Вопрос 2. Взаимодействие овд С органами государственной власти по противодействию преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Взаимодействие овд С органами государственной власти по противодействию преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности



Как уже отмечалось выше, взаимодействие может быть «внутренним» и «внешним». В данном вопросе мы рассмотрим особенности взаимодействия по противодействию преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности непосредственно служб и подразделений ОВД, а также, в целом ОВД с иными органами государственной власти, в частности, с иными правоохранительными органами.

Представляется, что результативность деятельности оперативных подразделений ОВД по борьбе с преступлениями рассматриваемого вида будет зависеть от осуществления взаимодействия с сотрудниками милиции общественной безопасности. Так, участковые уполномоченные в ходе повседневного изучения обслуживаемой территории, могут выявлять места сборов членов псевдорелигиозных сообществ; выявлять последователей данных сообществ, их родственников, которые негативно относятся к участию в данных организациях; проводить систематическую профилактическую работу среди населения зоны обслуживания по недопущению вступления в псевдорелигиозные сообщества. Сотрудники патрульно-постовой службы милиции в ходе патрулирования по признакам внешности и поведенческим признакам могут выявлять участников псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности (готов, сатанистов и т.п.) и впоследствии доставлять в ОВД для своевременной постановки данных лиц на учет. Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних имеют возможность в ходе своей повседневной работы получать информацию о несовершеннолетних, которые сами являются последователями псевдорелигиозных сообществ либо таковыми являются их родители (близкие родственники); о несовершеннолетних, которые могут стать или стали жертвами данных сообществ. Безусловно, о всей имеющейся информации, способствующей эффективному противодействию преступности с религиозной окраской, сотрудники милиции общественной безопасности обязаны уведомлять заинтересованных оперативных сотрудников с целью полного, всестороннего и объективного документирования деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности и их последователей.

В свою очередь, оперативные сотрудники, закрепленные за данной линией работы, должны систематически проводить инструктаж с сотрудниками милиции общественной безопасности о характеристике поведения, внешности последователей рассматриваемых сообществ, способах их выявления, и особенностях общения с данными гражданами.

Стоит отметить, что для своевременного выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, совершаемых с религиозной окраской (к примеру, ст. 239, ст. 282 УК РФ), требуется систематическое взаимодействие с органами прокуратуры и ФСБ, так как отсутствие обмена информации может привести к несогласованным действиям в отношении одних и тех же участников псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности и их последователей, и, как следствие этого, с одной стороны, оперативные подразделения ОВД и ФСБ могут нанести ущерб друг другу (например, расшифровка внедренных лиц, «провал» оперативных разработок и т.д.), с другой – лица, подлежащие уголовной ответственности, могут ее избежать.

Постоянное взаимодействие ОВД должны осуществлять с судами по следующим вопросам.

1. По проведению оперативно-разыскных мероприятий судебного санкционирования в отношении членов псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности (например, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, обследование помещений, зданий… и т.д.).

2. По получению постановления суда о признании той или иной организации экстремистской и, естественно, дальнейшего сопровождения данных материалов.

Помимо этого, тесное взаимодействие должно осуществляться с администрациями городов, краев, областей, республик, а, именно, с отделами по вопросам национально-этнических отношений, с общественными, религиозными организациями и казачеством. В результате совместной деятельности сотрудники ОВД своевременно и систематически могут получать информацию об официально зарегистрированных религиозных (псевдорелигиозных?) организациях, их деятельности; о поступающих в администрацию жалобах в отношении данных объединений, о принимаемых администрацией мерах по религиозным вопросам и т.п. И, конечно же, подобное взаимодействие позволит осуществлять более эффективный комплекс мероприятий, направленный на недопущение возможности появления и дальнейшего функционирования псевдорелигиозных сообществ на определенной территории (в конкретном населенном пункте, крае, области, республике), а также на предотвращение вступления в подобные организации граждан.

Однозначно, органам внутренних дел необходимо взаимодействовать с Уполномоченным по правам человека субъектов РФ по вопросам, связанным с противодействием деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности. Также данное взаимодействие предоставит возможность правоохранительным органам получать информацию о псевдорелигиозных сообществах, нарушающих права и свободы человека и гражданина, оказывающих в отношении них психическое и физическое насилие, побуждающих к отказу от исполнения гражданских обязанностей; об отдельных гражданах, должностных лицах, которые по различным мотивам нарушают законодательство о свободе совести и вероисповедании; о родителях, родственниках, опекунах, которые в силу своих религиозных (псевдорелигиозных) убеждений не исполняют должным образом возложенные обязанности по воспитанию детей, уходу за престарелыми родителями и т.п.

Также, хотелось бы уделить внимание взаимодействию оперативных подразделений ОВД со средствами массовой информации. В ходе такового, во-первых, оперативные сотрудники могут публиковать профилактические материалы, направленные на недопущение создания псевдорелигиозных сообществ и вовлечения граждан в них и возможных последствиях участия в таких организациях (например, потеря имущества, уголовная ответственность за создание и участие в религиозных организациях, нарушающих права граждан и т.д.), во-вторых, получать информацию о преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ от журналистов, которая стала им известна в ходе осуществления своей профессиональной деятельности.

