Занятия к блоку: «Производитель и ресурсы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятия к блоку: «Производитель и ресурсы»



Занятие «Что такое ресурсы»

       Программное содержание: Познакомить детей с понятием ресурсы. Какие бывают ресурсы. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и вещному миру.

Ход

       Дети слышали ли вы слово «ресурсы»? Если да, то попробуйте объяснить, что оно означает, а если нет, то о ресурсах расскажу вам я.

       Представьте, вы с папой оказались в магазине игрушек. Вам очень понравилась заводная машинка, и вы просите папу ее купить.

       - Что ж, мне, честно говоря, эта машинка тоже нравится. Но, наверное, она дорогая. Сейчас посмотрим, хватит ли у нас ресурсов. – Говорит папа, открывает бумажник и пересчитывает деньги.

 - Что ж, ресурсов хватит! – замечает папа, узнав у продавца цену товара.

       Он платит деньги в кассу, получает чек, и продавец выдает вам покупку.

       «Значит, ресурсы это деньги», - думаете, вы и оказываетесь правы.

       Но ресурсы бывают разными. Это не только деньги. Ресурсы – это источники, средства обеспечения экономики. Их разделяют на природные и трудовые.

       Что такое природные ресурсы? Это все, что дает нам природа. Мы живем на планете Земля, и она щедро обеспечивает всем, что необходимо для людей, животных, растений. К природным ресурсам относятся воздух, вода, почва и полезные ископаемые, без чего не могли бы жить ни люди, ни животные, ни растения.

        К природным ресурсам относятся полезные ископаемые – уголь, нефть, газ. Без них не могла бы работать промышленность. К полезным ископаемым относятся и залежи различных солей и металлов: железо, алюминий, золото, серебро, никель.

       К природным ресурсам относятся и лесные богатства нашей Родины, дающие людям древесину для постройки домов, изготовления бумаги и, самое главное, снабжают нас кислородом, необходимым для дыхания и жизни.

       Камни, песок, глина – все это тоже природные ресурсы, так же как реки, горы, моря, озера.

Что такое трудовые ресурсы?

       Представьте землю, богатую лесом, каменным углем залежами металлов, но совершенно пустынную. Здесь нет людей, домов, дорог. И сразу возникает вопрос: а кто же будет добывать полезные ископаемые, обрабатывать их? Кто построит дома, фабрики, заводы, мастерские? Это могут сделать только люди! Люди готовы трудиться, строить города, создавать промышленность. Значит, их надо здесь заселить и создать условия для жизни. Людей, готовых трудиться, называют трудовыми ресурсами. Люди, их неутолимые руки, умелые головы, стремление созидательно трудиться – строить дома, школы, добывать полезные ископаемые, обрабатывать поля, сажать овощи, фрукты – трудовые ресурсы страны.

       Ресурсы – все то, что люди используют в своей производственной и хозяйственной деятельности. Ресурсы обеспечивают осуществление этой деятельности.

        В лесах водятся звери, в морях и реках – рыба, есть на Земле залежи торфа, каменного угля, многих металлов, газа.

       Но хотя на Земле всего много, ресурсы ее не ограничены. Почему? Да потому, что Земля, хоть и большая, но не бесконечная. А значит, и запасы ее не бесконечны и когда-нибудь могут иссякнуть. Все меньше остается рек с чистой водой, меньше природного газа, угля, ухудшается почва, а между тем, население земли растет. Так что же делать? Прежде всего, беречь и восстанавливать запасы земли. Вырубая леса, сажать новые, молодые. Разводить рыбу, зверей, а не уничтожать их детенышей и не губить икру рыбок, ведь из нее вырастут новые стаи рыб; не рвать цветы, чтобы оставить нектар пчелам и шмелям. Одним словом, бережно, экономно относится к природным ресурсам.

 

 

Приложение №8

Вечер досуга«Аукцион»

 

Цель: раскрыть детям особенности продажи товаров на аукционе; развить желание играть в игры с математическим и экономическим содержанием.

Материал: зал оформлен в виде театра: красивый занавес с персонажами, у центральной стены стоит барабан для игры «Что? Где? Когда?», на кубиках «сидят большие красивые игрушки (лоты).

