Способы документирования и архивирования динамики и результатов арт-терапевтического процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы документирования и архивирования динамики и результатов арт-терапевтического процесса



Способы документирования и архивирования динамики и результатов арт-терапевтического процесса связаны со спецификой методов арт-терапии и организационными поцедурами, предусмотренных на разных этапах арт-терапии. К организационным процедурам предварительного (отборочного) этапа арт-терапии от­носится: (1) первичное интервьюирование кандидатов на учас­тие в индивидуальных и групповых занятиях, (2) проведение совещаний со специалистами (членами полипрофессиональной бригады – прежде всего, лечащим врачом при работе в лечебно-реабилитационном учреждении, педагогами, воспитателем – в образовательном учреждении и т.д.).

В результате предваритель­ного собеседования с пациентом и с лечащим врачом, кон­сультаций со специалистами, в амбулаторной карте (истории болезни) лечащим врачом может быть сделана соответствующая запись. Специалист арт-терапевтического кабинета (арт-центра), в свою очередь, также может сделать такую запись в рабочем журнале. Такая запись может представлять собой заключение о состоянии клиента и его пригодности для индивидуальных или групповых арт-терапевтических занятий. В записи должно быть отражено следующее:

• особенности клинического состояния;

• рекомендуемая форма арт-терапии;

• задачи и мишени арт-терапии;

• предполагаемые трудности, связанные с участие кандидата в арт-терапевтической программе;

• предполагаемые положительные эффекты, которые при этом могут быть достигнуты.

К организационным процедурам начального, переходного, основного (рабочего) и завершающего этапов арт-терапии можно отнести следующие действия специалиста арт-терапевтического кабинета (арт-центра):

1. регистрация хода арт-терапевтических занятий;

2. оценка промежуточных результатов арт-терапии и целесообразнос­ти ее продолжения либо перевода пациента на иную форму работы;

3. оценка конечных результатов арт-терапии.

Данные организационные процедуры сопровождаются оформлени­ем соответствующих документов. В первом случае такими документами являются журнал посещений и хода арт-терапевтических занятий; во вто­ром — промежуточное резюме; в третьем — заключительное резюме.

Хотя журнал посещений может вестись отде­льно от журнала регистрации хода арт-терапевтических занятий, их целесообразно объединять в единый документ. В настоящее время в разных странах используются разные формы регистрации арт-терапев­тической работы, которые можно адаптировать к конкретным условиям деятельности специалиста. При ведении журнала посещений и регист­рации хода арт-терапевтических занятий специалист может исполь­зовать, например, следующие регистрационные формы:

• формализованный бланк;

• развернутое описание по схеме;

• хронограмму групповых арт-терапевтических занятий.
Формализованный бланк заполняется на каждом занятии и содер­жит следующие пункты:

• дата и время проведения занятия;

• фамилия (или фамилии) участника (участников) занятия;

• основная тема (темы);

• используемые участником (участниками) изобразительные матери­алы и виды деятельности (обсуждения, физические упражнения и игры, драматизация и т. д.);

• высказывания участника (участников) занятия в ходе работы и осо­бенности его (их) невербальной экспрессии;

• взаимодействие со специалистом или другими участниками;

• отношение участника (участников) занятия к работе;

• процесс изобразительной работы (этапы создания визуальных об­разов) или иной творческой активности;

• краткое описание изобразительной продукции участника (участни­ков) занятия;

• объяснение участником (участниками) занятия содержания своей изобразительной продукции (формальное объяснение или психо­логическое толкование с элементами инсайта);

• наблюдаемые ведущим групповые феномены и процессы.

Развернутое описание группового занятия по схеме содержит следующие пункты:

• ФИО участников занятия, кто отсутствовал;

• ведущий/ведущие;

• дата и время занятия, какое занятие по счету;

• цель и задачи занятия;

• тема (темы), используемые упражнения и задания;

• общая атмосфера в группе в начале, в конце и в середине занятия; общий характер взаимодействия;

• что происходило в группе, как вели себя отдельные участники (что делали, как участвовали в обсуждении);

• каково было участие ведущего и ассистента в ходе занятия и их вза­имодействие;

• итоги занятия, планы относительно дальнейшей работы.

