Подраздел 1.5.4. Документы об увековечении памяти выдающихся лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подраздел 1.5.4. Документы об увековечении памяти выдающихся лиц



В 1918 г. советское правительство приняло решение поставить в Москве и Ленинграде 80 памятников великим людям в области революционной и общественной деятельности, философии, ли­тературы, науки и искусства. В дальнейшем увековечение па­мяти деятелей литературы и искусства шло по линии проведе­ния юбилеев, установления надгробий и мемориальных досок, переименования улиц, присвоения имени выдающихся деятелей литературы и искусства театрам, консерваториям, учебным заведениям, учреждения именных премий, стипендий. Вопро­сами увековечения памяти деятелей литературы и искусства занимались СМ СССР и РСФСР, Наркомат просвещения РСФСР, коми­теты (комиссии) по увековечению  памяти. Позднее эти воп­росы перешли в ведение СМ СССР и РСФСР, творческих союзов, Комитета по делам искусств при СМ СССР, министерств культуры, кинокомитетов и комиссий по наследию.

Увековечение памяти художника, композитора, архитек­тора, писателя начиналось с создания комиссии по наследию при творческом союзе или его отделении. Комиссия обращалась в президиум союза или его отделение с ходатайством об увековечении памяти, которые выносили решение и в свою очередь обращались с ходатайством в высшие инстанции, в компетенцию которых входило решать соответствующие вопросы. Инициатива об увековечении могла исходить от союза, его отделения или наследников. В том случае, если человек не был членом союза, то инициатором могло быть учреждение, где работал деятель, или министерст­во культуры (кинокомитет).

    Учреждение обращалось в руко­водящую инстанцию с письмом, в котором давалась творческая характеристика (очень редко в подтверждение письма направ­лялись копии личных документов). Министерство или комитет в свою очередь обращалось с письмом в соответствующий ди­рективный орган, при этом направлялось только письмо-хода­тайство, без всяких личных документов. Ходатайство содержало развернутую творческую характеристику заслуг лица. К хо­датайству иногда прилагался проект постановления или ре­шения директивного органа. Ответом на это ходатайство яв­лялась копия постановления или решения, в котором указыва­лись мероприятия по проведению увековечения и кто за их проведение отвечает.

Таким образом, в учреждениях документы о возбуждении ходатайства об увековечении  памяти не образовывались. Переписка и материалы (копии постановления правительства, президиума и секретариата союза, решения исполкома Совета депутатов трудящихся (Совета народных депутатов), коллегий министерств культуры, комитетов кинематографии, творческих союзов и др.) откладывались в фондах творческих союзов и их отделений.

В материалах фондов творческих союзов могут содержаться документы комиссий по наследию деятелей литературы и искусства: протоколы, планы, переписка, сметы и др. документы.

В государственных архивах субъектов Российской Федерации хранятся решения исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся (Советов народных депутатов) об увековечении памяти лица.

     

Список источников и литературы

СУ.- 1918.- № 69.- Ст.742.

СЗ.- 1925.- № 48.- Ст. 352; 1927.- N 45. - Ст. 456; 1934.- № 21.- Ст.168; 1936.- № 24.- Ст. 220а-220б; № 42.- Ст.357 а.

СП СССР.- 1940. -  № 1.- Ст. 6; № 7. - Ст. 207; 1966.- № 21. - Ст.188; 1967.- № 6.- Ст. 29; 1969.- № 8. - Ст. 48.

СУ РСФСР.-1926.- № 53.- Ст.412.

Ведомости Верховного Совета СССР. -1938.- № 23.- Ст.1; 1942 - N 19.- Ст.65;  1958,- № 4.- Ст. 87; 1973.- № 20.- Ст. 268; 1979.- № 28.- Ст. 479.

Ордена, медали, нагрудные знаки: сборник указов, постановлений правительства и приказов НКО. - М., 1943.- 109 с.

Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР. - М., 1968. Т.2. - 741 с.

Сборник законодательных актов о государственных наградах СССР.- М.,  1984.- 303 с.

Сборник законодательных актов о государственных наградах СССР.- М., 1987.- 333 с.

Документы, содержащие персональные данные, в государственных архивах России: справ.- информ. пособие /Росархив. ВНИИДАД.-  М., 2006.- 137 с.