Содержание

       Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы сегодня – участники аукциона. Этот аукцион будет проходить в театре Карабаса-Барабаса. А вот и хозяин театра с Буратино.

Карабас.

Здравствуйте, дорогие зрители!

Посмотреть наш театр, не хотите ли?

В нашем театре много забав,

Хотите песню, хотите пляс!

Буратино.

Наши артисты все знаменитые,

Все популярные, все именитые.

И будут рады они для вас

Петь, танцевать здесь хоть целый час.

Звучит песня «куклы» Ильи Розенштейна.

       Ведущий. Сегодня в нашем театре аукцион. А что такое аукцион? С этим вопросом мы обратимся к его участникам. (Ответы детей) У кого есть деньги, тот может принять участие в нашем аукционе. На аукцион выставляются красивые игрушки.

       Карабас. У меня денег целый мешок, что захочу, то и куплю!

       Буратино. А у меня, как вы помните, 5 золотых. А у вас, ребята, есть деньги?

       Дети. Нет.

       Ведущий. Как можно заработать деньги? (Ответы детей) Я предлагаю заработать деньги в игре «Что? Где? Когда?». Вы настоящие знатоки и любители экономики. За правильный ответ каждый из вас получит то количество денег, в которое этот вопрос оценивается. Итак, игра начинается.

Дети подходят к барабану, крутят его, берут конверты, в которых лежат вопросы.

Вопросы к детям:

* Все ли на свете можно купить и продать?

* Почему все люди должны трудиться?

* Всегда ли были товары?

* Почему люди должны покупать и продавать товар?

Дети отвечают на вопросы и получают заработанные деньги.

       Карабас.

Скрипичный ключ поставлю я,

Музыкальная пауза у нас, друзья!

Дети исполняют частушки.

1-й ребенок.

В детском садике с монетой

Удивили мы полсвета,

Покупаем, продаем,

Мы играть не устаем.

2-й ребенок.

Моя бабушка в чулке

Денежки хранила.

И пропали деньги те –

На спички не хватило!

3-й ребенок.

Я бабусе говорю:

«В банк тебя я отведу.

Там проценты ты получишь,

Заживешь на них ты лучше».

4-й ребенок.

Эхма, тру-ля-ля!

Трудные задачки!

Не приложим мы ума –

Не купить нам жвачки!

       Ведущий. Продолжаем зарабатывать деньги для нашего аукциона.

Дети отвечают на вопросы:

  • По какой цене выгодно продать: по дорогой или по дешевой?
  • По какой цене выгодно купить: по дорогой или по дешевой?
  • Где продают и покупают?
  • Когда цены на рынке дороже: когда много продавцов и мало покупателей или когда мало продавцов и много покупателей?

Ведущий. Ну, кажется, все участники аукциона заработали деньги.

Дети подсчитывают деньги.

       Буратино. Но у меня мало денег, и я ничего не смогу купить на аукционе.

       Карабас. Буратино, я могу дать тебе деньги в долг.

       Буратино. А что такое долг?

       Карабас. Это когда деньги дают не на совсем, а на время. И ты отдашь их мне, как только заработаешь!

       Буратино. Буду тебе очень благодарен.

       Карабас. А пока я отсчитываю Буратино деньги, Объявляется вторая музыкальная пауза.

       Буратино.

Вы и пели, и играли, но еще не танцевали.

Какой же танец всех нас ждет:

Полька, вальс или фокстрот?

Танец.

       Ведущий. Начинаем наш аукцион. Вашему вниманию представлен большой выбор красивых и ярких игрушек. Я желаю вам купить ту игрушку, которая вам понравится, и по выгодной для вас цене.

На аукционе продается 3-4 игрушки. Называется их стартовая цена. Происходит распродажа игрушек.

       Карабас. Дорогие друзья, в нашем театре сейчас антракт. (Достает из кармана будильник и звонит.) Кто не успел приобрести товар сейчас, тот сможет сделать это после антракта.

       Купленные игрушки дети уносят в группу.

Приложение №9

Пословицы и поговорки

О труде

 

По работе и плата.

Кончил дело – гуляй смело.

Терпенье и труд все перетрут.

Труд кормит, а лень портит.

О деньгах, цене

 

Деньги – не люди, лишними не будут.

Доход не живет без хлопот.

Получишь доход – явится и расход.

