Влияние водной системы на развитие края. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние водной системы на развитие края.



Значение Тихвинской водной системы в экономическом развитии Тихвинского края было велико. Она содействовала активному вовлечению населения в процесс товарно-денежных отношений, значительной части крестьянства давала солидный приработок. В целом водная система, страдающая мелководьем и вынужденной необходимостью неоднократной перегрузки судов, ограниченным сроком навигации, справлялась с возложенными на неё транзитными задачами переброски грузов с Санкт-Петербурга на Волгу и обратно.

Тихвинский водный путь способствовал развитию торгово-экономической деятельности во всех уездах, прилегающих к его бассейну. Дворянские и крестьянские хозяйства Тихвинского и Устюженского уездов поставляли на рынки различную сельскохозяйственную продукцию, сено, смолу, деготь, строевой лес и дрова. Обилие транзитного и местного сырья способствовало развитию мукомольных, винокуренных, стекольных, лесопильных, кожевенных, кирпичных, дегтярных, смолокуренных производств и заводов. Население деревень, стоящих по берегам водного пути, занимались малым судостроением. Ежегодно они строили около 200 судов, при средней стоимости одного судна до 225 рублей[40].

Тихвинское купечество старалось не выпускать из своих рук перевозку грузов по водной системе. Путешествующий летом 1867 года по Тихвинской водной системе А. фон дер Ховен в своих записках отмечал, что фирмы купцов Конецких, Фалевых, Забельских, Злынских держат почти исключительно в своих руках весь путь перевозки от Петербурга до Рыбинска. За транспортировку груза на данном направлении судовладелец брал от 18 до 25 коп. с пуда клади, при времени доставки от 21 до 40 дней. В условиях постоянного увеличения грузопотока в середине XIX века, каждая приобретенная хозяином тихвинка давала в год до 500 руб. прибыли, соминка – до 300 руб.[41]

Крестьяне окрестных деревень и сел нанимались проводкой судов. При этом конная тяга использовалась повсеместно. Подряд работников для обслуживания судна на пути от Сомино до Тихвина стоил: лоцмана с лошадью и погонщиком - от 19 до 21 рубля, рабочего - от 3 до 4 руб. Суда проходили расстояние от Сомино до Тихвина за 3-4 дня. Для 60-70-х гг. XIX века это был высокий уровень оплаты.

Значительное количество людей требовалось для погрузочно-разгрузочных работ, подвозки грузов к пристаням, проведения ремонтных работ на гидротехнических сооружениях. Сотни людей и лошадей использовались для перевозки между Тихвиным и Сомино зимовальной клади по сухопутью. Это было необходимо для ускорения её отправки по освободившимся ото льда рекам, так как шлюзованная часть системы вскрывалась ото льда с запозданием. К тому же, требовалось определенное время для исправления весенних повреждений в гидротехнических сооружениях. В силу указанных причин судоходство в шлюзованной части Тихвинской водной системы открывалось на 2-3 недели позже, чем в низовьях рек Сяси, Чагодощи и Мологи.

Бытовое обеспечение массы людей, занятых на работах по проводке судов, привлекало на большие и малые пристани мелких торговцев. Работали кабаки. Устраивались новые харчевни. Одна из них находилась на правом берегу реки Тихвинки недалеко от деревни Горелухи и принадлежала купцу Базырину[42]. Всего в середине XIX века при обслуживании транзитного и местного судоходства по Тихвинской водной системе использовалось до 40 000 человек, значительная часть которых была жителями Тихвинского и Устюженского уездов.

Тихвинская водная система способствовала появлению различных промышленных предприятий в Тихвинском и Устюженском уездах. У Варшавского шлюза, расположенного на реке Горюне при впадении в Чагодощу с 1813 года действовал мукомольный завод братьев Бушковых. На нем перемалывали пшеницы около 18 тысяч четвертей,[43] на сумму в 150 тысяч рублей. Муку реализовывали на территории приречных волостей и на ближайших торгах и ярмарках.[44]

В трех верстах от Тихвина при Новгородском двухкамерном щлюзе в 1833 году была построена плотина на средства купцов Петровых и два завода: лесопильный и мукомольный, производивших продукции до 25 000 рублей серебром.[45] В 1867 году здесь работало крупчатое (мукомольное), разделенное на две части производство, взятое в аренду купцами Полежаевым и Голуновым, соответственно за 2 900 руб. и 2 600 руб. Оба купца имели на арендованных заводах по 14 поставов, которые размалывали в год по 1500 переделов закупленной пшеницы из низовых губерний. На каждом заводе трудилось по 1 иногороднему мастеру и 50 местных рабочих. Содержание заводов обходилось в 4 000 руб. каждому предпринимателю.

Переделом считалось то минимальное количество зерна, которое принимали единократно для размола. В один передел шло 12 четвертей пшеницы. Готовая продукция выпускалась восьми сортов. Лучшим сортом выделанной муки была крупчатка, затем первач; из отходов набирались мешки меситки и шапши (коры зерна), продаваемые по низкой цене местному населению для корма скота. На погрузке и разгрузке судов, причаливающих к крупчатым заводам, использовались поденщики из числа местных жителей – тихвинцев[46].