Методические рекомендации по отбору на государственное хранение документов по личному составу /ВНИИДАД. - М.. 1976.- 86 с.

Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения. - М., 2005.- 112 с.

Карпинский,  С.С. Поощрения за успешный труд по советскому праву.- М., 1961.- 151 с.

Лившиц, Р.З. Советское законодательство о премировании.- М., 1982. - 64 с.

Молодцов, М.В. Поощрения за успехи в труде.- М., 1962.- 126 с.; 1977.-  72 с.  

Тищенко, И.А., Фатуев, А.А. Правовые вопросы материального стимулирования работников промышленности.- М., 1972.- 215 с.

 

Раздел 1.6. ДОКУМЕНТЫ ОБ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВЕ И РАЦИОНАЛИЗАЦИИ [245]

    Изобретательство - творческий процесс, приводящий к новому решению задачи в любой области техники, культуры, здравоохранения или обороны, дающий положительный эффект.

    Рационализаторство - разработка новых технических решений, направленных на совершенствование деятельности предприятий и организаций, повышение ее эффективности. Результатом рационализаторст-ва являются предложения, предусматривающие изменения и оптимизацию технических характеристик продукции, технологических процессов, машин и оборудования, организации производства и труда.         

    30 июня 1919 г. был принят декрет СНК РСФСР «Об изобретениях (Положение)»[246], по которому вводилась новая форма правовой охраны изобретения - авторское свидетельство[247]. Авторское свидетельство закрепляло за изобретателем право авторства и право на материальное вознаграждение в случае использования изобретения.  В противоположность патенту, закрепляющему за его обладателем исключительное право на использование изобретения, авторское сви­детельство сохраняло за изобретателем право авторства и право на материальное вознаграждение в случае использования изобретения. Государство, охраняя авторские и имущественные права изобретателей, брало на себя заботу о практическом использовании созданных ими изобретений. В развитие декрета был разработан ряд подзаконных нормативных правовых актов (правил, инструкций и др.), которые обеспечивали получение, рассмотрение заявок, оказание различных видов помощи изобретателям по доведению изобретений до промышленного внедрения.

       В истории развития советского изобретательства период 1924- 1931 гг. (так называемый «патентный период») занимает особое место. В связи с  переходом от военного коммунизма к НЭПу в стране возник новый хозяйственный механизм, основанный на самостоятельности предприятии, на дальнейшем развитии товарно-денежных отношений, на конкурентных отношениях между предприятиями. Он требовал своего закрепления в виде новой патентной охраны изобретений.       Разработанный в 1921-1924 гг. и принятый 12 сентября 1924 г. Закон «О патентах на изобретения»[248] был приспособлен к условиям производства с привлечением частного капитала к хозяйственному строительству и на условиях и в границах, установленных советской властью. Патентным законом 1924 г.  предусматривалась только одна форма охраны изобретений - патент[249]. Право на изобретение закреплялось за патентообладателем, который сам решал вопрос о том, как поступить с изобретени­ем: продать его или выдать лицензию (разрешение на его использо­вание) или не совершать ни того ни другого. Без соглашения патен­тообладателя никто не мог применять запатентованное изобрете­ние. Патент выдавался сроком на 15 лет, считая со дня подачи заявки. Условием сохранения его являлась своевременная уплата патентной пошлины. Однако патент не мог быть истребован на изобретения, объектом которых являлось: 1) вещество, полученное химическим пу­тем; 2) лечебное вещество; 3) способы профилактики, диагностики или лечения заболевания людей или животных

(но на способы из­готовления химических и лечебных веществ патенты могли быть по­лучены). Запрещалась выдача патентов на изобретения, признанные в уста­новленном порядке секретными, на дополнительные изобретения. Патентами также не охранялись  но­вые селекционные достижения.

В 1929 г. было создано акционерное общество «ПРИЗ» (патентование и реализация изобретений), которое стало патентовать изобретения за рубежом и продавать лицензии.

