Лауреат регионального конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года- 2015» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лауреат регионального конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года- 2015»



Дошкольное воспитание

Тема опыта: « Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста через создание блочной системы взаимодействия»

Автор опыта: Короп Наталья Ивановна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка – детского сада № 10 г. Алексеевка Белгородской области.

Лауреат регионального конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года- 2015»

Раздел I

Информация об опыте

Ведущая педагогическая идея опыта

  Ведущая педагогическая идея опытазаключается в определении путей формирования финансовой грамотности у дошкольников через внедрение блочной системы взаимодействия между детьми, их родителями и педагогами в ДОУ.

 

           Длительность работы над опытом

       Работа над опытом велась в течение трех лет поэтапно с момента обнаружения противоречия (сентябрь 2012 года), до момента выявления результативности (май 2015года).

       Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста разделили на несколько этапов:

1 этап – начальный (констатирующий) - сентябрь 2012 год

2 этап – основной (формирующий) - октябрь 2012- 2013, 2013 – 2014, 2014- 2015 учебные года.

3 этап – заключительный – май 2012 -2015 год.

1 этап – начальный (обнаружение противоречия) - сентябрь 2012 года.

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности знаний. 

2 этап – основной - (решение противоречия) - октябрь 2012- 2013, 2013 – 2014, 2014- 2015 учебные года.

На формирующем этапе была проведена апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях дошкольного образовательного учреждения

3 этап – заключительный - результативность решения противоречий - май 2015 год.

Диагностика на заключительном этапе показала успешность выбранного метода для решения обозначенной проблемы.

 

Диапазон опыта

Диапазон представлен системой разработанных блоков по теме: «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

 

Теоретическая база опыта

       Исследования, посвященные проблеме экономического образования и воспитания, имеют неоднозначное решение. Такие исследователи как П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, Ю.К. Васильев, Н.В. Кулакова и др. рассматривают как одну из частей трудового воспитания. Указанные авторы отмечают, что экономическое образование и воспитание проявляется в подготовке детей к школе, жизни и труду и становится одним из необходимых условий его гражданской, трудовой и нравственной зрелости. Некоторые исследователи рассматривают данную проблему как синтез трудового, нравственного и идейно-политического воспитания, а потому оно не может считаться самостоятельным направлением (В.К.Розов и др.)

В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р.С. Буре, Л.С. Дзинтерс, И.В. Житко, Л.М. Казарян, Л.В. Крайновой, Л.Я. Мусатовой, В.Г. Нечаевой, А.П. Окопешниковой, Л.И. Сайгушевой, Д.В. Сергеевой, СИ. Теплюк и др. В последнее время данная проблема рассматривается как некий синтез трудового, нравственного и экономического воспитания, о чем свидетельствует исследования А.Д. Шатовой и др.

       Становление проблемы экономического воспитания в отечественной педагогике развивалась постепенно, одновременно с разработкой проблемы трудового воспитания. Не случайно, анализируя проблему экономического воспитания, параллельно возникает проблема трудового – как ведущего средства других сторон воспитания, в том числе и экономического.

       Анализ программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников», примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. Смоленцевой А.А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников», «Знакомим дошкольников с экономикой посредством сказок» показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.

       Раннее приобщение детей к экономике, содержание экономического воспитания рассматривается как дополнение к содержанию программ для дошкольников.

Новизна опыта

       Новизна опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников.

 

Раздел II

Технология описания опыта

       Цель данного педагогического опыта состоит в обеспечении положительной динамики по повышению уровня сформированности финансовой грамотности детей дошкольного возраста через создание блочной системы взаимодействия.

       Внедрение в образовательный процесс экономического воспитания позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Работа предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания.        

       Работа по экономическому воспитанию поможет решить следующие задачи:

* Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

* Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

* Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».

* Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.

* Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).

* Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях

* Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Цель экономического воспитания - раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.

       Опыт базируется на основе авторской программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А.А. Смоленцевой.

