Монастыри и церкви Тихвинского края. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монастыри и церкви Тихвинского края.



Существенные изменения в русской православной церкви, в период реформистских преобразований Петра I, непосредственно отразились на положении монастырей и белого духовенства Тихвинского края. Ликвидация патриаршества, создание Синода и введение Духовного регламента были главными мероприятиями, проведенными в стране с целью приведения в новое соотношение русскую православную церковь и государство, вступающее в период становления абсолютной монархии.

С началом Северной войны Петр I обращается к доходам церкви. Возрожденный в конце января 1701 года Монастырский приказ получил право надзора за монастырскими владениями и сбора доходов с бывших патриарших, епархиальных и монастырских имений. В монастыри постоянно направляются заявки на рабочую силу, на поставку возчиков с лошадьми, плотников для строительства кораблей, откорм драгунских лошадей, и т.п., включая поставку рекрутов из праздношатающихся сыновей церковнослужителей и молодых монахов. Многие монастыри лишаются части своих вотчин. В 1703 году вотчины Тихвинского Большого монастыря в Олонецком уезде были отданы в распоряжение олонецких железных заводов. К ним были также причислены вотчины новгородского Рождество-Богородицкого Антония-Римлянина монастыря, расположенные в Михайловском Тервеничском погосте. В 1711 г. от Тихвинского Большого монастыря отписывается Николаевский Мостищский монастырь, часть вотчин которого находилась в Тихвинском крае. Данная небольшая обитель вначале была приписана к Знаменскому собору в Новгороде, а с 1712 по 1720 гг. была отдана в аренду поручику Корчину.[50]

Крупные новгородские монастыри Хутынский, Отенский, Вяжищский, Покровский Зверин и другие, имевшие на территории Тихвинского края свои многочисленные вотчины, в основном сохранили их за собой. В них вся тяжесть петровских преобразований легла на плечи монастырских крестьян, которых десятками и сотнями направляли на работы по первому же требованию различных представителей государственной власти. Перепись 1710 года фиксирует большую смертность среди мобилизованных на работы монастырских крестьян по сравнению с помещичьими крестьянами, так же взятыми на «государево дело». Учитывая, что условия работы для обеих групп крестьян были одинаковыми, можно утверждать, что количество направленных на работы монастырских крестьян было существенно больше, чем владельческих крепостных крестьян.

С целью искоренения нарушений обитателями монастырей принципов монашеского общежития и повышения нравственности черного духовенства, наведения благопристойного порядка Петр I приказал провести перепись монастырей. Указ от 31 января 1701 года закреплял каждого из монахов за определенным монастырем, а также изгонял из них всех мирян. Монастырские власти были обязаны отпускать монашествующих из обители по церковным делам только по отпускным запискам.

Последующим указом от 30 декабря 1701 года предусматривалось ограничение содержания монахов и монастырских властей, а затем передача монастырских вотчин в подчинение Монастырского приказа. Все поступающие в монастырь доходы Монастырским приказом делились на две категории: "определенные", предназначенные для содержания церковных учреждений, в том числе и монашества, и "заопределенные", предназначенные для государственной казны. Монастыри, у которых было слишком мало земли, освобождались от податей и не включались ни в одну из этих категорий, что привело некоторые из них к полному обнищанию. Расходы на содержание одного монаха в 1701 г. были определены в 10 рублей и 10 четвертей зерна в год, впоследствии "Табелью 1710 г." они были сокращены и, наконец, в 1724 г. доведены до 6 рублей и 5 четвертей хлеба в год, с незначительной надбавкой для настоятелей и иеромонахов[51].

Указом от 17 августа 1720 года Монастырский приказ был упразднен. Монастырские вотчины возвращались их прежним владельцам, а управление ими снова поручалось настоятелям монастырей. К Тихвинскому Большому монастырю вновь был приписан Николаевский Мостищский монастырь. По указанию архиепископа новгородского Феодосия в 1723 году к Большому монастырю была приписана Троицкая Сарожская пустынь, а несколько ранее - Троицкая Ругуйская пустынь.[52] Однако, установленные прежде Монастырским приказом отчисления, монастыри продолжали выплачивать, а сбором доходов от монастырских владений вначале ведала Камер-коллегия, а затем, после введения Синода, вновь воссозданный Монастырский приказ, вскоре переименованный в Камер-контору синодального правления.

