Условия возникновения и становления опыта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия возникновения и становления опыта



На протяжении двадцати лет автор опыта работает воспитателем в муниципальном дошкольном образовательном учреждении центре развития ребенка - детском саду № 10 города Алексеевки Белгородской области. В течении всего времени педагог работает над темой финансового просвещения дошкольников.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

В настоящее время ДОУ ориентируются на формирование у детей уже к 6, 7 годам элементарных знаний о мире финансов и экономики, однако, на практике зачастую не имеют конкретных методических рекомендаций и литературы, которые помогали бы им в воспитании человека, умеющего мыслить финансово - экономическими категориями. Цель даного опыта - не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность: помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом причем труд следует понимать не только как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.

Проведенное анкетирование среди родителей (Приложение№1) показало, что большинство 67% считают рано внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание,21% считают эту тему не интересной для детей, 12% не задумывались об этом.. Действительно многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к экономике, ведь это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе. Было принято решение проведения для родителей консультаций, бесед, оформление уголков (Приложение №2). Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании экономических представлений в условиях детского сада, реализовать полученный детьми практический опыт в кругу семьи. Включение в педагогический процесс системы работы по формированию экономических представлений поможет родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка.

       Возникновение данного опыта связано, прежде всего, с необходимостью воспитания экономических качеств личности дошкольника, которые определяют дальнейшую его жизнедеятельность в обществе.

Изучая проблему формирования финансовой грамотности дошкольников, автор опыта пришла к выводу, что проблема экономического воспитания находится в тесной взаимозависимости и взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребенка, чем меньше возраст, тем она теснее. С детства необходимо формировать у детей представления о вещах как результате труда людей, о личностных качествах труженика; способствовать накоплению практического опыта использования вещей и их функционального назначения.

Работу по формированию финансовой грамотности педагог разделила на несколько этапов в соответствии с возрастными показателями детей дошкольного возраста:

1. средняя группа (4-5 лет)

2. старшая группа (5-6 лет)

3. подготовительная группа (6-7 лет)

В сентябре 2011-2012 учебного года в средней группе была проведена диагностика по программе «Дошкольник и экономика» А.Д.Шатовой, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А.А.Смоленцевой (см. Приложение №3). В результате выяснили, что у средних дошкольников экономические знания не достаточно высокие. При распределении детей по уровням оказалось, всего 2(10%) детей отнесены к высокому уровню; у 10(50%) детей показатели были средними; у 8(40%) детей – низкий.

Очевидным явился поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для развития экономического мышления. Система работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников включает в себя несколько блоков (Приложения №5,№6,№7), в них раскрыта логика доступного детям содержания знаний.                                                                                                                                 

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

       Решение проблемы по приобщению детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе.

                                        Актуальность опыта

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. С момента появления людей на Земле возникают и экономические отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

       Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие – комплекс несостоятельности будущих граждан общества.

Таким образом, возникают противоречия между:

· необходимостью обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием и завышением возможностей детей дошкольного возраста: дошкольников знакомят со сложными понятиями, которые выходят за рамки их повседневной жизни и опыта;

· необходимостью экономического воспитания детей дошкольного возраста и недостаточным вниманием к взаимосвязи финансовых отношений с нравственным воспитанием;

   Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.

Эти факторы и недостаточная методическая разработанность данной проблемы в нашей стране привели к возникновению данного опыта, в результате реализации которого в соответствующей возрасту, доступной и познавательной форме, возможно ввести детей в сложный и увлекательный мир экономики.

 Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста - является фундаментом для превращения в будущем России в процветающую страну, занимающую лидирующее место в мире по качеству жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.008 с.)