Методы и приемы

       Деятельность по формированию у детей финансовой грамотности ориентированна на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители.

анкетирование
игры
экскурсии
беседы
развлечения

 

Схема педагог-воспитанник включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы. 

Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. (Приложение№9,№10)

Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.

       Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

       Схема воспитанники-родители включает в себя; анкетирование с целью выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.

Раздел III

Результативность опыта

       Диагностическое обследование выявления уровней сформированности финансовой грамотности у дошкольников проводилось на основании выделенных в учебном пособии Смоленцевой А.А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» уровней развития (Приложение №3).

Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления. Данные убедительно указывают на то, что после целенаправленной работы по формированию финансовой возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню сформированности знаний.

 

Группа Начало года(%) Конец года(%)
средняя 2012-2013уч.г. Высокий-2(10%) Средний-10(50%) Низкий-8(40%) Высокий-6(30%) Средний-12(60%) Низкий-2(10%)
старшая 2013-2014уч.г. Высокий-5(21%) Средний-13(54%) Низкий-6(25%) Высокий-8(33%) Средний-15(63%) Низкий-1(4%)
подготовительная 2014-2015уч.г. Высокий-7(32%) Средний-11(50%) Низкий-4(18%) Высокий-12(55%) Средний-8(36%) Низкий-2(9%)

 

       Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

       Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Таким образом, использование блочной системы по формированию экономического мышления на определенном этапе обучения, позволяет развить интеллект, расширить кругозор ребенка, поможет его нравственному становлению.

 

Библиографический список

1.Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой. М.- 1989.-159с.

2. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.- 65с.

3. Меньшикова, О.И., Попова, Т.Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157с.

4.. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь.М.- 1997.- 78с.

5. Сасова, И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М.- 1989.-137с.

6. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.

7. Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие.-М.:АРКТИ, 2006.-88с.

8. Смоленцева, А.А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А.А. Смоленцева, М.А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с.12-16.

9. Шатова, А.Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А.Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с.21-23.

10.Шатова, А.Д. Экономика для взрослых и детей. Сборник.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-240с.

11.Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.

12. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.

13.Эльконинова,Л.Л. Роль сказки в психическом развитии дошкольников/ Л.Л. Эльконинова // Мир психологии.- 1998.-№3.- с.42-51

14. Якобсон, С.Г. Дошкольник, какой он?/ С.Г. Якобсон, Е.В Соловьева -М.- 2002.-78с.

 

                              

                                                  

Приложение№1

Анкета для родителей

1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

Да

Нет

2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?

Да

Нет

3. Как вы относитесь к желанию детей иметь копилку

Положительно

Отрицательно

4. Должны ли иметь карманные деньги дети дошкольники?

Да

Нет

5. Замечаете ли вы у ребенка интерес к домашней работе?

Да

Нет

6. Как ребенок относится к труду?

Охотно принимается за дело

Неохотно берется за дело

7. Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

Да

Нет

8. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?

Да

Нет

9. Знают ли дети профессии родителей

Да

Нет

 

 

Приложение №2

Консультация для родителей

«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, всех ее членов, и в первую очередь детей.

Педагогический потенциал семьи во многом зависит от материальных условий, которые она может создать для ее существования: жилье, питание, одежда, игрушки, досуг и т.д. Важно и то, как семья умеет распорядиться теми благами, которыми она располагает, кто является распорядителем, хозяином семьи. Таким благом в первую очередь является бюджет, заработанные всеми членами семьи деньги.

Убедительным показателем актуальности экономического воспитания дошкольников является привлечение родителями детей к домашней работе.

В педагогике есть такие проблемы, в реализации которых ведущую роль играет семья. Одной из таких является проблема экономического воспитания ребенка, решение которой позволит осуществить важную задачу формирования начал экономической социализации ребенка, его адаптации к современным жизненным реалиям к моменту поступления в первый класс.