 

О купле-продаже, товаре

 

Хороший товар не залежится.

 На что спрос, на то и цена.

Кота в мешке покупать нельзя.

О бережливости

 

Бережливость лучше богатства.

Бережливая вещь два века живет.

Запас человека не портит.

 

О лени

 

Леность наводит на бедность.

Лень до добра не доводит.

О добре

 

Доброго держись, а от худого удались.

Доброе дело само себя хвалит.

 

О жадности и зависти

 

В одну лапу всего не сгребешь.

В чужой лодке всегда больше рыбки.

Глаза завидущие, руки загребущие.

Жадность – что река: чем дальше, тем шире.

Ни себе, ни людям.

Приложение №10

Сказки

Иван-царевич и серый волк

(русская народная сказка)

       Цель: расширять представления о необходимости иметь друзей; учиться проявлять заботу о других людях.

       Краткое содержание. Жил-был царь.Было у него три сына. Узнал он, что есть на свете Жар-птица, и послал сынов найти ее. Разъехались братья в разные стороны. Устал Иван-царевич, а серый волк ему говорит: «Жалко тебя, садись на меня да держись крепче, привезу тебя к «Жар-птице». Владелец Жар-птицы запросил в обмен на нее златогривого коня. Хозяин за коня потребовал Елену Прекрасную. Жалко было Ивану-царевичу отдавать златогривого коня и Елену Прекрасную, и опять ему помог волк. Приехал он к отцу с Жар-птицей, на коне и с Еленой Прекрасной.

       Материал: иллюстрации к сказке.

       Экономические и нравственные категории: потребности, желания, возможности.

       Вопросы:

  • Сразу ли Ивану-царевичу удалось добыть Жар-птицу?
  • Все ли желания героев сказки исполнились?
  • Почему Ивану-царевичу не хотелось отдавать царевну, коня?

       Социально-нравственные качества: деловитость, смелость, заботливость, смекалка.

       Вопросы:

  • Какие качества серого волка помогли Ивану-царевичу?
  • Умел ли Иван-царевич добиваться своей цели?

       Вывод: Иван-царевич выполнил поручение отца. Во время путешествия у него возникло желание оставить себе златогривого коня и Елену Прекрасную. Только благодаря деловитости серого волка это удалось сделать.

 

 

Морозко

(русская народная сказка)

       Цель: расширять представление о труде, необходимости целесообразного ведения домашнего хозяйства; Воспитывать эмоционально-положительное отношение к труду сказочного героя.

       Краткое содержание. Жили-были старик со старухой, и было у них две дочери: одна старухина, а другая старикова. Старухина дочка ничего не делала, а падчерица трудилась с утра до вечера: готовила еду, наводила порядок в доме, шила, вязала, работала на огороде, но мачехе все не нравилось. Наступила зима. Заставила она старика отвезти падчерицу в лес, там и оставить. И встретила там падчерица Деда Мороза. Пригласил он к ее себе в терем. Падчерица не любила сидеть без дела: сварила обед, прибрала в тереме, починила одежду Деда Мороза. Обрадовался он такой помощнице и щедро наградил ее. Подарил ей соболью шубу и сундук с богатыми подарками. Приехала падчерица домой. Увидела мачеха такие подарки и отправила к Деду Морозу свою родную дочь. Ничего не делала у Деда Мороза старухина дочь, все ворчала да сердилась. И наградил он ее сундуком с воронами.

       Материал: кукольный театр «Морозко».

       Экономические категории: труд, награда, расплата, убытки.

       Вопросы:

  • Почему падчерице тяжело жилось у мачехи?
  • Какую работу она выполняла?
  • За что Дед Мороз щедро наградил падчерицу?
  • Почему старухина дочь не добилась того, чего хотела?

Социально-нравственные качества: трудолюбие – лень, щедрость.

Вопросы:

  • Почему Дед Мороз подарил сестрам разные подарки?
  • За какой труд люди получают щедрое вознаграждение?
  • Почему старикова дочь возвратилась с прибылью, а мачехина дочка – с одними убытками?
  • Можно ли старикову дочку назвать трудолюбивой? А старухину дочку? Почему?

Вывод: тяжело жилось падчерице у мачехи. Она много трудилась, была доброй, трудолюбивой. Поэтому ее Дед Мороз щедро наградил. Старухина дочь не любила трудиться. За что и была одарена сундуком с воронами. А старухе был дан урок: трудиться должны все члены семьи.

