Вопрос 1. Основы предупреждения преступлений, совершаемых псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Основы предупреждения преступлений, совершаемых псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности



Сотрудники органов внутренних дел получают информацию, которая в дальнейшем может помочь в предупреждении и пресечении готовящихся преступлений религиозного характера, как уже говорилось, из различных источников. Среди них наиболее важным являются:

-результаты анализа оперативной обстановки на обслуживаемой территории;

-материалы изучения обслуживаемой территории и расположенных на ней объектов, мест массового скопления людей;

-материалы расследуемых уголовных дел;

-данные административной практики;

-сведения, полученные оперативно-разыскным путём;

-сообщения должностных лиц, представителей общественности; а также письма и заявления граждан; информация, помещённая в средствах массовой информации о деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности.

Существуют три направления предупредительной деятельности подразделений ОВД: выявление лиц, от которых можно ожидать совершение преступлений религиозного характера; выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению таких преступлений; выявление и предупреждение замышляемых и подготавливаемых религиозных преступлений.

Для всех этих направлений важным является качественное изучение оперативной обстановки на обслуживаемой территории. Этот процесс начинается с изучения статистических данных, имеющихся по данной территории и на отдельных её отрезках, сопоставление их с данными за предшествующие аналогичные периоды, выявляют тенденции роста или уменьшения количества совершаемых преступлений религиозного характера. Затем они группируются по следующим основным признакам: вид преступлений (какое именно преступление готовилось или было совершено членами псевдорелигиозных сообществ); место, время, способы и мотивы их совершения; предметы и объекты преступного посягательства.

Анализ статистических данных, сгруппированных по указанным признакам, позволяет сделать вывод о том, какие преступления, где, когда и каким образом совершаются наиболее часто. Кроме изучения статистики, для более полного осознания картины сложившейся криминогенной обстановки оперативный работник в обязательном порядке систематически лично обследует обслуживаемую территорию и расположенные на ней объекты, места, где наиболее часто совершаются религиозные преступления.

Также для выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений религиозного характера, большое значение имеют материалы уголовных дел, причём как архивных, так и находящихся в производстве. Как указано в ч. 2 ст. 73  УПК РФ, органы дознания, следователь, прокурор и суд при производстве по материалам уголовных дел обязаны выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений. Полученные в ходе расследования сведения о причинах преступлений и условиях, способствующих их совершению, являются, как правило, наиболее полными и достоверными.

Изучая уголовные дела, как правило, группируя их, оперативный работник делает обобщённый вывод о причинах и условиях уже совершённых псевдорелигиозными сообществами преступлений, а также делает предположительный вывод о динамике совершения данных преступлений.

На основании этих выводов работники ОВД определяют необходимые меры по устранению выявленных причин преступлений и условий, способствующих их совершению.

Кроме того, для успешной работы сотрудников ОВД по данному направлению имеют значение данные административной практики. Это определяется тем, что преступления и административные правонарушения имеют схожий набор причин и условий, способствующих их совершению. Кроме того, систематическое совершение лицом деяний, предусмотренных КоАП РФ, свидетельствует о том, что у лица выработалась явно противоправная направленность, и в ближайшем будущем он может совершить преступление.

Важную роль в обеспечении сотрудников ОВД информацией о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, играют соответствующие сообщения должностных лиц, представителей общественности, а также письма и заявления граждан. Практика показывает, что в них, зачастую, содержатся сведения, проверка которых позволяет установить наличие различных отрицательных моментов в различных сферах жизнедеятельности, которые используются отдельными лицами в целях совершения религиозных преступлений. Чтобы получение такой информации было своевременным и помогало оперативным работникам, необходимо проводить соответствующую работу и по налаживанию контактов с руководством объектов, находящихся на обслуживаемой территории, а также общественными организациями, функционирующими на них.

И последнее, такие сведения оперативные работники могут получать из источников массовой информации. Это обусловлено тем, что сейчас зачастую журналисты получают очень важную информацию через свои неофициальные каналы и ОВД вынужден выступать лишь в роли пользователя данной информацией. Нередко журналисты используются в межпреступных «религиозных» конфликтах в качестве путей доведения до официальных властей компрометирующих материалов друг о друге.

После получения первичной информации о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, работники ОВД, в частности, оперативных подразделений, принимают меры по её проверке. Для этого используется весь арсенал оперативно-разыскных мер, а также иные средства. В случае подтверждения первичных данных естественно необходимо принять меры к устранению этих причин и условий. Такие меры осуществляются как непосредственно оперативными подразделениями и в целом органами внутренних дел, так и соответствующими государственными органами и иными организациями, в обязанности которых входит устранение причин и условий, способствующих совершению псевдорелигиозными сообществами преступлений. Сотрудники ОВД в данных целях проводят воспитательную, ознакомительную работу как с добропорядочными гражданами, так и с теми, кто уже преступал закон.

