Каменное и Деревянное зодчество края в период царствования екатерины II и павла I. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каменное и Деревянное зодчество края в период царствования екатерины II и павла I.



В последней трети XVIII века в Тихвинском крае происходил строительный подъем. В его ходе заново отстраивался Тихвин, полностью сгоревший в 1770 году. Одновременно шло генеральное обновление фасадов строений Тихвинского Успенского монастыря. В ближних и дальних погостах Тихвинского уезда перестраивались в массовом количестве дворянские усадьбы, хозяева которых получили возможность, благодаря «вольности дворянской», пребывать в них длительное время.

Новое строительство совершалось в архитектурных формах, свойственных своему времени. Уездный город Тихвин, центр торговли и ремесла, получил большую торговую площадь с собором, торговыми рядами и административными зданиями, к которой примыкала сеть взаимно пересекающихся улиц. Центральные строения города сооружались в стиле классицизма. Окраины также застраивались домами, имеющими типовые фасады, близкие к классическим.

К концу XVIII века внешний вид построек, составляющих ансамбль Тихвинского Успенского мужского монастыря, существенно изменился. В меньшей степени внешние изменения коснулись Успенского собора. В нем был произведен необходимый ремонт. Настенное письмо в четверике собора за ветхостью было счищено. Новая роспись внутренних помещений была начата летом 1794 г. и завершена в сентябре 1797 г. Расписывали храм ярославские мастера под руководством синодального над иконописцами смотрителя, ярославского уроженца Логгина Шустова. Об этом свидетельствует надпись по левую сторону внутренних западных дверей собора. На роспись и обновление храма «…от щедрот Монарших было пожаловано 20 000 рублей, к которым прибавлено от добровольных пожертвований до 40 000 рублей»[25].

В новой монументальной живописи тихвинского Успенского собора проявились черты сложившегося в XVIII веке взгляда на религиозное искусство. Ярославские мастера вобрали определенные веяния западноевропейского искусства XVI-XVII вв. и переработали их в соответствии с русскими традициями, характерными для ярославской и московской школ живописи.[26]

Приглашение мастеров настенной живописи со стороны свидетельствовало о том, что местные мастера, если они были, не могли выполнить ответственный заказ. Тихвинские иконописцы специализировались на производстве небольших икон, которые в массовом количестве продавались паломникам при посещении монастырей. В конце 80-х гг. XVIII века в Тихвине насчитывалось 11 иконописцев.[27] П.И. Челищев отмечал, что иконописное мастерство в Тихвине процветало, при чем местные мастера придерживались новгородских и московских образцов иконописи. Известны также имена более двух десятков тихвинских иконников XVIII века.[28]

По всей видимости, в каменном строительстве, развернувшемся в г. Тихвине и в Богородицком Успенском мужском монастыре, определяющую роль играли иногородние мастера. Они руководили работой местных артелей, фронт работы для которых всё более расширялся. Второе по значению сооружение монастыря - церковь Рождества Богородицы (с 1871 г. Покрова) - подверглось перестройке в 1770 году. Облик здания церкви изменили, надстроив её восьмериком с полуциркульными окнами и увенчав тяжелым куполом с главкой. Расположенная рядом звонница также подверглась значительной реконструкции. Вместо традиционного русского шатрового завершения над аркой звона в 1777 г. выложили карниз сложного профиля и увенчали звонницу классическим фонариком с двумя шпилями по сторонам.

В стиле классицизма были перестроены надвратные церкви: в 1791 г. - Тихвинской иконы Богоматери и в 1798 г. - Никольская. Во внутреннем периметре строений монастыря перестроены в 1770 г. надвратная над Святыми воротами церковь Вознесения с приделом Федора Стратилата и в 1790 г. больничная церковь Двунадесяти Апостолов. Фасады келейных корпусов Успенского монастыря были переделаны «под один вид»: были сбиты нарядные наличники, уничтожены порталы дверей; на смену криволинейному пластическому декору пришло строгое и подчас сухое оформление в манере классицизма.[29]

В конце XVIII века в Успенском мужском монастыре были проведены работы по обновлению укреплений и по устройству богатого парадного входа со стороны города. После посещения монастыря Павлом I в 1798 году из государственной казны были выделены средства на сооружение каменных стен и пожертвованы чугунные ворота художественного литья, взятые из ограды Аничкова дворца в Петербурге. Эти ворота были установлены между каменными зданиями часовни и богадельни с церковью, построенными в XVIII веке. Так образовалась композиция парадного въезда в монастырь[30].