В конце своего царствования Петр I приказал провести новую перепись монахов, запретил постригать вновь желающих, кроме вдовых священников; предписал установить штаты монастырей и устроить в них дополнительные госпитали и богадельни.

Новая политика государственной власти в отношении монастырей оказала существенное влияние на развитие Богородицкого Тихвинского Успенского мужского монастыря, получившего в царствование Петра I название Тихвинского Большого монастыря. В первую четверть XVIII века монастырём управляли архимандриты, проявившие себя неординарными личностями. Архимандрит Боголеп был переведен в Тихвин в 1697 году из Иверского монастыря. В годы его управления монастырь под напором государства постоянно терял доходы, земли, власть над Тихвинским посадом. Боголеп, от имени властей и монахов монастыря, в своих многочисленных прошениях Петру I жаловался на то, что монастырь и посад разорены в гораздо большей степени, чем другие монастыри Новгородской епархии.[53]Излишняя гордость и неуживчивость архимандрита Боголепа постоянно вела к многочисленным конфликтам с посадскими людьми, местными помещиками, монахами и властями. Всё это вызывало множество жалоб к церковным и гражданским властям и послужило поводом для отправления «на покой» неспокойного архимандрита[54].

Архимандрит Павел I был определен к руководству Тихвинским Большим монастырем в 1708 году. При нем монастырь, согласно переписи 1710 года, насчитывал 79 человек – властей и монахов. Благодаря стараниям архимандрита утихли активные выступления посадских людей против монастыря, укрепились его позиции. В 1714 году благополучно разрешился давний земельный спор между тихвинскими Успенским мужским и Введенским женским монастырями.

На появившиеся монастырские доходы в 1712 году была произведена роспись на южной стороне паперти Успенского собора, за исполнение которой новгородскому мастеру настенного письма Георгию Алексееву было уплачено 120 рублей.[55] По большинству актуальных вопросов власти монастыря занимали выжидательную позицию и старались не терять своих прав и привилегий, и, при возможности, их расширить. В 1717 году на поклонение чудотворной иконе Тихвинской Богоматери приезжал царь Петр I.[56]

После кончины в 1717 году архимандрита Павла в руководители Тихвинского Большого монастыря был определен Рувим, прибывший из Великолукского Троицкого Сергиева монастыря. В отличие от многих иерархов церкви архимандрит старался вести себя независимо от светских властей. Ему удается добиться в Санкт-Петербурге отмены перевода тихвинских торговых людей на житьё в Новую Ладогу и вернуть полную власть монастыря над Тихвинским посадом. Будучи высоко нравственным религиозным человеком, он попытался ещё более возвысить авторитет иконы Тихвинской Богоматери, устроив драгоценную серебропозлащенную ризу на чудотворный образ. Тогда же, предположительно, тихвинским иконописцем Кондратием Дураковым было проведено поновление иконы[57].

Невзирая на царский запрет, архимандрит Рувим в 1718 году прибыл с иконою в Санкт-Петербург для сбора пожертвований. Был лично пойман Петром I во время запретного служения и заключен в крепость. Архимандрит Рувим также оказался причастен к делу царевича Алексея и после унизительного зачисления в солдаты бежал за границу, где скончался в 1725 году.[58]

С 1719 по 1722 гг. Тихвинским Большим монастырем руководил архимандрит Варлаам Вонатович, сторонник проведения церковной реформы Петра I. После хиротонисания Варлаама Вонатовича в архиепископа Киевского и Галицкого, настоятелем Тихвинского Большого монастыря в период с 1722 по 1727 гг. был архимандрит Павел II. Оба последних архимандрита многое сделали для духовного укрепления монастыря и его экономического благосостояния, используя отдельные уступки и отступления в ходе церковной реформы, проводимой Петром I.

Тихвинский Введенский монастырь в начале XVIII века при игуменье Каптелине пережил не лучшие времена. Монастырские крестьяне и бобыли из Подмонастырской слободки, используя борьбу жителей Тихвинского посада с Большим монастырем, начали в 1703 году захват сенокосов и пашенных земель, принадлежащих Тихвинскому Большому монастырю, а затем отказались от работ и уплаты денежных оброков своему владельцу Введенскому монастырю. В разгар выступления в июне 1704 года «введенские бобыли» подожгли Введенский монастырь, который от «…поджогу…сгорел весь без остатку».[59]

В подавлении выступления «введенских бобылей» приняли участие власти Тихвинского Большого монастыря. Было проведено расследование и наказание непосредственных участников поджога. В последующие годы жители Подмонастырской слободки Введенского монастыря были покорны введенским старицам.

