Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Создание трехуровневой системы распределения власти между центром и регионами
Президентский указ N 849 от 13.05.2000 г. ввел не просто новый элемент в политическую систему, но осуществил переход от двухуровневой системы управления к трехуровневой. Если раньше взаимодействие центра с регионами происходило при непосредственном контакте федеральных чиновников с губернаторами, ежемесячно съезжавшимися в Москву на заседания Совета федерации, то теперь между федералами и регионалами появилась новая управленческая прослойка - полпреды. Восемьдесят девять российских регионов были объединены в семь округов, границы которых почти полностью совпадали с семью военными округами: Центральный (17 субъектов федерации), Северозападный (11), Северо-Кавказский, переименованный в сентябре того же года в Южный (13), Приволжский (15), Уральский (6), Сибирский (16), Дальневосточный (10). Сложившееся в последние годы ельцинского правления деление регионов на межрегиональные "ассоциации" было проигнорировано, что, вероятно, имело целью разрушить установившиеся между губернаторами связи, представлявшиеся Кремлю опасными. Полпреды и их заместители были отнесены указом президента к федеральным государственным служащим, входящим в состав Администрации Президента РФ. Назначение на должность заместителей полпредов, освобождение их от должности, а также применение к ним мер поощрения и дисциплинарного взыскания осуществляются руководителем Администрации Президента РФ, который также утверждает структуру и штатную численность аппарата полномочного представителя, определяет количество его заместителей. Таким образом, несмотря на большие полномочия, полпреды были подконтрольны не только президенту, но и руководителю его администрации, и полностью зависели от последнего при подборе своих заместителей. Это ограничение властных полномочий вызвало противостояние между полпредами и администрацией президента, которое наблюдалось и спустя два года после реформы. Это противостояние было закреплено тем, что В.Путин в том же 2000г. вводит полпредов в состав Совета безопасности РФ, ставя их, таким образом, на один уровень с руководителем Администрации. Реформа вызвала к жизни и еще один конфликт интересов: совсем недавно независимые губернаторы оказались понижены в ранге, и теперь должны были апеллировать не лично к президенту, а к своему полпреду, который контролировал их деятельность. Ослабление власти губернатора проявлялось также в том, что главные федеральные инспектора (ГФИ), курировавшие в новой системе власти каждый субъект федерации, получили больший статус по сравнению с представителями президента ельцинского времени. Политологи Зубаревич Н., Петров П., Титков А. так описывали этот процесс:
"Практически первое, с чего начал В.Путин, став исполняющим обязанности президента, были массовые чистки среди представителей президента в регионах, обленившихся, прикормленных губернаторами, погрязших во внутренних склоках. В январе 2000 г. все они были подвешены в воздухе, получив приставку "и.о.", причем при этом подверглись "пентимации" - каждый пятый из них лишился поста." Путинские федеральные инспектора начали осуществлять проверки деятельности региональных администраций, и сразу же обнаружили массу несоответствий и нарушений не только в сфере законодательства. Конфликт между новым "этажом" власти и региональной элитой обозначился сразу же в большинстве регионов. Губернаторы были унижены потерей своей почти бесконтрольной власти, и тем, что в их дела вмешиваются не только чиновники Администрации президента и полпреды, но и федеральные инспектора - по большей части, совсем молодые и неопытные назначенцы. Раздражение губернаторов вызывали также неопределенность функций полпредов и инспекторов, которые могли вмешиваться в любые региональные проблемы. С критикой в адрес новой системы выступил президент Татарстана М. Шаймиев, который сказал, что "параллельные функции федеральных и окружных структур плодят новые армии чиновников и ведут к полной неразберихе. Были слышны и голоса тех, кто считал, что путинская "реформа регионального устройства направлена на превращение России из федеративного в унитарное государство". Однако такая функциональная неточность на этом периоде становления путинского государства имела свои плюсы, так как давала президенту возможность маневра в управлении регионами. Функция полпредов состояла не столько в конкретных контрольных действиях, но в том, чтобы быть опорой президента там, где того потребует ситуация. Кроме обозначенных в "Положении о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе" задач (работы по реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства, организации контроля за исполнением решений федерального центра, реализации кадровой политики президента, предоставлении президенту регулярных докладов) полпреды выполняли и "особые поручения". Так, одной из важных неофициальных задач полпредов стала мобилизация так называемого административного ресурса на региональных выборах, подбор кандидатов на высший пост исполнительной власти в регионе, и обеспечение максимальных возможностей для их избрания.
Насколько эффективна была новая система распределения власти? Часть политиков и исследователей оценивали ее весьма скептически. Так, депутат Государственной думы РФ В. Рыжков утверждал, что главный итог путинской реформы - "появление в России еще одной хрупкой и плохо определенной бюрократической надстройки, запутавшей и без того непролазный отечественный госаппарат. Рождение нового бесформенного чиновничьего облака, парящего над пестрой мозаикой российских провинций, в которых течет своим заведенным порядком привычная жизнь, по-прежнему бесконечно далекая от бюрократических игр власти". Другой политик, О. Морозов, несмотря на положительное в целом отношение к реформе, отмечал, что "проблема заключается в поиске дальнейших функций полпредов". Действительно, новый "этаж" российской власти обладал довольно расплывчатыми полномочиями, и сам факт введения полпредов не федеральным законом, а указом президента также вызывает некоторые вопросы. Однако, на наш взгляд, Путин и его окружение преследовали определенные цели, которые и были достигнуты. Внедрив новый "этаж" федеральной власти, президент В.Путин добился не только усиления центра, но и создал группу чиновников, преданных ему лично. Эта группа стала не только функциональным отрядом федералов, действующих от имени президента в регионах, но и селекционной кадровой лабораторией. Поскольку Путину первые два года правления приходилось в срочном порядке подтягивать своих людей, вопрос подготовки кадров для него имел первостепенную важность. В 2001-2002гг. в системе государственной власти появляются новые ниши, заполняемые "резервом" - молодыми чиновниками, которые должны были проявить себя на политическом поприще. В первую очередь кадровый резерв формировался в аппаратах полномочных представителей президента в федеральных округах и в Совете федерации, формируемом по новым принципам. Произведя реформу политической системы, В.Путин начал формировать новый слой элиты, деятельность которой была связана с представительством федеральных интересов в российских регионах. Мы будем называть эту группу элиты федералами, подчеркивая ее функциональное значение. Первым шагом в формировании корпуса федералов было назначение полномочных представителей президента - этих супергубернаторов, наделенных довольно большими, но неопределенными полномочиями. Каждый федеральный округ возглавлялся полномочным представителем президента, у которого было от 6 до 10 заместителей. Аппарат каждого полпреда насчитывал примерно 150 человек, включая главных федеральных и просто федеральных инспекторов (по одному на каждый регион), их помощников и "подснежников". Возрождение института подснежников - этих внештатных государственных служащих - после более чем десятилетнего перерыва свидетельствовало не только о том, что государство испытывает нехватку кадров на низших чиновничьих должностях, но и о новых договорных отношениях между властями и частным бизнесом, который соглашался оплачивать работу внештатников. Численность новой группы элиты составила примерно полторы тысячи человек.: 7 полпредов, 45 их заместителей, 1050 сотрудников аппаратов федеральных округов. Почти в каждом субъекте федерации имеется один главный федеральный инспектор и просто федеральный инспектор со штатом 5 - 6 человек аппаратных сотрудников и неопределенным числом внештатных "подснежников.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.004 с.) |