При архимандритах Евфимии (1766-1788 гг.), Игнатии (1788-1795 гг.) и Герасиме Князеве (1795-1810 гг.) были заменены внешние деревянные стены монастыря каменными. Вначале на средства монастыря перестроили в кирпиче западную стену и в 1784-1786 гг. возвели северо-западную угловую башню. В 1791-1792 гг. была построена каменная юго-западная угловая башня. Средства на строительство южной и северной стен были выделены императорами Павлом I и Александром I. В 1799-1800 гг. были возведены юго-восточная угловая башня и южная Павловская (Озерная) башня, отмеченная изображением имени императора Павла I в овальном медальоне. Одновременно была построена четырехподъездная монастырская гостиница во внешней ограде монастыря, между юго-восточной башней и Никольскими воротами. Башню «Водяные ворота» соорудили в 1800 году. В следующем году построили северную стену, северо-восточную угловую башню и северную Александровскую башню, на которую нанесли вензель с именем императора Александра I. Ансамбль Тихвинского Успенского монастыря получил достойное завершение.

Архимандрит Евфимий вынес новое строительство за пределы тихвинского Успенского монастыря. В 1771 – 1776 гг. на месте деревянной, по проекту архитектора В. Поливанова, была построена каменная церковь Всех Святых (Полковая) для военнослужащих расквартированного в Тихвине полка. В заштатной Боровинской пустыне в 1767 г. возвели каменную Никольскую церковь с приделом Архангела Михаила. Обновлены были городские церкви, пострадавшие от пожара, в том числе главный городской собор Преображения Господня, органически вписанный в новую планировку города.

Строительство каменных церквей на погостах и выставках Тихвинского края во второй половине XVIII века по-прежнему было редким явлением. К трем сельским каменным церквям начала XVIII в. добавилось предположительно ещё четыре. В 1788 году в Ильинском Сясьском погосте была возведена каменная церковь во имя Воздвижения Креста Господня. Несколько ранее на средства помещиков Шамшевых в выставке Полевичи Петровского Пчевского погоста в 1773 году была построена каменная трехпрестольная церковь Св. Троицы, Покрова Богородицы и св. Дмитрия Солунского. В Никольском Пашозерском погосте предположительно к 1780 году была сооружена каменная Вознесенская церковь, а на южной окраине Тихвинского уезда в царствование Павла I построена каменная церковь в с. Устье Коширское. Из всех сельских каменных церквей, сооруженных в крае на протяжении всего XVIII века, до наших дней сохранились лишь руины Никольской церкви с. Никольское (Заручевье), построенной в 1711 году на средства Я. Н. Римского-Корсакова.

Основная масса вновь сооружаемых приходских храмов Тихвинского края представляла собой деревянные церкви. Указ 23 декабря 1799 г. о запрещении строительства деревянных храмов на месте сгоревших, не имел никаких последствий, потому что с вступлением на престол императора Александра I большинство распоряжений Павла I было отменено. Ранее, во второй половине XVIII века, в крае было построено около тридцати деревянных церквей взамен обветшалых или утраченных при пожарах. Об архитектурных достоинствах многих из них судить сложно, так как они не дошли до наших дней. Некоторые церкви к 70-м гг. XX века ещё сохранялись или не были полностью разрушены, что позволило провести их натурное обследование специалистами. К настоящему времени деревянных храмов XVIII века фактически не осталось.

Строительство новых церквей для замены старых велось с разрешения епархиальных властей, о чем свидетельствует «доношение» Новгородской духовной консистории от 19 марта 1774 года о церковном строительстве в Михайловском Черенском погосте. От имени всех прихожан местный помещик лейб-гвардии капитан князь Иван Александрович Мышецкий просил разрешения на строительство вместо обветшалых церквей во имя Архангела Михаила и Рождества Иоанна Предтечи, простоявших соответственно 123 и 82 года, одной деревянной церкви с двумя приделами. Руководителем епархии вначале было разрешено построить одну церковь с одним приделом. В 1788 году возведенная церковь была освящена во имя Покрова Богоматери с двумя приделами: Архангела Михаила и св. Николая. Позднее здесь также была построена церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Основными заказчиками строительства новых церквей были местные помещики. Деревянная церковь во имя Казанской иконы Богоматери в Воскресенском Липенском погосте была построена в 1791 году на средства местной помещицы Марии Головиной. В Никольском Суглицком погосте просьбу о замене старой обветшалой деревянной Успенской церкви в январе 1771 г. подали местные помещики Яков и Степан Колюбакины. Разрешение было дано спустя полтора года архиепископом Гавриилом (с 1783 года митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский)[31].