Формализованный бланк и развернутое описание по схеме могут дополняться формулировкой специалистом тех или иных гипотез, ко­торые позволяют ему объяснить мотивы действий участников занятий, смысл создаваемой ими изобразительной продукции, а также наблю­даемого им взаимодействия участников друг с другом и специалистом. Формулируемые им гипотезы также могут быть связаны с его попыт­ками объяснить переживаемые им самим в связи с групповой работой чувства. Вполне оправданным является также использование специа­листом при регистрации хода групповых арт-терапевтических занятий элементов ретроспективного, разноуровневого и интегративного анализа.

Ретроспективный анализ может быть связан с попытками специ­алиста ответить на следующие вопросы.

• Как соотносится данное занятие с предыдущими (с точки зрения ведущих тем, используемых участником или участниками матери­алов, их поведения и взаимодействия друг с другом и ведущим, со­держания их изобразительной продукции, проявляемых в работе групповых процессов и феноменов и т. д.)?

• Было ли в ходе данного и предыдущих занятий нечто повторяющееся и характерное в поступках, переживаниях, высказываниях и изобразительной продукции участников, в переживаниях и поведении груп­пы в целом, в чувствах и поведении самого психотерапевта?

Разноуровневый анализ имеет своей целью:

· установление спе­циалистом определенной связи между собственными взглядами и ве­рованиями и своим отношением к происходящему во время занятия;

· объяснение им того, что происходило во время занятия, с использо­ванием личных гипотез и верований;

· объяснение им того, что проис­ходило во время занятий, с использованием тех или иных теоретических представлений (собственно, формулировка рабочих гипотез);

· опре­деление возможной связи между личными взглядами и верованиями и
теми теоретическими представлениями, которые он использует для объ­яснения происходящего во время занятий.

Интегративный анализ представляет собой резюме специалиста относительно того:

· какой опыт, по его мнению, смогли получить конкретный клиент или группа благодаря участию в данном занятии;

· как это на них повлияло;

· какое значение это может иметь для решения краткосрочных и долгосрочных задач арт-терапии;

· какое значение это имеет для дальнейшей работы данного клиента или группы.

Оценка промежуточных результатов арт-терапиии целесооб­разности ее продолжения либо перевода клиента на иную форму или модель работы может осуществляться по-разному, в том числе:

• проводиться специалистом арт-терапевтического кабинета (арт-центра) самостоятельно;

• проводиться им совместно с котерапевтом;

• проводиться совместно с другими специалистами (прежде всего, лечащим врачом).

К некоторым способам оценки промежуточных результатов арт-те­рапии можно отнести:

• клиническую и психологическую оценку психического состояния участников арт-терапии. в том числе с использованием вербальных и графических тестов и шкал;

• отчеты самих участников занятий о наблюдаемых ими наиболее значимых изменениях в своем состоянии и системе отношений, выполняемые ими либо в свободной форме, либо в соответствии с определенной схемой (формализованное интервью);

• оценку индивидуальной и групповой динамики и отношений в группе, а также отноше­ний участников занятий со специалистом;

• оценку интересов, увлечений и отношений участников занятий с другими людьми за пределами группы (включая их родствен­ников, знакомых и представителей более широкого социального окружения);

• оценку изобразительной продукции участников занятий с исполь­зованием комплекса формальных и содержательных критериев.

По завершении всесторонней оценки промежуточных результатов арт-терапии, специалист арт-терапевтического кабинета (арт-центра) со­ставляет промежуточное резюме. Основным назначением промежуточ­ного резюме является:

• фиксация наиболее значимых изменений в состоянии и поведении участников занятий;

• обозначение того, в какой степени эти изменения согласуются с за­дачами арт-терапии и лечебно-реабилитационных мероприятий в целом;

• формулировка рекомендаций относительно целесообразности про­должения участия того или иного пациента в программе либо его пе­ревода на иную форму работы;

• обозначение дальнейшего плана работы, а в случае необходимости уточнение и переформулировка индивидуальных задач и мишеней арт-тера­пии, подкрепляемые соответствующим обоснованием.

Оценка конечных результатов арт-терапииможет быть свя­зана:

· с завершением участия конкретного пациента в индивидуальной и ли групповой арт-терапии (их плано­вой или преждевременной терминацией);

· с завершением работы всей группы.