Отдельно стоит уделить внимание взаимодействию ОВД с медицинскими учреждениями, в целях эффективного противодействия преступности. При наличии соответствующего запроса из подразделений ОВД, в рамках материалов проверки либо уголовных дел, из медицинских учреждений можно получить информацию о лицах, отказавшихся от медицинской помощи, переливания крови и т.п. из религиозных побуждений; о наркозависимых, являющихся последователями той или иной псевдорелигиозной организации (особенно, из наркологических диспансеров); из психоневрологических диспансеров – о психически больных, которые считают себя «мессией», «Богом» и т.д., о лицах, бывших адептах псевдорелигиозных сообществ, у которых наблюдаются психические расстройства, появившиеся в связи с пребыванием в сообществах либо выходом из них. Разумеется, подобная информация будет способствовать своевременному принятию адекватных мер, предусмотренных законодательством в отношении псевдорелигиозных сообществ, их руководителей и последователей. Немаловажным представляется взаимодействие ОВД с военными комиссариатами по линии противодействия религиозной преступности. Из военкоматов сотрудники ОВД могут получить информацию о лицах, отказывающихся проходить службу по религиозным убеждениям. Данные сведения позволят оперативному составу своевременно выявлять активных участников призывного возраста религиозных организаций, побуждающих к отказу от исполнения гражданских обязанностей, что, в свою очередь, поможет в документировании преступной деятельности руководителей подобных объединений, привлечения их к уголовной ответственности и запрете (ликвидации) организации. Весьма результативной может оказаться совместная деятельность ОВД с образовательными учреждениями по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых участниками псевдорелигиозных сообществ. Итак, в результате совместной работы с руководством образовательных учреждений (государственных и негосударственных) оперативные сотрудники могут получить информацию о:

· малолетних (несовершеннолетних) учащихся, чьи родители являются активными участниками псевдорелигиозных сообществ, и, соответственно, их религиозные убеждения негативно сказываются на состоянии и поведении детей;

· несовершеннолетних, обучающихся в вверенных школах и средне-специальных и высших учебных заведениях, которые непосредственно являются участниками псевдорелигиозных сообществ;

· воспитателях детских садов, учителях, преподавателях, которые вопреки условиям о недопущении распространения своих религиозных убеждений в образовательных учреждениях, указанных в трудовых договорах, целенаправленно навязывают свою «религию» учащимся.

К примеру, в г. Ставрополе в одном из дошкольных учреждений, на протяжении нескольких лет воспитателями работали последователи псевдорелигиозного сообщества неопятидесятников. Изначально, при приеме на работу данные гражданки подписали трудовой договор, в котором был закреплен запрет на распространение любых религиозных убеждений среди воспитанников. Более четырех лет никаких нареканий в отношении воспитательниц не было. Однако позже дети дома начали обсуждать с родителями на религиозные темы о происхождении земли, конце света и т.п. В празднование Нового года дети испугались появления Деда мороза, как впоследствии они пояснили, что воспитательницы рассказывали о Деде морозе, как самом злом человеке и т.д. Естественно, после выявления таких фактов директор дошкольного учреждения предложил уволиться воспитателям по собственному желанию и в связи с нарушением трудового договора. Одновременно с этим воспитатели написали заявление в прокуратуру о том, что их увольняют в связи с их религиозными убеждениями, тем самым, нарушая их конституционное право на свободу вероисповедания и т.д. В свою очередь, директор дошкольного учреждения совместно с родителями написали также заявление о незаконном распространении религиозных убеждений среди малолетних, без согласия родителей. Прокуратурой неоднократно выносились заключения об отказе в возбуждении уголовных дел в отношении обоих сторон. Однако противостояние между бывшими воспитателями с помощью своих адвокатов и директором дошкольного учреждения продолжается до настоящего времени, более двух лет, и прокуратурой однозначного решения, предусмотренного законом, пока не принято [120].

Однако для того чтобы руководство образовательных учреждений могло своевременно распознать указанных лиц, оперативным сотрудникам ОВД необходимо проводить тщательные инструктажи о поведенческих признаках, признаках внешности тех или иных псевдорелигиозных сообществ.

Следующее – взаимодействие ОВД с администрациями дворцов культуры, концертных залов и т.п. В результате такой совместной деятельности уполномоченные на то сотрудники ОВД, своевременно будут получать информацию о псевдорелигиозных сообществах, которые организовывают масштабные собрания, конференции, семинары своих последователей в залах, домах культуры и т.п.; об организации концертов последователями псевдорелигиозных сообществ.

Ввиду отсутствия должного взаимодействия рассматриваемых субъектов, несколько лет назад в Доме офицеров и ряде других культурных учреждений г. Ставрополя беспрепятственно выступала местная группа, название которой созвучно с одним из имен сатаны. Музыканты открыто проповедовали сатанизм. На ее концертах в качестве «атрибутики» шли отрезанные свиные головы, а всех посетителей концерта, которых собиралось до 100 человек, обливали жидкостью, похожей на кровь. Однако компетентные правоохранительные органы своевременно не смогли отреагировать и принять предусмотренные законом меры [121].

При этом сотрудники ОВД также должны проводить тщательные инструктажи о поведенческих признаках, признаках внешности тех или иных псевдорелигиозных сообществ. Таким образом, можно сделать вывод о том, что оперативные сотрудники ОВД, осуществляющие борьбу с религиозной преступностью, должны осуществлять все направления взаимодействия, которые позволят им успешно решать задачи по противодействию преступной деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности и их последователей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.007 с.)