Большинство приходских деревянных церквей Тихвинского края, построенных 210 – 260 лет назад относилось к наиболее часто встречаемым на Северо-Западе России двум типам – клетским и ярусным храмам. Клетские церкви были более простыми и дешевыми в постройке и являлись наиболее многочисленными. Ярусные церкви также получили повсеместное распространение в XVIII веке взамен запрещенных к строительству шатровых церквей.

Наиболее простым в строительстве из ярусных церквей был тип храма известный как восьмерик на четверике. Подобная церковь была возведена в Никольском Пелушском погосте в 1780 году. Строительство её велось тщанием прихожан, главным из которых был владелец соседнего имения, тихвинский предводитель дворянства Качалов Р. Я. Она срублена местными плотниками на высоком подклете и поставлена на месте прежней, обветшалой. Позднее, в XIX веке, Никольская церковь получила название «красной», в отличие от стоящей рядом каменной «белой» церкви.

Объёмно-планировочная композиция деревянной церкви была построена на развитии двух взаимно-перпендикулярных осей: горизонтальной – апсида, молельня, трапезная, крыльцо и вертикальной – ярусного объёма собственно церкви, состоящего из высокого четверика с вальмовым покрытием и восьмерика с главкой на ней. Вся постройка рублена из сосновых бревен. Общие размеры плана постройки (без крыльца) – 8,3 х 20,5 м.

В плане церковь представляла собой вытянутый двухчастный (трапезная, церковь) прямоугольник с пятигранником алтаря на восточной стороне и крыльцом с запада. Пятигранник алтаря рублен «в лапу», церковь и трапезная – «в обло». Объём собственно церкви возвышался над трапезной и алтарем. Четверик церкви рублен в 25 венцов (подклет 9 венцов), восьмерик светового барабана в 16 венцов. Высота всей церкви с главкой около 16 метров.

Оконные проёмы, освещающие саму церковь, были расположены в три яруса: два яруса четверика и ярус восьмерика. Всего имелось 8 окон. Нижний ряд окон был ограничен коробками, верхние оконные проёмы четверика, а также проёмы восьмерикового барабана были выполнены в трехчастных колодах.

Пол в церкви был настлан из мощных плах, врубленных в торцевые стены на 2-м венце. Потолок сооружен из толстых досок, размещенных в разбежку вдоль основной оси постройки. Крыша четверика – на четыре ската, восьмериковый барабан покрывал невысокий восьмигранный шатер, завершающийся луковичной главкой на круглом барабане.

Пятигранная апсида была срублена в 18 венцов (9 венцов подклета). Алтарь освещался тремя оконными проёмами, подобными окнам нижнего света церкви, расположенными на гранях сруба, по странам света.

Трапезная рублена в 32 венца (9 из них подклет), соединена с церковью проёмом почти на всю ширину здания. Размеры трапезной в плане (по внутренним объёмам) 5,9х7,5 м. Она освещалась тремя оконными проёмами, подобными окнам нижнего света церкви. Крыша трапезной вальмовая. К трапезной с запада примыкало рубленое крыльцо на три схода. Дверной проём был ограничен трёхчастной колодой; порогом служил венец сруба.

Церкви были присущи планировочные и конструктивные приёмы, характерные XVIII веку; работа была выполнена народными мастерами на высоком уровне. Церковь имела интересный, выразительный архитектурно-художественный облик и долгое время играла роль градостроительной доминанты для большой округи, усиленной расположением здания на высоком месте между двух озер. К 70-м гг. XX века церковь пришла в аварийное состояние и была утрачена.