Представляется, что немаловажную роль играет пропаганда среди населения, так как граждане не всегда осведомлены о тех затратах, которые налагает на них закон, и совершают деяния, даже не предполагая, что они преступные, но в то же время незнание закона не освобождает от уголовной ответственности. Кроме того, когда оперативные работники не в состоянии своими силами устранить причины и условия, способствующие совершению преступления, либо воздействовать на них, они направляют представления в те органы, в компетенцию которых входит решение этих задач. Руководители органов обязаны отреагировать на данное представление, принять конкретные меры к устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и дать официальный ответ о результатах применения этих мер.

Выявление лиц, склонных к совершению преступлений религиозного характера, является вторым направлением предупредительной деятельности ОВД. Совокупность таких лиц на обслуживаемой территории представляет собой криминогенную среду. В оперативно-разыскной картотеке ОВД содержатся сведения о лицах:

-состоящих под административным надзором;

-проходящих по делам оперативной проверки;

-потребляющих наркотические вещества;

-совершивших умышленные преступления религиозного характера, освобождённых от наказания по амнистии, а также от уголовной ответственности в связи с применением мер административного или общественного воздействия;

-состоящих на учёте, как хронические алкоголики;

-состоящих в различных нетрадиционных религиозных организациях.

Кроме того, каждый оперативный работник, обслуживающий определённую зону, ведёт личный учёт лиц, представляющих опасность в плане возможного совершения преступления религиозного характера. Как раз системный подход к работе с учётами и личными картотеками, а также чёткое взаимодействие с аппаратами ФСИН даёт возможность прогнозировать, кем может быть совершено преступление, и соответственно включить механизм предупреждения и предотвращения совершения преступлений, но для того, чтобы применять какие-либо предупредительные меры, необходимо знать, по отношению к кому мы их будем применять. Поэтому очень важен этап изучения лиц, судя по поведению которых, можно предполагать их склонность к совершению религиозного преступления. Такие изучения позволяют сделать предположение, вывод о степени криминогенной опасности лица, установить очерёдность неотложных предупредительных мер, а также их виктимности. Для того чтобы иметь представление о лице, предположительно являющимся потенциальным объектом предупредительной работы, очень важно получить следующие сведения:

-положительные и отрицательные черты характера;

-темперамент, способности, мотивы деятельности, интересы, интеллектуальное развитие, образование, специальность и др.;

-семейное положение и условия жизни;

-наличие жилья, его благоустроенность, место и условия работы, материальные положения лица;

-круг общения;

-наличие друзей, какова общность интересов, взаимоотношение с соседями, родственниками и сослуживцами;

-сведения о процессе возникновения и формировании антиобщественных взглядов и преступной направленности;

-мотивы вступления к тому или иному псевдорелигиозному сообществу.

Собрав такие сведения и получив представление о лице и об условиях, в которых оно находится, можно выбрать наиболее эффективные меры предупреждения, например: непосредственное воспитательное воздействие оперативных работников; привлечение в этих целях работников других служб ОВД; использование возможностей администрации предприятий, учреждений, организаций для оказания на лицо воспитательного воздействия; выявление среды родственников и знакомых профилактируемого лица, тех, кто может оказать на него воспитательное влияние, и привлечение их к этой работе; использование негласного аппарата в плане контроля за образом жизни профилактируемого, а также для выявления граждан, отрицательно влияющих на него; оказание содействия в бытовом и трудовом устройстве; пресечение отрицательного влияния на лицо со стороны окружающих лиц; пресечение разлагающего влияния профилактируемого на других граждан из его окружения.

В том случае, когда предпринятые меры профилактируемого характера не дали положительного результата, либо лицо не было своевременно выявлено, и умысел на совершение преступления всё же возник, следует говорить о третьем направлении предупредительной работы ОВД - о предупреждении замышляемых, пресечение подготавливаемых преступлений, а также покушений на преступления религиозного характера. Известно, что умышленные преступления имеют такие стадии, как обнаружение умысла; приготовление к преступлению; покушение на преступление; совершение преступления. Предупреждение преступлений возможно лишь на первых трёх стадиях.