В Тихвинском уезде в 60-х гг. XIX века работал мукомольный завод помещика Шамшева, расположенный близ села Полевичи, на реке Рапле, имеющий 2 простых постава и размалывающий в год до 10 000 четвертей ржи. Повсеместно работали многочисленные барские и крестьянские мельницы, перерабатывающие рожь, пшеницу и ячмень в муку и крупу для местного населения и частично на рынок. Так в загруженных на Соминской пристани судах в навигацию 1870 года было отправлено 128 725 пудов (2 110 тонн) хлебного товара местного производства.[47]

Достаточное наличие привозного и местного хлеба дало толчок к развитию винокуренного производства в Тихвинском уезде. Винокуренный завод помещицы Киовой на реке Тихвинке в Озерском погосте производил до 10 000 ведер водки в год, имея всего лишь один аппарат Писториуса, обслуживаемый одним иногородним мастером, евреем по национальности, и пятью местными рабочими. Производительность завода госпожи Бровцыной, оборудованного в усадьбе Остров, была вдвое больше, а завод графини Ламздорф в селе Переколе Сугоровской волости поставлял на рынок 25 000 ведер водки ежегодно.

Крупных заводов, перерабатывающих сельскохозяйственное сырьё в первой половине XIX века в Тихвинском уезде не было. Льняное сырьё, кожи в небольших количествах обрабатывались в крестьянских хозяйствах. Исключение составлял действующий в 1820-1830-х гг. кожевенный завод в селе Зуброве, принадлежащий генерал-майору Афанасию Лаврентьевичу Комарову.[48]

В числе новых производств, открытых в Тихвинском крае, являлось производство стекла и стекольных изделий. Около 1860 года купец Христиан Франциевич Ланко открыл стекольный завод на приобретенном им участке земли, расположенном на реке Валчине между Ярославским шлюзом и устьем реки Быстрой в Устюженском уезде (ныне пос. Ефимовский Бокситогорского района). В 1867 году на Быстрорецком заводе при двух плавильных печах работало 5 иногородних и 15 иностранных мастеров, а также 20 местных рабочих. В течение года они произвели 500 000 бутылок, которые по Тихвинской водной системе поставлялись в Санкт-Петербург по цене 35 рублей за 1000 бутылок.[49]

После смерти Х.Ф. Ланко в 1877 году управление заводом перешло к его дочери Каролине Христиановне, в замужестве Гельцер, после выделения доли в наследстве её брату Ивану Христиановичу Ланке. Производство стеклянной посуды было расширено. К концу XIX века Гельцеры наладили производство винных и пивных бутылок на новом заводе, расположенном на Ярославском тракте в деревне Косые Харчевни сравнительно недалеко от Быстрорецкого завода.

Своё стекольное производство в имении Ивановское (Велье) Обринской волости Тихвинского уезда в 1889 году открыл купец 2-й гильдии Валентин Иванович Рейтер. В 1895 году на его заводе работало 25 человек. Готовая продукция стоимостью 31 000 руб. отправлялась потребителю по водной системе.

Тихвинский водный путь существенно повлиял на рост лесозаготовок и переработку древесины в Тихвинском и Устюженском уездах. Продолжали работать старые лесопильные заводы. Находящийся близ устья реки Шомушки лесопильный завод купца Парихина в 40-х годах XIX века ежегодно распиливал досок и брусков на сумму до 4 000 руб. серебром.[50]

Строились новые лесопильные заводы. В основном это были небольшие производства, обслуживаемые одним мастером и 1-3 рабочими. Завод помещицы Киовой, расположенный на реке Тихвинке в Озерском погосте, имел 2 рамы и обрабатывал в год до 2 000 деревьев из собственных лесных дач и по заказу. Стоимость распиловки одного дерева составляла 25 копеек. Содержание завода в 1867 году обошлось помещице в 200 рублей.[51]

Расположенный на востоке Тихвинского края в поселке Заручевье на реке Любаевой близ Соминской пристани лесопильный завод помещика Мамаева распиливал в год до 3000 деревьев. Содержание завода обходилось в 550 рублей. Готовую продукцию не только продавали на месте, но и поставляли в Тихвин.[52]

В 40-50-е годы XIX века близ границы Устюженского и Тихвинского уездов на реке Заголоденке, в 6 верстах от её впадения в Соминку, находился лесопильный завод, имеющий возможность отправлять свою продукцию только по весенней полной воде, а в остальное время гужевым транспортом.

В Тихвинском уезде в 1867 году имелось 7 лесопильных заводов, принадлежащих лесопромышленникам Громову, Мартынову, дворянам Киовой, Фоку, А.Е. Унковскому, Н.И. Унковскому и графу Мегдену. Лесная промышленность в крае продолжала развиваться в последующие годы. Лесозаготовки также давали значительный заработок местным жителям при рубке, возке, погрузке и выгрузке леса.

Поставка леса и дров в Санкт-Петербург производилась во всё возрастающих объемах. Используя более раннее весеннее вскрытие низовий Тихвинки и Сяси, а также их притоков лесопромышленники использовали сплав дров россыпью, а затем переходили на гонки плотов. Для лесозаготовок использовались малые реки. По реке Рядани в середине XIX века сплавлялось дров на сумму до 250 руб., по речке Дымке – до 350 руб., по речке Шомушке – до 5 000 руб., по речке Луненке – до 3 000 руб., по речке Вале – до 5 000 рублей серебром в год.[53]

Лесоразработкам в крае сопутствовало расширение лесных промыслов. Крестьянство занималось ими повсеместно, при этом значительная часть получаемой продукции использовалась для местных нужд, подобно при гонке дегтя. Небольшое промышленное значение имел лишь завод графа Менгдена в имении Горы близ погоста в Дреглях, производящий деготь из бересты и корней сосны, заготавливаемых в лесных дачах графа.

Промышленность Тихвинского уезда в 1878 году была представлена 13 заводами, на которых работало 167 человек, при этом на долю города Тихвина приходилось 3 завода с 51 работником в них[54]. Но успешно работали не все из них. На протяжении последней четверти XIX века, за исключением лесной промышленности, стало наблюдаться постепенное снижение экономической активности в районах, прилегающих к Тихвинской водной системе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.46 (0.007 с.)