Более сложный тип ярусного храма четверик-восьмерик-восьмерикнаходился в Никольском Волокославинском погосте. Это была Введенская церковь, построенная в 1766 году с приделами во имя мученика Мины и преподобного Александра Свирского. Композиционное решение церкви развивалось по двум осям: горизонтальной – апсида-молельня-трапезная-крыльцо; и вертикальной – четверик-восьмерик-восьмерик–купол с главкой на маленьком барабане-шейке. Завершение верхнего восьмерика церкви, как отмечают исследователи, было изменено в XIX веке[32].

В конце XVIII века в центре Антоньевского Дымского погоста были возведены две деревянные церкви взамен утраченных. В 1792 году была сооружена клетская Никольская церковь, а в 1796 году в центре деревни Усадище Дыми на самой высокой точке холма построили церковь Ильи Пророка.

Данная церковь необычного ромбовидного плана, длиною – 16,3 м и наибольшей шириной - 8,05 м. Характер врубки при соединении венцов в углах – без остатка. Здание поставлено на каменном фундаменте. Основное здание церкви в плане – ромб с усеченными вершинами, с запада к церкви прирублены сени прямоугольного плана. Стены всех фасадов основного сруба сложены из 15 венцов, стены притвора имеют 17 венцов. К южному фасаду прируба ведёт невысокое распашное крыльцо, в основной объём церкви можно попасть только из прируба. Всё здание церкви покрыто одной крышей стропильной конструкции на восемь скатов, с железным покрытием. Над средокрестием четырех скатов основного сруба установлен шестигранный глухой барабан, полый внутри, завершающийся небольшой главкой на длинной шейке.

Церковь Ильи Пророка выстроена в конце XVIII века, времени определённого «корабельного» типа сооружений культового назначения, по объёмно-планировочному решению не имеет себе аналогов, и поэтому является уникальной.

Весьма многочисленными памятниками народного деревянного зодчества в Тихвинском крае были часовни. В деревнях Тихвинского края в последней четверти XVIII века имелось не менее 200-250 построек данного типа, и лишь единицы из них сохранились до наших дней.

Типичной часовней XVIII века являлась Успенская часовня в деревне Спирово Никольского Суглицкого погоста. Она находилась в центре деревни, расположенной на большой дороге Тихвин – Устюжна, и была ориентирована главным фасадом на запад - юго-запад.

Постройка по объёмно-планировочной композиции относилась к клетским (с развитой продольной осью); однокамерная, с двускатным покрытием с трёхсторонней галереей. Общие размеры её в плане 6 х 6,5 м вместе с галереей. Часовня рублена «в обло». Всю постройку накрывала одна двускатная самцовая крыша – на 13 самцах. Свесы кровли поддерживались 8-ю резными столбиками, установленными по периметру галереи. Планировочная композиция и конструктивные детали часовни - косяки проёмов, консольный вынос кровли и устройство галереи – характерны для построек второй половины XVIII века[33].

К редкому типу деревенских часовен в Тихвинском крае относилась Ильинская часовня конца XVIII века, которая была расположена у перекрестка дорог в центре деревни Григоркино Михайловского Озерского погоста. Собственно часовня представляла собою клеть, рубленную в обло и квадратную в плане (3,6х3,6 м). Дверной проём ограничен с боков и сверху колодами, порогом служил венец сруба. Освещалась часовня двумя окнами: волоковым на северной стороне и косящатым на южном фасаде.

Особенностью часовни был трехстенный сруб галереи, охватывающий основную клеть с запада и юга в полную высоту постройки. На западной стене галереи-пристройки было прорублено небольшое косящатое окно. В южной стороне была устроена на всю длину сруба щель для освещения высотой в аршин (71 см), перекрываемая поднимающейся створкой. Данная щель позволяла также слушать службу всем невместившимся в постройке. Часовню с галереей накрывала двухскатная самцовая (в 11 самцов) крыша. Утрачена данная часовня в 80-х гг. XX века.

Невдалеке от данной часовни, на другом северном берегу Озерского (Окуловского) озера, находящегося в русле р. Тихвинки, в д. Коськово располагалась ещё более древняя Петропавловская часовня. Она была срублена «в лапу», имела одностороннюю галерею и накрыта самцовой крышей. Потолок - двухслойный. Оконный и дверной проёмы были косящатыми, характерными для построек XVII-XVIII вв. Утрачена часовня также в 80-х гг. XX века[34].

