необходимая для проведения психотерапии в особых условиях, в клинических условиях, образовательных организациях, работе в области аддиктологии, при оказании психологической помощи семьям и т. д. Базовые общепсихологические и психотерапевтические компетенции связаны с базовыми знаниями в области общей психологии и психологии личности, возрастной психологии и психологии развития, клинической психологии, представлениями о наиболее общих факторах и механизмах терапевтических изменений, природе и механизмах психотерапевтических отношений, факторах и динамике терапевтических изменений, терапевтических условиях и средствах, задачах и этапах психотерапии. Базовые психотерапевтические компетенции также включают: умения, связанные с соблюдением этических норм психотерапии, сбором информации, необходимой для психологической (психолого-педагогической) и базовой клинической оценки состояния и расстройства (проблемы) клиента и его биопсихосоциогенеза; планированием и осуществлением психотерапии; установлением психотерапевтических отношений; проведением и завершением психотерапии в соответствии с условиями психотерапевтического контракта; оценкой полученных эффектов; умением координировать свою работу с деятельностью других специалистов полипрофессиональной бригады (при работе в бригаде) для достижения оптимальных лечебно-профилактических эффектов. Применительно к деятельности специалистов системы образования (педагогов и педагогов-психологов), реализующих преимущественно педагогическую модель арт-терапии (арт-педагогику)в психолого-педагогическом сопровождении ребенка и семьи в условиях реализации ФГОС и профстандарта педагога (педагога-психолога), необходимыми являются базовые психолого-педагогические и педагогические компетенции. Они включают следующие знания: знание методологических основ психолого-педагогической науки, основ возрастной и педагогической психологии, методов, используемых в педагогике и психологии; знание методологических основ организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы на всех уровнях общего образования; знание современных теорий и методов консультирования субъектов образовательного процесса. Данные компетенции также включают следующие умения и навыки: владение стандартизированными методами педагогической и психолого-педагогической диагностики; способность к построению воспитательной и развивающей (психопрофилактической) деятельности с учетом культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; организации различных видов урочной и внеурочной деятельности (игровой, художественно-продуктивной, культурно-досуговой) с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона; владение различными формами и методами обучения, воспитания и развития обучающихся; навыка проведения индивидуальных и групповых консультаций обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; умение взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; Специфические компетенции, необходимые для осуществления арт-терапевтической деятельности независимо от конкретной модели и сферы практической работы, включают: 1. Знание теории и методологии арт-терапии: психологические или иные концепции, используемые для обоснования практики арт-терапии, и описывающие структуру и динамику личности и ее творческой деятельности в отногенезе и с учетом условий социокультурной среды; природу и механизмы психотерапевтических отношений, факторы и динамику терапевтических изменений, терапевтические условия и средства, характерные для арт-терапии. 2. Знание различных моделей (методов) арт-терапии (таких например, как психодинамическая, семейная, личностно-ориентированная и других) с глубоким пониманием и избирательностью их использования применительно к конкретным условиям деятельности и с опорой не только на общие, но и специфические для арт-терапии механизмы и интервенции, реализуемые в рамках различных методов. 3. Знание этических норм и принципов арт-терапии, включающих как общие с другими формами психологической помощи (психотерапии), так и специфические этические нормы и принципы. 4. Умения, связанные с организацией и управлением арт-терапевтической деятельностью в разных социокультурных и институциональных условиях: созданием среды, подготовкой материалов и прочего инвентаря, необходимого для оказания арт-терапевтической помощи; привлечением клиентов; установлением эффективных рабочих отношений со специалистами и службами; ведением протоколов и иной документации, имеющих специфический характер. 