При этом могут использоваться те же приемы и методы, что и при оценке промежуточных результатов арт-терапии. Так, специалист арт-терапевтического кабинета (арт-центра) может прибегать к помощи других специалистов (в том числе, котерапевта), самих участников группы, а также супервизора. Результатом подобной оценки является составление итогового резюме. Его струк­тура аналогична структуре промежуточного резюме. В то же время, в зависимости от того, идет ли речь о терминации всей группы или ее отдельных участников, а также планового или внепланового характе­ра терминации, содержание итогового резюме может быть различным.

В случае плановой терминации в итоговом резюме арт-терапевт отме­чает следующее:

• наиболее значимые изменения в состоянии и поведении участников программы;

• насколько эти изменения согласуются с поставленными ранее зада­чами работы;

• рекомендации относительно продолжения работы того или иного участника программы путем его включения в новую группу, пере­вода на индивидуальную психотерапию (арт-терапию) или исполь­зования какого-либо иного метода (с соответствующим обосно­ванием), а также относительно условий и факторов поддержания достигнутых результатов арт-терапии во времени.

В случае внеплановой (преждевременной) терминации в итоговом резюме должны быть зафиксированы:

• достигнутые на момент терминации изменения в состоянии и пове­дении участника программы (если таковые имеются);

• предполагаемые причины преждевременной терминации и послед­ствия преждевременного выхода данного клиента из программы
для его состояния и группы в целом;

• рекомендации относительно направления выбывшего из програм­мы клиента на другие виды терапии или к иным специалистам.

 

 

9. К валификационные требования к специалисту, реализующему клиническую (медицинскую) и неклиническую (немедицинскую) модели арт-терапии

Оказанием психологической помощи с использованием методов арт-терапии занимаются разные специалисты. Важное значение имеет статус и уровень профессионального признания арт-терапии в той или иной стране. В тех странах, где арт-терапия рассматривается как самостоятельная помогающая (вспомогательная медицинская) профессия и действуют определенные нормы допуска к профессиональной арт-терапевтической деятельности (США, Великобритания), проводить арт-терапию могут исключительно дипломированные и сертифицированные арт-терапевты. В странах (включая РФ), где арт-терапия рассматривается как совокупность методов психологической помощи (психотерапии) на основе изобразительной деятельности и иных видов искусства, проводить арт-терапию на достаточно высоком профессиональной уровне могут лишь специалисты с высшим образованием (преимущественно психологическим и медицинским), получившие дополнительную подготовку по арт-терапии.

Определенные формы и модели арт-терапии (арт-педагогика), относимые к неклиническим моделям, могут также проводиться специалистами с высшим педагогическим или художественным образованием, также получившие дополнительную профессиональную подготовку по арт-терапии. Некоторые виды психосоциальной поддержки населения на основе занятий искусством также могут осуществляться художниками, социальными работниками или иными специалистами, не получившими дополнительной подготовки по арт-терапии. Однако их деятельность не может квалифицироваться как арт-терапевтическая, а относится к сфере искусства, творческой занятости, досуговой активности.

Очевидно, что основная профессиональная подготовка и уже имеющиеся у специалиста компетенции определяют то, где и кем он будет работать, используя дополнительно полученные арт-терапевтические знания и навыки. В области клинической (медицинской) арт-терапии в нашей стране могут работать следующие специалисты:

· врачи-психотерапевты, имеющие соответствующие дипломы и сертификаты, а также прошедшие специальную дополнительную подготовку по арт-терпии,

· клинические (медицинские) психологи, прошедшие специальную дополнительную подготовку по арт-терпии,

· специалисты с иной подготовкой (художники, специалисты по социальной работе, психологи с иной, неклинической специализацией и др.), также по возможности прошедшие подготовку по арт-терапии.

Врачи-психотерапевты и психологи, при наличии у них соответствующего дополнительного образования по арт-терапии, могут проводить арт-терапию не столько как вид психосоциальной поддержки населения, но как вид психологической помощи – арт-психотерапию. Специалисты с иной подготовкой (художники, специалисты по социальной работе, психологи с иной, неклинической специализацией и др.) могут проводить арт-терапию в форме занятости, студийных групп или индивидуальных занятий рекреационно-терапевтической или развивающей направленности, но не арт-психотерапию.