Молодым, а порой и опытным педагогам можно только поучиться у многих родителей секретам домашней экономики, которыми часто лучше владеют родители воспитанников, нежели воспитатели. Можно привести массу примеров того, когда усвоенные полезные навыки и привычки в семье проявляются в повседневной жизни ребенка в детском саду. Такие дети выгодно отличаются от своих сверстников по уровню и качеству практических умений, осознанности их выполнения, желанию помочь няне и воспитателю в повседневных делах. Воспитатели всегда опираются на таких детей в организации бытовой деятельности группы, привлекают их к выполнению трудовых поручений, обязанности дежурных, особенно когда отсутствует помощник воспитателя. Например, когда дежурные раздают материалы к занятию, большинство из них действует шаблонно: всем наливают краску одинаково, хотя иногда за некоторыми столами сидит по одному ребенку, ставят приборы отсутствующим детям. Однако некоторые дежурные учитывают это и предлагают ребенку сесть, с разрешения педагога, к сверстнику (меньше краски раздавать  и розеток мыть); предлагают вынести обрезки цветной бумаги на участок и сортировать их на улице, чтобы не сокращать время прогулки. Многих детей отличает высокая культура еды, аккуратного, бережного отношения к вещам, игрушкам и особенно к книгам, материалам, которым они пользуются.

Именно в семье, благодаря искусству ведения домашнего хозяйства родителями, их умение сделать своих детей непосредственными участниками семейного хозяйства (хотя бы непосредственными свидетелями забот и повседневных дел семьи), они уже получают первоначальное экономическое образование и первый опыт экономической социализации. Атмосфера семейной экономики, поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам, к любым ценностям усваиваются детьми особенно прочно.

Когда ребенок видит, как аккуратно мама очищает картофель, меряет чашкой крупу для каши, приговаривая: «Сегодня возьмем меньше, так как завтракать будем вдвоем!», отмеряет сахарный песок, нарезает хлеб («лучше дорежем, чтобы куски не остались!») – все это не проходит мимо внимания ребенка дошкольного возраста. Он, как правило, рядом с мамой, папой, бабушкой, постоянно занятых делом, и видит их озабоченность по поводу предстоящих дел. Он, если не участник, то обязательно свидетель происходящего.

Поскольку экономической науке свойственны сложные категории и понятия, то мы должны это учитывать и соблюдать осторожность, избегать не нужной дошкольнику перегрузки. Не случайно мы выбрали для вхождения в мир экономики понятные, очень важные для социальной адаптации явления. У ребенка уже есть об этих явлениях некоторые первичные житейские представления, которые можно рассматривать как важную ступень к формированию понятий.

Дети должны знать, как называются профессии их родителей, содержание их деятельности, каков продукт их труда и, наконец, почему все люди трудятся. Появилось много новых профессий, которые связаны с работой на компьютере, и дети зачастую говорят: «Моя мама работает компьютерщицей и кофе приносит директору», «бумаги складывает», «ходит по кабинетам» и т.п. Дети должны знать, что люди многих профессий связаны с необходимостью использования компьютера, но они не компьютерщики: профессия может иметь совсем другое название.

Старшим дошкольникам доступно понятие «династия», когда у многих членов семьи может быть одна и та же профессия – врачи, учителя, инженеры, фермеры, артисты, фотографы. Важнейшим направлением взаимодействия воспитателя и родителей является воспитание уважительного отношения к любому труду, к людям любой профессии. Детям дошкольного возраста пока рано выбирать свою будущую профессию, поэтому первоначальные представления о труде взрослых помогают детям узнать о том, что все они работают, о некоторых сторонах их профессиональной деятельности, название разных профессий, что нужно им для работы (предметы труда, оборудование), что они делают на работе, т.е. результаты работы и др.

