Раздел 1. 14. Документы об установлении опеки, попечительства, патронирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. 14. Документы об установлении опеки, попечительства, патронирования



    Опека – форма охраны личных и имущественных прав и интересов недееспособных граждан, устанавливаемая над детьми в возрасте до 15 лет, лишившихся родителей; над лицами, которых суд признал недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия. Опека может устанавливаться в ряде случаев над наследственным имуществом недееспособных.

    Попечительство - форма охраны личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет, оставшихся без родительского попечения; совершеннолетних, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности; лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами.

    Под установлением опеки или попечительства следует понимать назначение опекуна или попечителя для защи­ты (охраны) прав и интересов лиц, не способных пол­ностью или частично самостоятельно осуществлять эти функции. Опека и попечительство неразрывно связаны друг с другом. Нормы, регу­лирующие опеку и попечительство, излагались в одних и тех же законодательных актах.

    Первым документом, в котором регламентировалось установление и осуществление опеки в РСФСР, был «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве», принятый 16 сентября 1918 г. на сессии ВЦИК[356]. Опека устанавливалась над несовершеннолетними и над душевнобольными людьми. Несовершеннолетними признавались «лица мужского пола, не достигшие 18-летнего, и лица женского, не достигшие 16-летнего возраста». Опеке подлежали все несовершеннолетние, не находящиеся на попечении родителей. Страдающие душевной болезнью подлежали опеке в случае признания их в установленном порядке душевнобольными (имелось ввиду медицинское освидетельствование органами здравоохранения). Попечительство устанавливалось над совершеннолетним лицом по его ходатайству, если оно в силу состояния своего здоровья или неопытности не могло вести свои дела или защищать свои интересы[357]. При этом опека и попечительство касались не только личности опекаемого или подопечного, но и его имущества. Учреж­дениями, ведавшими всеми вопросами опеки и попечительства, являлись отделы социального обеспечения при губернских Советах депутатов[358]. Опека и попечительство учреждались по их постановлению. Опека первых лет советской власти являлась в отношении несовершеннолетних способом устрой­ства осиротевшего ребенка в семью.

    В 1926 г. на 3-ей сессии ВЦИК 12-го созыва был утвержден новый «Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР»[359]. Правовые основы опеки не изменились, были уточнены ведавшие ею учреждения. Руководство опекой и попечительством стало осуществляться президиумами губернских исполкомов, районными и волостными исполкомами, сельскими советами через соответствующие отделы. На отделы народного образования возлагалось осуществление опеки над несовершеннолетними, на отделы здравоохранения - над слабоумными и душевнобольными, на отделы социального обеспечения – в отношении остальных категорий опекаемых. В 1928 г. вышло постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства». Положение четко разграничило функции отделов исполкомов, осуществляющих опеку и попечительство, в том числе отдела социального обеспечения [360]. На него возлагались задачи опеки над имуществом безвестно отсутствующих или умерших и попечительство над несовершеннолетними, не могущими самостоятельно защищать свои права. 

28 мая 1928 г. было принято   постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках» [361]. Постановление учреждало  патронат, то-есть, воспитание, детей, лишившихся родителей или потерявших связь с ними, в семьях трудящихся по поручению (договору) и под контролем государственных органов.

       Во время Великой Отечественной войны появилось много осиротевших детей. 24 января 1942 г. вышло специальное постановление СНК СССР и ЦК   ВКП (б) «Об устройстве детей, оставшихся без родителей»[362]. При исполкомах краевых, областных, городских, районных Советов депутатов трудящихся, были созданы комиссии по устройству детей, лишившихся родительского попечения. Комиссии обследовали условия жизни таких детей и по итогам работы составлялся акт, на основании которого исполкомом принималось соответствующее решение.

       Главной формой устройства в это время оставалось помещение в детское учреждение. На опеку передавали детей, если находились лица, желающие заменить родителей. 