Необходимым условием для выполнения сотрудниками ОВД предупредительной функции является получение сведений о лицах, замышляющих, подготавливающих преступления, а также покушающихся на них. Важным источником получения информации является негласный аппарат оперативных подразделений, но данную работу нельзя пускать на самотёк, а обязательно необходимо организовывать и направлять работу агентуры. Для этого необходимо: давать задания состоящим у него на связи агентам на проведение такой работы, обучать их, как по внешним признакам можно распознать подготовительные действия; оказывать помощь агенту в установлении доверительных отношений с лицами, представляющими оперативный интерес; вербовать для негласной работы граждан, имеющих связи с лицами, от которых можно ожидать совершения преступлений религиозного характера, с целью получения информации об их преступных намерениях; использовать возможности информационных центров для выявления агентов, состоящих на связи в других оперативных аппаратах, которые могут давать информацию о поведении того или иного лица, интересующего оперативных работников и в необходимых случаях направлять в эти аппараты задания; использовать возможности оперативных аппаратов ИВС, СИЗО.

Но в обязательном порядке нужно учесть, что, как правило, на всех стадиях развития преступной деятельности соответствующее лицо старается скрывать свои действия. Поэтому, наряду с задачей организации налаженной системы получения первичной информации о процессах, происходящих в криминогенной среде, оперативный работник должен сам обладать знанием оперативно-тактических характеристик религиозных преступлений, в том числе внешней формы проявления приготовлений к преступлениям и покушений на них.

Российское уголовное законодательство даёт право правоохранительным органам и одновременно возлагает на них обязанность пресекать предварительную преступную деятельность и наступление вредных последствий. Поэтому основная задача ОВД - предупредить преступление на ранних стадиях.

Например, примечание к ст. 282.1 УК РФ гласит, что лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности …религиозного объединения…, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Существует ряд тактических приёмов склонения лица к добровольному отказу: непосредственное воздействие сотрудника ОВД; воздействие через родственников, близких, знакомых или других лиц, оказывающих положительное влияние на лицо и пользующихся у него авторитетом; воздействие через негласного сотрудника.

Но необходимо учитывать, что существуют обстоятельства, которые, как правило, исключают возможность склонения лица к добровольному отказу от доведения преступного замысла до конца. Например, в процессе изучения личности проверяемого ОВД становится известным факт совершения им другого преступления. При проверке по картотекам ИЦ может оказаться, что лицо является обвиняемым по другому делу. Кроме того, личность проверяемого может характеризоваться крайне устойчивой антиобщественной направленностью, и в связи с этим попытки склонить лицо к добровольному отказу не даст необходимых результатов по предупреждению преступлений.

Также исключается склонение к добровольному отказу и в том случае, если обстоятельства, связанные с обнаружением умысла или приготовительными действиями, подпадают под признаки самостоятельных составов преступления. Примером может служить приобретение оружия для совершения другого преступления.

Наиболее эффективно опосредованное предупредительное воздействие оперативного работника через негласного сотрудника для склонения лица к отказу от совершения преступления. Но при этом очень важно правильно, грамотно провести инструктаж негласного сотрудника, в ходе которого определяется линия его поведения и тактика воздействия.

Решению о выборе способа предупреждения преступления должны предшествовать тщательное изучение личности профилактируемого и оценка всей сложившейся ситуации. Сотрудниками ОВД должны, прежде всего, быть приняты меры, исключающие подготовку и совершение преступления религиозного характера.

Рассмотрим вариант, когда оперативному работнику стало известно о формировании группы для совершения религиозных преступлений. Возможно проведение двух комплексов мероприятий. Во-первых, это мероприятия, направленные на недопущение формирования псевдорелигиозного сообщества путём совершенной изоляции организаторов и подстрекателей или принятия иных мер. Во-вторых, это мероприятия, направленные на разобщение группы. Как правило, они осуществляются с помощью агента, внедрённого в преступную группу. Очень важно проведение правильного и тщательного документирования подготавливаемых преступлений, что, в некоторых случаях, может способствовать тому, что лица, совершившие эти действия, будут привлечены к уголовной ответственности за приготовление к преступлению. Такое документирование целесообразно провести по следующим направлениям:

-выявление граждан, которым известно, что лица, подозреваемые в приготовлении к преступлению, приобрели, приспособили, изготовили орудия или средства либо создали условия для совершения преступления;

-выявление мест хранения орудий и средств, подобранных для совершения преступлений;

-установление времени, когда орудия, подготовленные для совершения преступления, будут находиться у проверяемых.

Но проведение вышеуказанных мероприятий имеет ограниченный круг применения. Нельзя допустить до стадии покушения развитие преступной деятельности, направленной на совершение ряда преступлений, связанных с тяжкими необратимыми последствиями.

Представляется, что профилактика деятельности псевдорелигиозных сообществ криминальной направленности является важнейшим направлением работы органов государственной власти, в том числе, правоохранительных органов. Своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений псевдорелигиозными сообществами, позволит в дальнейшем предотвратить негативные последствия их преступной деятельности.

 





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.80.239 (0.013 с.)