Проводя арт-терапию в той или иной форме, в зависимости от их основного и дополнительного профессионального образования, все эти специалисты могут иметь разную меру клинической ответственности и осуществлять разные функции, делегированные им, исходя из ведущих направлений деятельности лечебно-профилактического или реабилитационного, социального, образовательного учреждения или учреждения культуры, сотрудничающие с ЛПУ.

С учетом особенностей становления арт-терапии в нашей стране, значительной роли врачей (психиатров, психотерапевтов) в развитии данного направления как формы психотерапии (арт-психотерапии), наряду с клиническими психологами, они могут продолжать занимать значимые позиции в данной области деятельности. При этом должны быть уточнены функции и формы деятельности этих специалистов, а также необходимые профессиональные компетенции.

При разработке квалификационных требований к специалистам, проводящим арт-терапию, следует учесть предложенное Европейской ассоциацией психотерапии (ЕАП) разделение квалификации психотерапевта на три уровня:

· базовый уровень – включающий компетенции, которые должен демонстрировать каждый психотерапевт независимо от его модальности;

· уровень специфических компетенций – описывающий компетенции, относящиеся к специфической модальности и отличающие профессионалов различных направлений психотерапии (в данном случае – специалистов в сфере арт-терапии);

· специализация – квалификация, необходимая для проведения психотерапии в особых условиях, в клинических условиях, образовательных организациях, работе в области аддиктологии, при оказании психологической помощи семьям и т. д.

Базовые общепсихологические и психотерапевтические компетенции связаны с базовыми знаниями в области общей психологии и психологии личности, возрастной психологии и психологии развития, клинической психологии, представлениями о наиболее общих факторах и механизмах терапевтических изменений, природе и механизмах психотерапевтических отношений, факторах и динамике терапевтических изменений, терапевтических условиях и средствах, задачах и этапах психотерапии.

Базовые психотерапевтические компетенции также включают: умения, связанные с соблюдением этических норм психотерапии, сбором информации, необходимой для психологической (психолого-педагогической) и базовой клинической оценки состояния и расстройства (проблемы) клиента и его биопсихосоциогенеза; планированием и осуществлением психотерапии; установлением психотерапевтических отношений; проведением и завершением психотерапии в соответствии с условиями психотерапевтического контракта; оценкой полученных эффектов; умением координировать свою работу с деятельностью других специалистов полипрофессиональной бригады (при работе в бригаде) для достижения оптимальных лечебно-профилактических эффектов.

Применительно к деятельности специалистов системы образования (педагогов и педагогов-психологов), реализующих преимущественно педагогическую модель арт-терапии (арт-педагогику)в психолого-педагогическом сопровождении ребенка и семьи в условиях реализации ФГОС и профстандарта педагога (педагога-психолога), необходимыми являются базовые психолого-педагогические и педагогические компетенции. Они включают следующие знания: знание методологических основ психолого-педагогической науки, основ возрастной и педагогической психологии, методов, используемых в педагогике и психологии; знание методологических основ организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы на всех уровнях общего образования; знание современных теорий и методов консультирования субъектов образовательного процесса.

Данные компетенции также включают следующие умения и навыки: владение стандартизированными методами педагогической и психолого-педагогической диагностики; способность к построению воспитательной и развивающей (психопрофилактической) деятельности с учетом культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; организации различных видов урочной и внеурочной деятельности (игровой, художественно-продуктивной, культурно-досуговой) с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона; владение различными формами и методами обучения, воспитания и развития обучающихся; навыка проведения индивидуальных и групповых консультаций обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; умение взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;

Специфические компетенции, необходимые для осуществления арт-терапевтической деятельности независимо от конкретной модели и сферы практической работы, включают:

1. Знание теории и методологии арт-терапии: психологические или иные концепции, используемые для обоснования практики арт-терапии, и описывающие структуру и динамику личности и ее творческой деятельности в отногенезе и с учетом условий социокультурной среды; природу и механизмы психотерапевтических отношений, факторы и динамику терапевтических изменений, терапевтические условия и средства, характерные для арт-терапии.

2. Знание различных моделей (методов) арт-терапии (таких например, как психодинамическая, семейная, личностно-ориентированная и других) с глубоким пониманием и избирательностью их использования применительно к конкретным условиям деятельности и с опорой не только на общие, но и специфические для арт-терапии механизмы и интервенции, реализуемые в рамках различных методов.