В 1710 году в Тихвинском Введенском монастыре насчитывалось властей и монахинь – 26 человек, и непостриженных – 9 человек. Возглавляла монастырь игуменья Ольга. В это время в монастыре находились присланные в разные годы по указам правительства для отбывания наказания монахиня Евксения, Агафья Безобразова, крепостная девка Федора Калужского и стрелецкая жена Марина. Все они пребывали в монастыре длительное время и находились в пожилом возрасте от 45 до 70 лет. Ссыльная монахиня Евксения (Бакунина) приняла активное участие в борьбе с тихвинским архимандритом Боголепом, выезжала с этой целью в Новгород, но потерпела поражение и была наказана плетьми.[60]

Официально Тихвинский Введенский монастырь в начале XVIII века сохранял свои вотчины, включающие Подмонастырскую слободу, село Юрьевичи, деревню Бурково и другие в Тихвинском Пречистенском погосте, а также вотчину в Устюженском крае в составе села Никифорова и свыше десятка деревень. Все они сильно пострадали от мобилизационных поставок в первые годы Северной войны. В переписи 1710 года в Подмонастырской слободке указано более десятка пустых дворов монастырских бобылей и служебников, хозяева которых погибли на разных «государевых работах» или «бежали безвестно».

Николаевский Беседный монастырь в переписи 1710 года указан приписным к Тихвинскому Большому монастырю. В 1710 году монастырь возглавлял шестидесятилетний строитель Терентий, о монастырской братии в переписной книге было отмечено: «…а кормятца оне (монахи) в том монастыре своею работою и пахотою, а напред сего в тот монастырь давали руги …а с 700-го году тое руги и денег ничего в тот монастырь не даетца».[61] В данный период в монастыре имелись две каменные церкви: Никольская с пределом Рождества Богородицы и Усекновения главы Иона Предтечи. Недалеко от монастыря в Пречистенском Тихвинском погосте находилась его вотчина, включающая в себя деревню Паголду.

Антониев Дымский монастырь в начале XVIII века оставался приписным к новгородскому Софийскому дому. За ним числились вотчины в Тервеничском погосте, и старая вотчина в близком соседстве, включая деревню Мулево Никольского Дымского погоста. В переписной книге 1710 г. Р.И. Чоглокова бывший погост Антоньевский в Дымех, назван Никольским Дымским погостом по главной церкви погоста, освященной во имя Николая Чудотворца, и стоявшей в Усадище Дыми на берегу речки Дымки. Возглавлял монастырь игумен Иосиф, казначеем был монах Герасим. За оградой монастыря находились соборная Казанская церковь с пределами Николая Чудотворца и Антония Великого и теплая с трапезною палатою церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Троицкий Зеленецкий монастырь после смерти в 1698 г. его покровителя новгородского митрополита Корнилия (бывшего инока и игумена монастыря) и крупных пожаров в 1710 и 1715 гг. постепенно начал приходить в упадок. Монастырь был приписан в 1698 г. к Новгородскому архиерейскому дому (Софийскому дому). Более чем на сотню лет прекратилось каменное строительство[62], полученные при митрополите Корнилие вотчины перешли под управление Монастырского приказа.

Малые монастыри Тихвинского края в начале XVIII века пришли в полное запустение. В 1710 году в Спасской Оскуйской пустыни проживало всего 4 монаха во главе со строителем монахом Феодосием. Строитель Троицкой Ругуйской (Ругойской) пустыни расположенной в Воскресенском Липенском погосте, монах Иона вышел в мир, и, за отсутствием других монашествующих в пустыни, службу в церкви Живоначальной Троицы вел престарелый белый священник Степан Савельев.