5. Умения, связанные с установлением и развитием психотерапевтических отношений, пониманием внутри- и межличностной динамики субъектов психотерапевтических отношений (клиента и терапевта), предоставлением эффективной личностно-ориентированной обратной связина основе использования не только общих с другими формами психотерапии, но и специфических для арт-терапии средств коммуникации (визуально-пластических, художественных средств). 6. Навыки планирования и осуществления арт-терапии, с учетом личностных особенностей, мотивационных предпосылок клиента, характера и биопсихосоциогенеза расстройства (проблем) и условий терапии и с использованием специфических саногенетических факторов и механизмов арт-терапии. К данной группе компетенций также относятся навыки проведения индивидуальной или групповой арт-терапии с использованием адекватных способов личностно-ориентированного взаимодействия с клиентами, фасилитации их художественной экспрессии, вербализации опыта и его терапевтической проработки. 7. Навыки сбора информации и осуществления динамической оценки состояния, психических процессов и целостной личности клиен та (психологической и клинической диагностики) на основе использования методов, специфических для арт-терапии. 8. Исследовательские навыки, связанные оценкой промежуточных и конечных эффектов арт-терапии и факторов терапевтических изменений, с использованием специфических для арт-терапии критериев и средств исследования. 9. Навыки отражения и рефлексии опыта проведения арт-терапии, эффективного использования супервизии. Большое значение для осуществления арт-терапии имеют художественные компетенции, которые включают: · знание свойств и возможностей разных художественных материалов, форм и техник изобразительного искусства; · наличие значительного опыта художественно-творческой деятельности с использованием различных художественных техник и материалов; · знание истории искусства, умение рефлексировать содержание и стилистику художественных форм в контексте истории искусства, социальных и культурных условий; · способность рефлексировать психологические феномены, внутриличностную и межличностную динамику, связанные с художественной деятельностью, целостным процессом творческой активности, влияние художественно-творческой деятельности на межличностную и социальную среду; · умение создавать для клиентов – участников арт-терапии – подходящие условия для занятий изобразительным искусством, погружения в художественную деятельность, целостного восприятия и переживания творческого процесса; · способность передать участникам арт-терапии знания и опыт работы с использованием разных изобразительных техник и материалов, поддерживать (фасилитировать) освоение новых средств и форм художественной выразительности с целью более точного и конгруэнтного самовыражения; · умение выявить уровень художественно-творческого потенциала и художественных навыков клиента, их развитие в процессе арт-терапии. Компетенции, связанные с арт-терапевтической специализацией – проведением арт-терапии в особых условиях – медицинских или образовательных учреждениях, работой в области аддиктологии, при оказании кризисной помощи, психологической помощи семьям и т. д. Так, проводя клиническую (медицинскую) арт-терапию, врачи-психотерапевты и клинические психологи должны обладать следующими компетенциями в области клинической (медицинской) арт-терапии: · умением осуществлять всестороннюю оценку состояния и анамнеза клиента, определяя форму клинического расстройства (врачи – также нозологическую принадлежность, особенности течения заболевания) и функциональный диагноз клиента (в том числе, исследуя его «творческий анамнез»); · умением планировать форму и направленность арт-терапевтического вмешательства, определяя при этом методы, мишени и задачи работы, оптимальную нагрузку для клиентов, показания и противопоказания для проведения разных форм и техник арт-терапии, с учетом клинических, психологических, социальных и физических особенностей клиентов, особенностей биопсихосоциогенеза расстройства и внешних условий (особенностей учреждения или подразделения, сроков основного лечения и др.); · умением оценивать клинические проявления психических расстройств, особенности личностного реагирования, состояние клиента и группы в процессе занятий; · навыками выбора и изменения стиля ведения клиента и группы, в зависимости от контингента больных, этапа лечебно-реабилитационного процесса, стадии и уровня терапевтических изменений, индивидуальной и групповой динамики; · навыками выбора и комбинирования различных средств творческого самовыражения, художественных средств и материалов на основе знания клинических и психологических показаний и противопоказаний к их применению, возможности достижения тех или иных терапевтических эффектов. Реализуя педагогическую модель неклинической (немедицинской) арт-терапии, педагоги и педагоги-психологи должны обладать следующими компетенциями в области неклинической (немедицинской) арт-терапии (арт-педагогики): · знанием роли искусства и творческой личностной активности в процессе социализации и развития личности ребенка и подростка (включая детей в ОВЗ) и освоения ими основной общеобразовательной программы на всех уровнях общего образования; · знанием роли искусства и творческой личностной активности для сохранения здоровья и личностной адаптации всех субъектов образовательного процесса и оптимизации их отношений друг с другом и окружающей средой; · умением осуществлять всестороннюю оценку состояния, личности и процесса психического развития, социализации и адаптации ребенка, подростка и взрослого как субъектов образовательного процесса и социальных отношений (включая лиц с ограниченными возможностями здоровья), с учетом их культурных и половозрастных особенностей, места жительства и историко-культурного своеобразия региона с использованием общих и специфических для арт-терапии средств; · навыками проектирования и реализации арт-терапевтических (арт-педагогических) программ работы с обучающимися, направленных на их успешное развитие, социализацию и воспитание, профилактику нарушений школьной адаптации, развитие познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; · навыками оценки достигаемых развивающих, воспитательных и психопрофилактических эффектов применения арт-терапевтических и арт-педагогических программ с разными субъектами образовательного процесса; · навыками оказания психолого-педагогической помощи на основе применения средств арт-терапии и арт-педагогики лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
10. Т ематическая образовательная программа с указанием основных разделов необходимой профессиональной подготовки и количества часов по каждому разделу Для получения права работать с использованием методов арт-терапии необходимо пройти специальное обучение – дополнительное образование (повышение квалификации или профессиональной переподготовки), либо программу магистерского уровня, обычно рассчитанную на два или три года или более длительный срок (при использовании кредитно-модульного подхода). Программы арт-терапевтического образования магистерского уровня существуют во многих странах мира. Наибольшее их количество имеется при государственных университетах многих европейских стран, особенно, Великобритании, Нидерландах, Франции и Германии, а также США. По завершении такого обучения слушатели получают диплом с присвоением квалификации «арт-терапевт» в тех странах, где арт-терапия существует в качестве самостоятельной профессии. В тех странах, где арт-терапия не зарегистрирована в качестве самостоятельной профессии, в дипломе указывается арт-терапевтическая специализация на базе высшего образования (психологического, художественного или иного). Также предусмотрены дополнительные процедуры аттестации (сертификации) специалистов в сфере арт-терапии, при успешном прохождении которых специалист в полном объеме получает право на ведение профессиональной деятельности в сфере арт-терапии, считается зарегистрированным и сертифицированным. В последние годы, в связи с повышением спроса на арт-терапевтические услуги, аналогичные программы создаются во многих других странах, в том числе, в Российской Федерации. В последние два десятилетия разработаны и согласованы на международном уровне стандарты арт-терапевтического образования, позволяющие сформировать у обучающихся компетенции, необходимые для оказания арт-терапевтической помощи. Современные программы арт-терапевтического образования имеют много общего. Как правило, они включают не менее тысячи часов аудиторных и самостоятельных занятий, а также практику под наставничеством (учебной супервизией) на базе медицинских, социальных и образовательных учреждений, также рассчитанную примерно на тысячу часов. Аудиторная подготовка предполагает овладение комплексом учебных дисциплин, включая разные психологические дисциплины, антропологию, теорию и практику изобразительного искусства. Значительное место отводится изучению теории и методологии арт-терапии и получению опыта работы в учебной группе практической направленности, когда слушатели выполняют разные виды изобразительной деятельности с целью самовыражения и самопознания и работают с собственными переживаниями и проблемами. Во многих случаях, помимо занятий в таких группах, слушатели обязаны пройти в определенном объеме личную терапию. Однако это требование существует не везде. В США, например, прохождение личной терапии для получения диплома и сертификации и регистрации в качестве