3. Знание этических норм и принципов арт-терапии, включающих как общие с другими формами психологической помощи (психотерапии), так и специфические этические нормы и принципы.

4. Умения, связанные с организацией и управлением арт-терапевтической деятельностью в разных социокультурных и институциональных условиях: созданием среды, подготовкой материалов и прочего инвентаря, необходимого для оказания арт-терапевтической помощи; привлечением клиентов; установлением эффективных рабочих отношений со специалистами и службами; ведением протоколов и иной документации, имеющих специфический характер.

5. Умения, связанные с установлением и развитием психотерапевтических отношений, пониманием внутри- и межличностной динамики субъектов психотерапевтических отношений (клиента и терапевта), предоставлением эффективной личностно-ориентированной обратной связина основе использования не только общих с другими формами психотерапии, но и специфических для арт-терапии средств коммуникации (визуально-пластических, художественных средств).

6. Навыки планирования и осуществления арт-терапии, с учетом личностных особенностей, мотивационных предпосылок клиента, характера и биопсихосоциогенеза расстройства (проблем) и условий терапии и с использованием специфических саногенетических факторов и механизмов арт-терапии. К данной группе компетенций также относятся навыки проведения индивидуальной или групповой арт-терапии с использованием адекватных способов личностно-ориентированного взаимодействия с клиентами, фасилитации их художественной экспрессии, вербализации опыта и его терапевтической проработки.

7. Навыки сбора информации и осуществления динамической оценки состояния, психических процессов и целостной личности клиен та (психологической и клинической диагностики) на основе использования методов, специфических для арт-терапии.

8. Исследовательские навыки, связанные оценкой промежуточных и конечных эффектов арт-терапии и факторов терапевтических изменений, с использованием специфических для арт-терапии критериев и средств исследования.

9. Навыки отражения и рефлексии опыта проведения арт-терапии, эффективного использования супервизии.

Большое значение для осуществления арт-терапии имеют художественные компетенции, которые включают:

· знание свойств и возможностей разных художественных материалов, форм и техник изобразительного искусства;

· наличие значительного опыта художественно-творческой деятельности с использованием различных художественных техник и материалов;

· знание истории искусства, умение рефлексировать содержание и стилистику художественных форм в контексте истории искусства, социальных и культурных условий;

· способность рефлексировать психологические феномены, внутриличностную и межличностную динамику, связанные с художественной деятельностью, целостным процессом творческой активности, влияние художественно-творческой деятельности на межличностную и социальную среду;

· умение создавать для клиентов – участников арт-терапии – подходящие условия для занятий изобразительным искусством, погружения в художественную деятельность, целостного восприятия и переживания творческого процесса;

· способность передать участникам арт-терапии знания и опыт работы с использованием разных изобразительных техник и материалов, поддерживать (фасилитировать) освоение новых средств и форм художественной выразительности с целью более точного и конгруэнтного самовыражения;

· умение выявить уровень художественно-творческого потенциала и художественных навыков клиента, их развитие в процессе арт-терапии.

Компетенции, связанные с арт-терапевтической специализацией – проведением арт-терапии в особых условиях – медицинских или образовательных учреждениях, работой в области аддиктологии, при оказании кризисной помощи, психологической помощи семьям и т. д.

Так, проводя клиническую (медицинскую) арт-терапию, врачи-психотерапевты и клинические психологи должны обладать следующими компетенциями в области клинической (медицинской) арт-терапии:

· умением осуществлять всестороннюю оценку состояния и анамнеза клиента, определяя форму клинического расстройства (врачи – также нозологическую принадлежность, особенности течения заболевания) и функциональный диагноз клиента (в том числе, исследуя его «творческий анамнез»);

· умением планировать форму и направленность арт-терапевтического вмешательства, определяя при этом методы, мишени и задачи работы, оптимальную нагрузку для клиентов, показания и противопоказания для проведения разных форм и техник арт-терапии, с учетом клинических, психологических, социальных и физических особенностей клиентов, особенностей биопсихосоциогенеза расстройства и внешних условий (особенностей учреждения или подразделения, сроков основного лечения и др.);

· умением оценивать клинические проявления психических расстройств, особенности личностного реагирования, состояние клиента и группы в процессе занятий;

· навыками выбора и изменения стиля ведения клиента и группы, в зависимости от контингента больных, этапа лечебно-реабилитационного процесса, стадии и уровня терапевтических изменений, индивидуальной и групповой динамики;

· навыками выбора и комбинирования различных средств творческого самовыражения, художественных средств и материалов на основе знания клинических и психологических показаний и противопоказаний к их применению, возможности достижения тех или иных терапевтических эффектов.