Часто о труде у детей складываются противоречивые представления: возвышенные оценки, которые дает воспитатель детям в детском саду, не совпадают с получаемыми впечатлениями в условиях семьи («Опять на работу! Отдохнуть не успели, а выходные прошли! Скорей бы отпуск!»).         Дети рано начинают понимать, что причина посещения детского сада - работа мамы. Редкие выходные дни – благо. К сожалению, дети не знают, что многие мамы не смогут жить без работы, без своих коллег, без общения с ними.Мы хотим подчеркнуть, что родителям следует чаще рассказывать детям о положительных сторонах своей работы, о коллегах, чем они гордятся, за что получили поощрение или награду, радоваться за своих коллег, не завидовать, не осуждать, а проявлять чувство радости за успехи других и за свои собственные удачи. Не следует скрывать и негативные стороны профессии, например: «У конструктора, архитектора, учителя, редактора, ученого, писателя устают глаза, ему много приходится читать, писать, работать с чертежами; у балерины «трудятся» ноги, ведь ей постоянно надо их тренировать; у милиционера – очень опасная работа» и т.д. У детей пяти-шести лет должно складываться объективное, реальное представление о той или иной профессии.

Самым действительным средством трудового воспитания детей является личное участие детей в хозяйственно-бытовых делах семьи. Пятилетний ребенок уже способен иметь в семье постоянный обязанности, и первой из них должно быть наведение порядка в своем собственном хозяйстве.Но родители как раз жалуются, что дети делают это с большим трудом. Особенно это трудно, если в семье нет определенных дней генеральной уборки, если нет порядка в других помещениях квартиры, а от ребенка его требуют. В любом случае инициативу должны брать на себя взрослые и всякий раз мотивировать необходимость участия ребенка: «Давай посмотрим, какие игрушки, игры, книги надо отремонтировать, а может приобрести новые, чтобы заменить надоевшие» и т.д.Детям интереснее принимать участие в делах взрослых, чем наводить порядок у себя в игровом уголке или комнате. Но все-таки надо искать разнообразные способы включения ребенка в домашние дела: взрослый начинает уборку, а ребенок подключается к работе или ребенок начинает, а взрослый подключается для ее завершения, если видит, что у того пропало желание трудиться. Совместный труд детей и взрослых – самый действенный способ приучение детей к труду, как в семье, так и детском саду.

Одним из этапов программы по экономическому воспитанию дошкольников является знакомство детей с интереснейшим в жизни людей социально-экономическим явлением – деньги. Можно убедиться, что речь идет не столько о покупательной и накопительной способности денег, сколько о деньгах как культурно-историческом явлении: что такое деньги, какими были первые деньги, что было, когда не было денег, как выглядят российские рубли, что на них нарисовано; иностранные деньги, валюта, знакомство с внешним видом денег разных стран др. дети с интересом знакомятся с данным явлением, и родители могут внести свою лепту по расширению у детей познавательного интереса к этому атрибуту нашей современной жизни. Очень важно донести до сознания детей связь понятий «труд» и «деньги», что деньги зарабатывают.

Полезным для формирования экономического образа мышления, воспитания начал осознанных потребностей является знакомство детей с понятием бюджет. Программа рекомендует рассказать детям: что такое бюджет, из чего он составляется (из денег членов семьи, поэтому называется «семейный»). Дети легко усваивают материал, особенно когда подготовлены наглядные пособия. Можно подготовить карточки с изображением разного вида расходов; можно нарисовать круг с секторами, в каждом из которых нарисован вид расхода, можно сделать аппликацию из цветной бумаги лестницы, пирамиды с разноцветными полосами, на которых нарисованы или написаны виды расходов - от первостепенных до тех, без которых в ближайшее время можно обойтись.

Посещение магазинов с родителями – еще один путь приобщения дошкольников к семейной экономике. Оставить ребенка дома одного – нельзя и небезопасно, поэтому целесообразно готовить ребенка к предстоящим посещениям магазинов. Например, мама предлагает вместе составить список предстоящих покупок, выделить возможную сумму на какую-то покупку ребенку обещает ему, если он будет терпеливым, тогда на обратном пути «мы погуляем в сквере, ты покачаешься на качелях, я посижу и посмотрю, как быстро ты научился лазать по лестнице» и т.д. Деньги для ребенка – предмет большой притягательной силы, особенно мелкие деньги, монеты.У некоторых детей иногда возникает желание иметь копилку. При этом часто инициаторами являются сами родители. «Заведи копилку, соберешь побольше денег - купишь, что захочешь». Иногда такое решение заканчивается нежелательными последствиями. Ребенок начинает выпрашивать у родителей, бабушки, папы деньги, лишь бы бросить в копилку, не зная, зачем они ему нужны. Поэтому в каждом конкретном случае может быть принято свое решение, заводить копилку или нет. Нужна беседа с ребенком, которая поможет выяснить его мотивы: как он потратит собранные деньги, что он хочет купить, кого порадовать и т.д., но копилка может иметь место в жизни ребенка только тогда, если не будет способствовать воспитанию привычки клянчить и выпрашивать деньги.