Новая Николаевская Боровинская пустынь возглавлялась строителем семидесятилетним иеромонахом Иаковом; вместе с ним в пустыни проживали всего лишь его ровесник монах Варлас и работник белец Викула Никитин. Наличие в Боровинской пустыни работника и монастырской пахотной земли, хотя и принадлежащей Тихвинскому Большому монастырю, позволяло кормиться монашествующим. Это имело определяющее значение, так как положенная руга, поступавшая от приказа Большого дворца через Новгород, и включающая в себя по 6 четвертей ржи и овса, а также 20 алтын в год на человека, с 1700 года не поступала[63]. Пустынь, находящаяся в трех верстах от Тихвинского посада по Новгородской дороге, имела своих почитателей и вкладчиков. В 1714 году стряпчий Тихвинского Большого монастыря Михаил Ефимович Саньков пожертвовал иконы.[64] В это время в пустыни стояли две деревянные церкви, одна во имя Николая Чудотворца, другая - Иоанна Предтечи.

Наличие благотворителей, приписка к большим монастырям позволяли отдельным пустыням и малым обителям преодолевать кризисные явления, обновлять монастырские строения и церкви. В 1720 году на месте утраченной в Троицкой Ругуйской пустыни была возведена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца.[65]

Положение белого приходского духовенства в первой четверти XVIII века существенно изменилось. В 1722 году правительством были определены штаты священно- и церковнослужителей. Все сверхштатные служители приходских церквей были записаны в оклад подушной подати, и многие из них оказались в окладе на помещичьих землях и автоматически становились крепостными. Данная угроза нависла над причтом церквей Суглицкого, Озеревского, Койгушского погостов и многих выставок края, издавна располагавшихся на помещичьих землях.

Окончательно неопределенность положения другой части бывших церковнослужителей, проживающих на церковных землях, была ликвидирована указом от 20 мая 1724 года, когда нештатных священников, дьяконов, пономарей и их родню уравняли с тяглыми государственными крестьянами. Возвращение в прежнее сословие навсегда перед ними было закрыто. Штатное сельское духовенство было освобождено от податей и становилось привилегированным сословием. Было введено обязательное обучение священнослужителей в духовных школах.

В петровское время в погостах Тихвинского края сохранилась ранее сложившаяся сеть приходов. Все перечисленные в переписи 1710 года церкви в центрах погостов и в выставках под своими именами сохранятся в последующие столетия и будут лишь периодически перестраиваться в дереве или в камне из-за обветшалости или утраты при пожарах.

Новое храмовое строительство в первой четверти XVIII века успешно состоялось, несмотря на трудности, вызванные Северной войной и церковной политикой Петра I. Не смотря на запрещение каменного строительства, в Тихвинском крае появились провинциальные приходские каменные церкви. Первой такой каменной церковью стал храм Преображения Господня в Спасском Шиженском погосте построенный в 1700 году[66].

Ландрихтер Ингерманландской (Санкт-Петербургской) губернии Яков Никитич Римский-Корсаков в своем имении возвел две каменные церкви. Об этом в переписной книге Ивана Харламова 1710 года сделана следующая запись: «В том же Воскресенском Липенском погосте выставка Клин, а в ней церковь Николая чюдотворца деревяная обветшала, а по скаске попа с причетники вновь по обещанию господина лантрихтера Санкт Питербурского Якова Никитича Римского Корсакова построены две церкви каменные, а построены те церкви на земли ево лантрихтера да на той земли живут он поп с причетники.». Как следует из переписной книги данные церкви были построены в 1710 году. В 1711 году в присутствии Якова Никитича и новгородского митрополита Иова они были освящены во имя Николая Чудотворца и архангела Михаила.[67]

Обе церкви были возведены довольно в архаичном стиле, уже не используемом в каменном строительстве петровского времени. Возможно, они сооружались старыми тихвинскими мастерами, присланными тихвинским комендантом Василием Никитичем Римским-Корсаковым по заявке своего брата.