Реализуя педагогическую модель неклинической (немедицинской) арт-терапии, педагоги и педагоги-психологи должны обладать следующими компетенциями в области неклинической (немедицинской) арт-терапии (арт-педагогики):

· знанием роли искусства и творческой личностной активности в процессе социализации и развития личности ребенка и подростка (включая детей в ОВЗ) и освоения ими основной общеобразовательной программы на всех уровнях общего образования;

· знанием роли искусства и творческой личностной активности для сохранения здоровья и личностной адаптации всех субъектов образовательного процесса и оптимизации их отношений друг с другом и окружающей средой;

· умением осуществлять всестороннюю оценку состояния, личности и процесса психического развития, социализации и адаптации ребенка, подростка и взрослого как субъектов образовательного процесса и социальных отношений (включая лиц с ограниченными возможностями здоровья), с учетом их культурных и половозрастных особенностей, места жительства и историко-культурного своеобразия региона с использованием общих и специфических для арт-терапии средств;

· навыками проектирования и реализации арт-терапевтических (арт-педагогических) программ работы с обучающимися, направленных на их успешное развитие, социализацию и воспитание, профилактику нарушений школьной адаптации, развитие познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

· навыками оценки достигаемых развивающих, воспитательных и психопрофилактических эффектов применения арт-терапевтических и арт-педагогических программ с разными субъектами образовательного процесса;

· навыками оказания психолого-педагогической помощи на основе применения средств арт-терапии и арт-педагогики лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

 

 

10. Т ематическая образовательная программа с указанием основных разделов необходимой профессиональной подготовки и количества часов по каждому разделу

Для получения права работать с использованием методов арт-терапии необходимо пройти специальное обучение – дополнительное образование (повышение квалификации или профессиональной переподготовки), либо программу магистерского уровня, обычно рассчитанную на два или три года или более длительный срок (при использовании кредитно-модульного подхода). Программы арт-терапевтического образования магистерского уровня существуют во многих странах мира. Наибольшее их количество имеется при государственных университетах многих европейских стран, особенно, Великобритании, Нидерландах, Франции и Германии, а также США.

По завершении такого обучения слушатели получают диплом с присвоением квалификации «арт-терапевт» в тех странах, где арт-терапия существует в качестве самостоятельной профессии. В тех странах, где арт-терапия не зарегистрирована в качестве самостоятельной профессии, в дипломе указывается арт-терапевтическая специализация на базе высшего образования (психологического, художественного или иного). Также предусмотрены дополнительные процедуры аттестации (сертификации) специалистов в сфере арт-терапии, при успешном прохождении которых специалист в полном объеме получает право на ведение профессиональной деятельности в сфере арт-терапии, считается зарегистрированным и сертифицированным.

В последние годы, в связи с повышением спроса на арт-терапевтические услуги, аналогичные программы создаются во многих других странах, в том числе, в Российской Федерации. В последние два десятилетия разработаны и согласованы на международном уровне стандарты арт-терапевтического образования, позволяющие сформировать у обучающихся компетенции, необходимые для оказания арт-терапевтической помощи.

Современные программы арт-терапевтического образования имеют много общего. Как правило, они включают не менее тысячи часов аудиторных и самостоятельных занятий, а также практику под наставничеством (учебной супервизией) на базе медицинских, социальных и образовательных учреждений, также рассчитанную примерно на тысячу часов. Аудиторная подготовка предполагает овладение комплексом учебных дисциплин, включая разные психологические дисциплины, антропологию, теорию и практику изобразительного искусства.

Значительное место отводится изучению теории и методологии арт-терапии и получению опыта работы в учебной группе практической направленности, когда слушатели выполняют разные виды изобразительной деятельности с целью самовыражения и самопознания и работают с собственными переживаниями и проблемами. Во многих случаях, помимо занятий в таких группах, слушатели обязаны пройти в определенном объеме личную терапию. Однако это требование существует не везде. В США, например, прохождение личной терапии для получения диплома и сертификации и регистрации в качестве арт-терапевта не требуется.

