Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. 14. Документы об установлении опеки, попечительства, патронирования
Опека – форма охраны личных и имущественных прав и интересов недееспособных граждан, устанавливаемая над детьми в возрасте до 15 лет, лишившихся родителей; над лицами, которых суд признал недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия. Опека может устанавливаться в ряде случаев над наследственным имуществом недееспособных. Попечительство - форма охраны личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет, оставшихся без родительского попечения; совершеннолетних, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности; лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Под установлением опеки или попечительства следует понимать назначение опекуна или попечителя для защиты (охраны) прав и интересов лиц, не способных полностью или частично самостоятельно осуществлять эти функции. Опека и попечительство неразрывно связаны друг с другом. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагались в одних и тех же законодательных актах. Первым документом, в котором регламентировалось установление и осуществление опеки в РСФСР, был «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве», принятый 16 сентября 1918 г. на сессии ВЦИК[356]. Опека устанавливалась над несовершеннолетними и над душевнобольными людьми. Несовершеннолетними признавались «лица мужского пола, не достигшие 18-летнего, и лица женского, не достигшие 16-летнего возраста». Опеке подлежали все несовершеннолетние, не находящиеся на попечении родителей. Страдающие душевной болезнью подлежали опеке в случае признания их в установленном порядке душевнобольными (имелось ввиду медицинское освидетельствование органами здравоохранения). Попечительство устанавливалось над совершеннолетним лицом по его ходатайству, если оно в силу состояния своего здоровья или неопытности не могло вести свои дела или защищать свои интересы[357]. При этом опека и попечительство касались не только личности опекаемого или подопечного, но и его имущества. Учреждениями, ведавшими всеми вопросами опеки и попечительства, являлись отделы социального обеспечения при губернских Советах депутатов[358]. Опека и попечительство учреждались по их постановлению. Опека первых лет советской власти являлась в отношении несовершеннолетних способом устройства осиротевшего ребенка в семью.
В 1926 г. на 3-ей сессии ВЦИК 12-го созыва был утвержден новый «Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР»[359]. Правовые основы опеки не изменились, были уточнены ведавшие ею учреждения. Руководство опекой и попечительством стало осуществляться президиумами губернских исполкомов, районными и волостными исполкомами, сельскими советами через соответствующие отделы. На отделы народного образования возлагалось осуществление опеки над несовершеннолетними, на отделы здравоохранения - над слабоумными и душевнобольными, на отделы социального обеспечения – в отношении остальных категорий опекаемых. В 1928 г. вышло постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства». Положение четко разграничило функции отделов исполкомов, осуществляющих опеку и попечительство, в том числе отдела социального обеспечения [360]. На него возлагались задачи опеки над имуществом безвестно отсутствующих или умерших и попечительство над несовершеннолетними, не могущими самостоятельно защищать свои права. 28 мая 1928 г. было принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках» [361]. Постановление учреждало патронат, то-есть, воспитание, детей, лишившихся родителей или потерявших связь с ними, в семьях трудящихся по поручению (договору) и под контролем государственных органов. Во время Великой Отечественной войны появилось много осиротевших детей. 24 января 1942 г. вышло специальное постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «Об устройстве детей, оставшихся без родителей»[362]. При исполкомах краевых, областных, городских, районных Советов депутатов трудящихся, были созданы комиссии по устройству детей, лишившихся родительского попечения. Комиссии обследовали условия жизни таких детей и по итогам работы составлялся акт, на основании которого исполкомом принималось соответствующее решение.