 

 

Приложение №11

Дидактические игры

 

«Кто что делает?»

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).

Содержание

       Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.

       Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

 

«Кто трудится, кто играет»

Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой)

Материал: набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

Содержание

       У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.), устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).

 

«Угадай, где продаются»

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Материал: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.

Содержание

       Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т.д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

 

«Товарный поезд»

Цель: Закрепить знание детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.

Материал: Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.

Содержание

Вариант 1: Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода.

 Вариант 2: Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – игрушечная фабрика.

 

«Магазин игрушек»

Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Материал: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Содержание

Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

 «Что быстрее купят?»

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Материал: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).

Содержание

Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

 

Приложение №12

Проблемные ситуации

                                    «Кто купит больше?»

Пятачок и Ослик хотят сделать покупки в лесном магазине. У Пятачка купюра достоинством в 5 рублей, у Ослика – в 1 рубль.

Вопросы к детям:

  • Кто купит больше товаров?

Возможные варианты ответов:

  1. Больше товаров купит Пятачок, потому что 5 рублей больше, чем 1 рубль.
  2. Меньше товаров купит Ослик, потому что 1 рубль, меньше, чем 5 рублей.
  3. Пятачок и Ослик купят одинаковое количество товаров.

Решение проблемы. Дети рассматривают все варианты ответов и находят верными и первый и второй. Для доказательства правильности этих вариантов они сравнивают две купюры – 5 рублей и один рубль. Определяют, чем они похожи и чем отличаются. Одно из существенных отличий – достоинство монет. Монеты отличаются по достоинству: у Пятачка – 5 рублей, у Ослика – 1 рубль. Число 5 >1. Значит на 5 рублей можно купить товаров больше, чем на 1 рубль.

       Вывод. Чем больше достоинство монеты (купюры), тем выше ее покупательная способность.

 

«Какие бывают товары»

Гном Эконом рассказывает детям историю про товары. Жителей страны Экономии называют товарами. Встретились как-то самые разные товары и решили построить улицы. Построили они три улицы, но никак не могли придумать им названия.

       На первой улице жили столы, стулья, диваны, на второй – куртки, пальто, костюмы, а на третьей – туфли, сапоги, ботинки.

       Вопрос к детям:

  • Как можно назвать каждую из трех улиц?

Решение проблемы. Чтобы определить существенное различие между товарами, воспитатель задает вопрос: «Как можно одним словом назвать товары, которые живут на первой (второй и третьей) улице?» Уточнив, что товары по их назначению разделились на три улицы (на первой улице – мебель, на второй – одежда, на третьей – обувь), дети придумывают названия улиц. Делается вывод о разнообразии товаров.

Аналогично разыгрывается ситуация с товарами промышленного, сельскохозяйственного производства, культурно-бытового назначения. На каждой улице (складе, базе) могут «жить» товары только одного вида. Затем дети самостоятельно называют разные товары и определяют, на какой улице они не могут «жить».

 

«Как поступить»

В супермаркет завезли разные конфеты: «Белочка», «Ласточка», «Василек» и др. Продавец красиво их разложил, а ценники расставить забыл.

* Как ты поступишь?

1. Вежливо спросишь цену выбранных тобою конфет?

2. молча уйдешь в другой магазин?

3. Спокойно попросишь продавца поставить ценники?

Разрешая проблемную ситуацию, дети отмечают, что могут быть выполнены все три варианта. Но наиболее правильный (удачный) – третий: «Если поставить ценники, то другие покупатели уже не будут о цене спрашивать».

Дети уточняют знания о видах товаров, ценах, у них воспитываются навыки и привычки культурного поведения.

 

«Где продается товар»

       Лесовичок пригласил к себе в гости лесных друзей. Лисичка подарила ему цветы, зайчик – морковку и капусту, а мудрый ежик – игру-головоломку.

Вопросы к детям:

  • В каких магазинах звери купили свой товар? Почему?

Постепенно знания детей о профессии продавца 9кассира0, о способах приобретения покупки в магазине систематизируются и обобщаются. У детей воспитываются уважение к труду людей этой профессии, бережное отношение к вещам.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.124.236 (0.102 с.)