Во всех существующих программах арт-терапевтического образования за рубежом художественная практика рассматривается как важнейшая составная часть профессиональной подготовки. Студенты учатся понимать язык художественной экспрессии, связь создаваемых произведений с внутрипсихической и межличностной динамикой и с существующими в обществе формами изобразительного искусства Важное место отводится индивидуальной творческой работе студентов с параллельной рефлексией личного опыта, подготовке выставок и представлению собственной продукции в группе. Рассматриваются вопросы профессиональной этики. В последние годы все больше внимания обращается на приобщение слушателей к методам исследований, развитию у них навыков рефлексии и оценки собственного опыта арт-терапевтической деятельности и ее эффектов.

В тех странах, где арт-терапия не имеет статуса самостоятельной профессии, соответствующие образовательные программы обычно формируются на основе стандартов психологического или иного (например, культурологического) основного или дополнительного профессионального образования, либо профессиональной переподготовки, в зависимости от профиля учебного заведения или факультета, на базе которых такие программы проводятся.

Существуют международные организации, разрабатывающие общие стандарты арт-терапевтического образования и рекомендующие их придерживаться. Различия законодательных баз и местных традиций в сфере культуры и профессионального образования разных стран не всегда делают возможным следовать этим критериям. Одной из таких организаций является Европейский консорциум арт-терапевтического образования (European Consortium of Arts Therapies Education).

   На основе рекомендаций этой организации, изучения опыта арт-терапевтического образования за рубежом и принимая во внимания отечественный опыт преподавания психотерапии и психологии, в начале 2000-х годов была разработана первая в нашей стране программа профессиональной переподготовки по арт-терапии для специалистов с высшим психологическим и непсихологическим образованием. Она рассчитана на два года обучения и включает следующие дидактические компоненты:

§ теоретические и методические основы арт-терапии и психотерапии искусством,

§ практическая работа в арт-терапевтической группе, ориентированная на решение психологических проблем и личностный рост участников программы,

§ групповой тренинг с отработкой навыков психологического сопровождения в арт-терапии,

§ основы психотерапии и психологического консультирования,

§ методы арт-терапии детей и подростков (диагностика, коррекция, психопрофилактика, развитие, реабилитация) и ее применения в учреждениях образования,

§ клиническая арт-терапия со взрослыми: арт-терапия в лечении и реабилитации психически и соматически больных и паллиативном уходе; методы арт-терапии неврозов, постстрессовых и личностных расстройств,

§ арт-терапия в социальной сфере (работа с представителями групп риска, арт-терапия в реабилитации, поддержка человеческих ресурсов и др.),

§ арт-технологии в работе с персоналом работниками организаций (профессиональный отбор, укрепление психологического здоровья и профилактика профессионального «выгорания», формирование команды, нахождение творческих решений в бизнесе и др.),

§ методы исследования в арт-терапии. Оценка эффективности арт-терапевтических вмешательств,

§ этические нормы арт-терапии,

§ вопросы организации арт-терапевтической деятельности,

§ традиционная и инновационная художественная практика (живопись, графика, коллаж, фотография, видеоарт, объекты и т. д.),

§ практикум на базе медицинских, образовательных и социальных учреждений под супервизией (наставничеством),

§ дисциплины психологической подготовки (общая и возрастная психология, клиническая психология и др.)

По окончании обучения пишется и защищается выпускная работа. Программа рассчитана на два года обучения в очно-заочной форме (два семестра по 20 дней аудиторных в течение учебного года; 8 часов аудиторных занятий в день). Дополнительно предусмотрены два дня практики по арт-терапии в неделю в течение второго учебного года, 3 часа работы в день, а также художественная практика в течение двух лет обучения в свободное время в форме выполнения творческих заданий по изобразительному искусству.

Цель программы –- формирование профессиональных компетенций, связанных с применением методов арт-терапии в качестве формы психологической помощи (психотерапии) в образовании, здравоохранении и социальной сфере.

Таблица 4

Учебный план образовательной программы профессиональной переподготовки со специализацией по арт-терапии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.08 с.)