В восточной части Тихвинского края на окраине Никольского Пелушского погоста в конце XVIII века в деревнях Бор (ныне Красный Бор) и Саньков Бор были построены почти в одно время две небольшие часовни. В 1968 г. их обследовал архитектор М.И. Коляда. Успенская часовня д. Бор (Красный Бор) - клетского типа, она мала (2,5х2,5 м) скромна и малоприметна, и, тем не менее, представляет собой интересный памятник народного деревянного зодчества

Сруб часовни с трех сторон – севера, запада и юга – опоясывает галерея на консолях – «повалах», выпущенных на 70 сантиметров за плоскость стены. Галерея такая узкая, что функционального значения не могла иметь, а построили её, по-видимому, лишь для украшения. Большой свес кровли опирается с севера и юга на четыре столбика – по два с каждой стороны. Столбики с южной стороны – резные, вернее, тесаные топором – «в две дыньки с перехватом». Северные же столбики совершенно прямые. Вход на галерею из двух-трех ступеней был устроен с южной стороны, где еще и сейчас заметны следы от него. Дверь в часовню сделана из широких тесин. На двухскатной пологой крыше устроена главка с крестом.

Георгиевская часовня располагалась в центре соседней деревни Саньков Бор на специально устроенной площадке. Это клетская постройка, квадратная в плане (квадрат 2,5 х 2,5 метра), рублена в обло. Кровля часовни двускатная, тесовая: короткий тес уложен в два ряда. Сверху тес прижимается охлупнем. Полутораметровый вынос кровли над крыльцом поддерживается двумя простейшими столбами. Входили на крыльцо по трем ступеням с южной стороны, а западная и северная сторона крыльца огорожены простыми перилами. Пол крыльца - из четырех широких плах. Вход в часовню закрывает дверь из двух широких тесин. Часовня имеет только одно маленькое оконце, врубленное между девятым и десятым снизу венцами на южной стороне. На северной и южной стенах часовни сделаны полуметровые выпуски бревен (шестых снизу). На них клали доски-полочки, на которые прихожане ставили иконы[35].

На территории Тихвинского края некоторые часовни были поставлены на археологических памятниках XII – XV вв. – жальниках. В жальничных погребениях повсеместно встречаются каменные кресты. Над тремя древними каменными крестами, расположенными на восточной окраине жальника у д. Черкасова Гора Никольского Волокославинского погоста, была сооружена миниатюрная часовня-голбец, датируемая XVIII веком. Данная постройка размером 2,5 х 2,5 м возведена из еловых бревен, возможно из срубленных на жальнике елей. Голбец сложен всего в 4 венца, с самцовыми фронтонами и поставлен нижним венцом на почву. В князевую слегу был врублен деревянный крест[36]. К концу XX века данный архитектурный памятник сгнил и исчез. Подобная часовня-голбец находилась на жальнике у д. Лопастино Никольского Суглицкого погоста. Нередкими были памятные и поклонные кресты, расположенные в различных уголках края.

Дома приходского причта, включая дом священника, мало чем отличались от крестьянских домов, и лишь несколько превосходили их размерами. Крестьянское жилище к концу XVIII века разрослось в целый комплекс – усадьбу, объединившую в себе избу на подклете, крытый хозяйственный двор, часто двухэтажный, хлев, конюшню и амбары. Усадьбы различались между собой планировкой и количеством построек, в зависимости от местных традиций и количества членов крестьянской семьи. Количество деревенских дворов-усадеб в одной деревне выросло. Времена, когда деревня Тихвинского края состояла из одного-двух дворов, ушли в прошлое.

Значительно изменились дворянские «усадища». Они стали барскими усадьбами, построенными в новом стиле. Стиль этот сложился из представлений дворянина, долгое время находящегося на военной или гражданской службе, о своем будущем доме и возможностей крестьянина, бывшего отходника на заработки в Санкт-Петербург и другие города, воплотить мечту его хозяина в жизнь. В результате, в дворянских имениях стали появляться постройки в своеобразном стиле провинциального классицизма или чем-то его напоминающие.

Постепенно развивалась усадебная архитектура. Складывался характерный тип дворянского поместья с прямой аллеей, ведущей от въездных ворот к главному дому, выставляющему напоказ четверку-шестерку деревянных колонн на фасаде или крыльце. В стороне от него или по периметру подъездной площади, располагались флигеля и людские избы, и несколько далее - хозяйственные постройки.