Главной формой устройства в это время оставалось помещение в детское учреждение. На опеку передавали детей, если находились лица, желающие заменить родителей. Детские учреждения не в состоянии были справиться с проблемой сиротства. 8 апреля 1943 г. было принято постановление СНК РСФСР «Об утверждении Инструкции Наркомата просвещения РСФСР, Наркомата здравоохранения РСФСР, Наркомата юстиции РСФСР о патронировании, опеке и усыновлении детей, оставшихся без родителей»[363]. В патронат передавались дети от 5 месяцев до 14 лет, в особых случаях допускалось продолжение патронирования до 16 лет. Уточнялась процедура передачи детей на патронирование. Она производилась в городах, городских и рабочих посёлках городскими (районными) отделами народного образования и отделами здравоохранения, в сельских местностях - председателями сельских Советов через кассы общественной взаимопомощи. Передача детей осуществлялась по договору. Заключению договора предшествовало тщательное обследование семьи, изъявившей желание взять ребенка на воспитание, как вотношении бытовых условий, так и состояния здоровья всех членов семьи, живущих вместе, и о результатах обследования составлялся акт[364]. Инструкция определяла состав личного дела, которое заводилось на каждого патронируемого ребенка. В личное дело входили следующие документы: заявление лица, принявшего в свою семью ребенка в патронат; акт первичного обследования семьи и справка о состоянии здоровья всех членов семьи, берущей ребенка в патронат, а также ребенка, отдаваемого в патронат; копия свидетельства о рождении ребенка или другого документа, подтверждающего его возраст; личная карточка ребенка; договор о патронировании с отметками о выплате пособия; выборочные данные из актов обследования условий жизни патронируемого. Один экземплярличной карточки на каждого патронируемого ребёнка направлялся в областной (краевой) отдел народного образования или здравоохранения, Наркомат просвещения АССР или Наркомат здравоохранения АССР для занесения сведений в книгу учета патронируемых детей[365]. Что касается опеки детей, то прежние правовые нормы остались неизменными. Опека по-прежнему учреждалась решением соответствующего исполкома на основании ряда документов, в том числе копии свидетельства о рождении ребенка или другого документа, подтверждающего его возраст, заявления о согласии принять на себя обязанности по опеке; краткой автобиографии будущего опекуна; справки о меcтожительстве опекуна и подопечного; характеристики будущего опекуна с места его работы; акта обследования семьи. Существенные изменения в вопросы опеки и попечительства внес «Кодекс о браке и семье РСФСР», введенный Законом РСФСР от 30 июля 1969 г. «Об утверждении Кодекса о браке и семье РСФСР»[366]. Он в отличие от предыдущих кодексов более четко отграничил опеку и попечительство. Так как патронат как разновидность устройства ребенка в семью по договору в прежнем понимании слова изжил себя, в Кодексе нормы о нем отсутствовали. В развитие Кодекса была разработана Инструкция «О порядке передачи детей и подростков на усыновление, под опеку (попечительство) и их медицинском обеспечении», утвержденная приказом Министерства здравоохранения СССР и Министерства просвещения СССР от 28 сентября 1977 г. № 885/131[367]. В ней говорилось, что в органы опеки и попечительства кандидат в опекуны представляет заявление о своем желании быть опекуном данного ребенка, при этом под опеку могут быть переданы как здоровые, так и больные дети.
В заявлении опекуна (попечителя), первичном акте обследования ребенка указывалось, что опекун (попечитель) предупрежден о недуге ребенка и его последствиях. В каждом индивидуальном случае вопрос о целесообразности передачи больного ребенка под опеку (попечительство) решался по усмотрению отдела народного образования и соответствую-щего исполкома Совета депутатов трудящихся (Совета народных депутатов). Кроме того, кандидат в опекуны должен был пройти медицинское освидетельствование и представить заключение врача поликлиники (по запросу рай (гор) оно, поселкового, сельского Совета депутатов трудящихся (Совета народных депутатов) об отсутствии у него и членов семьи, живущих совместно с ним, болезней, препятствующих помещению в семью ребенка или подростка. Правовые нормы, касающиеся опеки и попечительства, просуществовали без изменений вплоть до 1991 года. В государственных архивах субъектов Российской Федерации хранятся следующие виды и разновидности дел и документов об опеке, попечительстве и патронировании, содержащие биографическую и генеалогическую информацию: документы, отложившиеся в деятельности учреждений: организационно-распорядительные документы: постановление комиссии по устройству детей и подростков при Совете депутатов трудящихся (Совете народных депутатов); решение исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся (Совета народных депутатов) об опекунстве;
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-14; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.006 с.) |