арт-терапевта не требуется. Во всех существующих программах арт-терапевтического образования за рубежом художественная практика рассматривается как важнейшая составная часть профессиональной подготовки. Студенты учатся понимать язык художественной экспрессии, связь создаваемых произведений с внутрипсихической и межличностной динамикой и с существующими в обществе формами изобразительного искусства Важное место отводится индивидуальной творческой работе студентов с параллельной рефлексией личного опыта, подготовке выставок и представлению собственной продукции в группе. Рассматриваются вопросы профессиональной этики. В последние годы все больше внимания обращается на приобщение слушателей к методам исследований, развитию у них навыков рефлексии и оценки собственного опыта арт-терапевтической деятельности и ее эффектов. В тех странах, где арт-терапия не имеет статуса самостоятельной профессии, соответствующие образовательные программы обычно формируются на основе стандартов психологического или иного (например, культурологического) основного или дополнительного профессионального образования, либо профессиональной переподготовки, в зависимости от профиля учебного заведения или факультета, на базе которых такие программы проводятся. Существуют международные организации, разрабатывающие общие стандарты арт-терапевтического образования и рекомендующие их придерживаться. Различия законодательных баз и местных традиций в сфере культуры и профессионального образования разных стран не всегда делают возможным следовать этим критериям. Одной из таких организаций является Европейский консорциум арт-терапевтического образования (European Consortium of Arts Therapies Education). На основе рекомендаций этой организации, изучения опыта арт-терапевтического образования за рубежом и принимая во внимания отечественный опыт преподавания психотерапии и психологии, в начале 2000-х годов была разработана первая в нашей стране программа профессиональной переподготовки по арт-терапии для специалистов с высшим психологическим и непсихологическим образованием. Она рассчитана на два года обучения и включает следующие дидактические компоненты: § теоретические и методические основы арт-терапии и психотерапии искусством, § практическая работа в арт-терапевтической группе, ориентированная на решение психологических проблем и личностный рост участников программы, § групповой тренинг с отработкой навыков психологического сопровождения в арт-терапии, § основы психотерапии и психологического консультирования, § методы арт-терапии детей и подростков (диагностика, коррекция, психопрофилактика, развитие, реабилитация) и ее применения в учреждениях образования, § клиническая арт-терапия со взрослыми: арт-терапия в лечении и реабилитации психически и соматически больных и паллиативном уходе; методы арт-терапии неврозов, постстрессовых и личностных расстройств, § арт-терапия в социальной сфере (работа с представителями групп риска, арт-терапия в реабилитации, поддержка человеческих ресурсов и др.), § арт-технологии в работе с персоналом работниками организаций (профессиональный отбор, укрепление психологического здоровья и профилактика профессионального «выгорания», формирование команды, нахождение творческих решений в бизнесе и др.), § методы исследования в арт-терапии. Оценка эффективности арт-терапевтических вмешательств, § этические нормы арт-терапии, § вопросы организации арт-терапевтической деятельности, § традиционная и инновационная художественная практика (живопись, графика, коллаж, фотография, видеоарт, объекты и т. д.), § практикум на базе медицинских, образовательных и социальных учреждений под супервизией (наставничеством), § дисциплины психологической подготовки (общая и возрастная психология, клиническая психология и др.) По окончании обучения пишется и защищается выпускная работа. Программа рассчитана на два года обучения в очно-заочной форме (два семестра по 20 дней аудиторных в течение учебного года; 8 часов аудиторных занятий в день). Дополнительно предусмотрены два дня практики по арт-терапии в неделю в течение второго учебного года, 3 часа работы в день, а также художественная практика в течение двух лет обучения в свободное время в форме выполнения творческих заданий по изобразительному искусству. Цель программы –- формирование профессиональных компетенций, связанных с применением методов арт-терапии в качестве формы психологической помощи (психотерапии) в образовании, здравоохранении и социальной сфере. Таблица 4 Учебный план образовательной программы профессиональной переподготовки со специализацией по арт-терапии
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.08 с.) |