Очень важной, завершающей частью работы по экономическому воспитанию является воспитание полезных привычек, облегчающих жизнь человека. Идея данной части программы заключается в следующем. Люди много трудились, сделали нужные вещи, товары. Заработаны деньги, чтобы купить их; с помощью рекламы узнали, где ее можно купить; приобретена нужная вещь, и она стала частью семейного хозяйства, теперь нужно знать, как пользоваться ею, чтоб она долго служила людям.

В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.

Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Вместе с тем отметим, что есть такие проблемы, в частности проблема экономического воспитания, когда родители могут многому научить самих педагогов.

Приложение№3

Уровни усвоения программы

Средняя группа

Высокий: Ребенок имеет четкое представление о разных профессиях. Проявляет интерес к труду взрослых. Уважает людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. Стремятся быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым. Имеют представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением. Сформированность привычек культурного поведения в быту. Четкое понимание понятий: щедрый, добрый, честный, бережливый и т.д. Осуждают зло, жадность, признаки недостойного поведения.

Средний: Ребенок имеет представление о некоторых профессиях. Имеет общие представления о деньгах. Нечетко понимает товар, как продукт труда. Владеет обобщенными представлениями о нравственных качествах (доброте, честности, щедрости, вежливости и т.д.). Частично сформированы привычки культурного поведения.

Низкий: Ребенок имеет нечеткое представление о профессиях. Затрудняется в оценке значимости труда. Отношение к деньгам не осознанное. Имеет не четкое представление о таких нравственных качествах как: щедрость, доброта, вежливость и т.д. Привычки культурного поведения не сформированы.

Старшая группа

Высокий: Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью-доказательством, верно, обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену, зависящую от качества. Проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения. Испытывает чувство вины за поломку игрушек, стремиться устранить свою оплошность.

Средний: Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает назначение денег. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену. Владеет обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняется игрушками со сверстниками.

Низкий: Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Отношение к деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда, имеющий цену. Имеет нечеткое представление о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей. Не делится со сверстниками.

 

Подготовительная группа

Высокий: Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания. Активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Использует в речи экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию, лени, лживости. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.

Средний: Ребенок проявляет интерес к большинству заданий. Отвечает на вопросы, но сам вопросов не задает. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Отношение к отрицательным нравственным качествам не устойчивое.

Низкий: Ребенок не всегда уверен в своих силах. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту. Низкий уровень самостоятельности. Осуждает жадность, лень, лживость с нацеливания взрослого.

Приложение №4

Примерное планирование

 