       Детские учреждения не в состоянии были справиться с проблемой сиротства. 8 апреля 1943 г. было принято постановление СНК РСФСР «Об утверждении Инструкции Наркомата просвещения РСФСР, Наркомата здравоохранения РСФСР, Наркомата юстиции РСФСР о патронировании, опеке и усыновлении детей, оставшихся без родителей»[363]. В патронат передавались дети от 5 месяцев до 14 лет, в особых случаях допускалось продолжение патронирования до 16 лет. Уточнялась процедура передачи детей на патронирование. Она производилась в городах, городских и рабочих посёлках городскими (районными) отделами народного образования и отделами здравоохранения, в сельских местностях - председателями сельских Советов через кассы общественной взаимопомощи. Передача детей осуществлялась по договору. Заключению договора предшествовало тщательное обследование семьи, изъявившей желание взять ребенка на воспитание, как вотношении бытовых условий, так и состояния здоровья всех членов семьи, живущих вместе, и о результатах обследования составлялся акт[364].

          Инструкция определяла состав личного дела, которое заводилось на каждого патронируемого ребенка. В личное дело входили следующие документы: заявление лица,  принявшего в свою семью ребенка в патронат; акт первичного обследования семьи и справка о состоянии здоровья всех членов семьи, берущей ребенка в патронат, а также ребенка, отдаваемого в патронат; копия свидетельства о рождении ребенка или другого доку­мента, подтверждающего его возраст;  личная карточка ребенка; договор о патронировании с отметками о выплате пособия; выборочные данные из актов обследования условий жизни патронируемого. Один экземплярличной карточки на каждого патронируемого ребёнка направлялся в областной (краевой) отдел народного образования или здравоохранения, Наркомат просвещения АССР или Наркомат здравоохранения  АССР для занесения сведений в книгу учета патронируемых детей[365].

       Что касается опеки детей, то прежние правовые нормы остались неизменными. Опека по-прежнему учреждалась решением соответствующего исполкома на основании ряда документов, в том числе копии свидетельства о рождении ребенка или другого доку­мента, подтверждающего его возраст, заявления о согласии принять на себя обязанности по опеке; краткой автобиографии будущего опекуна; справки о меcтожительстве опекуна и подопечного; характеристики будущего опекуна с места его работы; акта обследования семьи.

   Существенные изменения в вопросы опеки и попечительства внес «Кодекс о браке и семье РСФСР», введенный Законом РСФСР от 30 июля 1969 г. «Об утверждении Кодекса о браке и семье РСФСР»[366]. Он в отличие от предыдущих кодексов более четко отграничил опеку и попечительство. Так как патронат как разновидность устройства ребенка в семью по договору в прежнем понимании слова изжил себя, в Кодексе нормы о нем отсутствовали. В развитие Кодекса была разработана Инструкция «О порядке передачи детей и подростков на усыновление, под опеку (попечительство) и их медицинском обеспечении», утвержденная приказом Министерства здравоохранения СССР и Министерства просвещения СССР от 28 сентября 1977 г. № 885/131[367]. В ней говорилось, что в органы опеки и попечительства кандидат в опекуны представляет заявление о своем желании быть опекуном данного ребенка, при этом под опеку могут быть переданы как здоровые, так и больные дети.

В заявлении опекуна (попечителя), первичном акте обследования ребенка указывалось, что опекун (попечитель) предупрежден о недуге ребенка и его последствиях. В каждом индивидуальном случае вопрос о целесообразности передачи больного ребенка под опеку (попечительство) решался по усмотрению отдела народного образования и соответствую-щего исполкома Совета депутатов трудящихся (Совета народных депутатов). Кроме того, кандидат в опекуны должен был пройти медицинское освидетельствование и представить заключение врача поликлиники (по запросу рай (гор) оно, поселкового, сельского Совета депутатов трудящихся (Совета народных депутатов) об отсутствии у  него и членов семьи, живущих совместно с ним, болезней, препятствующих помещению в семью ребенка или подростка.

       Правовые нормы, касающиеся опеки и попечительства, просуществовали без изменений вплоть до 1991 года.

 

В государственных архивах субъектов Российской Федерации хранятся следующие виды и разновидности дел и документов об опеке, попечительстве и патронировании, содержащие биографическую и генеалогическую информацию:

документы, отложившиеся в деятельности учреждений: организационно-распорядительные документы: постановление комиссии по устройству детей и подростков при Совете депутатов трудящихся (Совете народных депутатов); решение исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся (Совета народных депутатов) об опекунстве;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.006 с.)