Памятники церковного деревянного зодчества первой четверти XVIII века в основном не дошли до нашего времени. К числу частично перестроенных в этот период относится деревянная клетская церковь Рождества Богородицы Ильинского Веского погоста в дер. Лиственка, ныне Бокситогорского района. В 1720 году в церкви, возведенной в 1599 г., был произведен ремонт и пристройка вместо крыльца трапезной.[68]

К числу новых деревянных церквей, возведенных в данный период, относится уникальная церковь Воскресения Христова Воскресенского Лученского погоста (ныне г. Пикалево), о которой есть сообщение тихвинского краеведа И.П. Мордвинова: «Была здесь 20-главая дер. церковь, сгоревшая в 1893 г.».[69] Данная церковь, с пределом вмч. Георгия, возведена в 1708 году.[70] Одновременное существование в прошлом трех однотипных многокупольных деревянных храмов – 22-главой Преображенской в Кижах, 24-главой Покровской в Анхимове близ Вытегры и 20-главой Воскресенской в Лучанах, выстроенных в начале XVIII века в Обонежье вполне логично. Об этом исследователи древнерусского деревянного зодчества ещё не сказали своего последнего слова.

Несколько деревянных церквей было построено на окраинах Тихвинского региона. К ним относится церковь во имя Сретения Господня, сооруженная в 1713 году в выставке Пирозеро Михайловского Гедевичского погоста. На юге Тихвинского края в Дмитриевском Креминицком погосте были возведены церкви в выставках Устье Каширское в 1707 году и в Хилино в 1725 году. Оба храма были освящены во имя Николая Чудотворца, последний из них строился под покровительством князей Мещерских. В Шугозерском погосте в 1721 году, в вотчине Спасского Ковалева монастыря, была построена, вместо утраченной, выставочная церковь Преображения Господня.

Об архитектурных достоинствах данных церквей судить сложно, так как все они утрачены в последующее время и не дошли до наших дней. Возможно, среди них были церкви ярусного типа, массовое сооружение которых в Тихвинском крае приходится на вторую половину XVIII века.

[1] Перепись 1710 г.: Новгородский уезд: Бежецкая пятина: Белозерская половина: Сказки, поданные переписчику Сергею Ивановичу Чоглокову. Л. 67. – www.census1710.narod.ru

[2] Перепись 1710 г.: Новгородский уезд: Обонежская пятина: Нагорная половина: Сказки, поданные переписчику Герасиму Афанасьевичу Карсакову. Л. 4 – www.census1710.narod.ru

[3] Перепись 1710 г.: Новгородский уезд: Обонежская пятина: Нагорная половина: Переписная книга переписи Ивана Харламова. Л. 188, 338.об. - www.census1710.narod.ru

[4] Рабинович М.Д. Полки петровской армии 1698-1725 // Труды Государственного исторического музея. Вып. 48. М., 1977. – www.adjudant.ru

[5] Перепись 1710 г.: Кн. И. Харламова. Л. 106 об, 114 об.

[6] Кротов П.А. Рождение Балтийского военно-морского флота // Вопросы истории. 1991. № 11. С. 209-213.

[7] Там же. С. 210.

[8] Перепись 1710 г.: Кн. Г.А. Карсакова. Л. 12.

[9] Перепись 1710 г.: Кн. И. Харламова. Л. 234-236 об.

[10] Мордвинов И.П. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. СПб. 1999. С. 33-34.

[11] Перепись 1710 г. Кн. И. Харламова. Л. 313.

[12] Мординов И.П. Тихвинская старина. Новгород, 1911. С. 72-89.

[13] Файнштейн Л.А., Шаскольский И.П. Тихвин. Л., 1961. С.70.

[14] Сербина К.Н. Очерки из социально-экономической жизни русского города. М., 1951. С. 392.

[15] Перепись 1710 г.: Новгородский уезд: Обонежская пятина: Нагорная половина: Переписная книга Тихвинского посада переписи Ивана Петровича Скобельцина. Л. 54.- www.census1710.narod.ru

[16] Берташ А.В., Векслер А.Ф. Новая Ладога. СПб., 2004. С. 50.

[17] Перепись 1710 г.: Кн. И.П. Скобельцина. Л. 62.

[18] Перепись 1710 г.: Кн. И. Харламова. Л..67.

[19] Сербина Н.К. Очерки … С. 397.

[20] Перепись 1710 г.: Кн. И. Харламова. Л. 123-124, 147.

[21] Мордвинов И.П. Старый Тихвин … С. 35.

[22] Перепись 1710 г.: Кн. И.П. Скобельцина. Л. 9.

[23] Перепись 1710 г.: Кн. И.П. Скобельцина. Л. 9 (об).

[24] Файнштейн Л.А. Шаскольский И.П. Тихвин. Л. 1961. С. 71.

[25] Мордвинов И.П. Старый … С. 40.