В связи с отменой НЭПа 9 апреля 1931 г. ЦИК СССР и СНК СССР утвердили новое «Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях»[250], по которому возрождалось введенное декретом 1919 г. авторское свидетельство как основная форма охраны изобретательских прав. В отличие от декрета 1919 г. права изобретателя носили более полный и конкретный характер, а патентная форма охраны полностью не отменялась. В тех случаях, когда изобретатель выбирал авторское свидетельство, государство брало на себя заботу о внедрении изобретения, разрешая любой государственной организации использовать его безвозмездно. Автору в зависимости от полученной экономии выплачивалось вознаграждение.       

В последующие годы законодательство об изобретениях существенно пересматривалось еще трижды - в 1941, в 1959 и в 1973 гг., когда принимались новые базовые документы по изобретательству и дополняющие их акты[251]. В целом все они имели единую принципиальную основу, предусматривая две возможные формы охраны прав изобретателей (авторское свидетельство и патент),  проверочную систему экспертизы заявок.

    В 1966 г. Указаниями по составлению заявки на изобретение, утвержденными Комитетом по делам изобретений и открытий при СМ СССР от 28 июля 1966 г., были введены единые формы их составления. В 1991 г. был принят Закон СССР «Об изобретениях в СССР»[252], по которому отменялось авторское свидетельство и единственным охранным документом становился патент.

       В 1924-1931 гг. сложилась целая сеть изобретательских органов -Высшие (всесоюзные и республиканские) руководящие органы по изобретательству, изобретательские органы среднего звена управления (при краевых, областных СНХ, трестах, главных управлениях, синдикатах), местные изобретательские органы (при производственных и транспортных предприятиях). В те же годы сформировались основные принципы системы вознаграждения, были созданы специальные фонды содействия рабочему изобретательству.        В  стране после 1917 г.  были периоды централизованного - 1918-1936 гг., 1947-1951 гг., 1956 - 1991 гг. и децентрализованного -1936-1946 гг., 1951-1955 гг. руководства патентным делом. В годы централизованного руководства во главе были Комитет по делам изобретений (1918-1931 гг.), Комитет по изобретательству при Совете Труда и Обороны (1931—1936 гг.), Комитет по изобретениям и открытиям (1947 г), Комитет по внедрению передовой техники в народное хозяйство (1947-1951 гг.). Комитет по делам изобретений и открытий при СМ СССР (1955-1992 гг.).        Большая роль в развитии изобретательства и рационализаторства принадлежала массовым общественным организациям - Всесоюзному обществу изобретателей (ВОИЗ) (1932-1938 гг.), Всесоюзному обществу изобретателей и рационализаторов (ВОИР) (1959- 1992 гг.).   Рационализаторское предложение оформлялось значительно проще. Заявление  (в необходимых случаях - с чертежами, схемами, расчетами и т. п.) подавалось той организации, к сфере деятельности которой оно относилось, или в соответствующее министерство (ведомство), если предложение могло быть использовано на многих предприятиях. При положительном решении автору выдавалось удостоверение с обоснованием прав на авторство и вознаграждение[253].        Защита прав лиц, которые занимались изобретательством и рационализаторством, была предусмотрена законодательством.

    В РГАЭ, государственных архивах субъектов Российской Федерации хранятся следующие виды и разновидности документов об изобретательстве и рационализаторстве, содержащие биографическую и генеалогическую информацию (личные документы могут также находиться в других федеральных государственных архивах):

документы, отложившиеся в деятельности учреждений:

организационно-распорядительные документы: решение Государствен-

ного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР;

документы, составленные в процессе оформления изобретений и рацпредложений и после их утверждения:

документы официального происхождения, составленные на одно лицо и не включенные в состав личного дела: авторское вознаграждение; акт о внедрении изобретения (акт заводских испытаний); журнал регистрации заявлений на рационализаторские предложения; карточка рационализатора (изобретателя); описание изобретения; список научных, творческих работ и изобретений;

документы личного происхождения, составленные на одно лицо и не включенные в состав личного дела: заявка на изобретение; заявление на выдачу авторского свидетельства; заявление на рационализаторское предложение;

личные документы (отложились как в фондах учреждений, так и в фондах личного происхождения): авторское свидетельство; удостоверение на рационализаторское предложение.

    Кроме того, общие сведения об изобретательстве и рационализаторстве можно найти в личном деле (для разных категорий служащих, наградном). 

См. также подраздел 1.2.5 Документы о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий и Раздел 1.17. Документы о приеме, выбытии и учете членов общественных организаций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.016 с.)