В это время при усадьбах появились первые в крае пейзажные, или натуральные, парки с живописным, естественным распределением растительности, с беседками и сооружениями малых архитектурных форм, расположенных по берегам озерков, прудов, речек и ручьев. Иногда их заменяли просто огороженные, для предотвращения от вытоптывания скотом участки местности, играющий роль парков в воображении хозяев усадеб.

[1] Заварихин С.П., Кондратьева Е.В., Мильчик М.И. Этапы формирования градостроительной структуры Тихвина до конца XIX в. // Архитектурное наследство. № 34. М., 1986. С. 49-50.

[2] Заварихин С.П. и др. Там же …С. 45.

[3] Очерки русской культуры XVIII века. Часть 2. М., 1987. С. 38.

[4] Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 61.

[5] Мордвинов И.П. Старый … С. 40.

[6] Коровин В.М. Свиридов В.А. Суды чести и офицерские собрания на страже военных традиций в XIX – начале XX века // Военно-исторический журнал. 2005. № 11. С. 3-5.

[7] Истомина Э.Г. Границы … С. 163-164.

[8] Челищев П.И. Путешествие по Северу России в 1791 году. СПб., 1886. С. 261-262.

[9] Старовойтов Л.А. Наши земляки из прошлого (Качаловы) // Первые и вторые Мордвиновские краеведческие уездные чтения. Тихвин, 2006. С. 44-48.

[10] Швецова Е. Ук. Соч. … С. 5.

[11] Клокман Ю.Р. Очерки … С. 40.

[12] Мордвинов И.П. Старый … С. 39.

[13] Мордвинов И. П. Тихвинская старина. Новгород, 1911. С. 108-110.

[14] История Тихвина в лицах: биобиблиограф. указ. Сост. Титова А.А. – Вып.1. Ч. 1. XIII-XIX вв. Тихвин, 2004. С. 117.

[15] Лебединский М.Ю. Хроника …С. 114..

[16] Репнин Н.В. Журнал князя Репнина // Русский архив. 1869. Кн.1. Вып. 3. Стб. 562.

[17] Мордвинов И.П. Старый … С. 40.

[18] Кушелев Г.Г. Журнал высочайшего путешествия в Казань через Москву и обратно через Ярославль в Тихвин, бывшего в 1798 г. (с 5 мая по 12 июня) // Русский архив, 1904. Кн. 2. Вып. 8. С. 573-580.

[19] Трефолев Л. Путешествие императора Павла I по Ярославской губернии //Русский архив. 1870. Стб. 299, 306, 309.

[20] Горка Лученская, ныне г. Пикалево.

[21] Историко-статистическое описание Тихвинского Богородицкого монастыря … С. 142.

[22] Кушелев Г.Г. Журнал … С. 580

[23] Головина В.Н. Мемуары. 2005. С. 192-195.

[24] Истомин Василий //Художники народов СССР. Том IV, книга 1, М., 1983. С.564.

[25] Историко-статистическое описание Тихвинского Богородицкого монастыря … С. 108.

[26] Рыжова И.П. Роспись Успенского собора в Тихвине. СПб., 2001. С. 12, 37.

[27] Истомина Э.Г. Границы, население, города Новгородской губернии …С. 131.

[28] Мордвинов И.П. Старый … С. 38.

[29] Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л. 1987. С. 110-111.

[30] Гоголицын Ю.М. Иванова Т.М. Архитектурная старина. Л., 1979. С. 99.

[31] Бокситогорский район. Т. VI. Натурное обследование Журавлевского и Соминского сельсоветов. Л. 1982.

[32] Бокситогорский район. Т.II. Натурное обследование Анисимовского и Мозолевского сельсоветов. Л., 1982. С.22.

[33] Бокситогорский район. Т. VI. Натурное обследование Журавлевского и Соминского сельсоветов. Л. 1983.

[34] Бокситогорский район. Т. XI. Натурное обследование Самойловского сельсовета. Л., 1982. С. 40-41, 65.

[35] Андреева Л.А. По северу Бокситогорского района // По Ленинградской области. Л. 1978. С. 25, 31-32.

[36] Бокситогорский район. Т. II. Натурное обследование Анисимовского и Мозолевского сельсоветов. Л., 1982. С.138.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.064 с.)