Экономические

категории

Формируемые

Содержание

деятельности

Интеграция

с другими видами деятельности

Экономические знания Практ. умения и навыки Качества личности
Экономика Экономика как наука о домашнем хозяйстве Выделять в окружающем мире экономические характеристики Воспитывать познавательный интерес к экономической действительности 1.Беседа об экономике, знакомство с Гномом Экономом .2.Занятие «Что такое Экономика? 12 золотых правил» 3.Экскурсия в игротеку Гнома Эконома. 4.Экскурсия в магазин, знакомство с работой продавца. Чтение книги Э.Успенского «Дядя Федор, пес и кот»; изготовление монет для игры в магазин; сюжетно-дидактические игры.
Потребность (что нужно человеку) Потребности; виды потребности (материальные, духовные, социальные) Различать виды потребностей; устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей Воспитывать: настойчивость; честность; целеустремленность; отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию 1.Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: Народных «Жадная старуха», «Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила» Авторских А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон» 2.Занятие «Потребности животных» 3.Занятие «Потребности человека»   Рисование на тему «Любимое занятие»; занятия по ОБЖ из      цикла «О правилах безопасности»; чтение худ. Литературы: В.Волков «Как избежать беды», Г.Юдин «Главное чудо света»; изготовление Дерева потребностей.
Труд Труд, его виды (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний); продукты труда и его результат; необходимость оплаты за труд; профессии Выделять цепочку трудовых действий; устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда; самостоятельно выстраивать цепочку трудового процесса Воспитывать уважение к результатам труда; трудолюбие; целеустремленность; отрицательное отношение к лени 1.Чтение и обсуждение сказок о труде с использованием проблемных ситуаций и вопросов: народных и авторских. О профессиях: народных и авторских. 2.Занятие «Мастерская Самоделкина» 3.Беседа о труде родителей 4.Экскурсия в магазин, аптеку, парикмахерскую и т. д. 5Сюжетно-дидактическая игра «Магазин», проблемная ситуация «Как узнать, кто продавец» 6.Игра «Кому что нужно для работы» Все виды трудовой деятельности детей; Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Аптека»; дидактическая игра «Кто что делает»; «Назови профессии»; игровая ситуация «Чего не сделает один – сделаем вместе»; наблюдение за трудом взрослых; дидактическая игра «Кому что нужно»; чтение книги Дж.Родари «Чем пахнут ремесла»; беседа «Кем работают мои мама и папа»; рисование на тему «Кем я хочу быть»
Бартер Бартер, сущность натурального обмена Определять выгодность бартера; самостоятельно совершать обменные операции Воспитывать у детей: негативное отношение к лени; чувство справедливости 1.Чтение и обсуждение сказок о бартере: народных и авторских. 2.Игровое занятие «В странеОбмени» 3.Игра-занятие «Интересный обмен» 4.Занятие на тему «Натуральный обмен. Бартер» 5.Сюжетно-дидактическая игра «Найди в сказке экономику» Беседа на тему «История из жизни древних людей»; трудовая деятельность; изготовление поделок из природного и бросового материала для обмена между детьми; представление детьми коллекций своих фишек, открыток и взаимовыгодный обмен ими.
Выгода и убыток Убыток; прибыль Самостоятельно выполнять простейшие операции для получения выгоды; определять выгодность сделки Сформировать представление о хитрости и расчетливости; воспитывать чувство справедливости Чтение и обсуждение сказок о выгоде и убытке: народных и авторских Игры-драматизации сказок; проблемные ситуации «Выгодное ли предложение», упражнения в правильных добрых поступках в повседневной жизни детей.
Деньги   Ресурсы Деньги; достоинство денег; банк как место их хранения; производство денежных знаков   Ресурсы: виды ресурсов (природные, трудовые) Различать достоинство купюр, считать; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег   Различать виды ресурсов. Учить рационально их использовать Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность   Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам 1.Чтение и обсуждение сказок о деньгах: народных и авторских 2.Беседа «О жизни в разных странах» 3.Занятие на тему «Деньги» 4.Игра-занятие «Интересные покупки» 5.Игра-занятие «Где делают настоящие деньги» 6.Игра-занятие «Дом, в котором «живут» деньги» 1.Занятие на тему: «Что такое ресурсы» 2.Занятие «Гном Эконом экономит электроэнергию» 3. Игра-занятие «Путешествие Капа и Капельки» Рисование и изготовление денег для игр; сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Банк»; игровая ситуация «Волшебные превращения денежки»; дидактические игры «Угадай название», «Закончи предложение».     Совместно-самостоятельная деятельность по ручному труду «Уроки Гнома Эконома» Рисование на тему: «Природные ресурсы»

 

                                       Приложение №5

Задачи

· Образовательные:повторить понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.145.114 (0.073 с.)