[26] Лебединский М.Ю. Хроника рода князей Мышецких. М. 1997. –

http:// www.lib.ru/HISTORY/LEBEDINSKIJ/myshec.txt

[27] Перепись 1710 г.: Кн. И.П. Скобельцина, Л. 38 – 39.

[28] Там же. Л. 48.

[29] Там же. Л. 37.

[30] Мордвинов И.П. Старый Тихвин … С. 35.

[31] Сербина Н.К. Очерки … С. 409.

[32] Там же. С. 410.

[33] Крупейченко И.П., Балясов Н.К. Тихвин прежде и теперь. – www.tikhvin.info/list-book1.htm

[34] Сербина Н.К. Очерки … С. 411.

[35] Анисимов Е. Время Петровских реформ. Л., 1989. С. 317.

[36] Перепись 1710 г.: Кн. С.И. Чоглокова. Л. 68.

[37] Перепись 1710 г.: Кн. И. Харламова. Л. 62.

[38] Там же. Л. 284.

[39] Перепись 1710 года.: Новгородский уезд: Обонежская пятина: Нагорная половина: Сказки, поданные переписчику Роману Ивановичу Чоглокову. Л.1.- www.census1710.narod.ru

[40] Перепись 1710 г.: Кн. И. Харламова. Л. 286 об.

[41] Мордвинов И.П. Тихвинская старина. … С. 92-94.

[42] Мордвинов И.П. Старый Тихвин … С. 36.

[43] Лебединский М.Ю. Хроника … С. 78-79.

[44] Перепись 1710 г.: Новгородский уезд: Обонежская пятина: Заонежская половина: Сказки, поданные в 1710-1711 гг. переписчику Михаилу Ларионовичу Мордвинову. Л. 90-92.- www.census1710.narod.ru

[45] Перепись 1710 г.: Кн. И. Харламова. Л. 149.

[46] Русский биографический словарь. СПб. 1913. (репринт М. 1998). С. 223.

[47] Швецова Е. «Исполнил твое поручение» // Вести.-2003.-13 сентября.

[48] Лебединский М.Ю. Хроника … С. 81

[49] Мордвинов И.П. Старый… С. 36.

[50] Секретарь Л.А. К истории трех утраченных новгородских монастырей: Николаевского Мостищского, Николаевского Верендовского, Спасского Верендовского. // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 10. Новгород, 1996. С. 217.

[51] Смолич И.К. Русское монашество 988-1917. - http:// www.krotov.info.ru

[52] Историко-статистическое описание Тихвинского Богородицкого монастыря. СПб., 2004. С. 215-216.

[53] Сербина Н.К. Очерки…. С. 393.

[54] Мордвинов И.П. Старый Тихвин… С. 35.

[55] Историко-статистическое описание Тихвинского Богородицкого монастыря …. С. 111.

[56] Там же. …С. 98.

[57] Райков Г.П. Гипотеза происхождения и явления чудотворной Тихвинской иконы //Летописец. Т. III. Тихвин, 2006. С. 23.

[58] Мордаинов И.П. Старый Тихвин ….С. 35.

[59] Сербина К.Н. Очерки…. С. 406.

[60] Мордвинов И.П. Старый …. С. 34.

[61] Перепись 1710 г.:.Кн. И.П. Скобельцина. Л. 64.

[62] Кондратьева Е.В. Ансамбль Зеленецкого монастыря //Андреева и др. По Ленинградской области. Посвирье, Бокситогорский и Волховский районы. Л., 1978. С. 143.

[63] Перепись 1710 г. Кн. И.П. Скобельцина. Л. 64 об.

[64] Тихвинский земский календарь-справочник на 1917 год. …С. 69.

[65] Земля Невская православная. СПб. 2000. С. 144.

[66] Земля Невская православная … С. 146.

[67] Цкитишвили Е.В. Два вице-губернатора // Тихвинец. 1997. № 1(16). С. 54.

[68] Натурное обследование Ольешского сельсовета. // Бокситогорский район Ленинградской области. Историко-архивные исследования, инвентаризация памятников и натурное обследование.Т. VIII. Л., 1982. С. 75-78.

[69] Мордвинов И.П. Тихвинский земский календарь на 1917 год … С. 73.

[70] Земля Невская православная … С. 150.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.062 с.)